Заказать третий номер








Просмотров: 2201
01 сентября 2011 года

 

Виталий приехал помогать брату. Маленький домик почти утонул в море фиолетовой сирени. Построили его когда-то для деда, который после революции перебрался в Москву: отдал свой богатый кирпичный дом под сельскую школу и уехал ждать конца советской власти, чтобы потом снова стать крепким крестьянином, - но так и не дождался. А когда умерла его любимая жена Танечка, стал проситься обратно в деревню, плакал, умолял. Дом было не вернуть, хотя он уже давно перестал быть школой: в нем проживала какая-то многодетная семья. Однако удалось выхлопотать небольшой участок, на котором и был за неделю построен этот маленький домик с большими окнами, где бывший раскулаченный кулак и прожил свои последние пятнадцать лет.

Когда правнучке покойного хозяина исполнилось три года, и вся семья решила, что ребенку нужен чистый воздух и парное молоко, Владимир поехал в Рязанскую деревушку, чтобы привести в порядок давно заброшенный дом. 

Сначала братьям пришлось вступить в борьбу с зарослями сирени, что не позволяла даже приблизиться к двери. Владимир и Виталик  справились довольно быстро.

- Ну, все, перекур, -  старший вытянул из мятой пачки  беломорину и чиркнул спичкой.

Виталик не курил, он смотрел под ноги на груду поверженных сиреневых веток и молчал.

- Столько букетов пропадет, - вздохнул он.

- Ты о сирени, что ли? Да ее тут как грязи, на задах наломаем перед отъездом. Кому букет-то? Этой, что ли?

- Тебе она совсем не нравится?

- Да я все понять не могу, чем она тебя прельстила, ни кожи, ни…

- Володь, - перебил его Виталик, - а  у нее ребенок будет.

- И…

- Мой, Володь, точно мой.

- Да откуда…

- Ну как же, Володь, она же с мужем семь лет прожила, и не было ничего.

- А с тобой,  значит, один раз в палатке – и готово.

-  Ну, не с одного, - тихо сказал Виталик.

***

- Она хоть развелась? – Владимир прикурил вторую сигарету, не сразу осознав, что зажигает не спичкой, а любимой зажигалкой, которую считал потерянной.

- Во вторник свидетельство отдадут.

- А в среду, значит, опять в ЗАГС.

- А то на свадьбе заметно будет, ей же неловко, да и мне…

- Свадьба еще какая-то ему, - хмыкнул Владимир. - И так отцу с матерью все нервы измотал.

- Может, ты с родителями поговоришь, а то мать развылась, мол, ведьма, тебя погубит, всех нас погубит …

- Ну, мать – понятно, а отец что?

- Смотрит только. Смотрит и смотрит, - пролепетал Виталик и беспомощно посмотрел на брата.

            Когда Владимир видел этот беспомощный взгляд, в нем просыпалось что-то, что позволяет спрыгнуть с десятиметрового моста в воду, не раздумывая, войти в горящий дом, не чувствуя запаха дыма, разорвать пасть бешеной собаки, словно это плюшевая игрушка… Их было семь или восемь, и чем же им не угодил тогда смешной пухлый Виталик,  уже и не вспомнить. Но после того случая от братьев в школе шарахались: Владимир дрался так, будто не был человеком, при этом он еще и рычал не то по-волчьи, не то по-медвежьи. Но что он мог сделать для брата сейчас?..

- Ладно, женись, придурок, с родителями поговорю.

Он докурил беломорину, немного повозился с поржавевшим замком и резким рывком открыл рассохшуюся дверь.

- Сдавайтесь, мыши, новая власть пришла! - крикнул он в сени и рассмеялся.

 

***

 

Многое повидал небольшой бело-синий кораблик за последнюю весну, лето и осень: развеселых пьяных выпускников, запускающих фейерверки прямо с палубы вопреки всем правилам безопасности, пухлую, низенькую невесту с маленькой черной головой, обалдело выглядывающую из белого кружева, ее смешного долговязого жениха, бодрые возгласы картавого тамады, двух толстых бизнесменов, прыгающих за борт прямо в одежде, наигранно испуганные глаза их костлявых подружек. Юбилеи, свадьбы, корпоративы, экскурсии по городам Подмосковья, зеленые стоянки, шашлыки, иногда с курьёзами, иногда спокойно.

Если бы десять лет назад Владимиру кто-то сказал, что он будет заниматься чем-то подобным, он бы ни за что не поверил. В тридцать лет он был – начальник  КБ на одном из самых крупных заводом страны. Подчиненные годятся в отцы – и все уважают, ценят, восхищаются, несколько авторских свидетельств, даже загранпоездки и предложение работы в Италии… Приятно было. Но тогда подумал – зачем? и здесь всё складывается неплохо, а потом – мать с отцом, теща, их-то с собой в Италию не возьмешь… Эх, был же билет в другую жизнь, возможно, и счастливую, стоило только решиться!

…В момент, когда всё рухнуло, и стало понятно, что возврата к прошлой жизни не будет, страха не было. Наоборот, горячность и энтузиазм. Сможем, выстоим, с братом-то вдвоем. С кооперативом не вышло, но ведь удалось же отхватить эту посудину почти за символическую плату, переделать всё, и пошёл ведь бизнес, и команду набрали хорошую из друзей, бывших инженеров. Не самый плохой расклад. Ну, не получилось с коммунизмом, будем строить что-то еще, главное – строить, на худой конец – хоть старость себе обеспечить….

-----

Они сидели в промозглой каюте, что служила рабочим кабинетом. За окном медленно падал крупный, словно куски свалявшейся серой ваты, снег.

Лицо Виталика снова было растерянным. Владимир отвел взгляд и уставился в окно, собираясь с мыслями, он уже давно все решил, и сейчас нужно было только произнести это вслух. Он чувствовал, что поступает в ущерб себе, своей семье, но иначе  не мог.   

- Я ухожу, - наконец выдохнул Владимир, так и не посмотрев на брата.

- Володь! Ну, ерунда же, да наладится всё, ну мы ж свои люди-то, - быстро затараторил Виталик.

- Ничего у меня с ней не наладится, - жестко сказал Владимир. - Да ты как вообще себе это представляешь…

-  Володь, да ты про этих, что ли? Но ведь Машка, правда, вороватая, да еще и матершинница, а Геныч – он же, ну, правда же, потаскун, а у нас корабль называется «Святой Георгий», ну, как же можно такое поведение и на таком корабле!

- Совсем без мозгов, да? Как зомбированный хряк! Да…

- Володя,  ты преувеличиваешь…

- Я преувеличиваю! Машка у них нечестная! Ну, один раз подсчитала неправильно, ошиблась девка, со всеми бывает. Матерится? Да и на здоровье, зато пашет как лошадь.  А может, твоя боится, что у Машки груди торчком и зад как орех, как бы ты не кинулся?

- Да мне кроме…

- А сомневается, видно, Людочка!  - Владимир нервно сглотнул. – «Геныч потаскун»! Да зато у него башка – дом советов, и на кого сменяли-то? Да у этого хмыря на роже крупными буквами:  «не украл - день зря прошел». Ладно эти, хоть было к чему придраться. А Лешка, Олег, Сашка?

- Да они же сами, никто их не гнал…

- Ну ты и баран! И с каждым годом всё баранее и баранее, скоро заблеешь… Всё Людка твоя! Нет, я так не могу.

Виталик поджал губы.

- Если ты действительно так думаешь, то я тоже не вижу другого выхода. Уходи, раз решил.

- Ну и прекрасно, - Владимир резко встал, грохнув стулом, и вышел из каюты.

- Подожди, - Виталик неуклюже кинулся за ним, догнал уже почти на выходе с корабля.

- Что еще?

- Но мы же… мы…

- Что мы?

- Братья, -  произнес Виталик и покраснел.

Владимир посмотрел на него: брат с возрастом сильно обрюзг, волосы его поредели, раньше он светлым был, а теперь непонятно что клочками вокруг плеши, и пузо растет, как на дрожжах…

- Что ж ты брюхо-то такое отрастил, ведь молодой еще, - грустно усмехнулся Владимир.

- Да прёт и прёт,  прямо не знаешь, куда деваться, - виновато улыбнулся Виталик и по-детски развел руками. -  Может, мне заниматься начать? Штанга, там…  Как ты думаешь?

Владимир представил брата со штангой  и не смог удержать улыбки.

- Поедешь к нам чердак чинить, раз пять на крышу слазишь, авось растрясется, уж я тебя, борова, щадить не стану, будешь у меня как макака с ветки на ветку прыгать, дай только потеплеет...

- Да я бы рад,  но ведь мы с Людой тоже участок купили, она хочет обустраиваться, может, и не получится к тебе…

- Ясно, - уже совсем беззлобно сказал Владимир.

 

Витя

В детстве он был очень обаятельным. Бабушка и дедушка научили его  вежливости. Поев, он никогда не забывал сказать: «Спасибо, все было вкусно и хорошо». И это так умиляло взрослых! С ним было приятно ходить в гости. Он легко знакомился как с мальчиками, так и с девочками, одинаково увлеченно играл в войнушку и в дочки-матери. А еще он придумывал страшные сказки. Больше всего его друзья любили  сказку про фашистов и черные макароны. «…вывели такой сорт макарон: они сначала детей душат, душат, пока из них все соки не выжмутся, и дети всё тончее–тончее, а потом чернее-чернее становятся, и совсем в макароны превращаются… А потом фашисты эти макароны перекрашивают, чтобы белые были, и русским незаметно в магазины подбрасывают, чтобы мы все потравились, и тогда они будут в наших домах жить».

- Но ведь мы фашистов победили, они теперь просто немцы и с нами дружат, - сказала ему одна девочка.

- Да это не те фашисты, это другие, новые, про них еще никто не знает, они пока прячутся, - объяснил ей Витя.

- А как их найти, раз они прячутся?

- Их надо выслеживать. Вот если человек совсем макароны не ест, значит, знает, что они отравленные, из детей деланные, вот он и есть – фашист.

- А почему макароны из детей отравленные получаются? - не унималась девочка.

- А как ты думаешь, почему люди людей не едят? Вот если человек плохой, преступник, убил сто человек, можно было бы его казнить и съесть, правильно?  А то зачем его хоронить, всё равно к нему никто на могилу ходить не будет, он же враг? Можно было бы из него сделать колбасу…

- А в Африке есть людоеды.

- Так африканцы не отравляются человеческим мясом, у них организм такой особенный, поэтому они и черные, а ты что думала…

Образованная девочка не нашла, что возразить.

К семи годам Витя уже бегло читал и считал до миллиона, неплохо рисовал и лепил из пластилина, немножко играл на баяне. Всему этому его научили бабушка и дедушка, он не ходил в детский сад, и ему совсем не хотелось в школу. Когда старшие в шутку спрашивали его: «Витя, а ты хочешь стать взрослым?», он уверенно говорил: «Нет». А школа, по его тогдашним понятиям, как раз и означала что-то похожее на взрослость.  Витя очень боялся каких-либо перемен своего жизненного уклада. И мало того, что ему с сентября предстояло идти в школу, теперь еще и жить ему предстояло не с бабушкой и дедушкой, а с родителями, с которыми раньше он виделся только по выходным. Они привозили фрукты и конфеты, водили его в театры или зоопарк. Как-то раз летом он ездил с мамой в дом отдыха, где ему очень не понравилась еда, зато понравилась девочка Таня, дочка маминой сотрудницы.

Родителей ему вполне хватало по выходным  и отпускам, зачем они нужны в будни  - Витя искренне не понимал. Конечно, он плакал, когда вечером в воскресенье мама с папой уезжали к себе, но причиной слез было скорее то, что выходные закончились. Перед началом учебного года Витя ревел с куда большим отчаяньем, и всё лепетал: «Не хочу, а можно в следующем, а пока так, как есть?!».

Бабушка и дедушка тоже не хотели, чтобы он уезжал с матерью.  Они до сих пор, даже по прошествии стольких лет, с трудом выносили невестку. Она казалась им вздорной, лживой, плохо воспитанной, поначалу они даже думали, что Витька не от их сына, но потом так привязались к внуку, что это стало неважно. 

Они были рады, что им доверили заботу о нем, пока сын с женой пытались разбогатеть. Родители Вити задерживались на работе до позднего вечера и не могли много заниматься ребенком. Старики были уверены, что их милый Витенька и в школе будет учиться под их чутким приглядом, но в один из вечеров Людмила закатила Виталию истерику, и на весь дом вопила, что у нее хотят отнять единственного сына. Виталий как всегда послушал жену.

Новая жизнь началась для Вити как-то не сразу, не резко, а школа даже понравилась. И ему самому показалось странным, чего он так её боялся. Бабушка была уже не столь крепка, и Витя видел её теперь только в выходные и праздники. Зато дедушка каждый день забирал его из школы, делал с ним уроки, кормил обедом и уезжал, пока родители не вернулись с работы.

А потом бабушка умерла. Витя не поверил. А когда увидел ее лежащей в гробу, то и вовсе разуверился: это была не бабушка, а какой-то манекен, будто бы слепленный с бабушки. Еще и плохо слепленный: грубо, халтурно.  Витя не захотел целовать этот манекен, впрочем, никто и не настаивал – посчитали, что мал еще. Но Витя видел, как без слез плакали глаза дедушки, он понял, что такое плакать без слез, и очень разозлился на бабушку. «Никакой смерти нет, - решил для себя Витя, - просто людям иногда надоедают люди, с которыми они живут, вот они от них и уезжают куда-то далеко, и вместо себя оставляют этих манекенов, которые наверняка где-то продаются, просто не все знают, где».

Когда через четыре года умер дедушка, Витя уже не сомневался в том, что смерть есть, а в гробах – не манекены.

Теперь никто не встречал его из школы, не кормил обедом, не проверял уроков. Более того, у него появились взрослые обязанности: купить не просто батон и половину черного, а мясо на суп (и если не то выберешь – будут  ругать), убрать не только в своей комнате, а во всей квартире, сварить макароны или картошку.

Впрочем, всё это оказалось не так уж и сложно. Ему даже нравилось чувствовать себя взрослым, самостоятельным, хозяином. Какое-то время он по привычке всё еще продолжал делать домашние задания, пока, наконец, не понял, что за его учебой больше никто не следит.  Однажды утром вместо школы он пошел в парк, там долго ходил вокруг обшарпанного Есенина с отколотым носом и придумал страну с живыми памятниками и бюстами, в которой всем умершим людям ставили памятники или бюсты – ну, то есть, смотря сколько есть денег у родственников. И вот эти души умерших продолжали жить в этих каменных изваяниях, и всё-всё чувствовали и слышали, только говорить и двигаться не могли. А бюстам ещё казалось, что у них ноги и руки болят, которых нет на самом-то деле, – Витя слышал, что такое при ампутации бывает.  И если ты кого ненавидишь, и при жизни не успел отмстить, то можешь памятнику – ка-ак дать! И как следует отмутузить, потому что ему больно будет, как живому, а ничем ответить он не сможет, он же памятник…

Витя не ходил в школу день, другой, третий – и ничего не произошло. Он же варил макароны, убирался в квартире, приходил домой до того, как родители вернулись с работы… Когда мать спрашивала о том, что было в школе,  Витя начинал с упоением врать, и врал он очень убедительно, даже умудрялся рассмешить родителей какой-нибудь школьной историей, которой на самом деле не было.

Витя решил, что просто устроил себе отпуск: вот до конца недели погуляет, а потом скажет в школе, что болел, а врача не вызывали, лечились народными средствами. Он знал, что классная сама была любительницей этих самых народных средств, и, может быть, ничего и не открылось бы... Но учительница все-таки позвонила в четверг.

Витя, конечно же, предполагал, что его накажут. Он думал, что в таких случаях отец берет ремень, ну, лупит пару раз, сын орет, потом просит прощенья, и на этом всё. Но наказала его мать. Она залепила ему хлесткую пощечину, как в кино: будто он был взрослым неверным любовником, а не мальчишкой, сыном. И потом сказала такое, что, по его мнению, не говорят детям, пусть и провинившимся.

- Значит, ты думаешь, что можешь врать, жить, так как тебе хочется, не считаться с нами, не выполнять своих обязанностей… Школа – это сейчас твоя основная обязанность! Ну, если так, ты уже не маленький, живи один.

- Как один? – не понял Витя.

- А я не знаю! Я же не знаю, чем можно заниматься, если не ходить в школу, когда все друзья за партами сидят!

Потом его как-то неубедительно ругал отец, ругал-ругал, а под конец признался, что сам прогуливал и не раз за это от дедушки ремня получал, и что в следующий раз Витька тоже ремня обязательно получит, а на этот раз ладно, прощается. Это совсем не напугало. Напугало: «живи один».

Он больше не прогуливал школу, домашние задания делал хотя и не так усердно, как при дедушке, но всё же делал.  Иногда, правда, списывал. С  каждым днем в нем росла злость. В одиннадцать лет впервые в жизни не его ругали взрослые, а сам он поскандалил с матерью.

- Ты не пойми кто! - орал Витя. - Другие матери в школу ходят, что-то разбираются всё время, боятся, что их детей обидят, и обеды у них всегда готовые в термосе, и мясо они детей не заставляют покупать, только хлеб и молоко!

- Другой не будет. Чужие тебя не возьмут, кому ты нужен, так что живи, с той, какая есть, а не нравится – уходи…

Он ушел на следующий день. Точнее, уехал на свою же дачу. Это было просто, он знал, где продаются билеты на автобус. В своём возрасте он уже был практичен: купил хлеба, колбасы, сосисок, макароны, чай и сахар. Было уже начало ноября, и дачный домик промерз. Разжечь печь он не решился, хотя и знал приблизительно, как это делать.

Витя поставил на электрическую плитку чайник и кастрюлю с водой для макарон. «Они всё равно быстро догадаются, где я, - подумал он. – А может, нет… А если не догадаются…» Он смотрел в окно, на соседском заборе колыхалась какая-то старая зеленая тряпка. Это был флаг, зеленый флаг Генерала Лето. Генерал сдался и бежал, бросив знамя, а оно всё равно развевается, будто победило, оно не знает, что уже не является ничьей гордостью и символом веры в победу. Интересно, а символ веры может утратить веру? Это значит то же самое, что вера утратила веру, или всё-таки нет?  Вот дедушка бы ответил. А у них я не буду спрашивать.

Отец нашел его уже к вечеру. Витька с трудом соображал: у него поднялась температура, ему казалось, что всё это происходит во сне. Чуть ли не плачущий отец обнимает его, потом новость – «у тебя температура», потом – когда жар наутро спал – «у тебя скоро будет братик или сестричка, нам теперь надо совсем дружно жить, у нас теперь ведь будет маленький человек, которому нужна особая забота…»

- А мне? Мне не нужна? - спросил Витя.

- Ну, ты же уже взрослый мужик, - потрогав его лоб, произнес отец, - и температуры вон уже нет.  Но на всякий случай еще полежи...

***

Он смотрел на огонь в печи, красные угли походили на драгоценные камни, из которых был сотворен не то замок, не то шатер, и ему захотелось мечтать, как прежде, но ничего не получалось. А могло ли получиться? Главное, чему научили его родители  - бояться…  В старших классах он много гулял и мало учился, на что смотрели сквозь пальцы, а после окончания школы за взятку пристроили в один из технических вузов. «Но я не хочу там учиться!» - сказал Витя. «А куда ты можешь сам поступить, троечник, скажи спасибо!», - отрезала мать.

В институте он опять же много гулял, почти не учился и помогал родителям с их кораблем. После диплома, где две трети оценок были куплены, он стал работать на корабле ежедневно. «А куда тебя еще возьмут, ну какой ты специалист, название одно, скажи спасибо», -  и он опять послушался. Кое-как работал, договаривался с клиентами, закупал продукты для кухни и бара. Конечно, всё это было не его делом, но у него не так уж плохо получалось.

Ему казалось, что он способен работать только с родителями, а если не с ними, то больше никто его держать не будет. И потом: ему всегда нравилось выпивать, от этого он становился увереннее и веселее. Хоть немного, но нужно было, чтобы каждый день, а кто такое терпеть будет, кроме родителей? Случались в его жизни и романы, некоторым девушкам он даже казался каким-то особенным,  некоторым – просто хорошим, добрым парнем. Но Витя не мог решиться на что-то серьезное, и уж тем более – на брак. Ему казалось, что девушки, а особенно их мамы, хотят, чтобы он им что-то доказал, а он не привык доказывать, он привык слушаться, и так было надежнее и спокойнее.

Потом родители решили продать свой бизнес и жить в удовольствие на заработанное. Бизнес продали, денег было прилично, правда, они были родительские, но если их не раздражать, они же всегда дадут. О том, чтобы устроиться на другую работу, Витя даже и думать боялся. И еще ему с каждым годом всё больше и больше нравилось пить: в какой-то момент мир делался другим - ненадолго, правда, но всё же. И будто ему не тридцать, а двенадцать, и стоит только захотеть – хоть в космос, хоть на дно морское, хоть в  кратер вулкана!

Но вскоре и с выпивкой уже не мечталось. Он чувствовал себя состарившимся ребенком, так и не сумевшим повзрослеть. А ведь в девять лет он уже мог грамотно выбрать мясо для супа…

Антон

Первая машина у него появилась в три года. Красный кадиллак, работающий от электроаккумулятора. Редкая по тем временам игрушка. Подружек на ней катал, трех белокурых сестричек – одной пять, другой четыре, третьей – три. Отец не жалел для него денег. Антон был его второй молодостью. Значит, есть еще порох в пороховницах, и Людка какая молодец, другие в её возрасте уже совсем курицы, а она стройная, подтянутая, головка в кудряшках. И что это Володя говорил, будто голова у нее квадратная, и, мол, что сзади, что спереди – доска. Завидовал.  Его-то Ольга быстро из девушки в бабу превратилась.

Если до рождения Антона Виталий хоть немного, но сомневался в своем выборе (особенно его смущало молчаливое неодобрение покойного отца), то после появления Антошки любовь к жене возросла троекратно. Антон рос капризным, нетерпеливым и красивым. Главным его интересом в жизни были девочки. Ему еще не исполнилось четырнадцати, когда первой его женщиной стала старшая из тех белокурых сестричек, потом средняя, потом очередь дошла и до младшей. Разумеется, на них он не остановился.

Он знакомился везде: в клубах, на улице, концертах, кинотеатрах, поликлиниках и магазинах. Иногда умудрялся встречаться сразу с несколькими. Плотный любовный график не оставлял места для учебы и работы. А когда его выгнали из очередного института, и ему грозила армия, он разрыдался перед родителями, чуть ли не на коленях ползал, и они, конечно же, помогли ему.

Отца он не уважал, иной раз даже посылал матом. С матерью всегда был любезен, нежно обнимал, и на семейных праздниках танцевал с ней танго или вальс. Он был очень пластичен и артистичен от природы, легко запоминал движения и интонации. Но когда одна из многочисленных подруг посоветовала ему попробовать поступить в театральное, он долго смеялся и сказал, что будь он педерастом – обязательно  бы попробовал…

Гидра

Она сидела на террасе и курила тонкую сигарету. Уже совсем немолодая, но в короткой юбке и розовом топике. На клумбе цвели розы, пышные, алые, но почему-то без запаха, в парнике зрели огурцы, чуть поодаль грели бока толстопузые кабачки. У нее был большой загородный дом, квартира, любящий муж и двое непутевых сыновей. Конечно, ей хотелось бы большего, но все-таки - кое-какие деньги на старость есть. И главное – все её мужчины при ней. Да, ей не удалось стать удачливой бизнесменшей, и мужу в его делах она больше мешала, чем помогала. Теперь она понимала это, а ему и понимать необязательно.

Но главное – она смогла удержать его, будучи на пять лет старше и совсем не красавицей. Всех возможных соперниц отвадила. Уж как старалась–то, чего только не выдумывала, ужом извивалась, пауком раскорячивалась. А с Владимиром и его командой как сложно было, ведь не любили они её, все не любили, а она их вон как – и где они теперь: кто спился, кто помер, а она с мужем всё-таки, и при деньгах.

Виталий возился в парнике. Виктор трясущимися руками растапливал баню. Вскоре должен был приехать Антон со своей новой девушкой.

______________________________________________________________________________

Гидра – страшное мифологическое чудовище, семиголовое, восседает на троне, чешуйчатой лапой хватает жертву и засовывает в красную пасть - пока все головы не отобедают, не успокоится.

Гидра – очень маленькое прозрачное существо, похоже не то на медузу, не то на блеклый цветок, живет в пресных водоемах, питается еще более мелкими бесхребетными  созданиями.

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 10:37:21

Даже не знаю, как начать... Не хочется подрезать крылья автору, да и не самоцель это.. потому что задумка рассказа - роскошная.. И Ирина это уже выстроила сама на подкорке - Гидра - маленькое безобидное существо, питающеееся еще более мелкими бесхребетными - и в то же время - чудовищный монстр, легко подминающий все под себя.. Начало рассказа - хорошее, грамотно выстроенный диалог.. Намеченные характеры... И... затем все идет стихийно..
Основные недочеты - назидательность.. Нельзя в лоб с интонацией школьной учительницы прояснять неверность поступков ЛГ.
Непроработанность образов - ЛГ гидра - вообще пишется темными агрессивными тонами, нет ни одного ее поступка, выявляющего двойственность, хрупкость коварную образа..
Куски рассказа разобщены - и хотя понятно, что речь идет о детях - этого не прослеживается..
Рассказ явно не удался.. и все же - стоит попробовать - очень интересная задумка.. Очень..
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 10:42:52

Да, о языке.. не хватает образности.. явно не хватает.. много штампованных фраз, от таких банальных фраз нужно уходить -"На клумбе цвели розы, пышные, алые, но почему-то без запаха, в парнике зрели огурцы, чуть поодаль грели бока толстопузые кабачки." Мысль ясна, но опять же - подана грубо прямо и штампованными словами..
А вот сказка про черные макароны - хороша.. и язык становится сразу другой - живой))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 12:47:29

Марта, добрый день! Спорить я с вами не буду, не в суде же мы ведь, правда. :) Единственное, на что мне хотелось бы обратить ваше внимание: в образе ЛГ нет двойственности, и приведенные в конце определения не находятся в противоречии, а дополняют друг друга. Да, конечно, малюсенькая гидра не представляет для нас опасности, но она все равно хоть микроскопический, но хищник, и для тех, кем она питается, она такая же страшная как и Гидра- чудовище для нас. Разница в масштабе. Спасибо за внимание, оно дорого в любом случае.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 12:57:54

Извините, Ирина.. что-то я действительно.. резковато))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 13:09:21

Да за что ж простите? Вы высказали мнение, оно ваше, каким бы оно ни было, главное - искренне. Я просто хотела обратить ваше внимание на один момент и всё. А в целом действительно - спасибо, я это без иронии сказала.:)
А.Злобин

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 14:26:40

Композиция рассказа понятна и очень удачна. "Свинцовое небо" - вот это штамп, а описание роз - просто картинка.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 16:21:29

Всё зависит от ожиданий читателя. Кто-то ищет образности и цельности, а кому-то важна высота замысла...
Конечно, для автора эта работа - эксперимент. Эксперимент по пути к "большой форме", которую Ирина непременно освоит. Не поддержать это начинание - было бы недальновидно со стороны редакторов. :)
Знаете... есть такие... недоработанные на первый взгляд вещи, которые ценнее десятка самых "идеальных" произведений. Тем более, как говорит один мой дорогой друг, - "сейчас не время цельных вещей", и вот эта мозаичность, фрагментарность, "нестройность" композиционная - отражает тенденцию, свидетельствует именно о нашем актуальном времени. Это главное достоинство рассказа, на мой взгляд. Потому и - "стихийно" идёт (я бы восприняла как комплимент).
Кроме того, неоспоримое достоинство композиции еще и в игре с планами: когда главный герой произведения - в действии практически не принимает участия: о ней лишь говорят, она появляется лишь в самом конце, и именно такой финал - удивительно дерзкое решение автора...


Хотелось бы также напомнить (и себе в том числе), что писать образно - это не обязанность, а право автора, которым он может воспользоваться, а может - нет. Да и образность бывает разная...

Согласна с "тезкой" о штампах. Пышные алые розы и толстопузые кабачки - это из разряда "ледяная вода", "падающий дождь"... Это эпитеты, которые уже не несут такой мощной образности - ни положительной (троп, метафора), ни отрицательной (штамп), они стали привычными, обычными, нейтральными...

Ира, я как всегда хочу предложить тебе похулиганить и дать рассказу жанр (в скобках): "(черновик большого романа)". И при этом ничего с текстом больше не делать... :)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 16:57:41

Дорогие товарщи, честно сказать,я образности здесь не применяла специально, поскольку изначально была идея сделать текст предельно жестким, а не погрузить читателя в некую атмосферу, например, квартиры, дачи и т.д. И какого-то психологического анализа характера Людмилы - почему она такая - я не делала, с целью показать не какого-то отдельного человека, а некое явление, которое встречается не только в семьях... Показаны результаты её поступков, ёё воздействие на жизни людей. Наверное, у нее есть смягчающие обстоятельства, но это уже за пределами данного текста, ведь преступление остается преступлением, несмотря на то, какой бы несчастной до этого ни была жизнь преступника, и что его таким сделало. Какое дело до этого тем, кто стал жертвой этого преступника. Спасибо.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 18:11:36

Именно цель "показать явление" и привела к некоторой дидактичности текста, по моему мнению. Такая интонация даже немного напомнила стилистику авторов эпохи Просвещения. Плюс ли это, не знаю, но читать, тем не менее, было интересно, бросить чтение не захотелось.
В остатке есть ощущение некоторой недоработанности в части несоответствия "широкого" начала дальнейшему масштабному монтажу (отхваченные "временные куски" - неравномерные, не всегда понятен именно такой выбор "частей"). Но автора-то мы судим, исходя из завета оценивать "по законам, им самим над собой поставленным"). Считаю, что Ирина Митрофанова поставленной перед собой цели добилась, несмотря на погрешности стиля.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб сентября 03, 2011, 00:14:00

Одно время меня сначала обескураживала, а потом очень веселила почти беспомощная композиция "Рудина". :) Но ведь с этого начинался Тургенев...

Ир, я уже не помню, где услышала формулу успеха: 49/51. Когда любое из названных чисел - процент "за" или "против". Ты на верном пути)))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 03, 2011, 22:40:44

Нас учили, что есть такое понятие "безОбразная образность". То есть образность, достигаемая без применения специальных "образных" средств - тропов. В качестве классических примеров "безОбразной" образности приводят обычно "Я вас любил...", "Узник" Пушкина, "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" Блока.
"Толкуя об образе и образности, специалисты имеют в виду обычно слово в его отношении к другим словам. Но есть в употреблении слова и другая очень важная сторона - его отношение к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Художественно обоснованный выбор материала действительности и словесного материала для раскрытия темы, безошибочно точное соотнесение слова с явлениями жизни - вот что лежит в основе "безОбразной" образности". (А.И. Горшков "Русская стилистика и стилистический анализ словесности", М., 2008 г.)
На самом деле писать, не прибегая к "специальным образным средствам" намного труднее - ведь не за что спрятаться. Нейтральная стилистическая среда подразумевает прерогативу материала "действительности", где "красное словцо" может оказаться свидетельством дурного вкуса или неуверенности авторского почерка. Поэтому розы пусть цветут, а огурцы зреют. Тут фишка в другом: розы цветут пышные, алые, но "почему-то без запаха". Чувствуете разницу? Автор намеренно сталкивает обывательские представления о красоте и благополучии (точка вИдения Людмилы) с реальностью. "Без запаха". Да, это приговор. Но это не назидательность, хотя и кажется так на первый взгляд - ведь мы уже привыкли к тропам, намекам, максимальной завуалированности точки зрения автора, а то и вовсе к ее отсутствию. Как бы чего не вышло, не дай Бог! А мне как раз нравится искренность и точная, здравая позиция автора - честно говоря, я уже соскучилась по "большому стилю"! Это мало кому сейчас дается. Вообще мне кажется, что это не рассказ, а повесть. Композиционно вещь очень хороша! Не сумевший повзрослеть ребенок, который уже в девять лет мог "грамотно выбрать мясо для супа". "Сдавайтесь, мыши, новая власть пришла! - крикнул он в сени и рассмеялся". Вот она, образность! Зачем тут еще "плетение словес"? Или финал: "Виталий возился в парнике. Виктор трясущимися руками растапливал баню. Вскоре должен был приехать Антон со своей новой девушкой." Три фразы - а в них целая жизнь.
На мой взгляд, повесть Ирины Митрофановой - это несомненная удача. Уверена, что это только начало)))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс сентября 04, 2011, 22:00:06

Наташ, спасибо большое за такую лестную оценку, и вообще, всем спасибо. Я просто хотела напомнить уважаемой аудитории, что в творчестве всегда есть игровой момент, какой бы серьезной ни была идея произведения. Поэтому предлагаю поиграть в игру "Убей Гидру!", то есть сделать её не главным персонажем, а второстепенным. Что у нас получится? Три равноценные истории для трех равноценных произведений: 1) социальный роман о двух братьях: о том, как изменила их жизнь перестройка, Гидра тут тоже будет присутствовать, но главной не будет. Ведь неизвестно, что конкретно делал Владимир дальше, после того, как ушел из общего с братом бизнеса. То, что судьба его сложилась неудачно можно предположить, но если даже неудачно, то как именно...
2)Роман или повесть, где главным героем будет Витя. Гидра присутствовать будет, но можно же, например, подробно описать какие-то личные отношения Вити с девушками. Возможно, эта его не взрослость была не только его несчастьем, а стала еще причиной несчастья, например, женщины, которая была в него влюблена и от которой он отказался, испугавшись ответственности, перемен в жизни.
3) Если сделать главным Антона - получится повесть или роман о современном молодом человеке, прожигающем жизнь.
А поскольку все нити ведут к Гидре, то она плюс ко всему выполняет роль некоего "литературного замка", не дает родиться всем этим трем произведениям в полном объеме. Поскольку главная здесь она, а не они. Вот в этом и состоит суть эксперимента. Все эти три произведения сидят в тюрьме, а сторожит их Гидра, не разрешает подробно рассказать. Как же это оказывается увлекательно анализировать собственное произведение, столько нового узнаешь и о себе, и о своем произведении:) Желаю всем периодически экспериментировать, это добавляет в творческий процесс драйва. И неважно удался эксперимент или не совсем удался. Главное - не останавливаться на достигнутом. :)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс сентября 04, 2011, 23:39:57

Ира, тут Катя предложила назвать "черновик большого романа". А мне кажется, что это больше похоже на синопсис игрового фильма. Или, ладно, романа. Но не черновик... Твой комментарий подтвердил мои ощущения:))) А что, может, тебе попробовать написать еще три истории: ведь так и напрашивается расшифровка))
Саша Н. Кестер

Зеро
Комментарий
Дата : Вт ноября 01, 2011, 13:42:30

Есть тут пара противоречивых моментов, говоря о форме. С одой стороны, да, дидактичность, это сегодня не модно, но с другой – иносказательность и мифологизация уже порядком поднадоели. Хочется, чтобы честно, прямолинейности не хватает.
Второе, жизнь (как социальное явление) действительно стала фрагментарна, мозаична, и это не может не отразиться в литературе. Следовать ли этому явлению без оглядки или лишь отражать, сохраняя стройность и последовательность изложения: выражать в тексте, а не текстом (не «ломать» восприятие). Вопрос риторический, автору не прикажешь: будь выше всех этих временных социальных явлений:) Но и подстраиваться под автора, придумывая новые жанры – как-то… к остальным участникам неучтиво. Раздайте, тогда - всем авторам по жанру:)
Эксперимент ли «Гидра»? Нет, и выше я своё мнение уже пояснил. Может "сейчас не время цельных вещей", но уподобляться веяниям времени, значит потеряться в нём. В целом, показать явление Ирине удалось. Не могу сказать, что открыл для себя что-то новое, но качественно отразить – тоже искусство. И за «дерзость» автору – респект:)
Отметил для себя предложение Екатерины Злобиной, что пора бы некоторые эпитеты из разряда «штампов» отнести в разряд обычных словосочетаний. Не «заморачиваться» их разоблачением. Согласен.
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Вт ноября 01, 2011, 16:32:06

А где тут мифологизация? В названии одно слово? Так оно влияет на трактовку образа героини второго плана, но не на сюжет. нельзщя "уподобляться веяниям времени", это странная формулировка. Как можно отрицать влияние времени на творчество? отражение времени в произведениях? Это все равно что отрицать, что мы дышим или едим. Естественный процесс. противоположный конъюнктуре.
Саша Н. Кестер

Зеро
Комментарий
Дата : Вт ноября 01, 2011, 17:12:58

Спасибо, Андрей, "уподобляться веяниям времени", это я... сморозил:) И в первом абзаце смешал частное и общее. Не в ударе я сегодня, прАстите, неудачно выпендрился:)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 11:35:51

Андрей, спасибо! Саш, тебе тоже спасибо! Сморозить можно тоже удачно, то есть забавно и прикольно.:) Мысль твою я поняла, так что всё нормально:)
Саша Н. Кестер

Зеро
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 15:54:41

Ирина, привет! Спасибо, что откликнулась.
Не уверен, что поняла ты меня, но спасибо за деликатность. Мысль первого абзаца и всего моего послания могла бы быть понятней, если фраза: "Хочется, чтобы честно, прямолинейности не хватает", - завершилась бы словами: "именно это - прямолинейность, к своей радости я и нашёл в "Гидре" Ирины М.
Может, сейчас опять сморожу но, на мой взгляд, получился цикл тематических миниатюр (очерков), стержень которых - главный герой (и тут я вторю Е.Злобиной), появляется из тени авторского пера лишь только в финале.
А по поводу фрагментарности (мозаичности) – тут дело техники: кропотливо, так, где то напильничком, где-то вставочку, что-то подклеить. Конечно, это моё личное восприятие, устоявшееся, но приятнее когда текст втекает в тебя и ты пьешь наслаждаясь, а не ловишь брызги, коченея от жажды:))
Ведь нас не беспокоит, что мозаичное полотно состоит из элементов, мы наслаждаемся картиной и восхищаемся усидчивостью и воображением автора, придавшего всей этой сотне, тысяче мелких элементов единство восприятия.
Вот, как-то так:))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 16:24:25

"Коченея от жажды"... :) Саш, ты иной раз гениальные вещи выдаёшь! :)
Спешить сдаваться не стоит. Кажется, я поняла, в чём дело: у тебя тоска по традиционному роману, линейному, неспешному, так? Обсуждение,видимо, плавно перетекает в разговор о кризисе романа как формы. И классического романа, и модернового ("мозаичного", с внутренным сюжетом - после "Улисса").
Мне кажется, пик кризиса пройден, и нас ждут какие-нибудь синтезированные формы, в которых классика будет сочетаться с авангардом в разных пропорциях, или появятся новые формы, "сжатые", "как при архивации)))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 16:46:08

Хи-хи. Новый жанр - "стилистическая расчленёнка", с последующим отрубанием и выглаживанием всего выпирающего, а поскольку все выпирающее отрублено и выглажено, то спаек нет и конструктор не собирается, хотя образ модели все же представить можно. Это я не столько о себе, так мысль в голову пришла, насколько она здрава или бредова сама еще не определилась :).
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 17:01:56

Представляете: романы, состоящие из одного названия, из одного предложения, из одного абзаца... Вполне осуществимо, кстати. По глубине идеи в основе - вполне может быть. :)
А вот расчленёнка не пойдет - когда ничего нет связывающего между "кусками". Разве что в виде конструктора для читателя - "собери роман сам"... :)Но и тогда должно быть что-то (нить какая-то, может, и не одна), по которой читатель сможет "собрать" ту или иную комбинацию...
Слушайте, Ира! Саша! Быстренько оформляйте патент - это интересно! ;)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 17:19:48

Кать, тут штука в следующем: берутся несколько персонажей с несколькими историями и не говорится, что их связывает или связывало когда-то, но то, как они думают и действуют явно свидетельствует о том, что они оказывали или оказывают друг на друга влияние. Или берется несколько событий не в хронологическом порядке - приём тот же. :)
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 18:36:15

девушки, всё это уже существует, в современной западной, американской, латиноамериканской прозе.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 19:51:33

Тю! :) Все уже украдено до нас :)
Саша, я имела в виду русскую литературу. На нашей почве то, что на западе давно стало классикой, приживается медленно и своеобразно)))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 02, 2011, 23:35:47

Да полноте, ребята:))) Русская литература впереди планеты всей... Вот самый короткий рассказ в мире: «Когда он проснулся, динозавр все еще был там».
(«Cuando despertó, el dinosaurio todavía estaba allí».) Это гватемальский писатель Аугусто Монтерросо...
А вот самый короткий в мире роман: "Не надо! Я сама." Это писатель из Екатеринбурга Владимир Блинов. Вот так-то!)))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт ноября 03, 2011, 00:23:55

Это очень ярко рисует проблему структурализма в принципе. Она называется - "Кто первый, того и тапки))) Любой второй - уже не участвует в конкурсе: пройдено, скуШно)))

Сижу, рву из причёски волосы от досады: могла ведь уже признанным мастером "архивации" быть, со своей-то проблемой - я, как правило, дальше заглавия не иду)))

Таких романов мы в пополаме с однокашниками могли бы с десяток наваять точно))) Шедевр моей подруги Любы Веркиенко: "Вы-ы-ы?!!!" или моя трагикомедия "Поэты несли рояль"... :)

В качестве серьезного поворота темы - несмешной пересказ анекдота (по-моему, я его рассказывала раз сто): мужик варил мышь в огромной кастрюле с водой, а на вопрос соболезнующих нищете и голоду друзей и предложение купить нормального мяса отвечал с глубоким вздохом, подняв глаза к небу: "С-с-скуШно..." :)
Это к вопросу о перспективе направления. Да и, в конце концов, давайте уже признаваться: это игры для профессиональной или спефицической аудитории. Не для обычного читателя.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 03, 2011, 01:36:19

"Вы-ы-ы?!!!" - это, должно быть, поэма...

А вот трагикомедия "Поэты несли рояль" получает несокрушимую убедительность за счет лаконизма, емкости смысла, колоритности, тайных чар и чистоты фактуры...

А что, Кать, скоро обычный читатель более пространные тексты и не сможет читать. Времени у него не будет:)))
Саша Н. Кестер

Зеро
Комментарий
Дата : Чт ноября 03, 2011, 03:20:37

Екатерина Злобина: "Кажется, я поняла, в чём дело: у тебя тоска по традиционному роману, линейному, неспешному, так?".
Нет, Катерина, у меня тоска по ясности изложения мысли, наблюдения. Претит (тошнит от) засилья символов, иносказательности, намёков, аллегорий, эзоповщины. Страшно подумать: метаметафоры, метааллюзии, метаремейки, метагерои....:((( Зачем, если полноту и глубину жизни это так и не раскрывает.
Последняя правка: ноября 03, 2011, 12:20:45 пользователем manager  
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 03, 2011, 16:25:03

Так ведь здесь, на этом ресурсе, можно сказать, заповедник именно традиции, очень много произведений, написанных именно в том ключе, по которому вы тоскуете, особенно в прозе. Где же вас так измучили "эзоповщиной"?..
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб ноября 19, 2011, 22:48:22

мне данный рассказ представился кинофильмом в традиции "Криминального чтива". Композиция рассказа - авторская удача. Ира - молодец! я вообще редко хвалю отечественную современную прозу, наблюдая постоянно вторичность. но данный рассказ одобряю на все 100% :)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте