СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1317
01 октября 2011 года
8 октября исполняется 80 лет со дня рождения знаменитого писателя и журналиста Юлиана Семёнова. Это было в середине 1950-х. Юлька только что закончил Московский институт востоковедения и нигде не работал. Он рвался в бой – прежде всего в журналистику. Ему хотелось печататься, написать что-то великое. Когда я увидел его в редакции «Огонька», в международном отделе, у меня уже был двухлетний опыт работы литсотрудника, и я казался себе опытным, пожившим, кое-что повидавшим, способным определять, что печатать, что – нет. При том, что я всего на два года старше Юльки. И вот появляется он, тогда неизвестный молодой симпатичный человек, который скромно принёс свою небольшую заметку, кажется, про грядущий визит иранской шахини в СССР: «Вот, написал, возьмете?» То, что он написал, оказалось не только умно, интеллигентно и интересно, но и нестандартно. Поэтому сразу взяли, сразу и напечатали. Он мне вообще сразу показался очень хорошим парнем, каким он, собственно, и был. Мы стали общаться. Мне нравились его шутки, интересны были его мысли. Энергия его зашкаливала, иногда даже трудно было с ней совладать. А когда оказалось, что мы ещё и живём рядом, то стали ещё чаще видеться, гулять по Кутузовскому, продумывать пути справедливого мироустройства. По вечерам, иногда до глубокой ночи. До сих пор я помню эти прогулки. Когда он уже умирал – всё понимал, но не мог говорить, – я приходил к нему и однажды сказал: «Юлька, ты помнишь наши прогулки? Это было самое счастливое время в моей жизни!» И он заплакал. О Сергее Михалкове мне бы хотелось сказать особо. Поверьте, многие просто завидуют его стихам, его успехам, его славе. Может быть, и не стоило писать слова двух гимнов, однако лучше вспомнить, скольким людям он бескорыстно помогал. Приведу для наглядности пример: в середине 50-х годов в «Огонёк», впрочем, как и в другие издания, возвращались из заключения уцелевшие журналисты. Среди них был блистательный публицист Николай Кружков, который в 30-е годы работал в «Правде» и подписывал свои популярные статьи псевдонимом «Николай Крэн». Во время войны он был редактором фронтовой газеты, в которой печатался и Сергей Михалков, уже тогда звёздная величина. После какого-то доноса Кружкова арестовали как врага народа, и он получил большой срок. Я познакомился с Кружковым в «Огоньке», и он рассказал мне впоследствии, что единственным человеком, который пытался его защитить, был Сергей Михалков, написавший письмо Сталину о том, что Кружков – настоящий советский человек, настоящий коммунист. Для того времени такого рода письмо Сталину могло означать для его автора начало конца. Кружкова не освободили, но и не расстреляли. Не верьте тем, кто говорил, что Семёнову «зелёную улицу» прокладывал Михалков. Юлька сам был безмерно талантлив. Умный и весёлый, он гармонично вписался в семью, но его и так бы печатали с удовольствием. «Петровку, 38», Штирлица, Славина и других придумал он без посторонней помощи. Сколько народу зачитывалось его детективами! Сколько людей по многу раз смотрели фильмы, снятые по его произведениям! Сколько анекдотов было сложено про их героев! Это честная популярность, её не организуешь с помощью каких бы то ни было связей. Так что Юлька не был «выкормышем» Михалкова. Скорее, я могу считать себя михалковским крестником. Написав повесть по мотивам своих публикаций о войне в Индонезии в конце 1950-х гг., я через Юльку попросил Сергея Владимировича взглянуть на неё своим опытным глазом. Сергей Владимирович взглянул и отправил меня… в театр, так как считал, что это почти готовая к постановке пьеса. Я очень волновался, будет ли у неё успех, и спросил Михалкова, можно ли угадать, что впереди – успех или провал? Он ответил, что угадать можно. Если в «Правде» появится рецензия, в которой будет сказано, что «автор пьесы в погоне за дешевой развлекательностью упустил главные идеологические приоритеты», тогда народ точно валом повалит… Успех другого человека многим трудно пережить. Зависть – звериная сила. Его приняли в Союз писателей в 1960 году. И он, безусловно, заслужил это, творя на грани публицистики и литературы. В творчестве Юльки сложилось это прекрасное соединение – журналиста и писателя. За что он регулярно получал ушаты воды от завистников из того и другого лагеря. И один из первых ушатов холодной воды на него опрокинула газета «Известия», где главным редактором был тогда Аджубей. «Юлиан Семенов, каков он есть» – так называлась статья начала 60-х. Она была выдержана в самых хрестоматийных традициях 30-х годов, вроде бы давно ушедших в прошлое. Громили за всё: за зазнайство, искажение фактов, непрофессионализм и пр. Нечто, очень похожее на донос, но подписанное автором, уж не помню кем. Юлька это очень переживал, мы долго думали, как реагировать – не один вечер ушёл на обсуждение дальнейших шагов, не одна сигарета была выкурена. Потом решили, что надо быть выше этого и лучшим ответом завистникам будут новые, ещё более успешные публикации. Их тандем, к сожалению, был недолгим. Летом 1991 года они ехали с Юлькой в машине на важную встречу, и Юльке вдруг стало плохо, он потерял сознание. Врачи диагностировали инсульт. Артём делал всё, чтобы вернуть Юльку к жизни. Тот прожил ещё почти три года, кажется, всё понимал, но не мог говорить… Только кивал головой радостно или качал ею, не соглашаясь с собеседником… Иногда – плакал… Если бы он сегодня взглянул на Россию, вероятно, взгрустнул бы, потому что все надежды начала 90-х годов рухнули, всё, что нужно было сохранить, – не сохранили, а всё, что не надо было допускать в нашу жизнь, – допустили. Хотя я уверен, он нашёл бы массу благодатного материала для новых захватывающих детективов, из которых ушлые телевизионщики делали бы сериалы. Я думаю, он был бы понятен и интересен новым поколениям. Генрих Боровик Источник: "Совершенно секретно" |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Cевастополь