Заказать третий номер








Просмотров: 3157
11 августа 2011 года

                   

 

       ОПЫТЫ (ESSEIS)
     
     Предчувствия мои меня не обманули:
     в июне был июнь и был июль в июле,
     и следом за средой четверг шёл чередою,
     и по утрам башка трещала с перепою.
     
     Шли в небе облака, как на шашлык барашки,
     а по лугам цвели люпины и ромашки,
     и было, как всегда, сто метров в "стометровке",
     и было, как всегда, пол-литра в поллитровке.
     
     Сограждане мозги упорно напрягали,
     чтобы вписать "стакан" и "хрен" по вертикали,
     трудился интеллект могучий капитально,
     а мимо жизнь текла вполне горизонтально.
     
     Пришедшие с мечом, найдя войне замену,
     лукавый щуря глаз, нам назначали цену,
     мели по всей земле во все пределы мётлы,
     на  шприцах брошенных горело солнце мёртвых...
     
     Ещё звучал язык есенинский, рубцовский,
     и в Петербурге жил Глеб Яковлич Горбовский,
     но каждый новый день мы ждали всё тревожней,
     и новых двух друзей был старый враг надёжней.
     
     Предчувствия мои меня не обманули…

 

                           *  *  *
     
     От новостей катастрофических,
     от мыслей апокалиптических,
     вот-вот свихнётся белый свет,
     и от ночей ополнолуненных,
     и от речей ополоумненных –
     уже нигде защиты нет.
     
     Назвались неучи учёными,
     а белыми назвались чёрные,
     черня других со всех сторон,
     попёрли серые и средние,
     и стали первыми последние,
     и первых вышвырнули вон!..
     
     Устами подлыми и хитрыми
     то лжехристы, то лжедимитрии
     морочат нас... А между тем –
     история скрипит и тянется,
     кто был никем, тот и останется
     в грязи и золоте – никем.
     
     
     
       
                          *  *  *
     
     Опять над нами тёмная завеса,
     опять тебе отходную поют,
     опять твою страну бесславят бесы,
     и снова бьют и плакать не дают!..
     
     В глухую стену, как подводник в "Курске",
     стучи сильней, чтоб слышали в Кремле, –
     что ты не "новый", а последний русский
     в своей стране, на собственной земле.
     
     Пора менять кручину на дубину,
     мы исчерпали срок терпеть и ждать,
     ты помни – кроме жалоб на судьбину
     в России есть "наука побеждать"!..
     
     Кто рвал хоругви наши и знамёна,
     кто в наших детях души убивал, –
     мы этих бесов вспомним поимённо,
     как никогда никто не вспоминал!..
     
     Чего уж там, нас так и так осудят!..
     Переживём и этот катаклизм,
     и пусть нам общим памятником будет
     разрушенный в боях либерализм!
     
     
                               *  *  *
     
     Тёмные, тяжёлые, осенние облака,
     будто бы спрессованные, нахмуренные века,
     никого не помня, не зная тут, –
     словно над безлюдной землёй плывут.
     
     Приглядись к подвижной, парящей их глубине,
     сколько там теней, колеблющихся на мрачном дне,
     – города и царства, жара и хлад,
     и поднявший руку на брата брат.
     
     Строит Ной ковчег свой, видишь, – первый плывущий храм,
     плачет Иеремия, хохочет всемирный Хам,
     тень слепого Гомера во тьме глухой
     Книгу Откровенья гладит зрячей рукой...
     
     Холодно, наверное, на север им плыть,
     хочется, наверное, напиться и завыть!
     
     
                    *  *  *
     
     Человек предполагает,
     а Господь располагает,
     но – откуда ни возьмись,
     кто-то третий возникает,
     тот, кто ножку подставляет...
     Кто не знает, – берегись!
     
     Человек предполагает,
     ну, а бес – подстерегает,
     как к нему ни повернись,
     завлекает, подстрекает,
     хает, лает, наливает...
     Кто узнал, – скажите: "Брысь!.."
     Ну, а кто предполагает,
     пусть живёт себе, смекает:
     всё решает только Тот,
     Кто фигуры расставляет,
     Кто их в ящик убирает,
     и за Кем последний ход.
     
     
                                  *  *  *
     
     Почему так тревожно гудит этот ветер?
     Потому что – не брат никому и не сват –
     он всё тот же, всё тот же точь-в-точь в этот вечер,
     как вчера, как полвека, полжизни назад...
     
     Потому что, как музыка, небо и море,
     он всё тот же, всё тот же в волнующей мгле,
     то ли бурю несёт, то ли гнев, то ли горе –
     как до нас, как при нас, как без нас на земле...
     
     Небесам и забытым сказаньям ровесник,
     он в калитки и в окна пытается влезть,
     словно посланный кем-то свихнувшийся вестник,
     никому не сумевший вручить свою весть.
     
     


                             *  *  *
                 В.Набокову –

                     коллекционеру бабочек
     
     За день тысячу раз взлетали,
     за день тысячу раз устали,
     а ведь крылья-то не из стали,
     не из грубого барахла –
     легче шёлка и мягче фетра,
     облетающие от ветра,
     словно слепленные из пепла –
     всё, что вечность им в дар дала!..
     ...Вот и вечер.
     Солнце померкло.
     День окончился.
     Жизнь прошла.
     
     
                     *  *  *
                       Николаю Шипилову
     
     Не ждёшь дурных вестей,
     а всё ж однажды скажут:
     – На выход, без вещей!.. –
     и на порог укажут.
     
     Небесный воронок
     не будет дожидаться,
     где Бог, а где порог, –
     пора определяться!..
     
     Пора, мой друг, пора –
     на стол или на лавку,
     ну, вот и с плеч гора,
     в отставку, жизнь, в отставку...
     
     А твой предвечный страх
     пусть развлечёт немного –
     раздолбанная в прах
     последняя дорога.
     
     Уж если горевать,
     то не о прошлой жизни,
     а что не пировать
     на этой бедной тризне...
     
     Присяжный ангел мой,
     я был твоим позором,
     с повинной головой
     иду за приговором!
     
     
                                *  *  *
     
     Не зуди, говорю, и не будешь зудим!..
     Нужно трезво оценивать шансы, мой друг,
     не придём, не увидим и не победим,
     праздник жизни хорош и без наших заслуг!
     
     Ну, допустим, снесём мы полмира!.. Потом
     постоим полчаса у разрушенных стен.
     Ну и что?.. А без подвигов наших, Катон,
     сохранится хотя бы один Карфаген?
     
     
                            *  *  *
     
     Ветер, ветер, не стоит, не надо,
     не срывай золотые листы,
     не рыдай!.. В эти дни листопада
     я такой же бродяга, как ты!..
     
     Всё равно – ни рыданья, ни крика
     не услышит никто и нигде,
     наша жизнь – это только улика
     на последнем и страшном суде.
     
     Пусть клевещут и каркают хором,
     пусть повесят на нас всех собак,
     я и сам со своим приговором:
     всё не то, моя жизнь, всё не так!..
     
     Слишком долго за сложным и ложным
     мы гонялись с пустым решетом,
     а теперь языком безнадёжным
     как расскажешь о самом простом?!.
     
     Но бродяге ничто не в убыток,
     пусть листва заметает наш след,
     там, где нет ни дверей, ни калиток, –
     там и входа и выхода нет!
     
     
                    КУКУШКА
     
     Не разгадать твою тоску –
     всерьёз грустишь или играешь,
     когда всю ночь своё "ку-ку",
     как чётки ты перебираешь?..
     
     Годам ли нашим счёт ведёшь,
     слепого случая орудье,
     зачем их, как птенцов, кладёшь –
     в чужую жизнь, в чужие судьбы?..
     
     Игра ли это, не игра,
     но мне давно уж не в новинку
     печально слушать до утра
     твою заевшую пластинку.
     
     


                     *  *  *
     
     Вот уже и мы в иглу
     вдеть не можем чёрной нитки,
     чёрной нитки, чёрной метки,
     той, простой, что даже детки
     почитают за игру,
     за игру, а не за пытки...
     Мы не так, конечно, прытки,
     и не так, конечно, метки,
     глаз не тот, рука не та...
     Ладно!.. Это ли убытки,
     если в каждой нервной клетке,
     боль о прошлом запертa!
     
     
                        *  *  *
     
     Всё земное – уже за мною,
     позади уже, за спиною,
     за невидимою стеною
     меркнет стынущею золою.
     
     Золотое золы мерцанье,
     словно кадров кино мельканье,
     где родные до осязанья
     гаснут целые мирозданья.
     
     И смотрю я, как наблюдающий,
     на себя в толпе исчезающей,
     легкомысленно так вдыхающей
     дух травы забвенья дурманящий...
     
     
                                *  *  *
     
     А когда выключается в комнате свет,
     и лишь звёзды с луной остаются в окне,
     словно в детстве за тенью следя на стене,
     мы не знаем, не ведаем, сколько нам лет...
     
     В этом царстве ночном без фальшивых зеркал,
     без навязчивой честности календарей, –
     ты летишь среди звёзд в колыбели своей,
     как когда-то давно безмятежно летал.
     
     Ты летишь в первородном, забытом тепле,
     над сияньем уральских ночей ледяных,
     над цветною поляной тюльпанов степных,
     над судьбою, ещё не открытой тебе.
     
     И такая далёкая песня слышна,
     и далёкий единственный голос такой,
     и такая защита небес над тобой,
     что уже никакая судьба не страшна!..
     
     
                              *  *  *
     
     Бережёного, Бог – так меня бережёт –
     не велит на кисельный ходить бережок.
     
     Крепко держит в Своей справедливой руке –
     "Не проси!.." – не пускает к молочной реке.
     
     Не пускает ни к барским столам, ни в Кремли,
     не меняет мои пятаки на рубли.
     
     Отклоняет пути от лавровых венцов,
     от лавровых венцов, шутовских бубенцов.
     
     Посылает мне весть, чтобы я не вздыхал,
     чтобы манны небесной напрасно не ждал...
     
     Посылает врагов, а ещё дураков,
     погляди, да сравни: ты-то сам – не таков?
     
     Не скупится, полынною брагой поя, –
     чтобы мёдом мне жизнь не казалась моя,
     
     чтобы холод земной пробирал до костей...
     Видно, я у Него из любимых детей...
     
     
         Песочные часы


           «Над серебряной рекой,
              на златом песочке...
»
                      Народная песня
     
     В той ли колбе старинной,
     где ночью и днём –
     кто-то время бросает
     и вертит вверх дном...
     
     Вместе с ним нас бросает
     и вертит весь век,
     и уже мы не знаем –
     где низ, а где верх,
     
     чтo пылит нам в глаза
     из любого угла –
     золотой ли песок,
     или прах и зола?..
     
     Это Бог запечатал
     в стеклянный острог
     до последней песчинки
     отмеренный срок.
     
     В той игрушке старинной
     до времени Он
     запечатал концы
     и начала времён,
     
     где мы будем мотаться
     в пространстве пустом,
     не оставив следов
     на песочке златом...

 

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт августа 16, 2011, 15:05:48

А вот после таких стихов - мне не хочется других. Долго не хочется.
Мария Иванова

Комментарий
Дата : Вт августа 16, 2011, 15:49:35

Мне тоже понравилось. Раньше никак не могла понять, что хорошего в социальных стихах. Социальные поэты прошлого уже неактуальны, нынешние, типа Емелина - длинны и убоги. А стихи Геннадия неожиданно задели какую-то другую струну, которую никто не задевал раньше. Совершенно иной источник получения удовольствия. Спасибо
Ирина Макарова

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 17, 2011, 14:01:30

ветер, песок, бабочки - а читается хорошо.
небесный воронок - очень точно и кратко.
спасибо
Лилия Юсупова

Горно-Алтайск
Комментарий
Дата : Чт августа 18, 2011, 09:10:01

Начну издалека. Как-то учитель литературы дал задание – выучить наизусть стихотворение Державина. Мой сын никак не мог запомнить это произведение и ворчал, что для выучивания надо задавать только хорошие стихи…
А между тем, мы запоминаем быстро те вещи, в которых присутствует гармония. Афористичные и ёмкие строки Геннадия Красникова мне запомнились сразу:

Когда тебя убьют —
во имя правоты,
скажи мне, кто твой Брут,
и я скажу, кто ты...

Или:

Холодком тоски повеяло
в ожидании зимы,
кроме вечности, – всё временно
на земле и даже – мы…

Или:

Жалкий род людской,
сосуд скудельный,
что мы сможем в вечность унести? –
только слёзы,
только крест нательный,
только просьбу: «Господи, прости!»

Я обрадовалась, когда увидела подборку поэта здесь – и уже не раз перечитала стихи. Но вот что удивительно: после второго, и третьего, и четвертого чтения не исчезает чувство удивления и восхищения, которое всегда возникает при встрече с высоким искусством. Хочется пожелать Геннадию Николаевичу хорошего здоровья и новых стихов – на радость нам, читателям и почитателям его таланта.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт августа 18, 2011, 14:47:50

Державин! Моя дочь плакала, пытаясь запомнить пушкинское письмо Онегина к Татьяне, и вовсе не от переполняющих от сострадания к Евгению чувств)
Александру Сергеевичу весело было в своей знаменитой строфе все виды рифм и прочее использовать, а дети плачут) Зато Некрасова легко учить. Дело, наверное, не столько в гармонии (простоте), сколько в большем ли меньшем соответствии размера стихотворения естественному ритму речи.
А Державин прекрасен зело)
Я выбрала себе любимое стихотворение Геннадия Николаевича из этой подборки. Это "Береженого, Бог..." Его трагикомичная ирония мне очень близка.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 16:15:26

Уже давно свыклась с тем, что даже у выдающихся поэтов по-настоящему хороших стихов не так уж и много. А поэзия Геннадия Красникова - очень редкое, и потому особенно приятное исключение. Эмоциональная насыщенность каждого стихотворения такова, что читать эти стихи подряд и хочется, и не получается. С каждым нужно походить, а потом возвращаться и читать дальше. Об этих стихах можно говорить очень много. Но главное, что хотелось бы отметить - это предельная внутренняя честность автора. Мне вообще кажется, что это основа для подлинного таланта - честность как мера глубины и чувства, и мысли. Геннадию Красникову я верю на сто процентов...

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте