Заказать третий номер








Просмотров: 865
01 августа 2011 года

Худрук питерского Академического театра балета Борис Эйфман, недавно отметивший своё 65-летие, ответил на вопросы газеты "Известия".

— Как вы сами видите себя в профессии? Важны ли для вас титулы и награды?

— Если сидеть и размышлять о том, какой ты уникум, так недалеко и до сумасшедшего дома, где каждый второй пациент — гений. Всю свою жизнь я стремлюсь последовательно и как можно более эффективно реализовывать посланный мне небесами дар. Чтобы распорядиться им разумно, нужно много работать. Вот и вся моя творческая философия.

— Что означает на практике взращивание талантов и каким, на ваш взгляд, должно быть количественное соотношение гениев и простых тружеников культуры?

— Искусственно вывести талант невозможно. А вот увидеть божий дар в человеке и направить его развитие в нужное русло, помочь таланту реализоваться — задача посильная. Любому таланту нужен наставник, ангел-хранитель, который оградит его от разных опасностей и соблазнов. Творческий мир — очень сложная и жесткая иерархия. На ее вершине находятся великие творцы, привносящие в искусство новое слово. Чуть ниже — специалисты экстра-уровня. Сегодня, к сожалению, это редкий, вымирающий вид. Затем следуют ремесленники средней руки, которые нынче правят миром шоу-бизнеса. В балетном мире в наше время происходят достаточно печальные вещи: Россия теряет статус балетной державы, и сам бренд «русский балет» стремительно девальвируется. Надеюсь, Академия танца, создание которой сейчас идет в Петербурге, сможет этому противостоять.

— Указ по поводу строительства Академии подписан губернатором Петербурга в нынешнем году. Почему это новое учебное заведение заявлено прежде всего как социальный проект и каких специалистов вы намерены готовить?

— В нашей стране огромное количество сирот и детей из неблагополучных семей. Можно предоставить их самим себе и отдать «на воспитание» улице с ее уголовными понятиями. А можно заниматься этими детьми, искать среди них талантливых людей. Если помните, и Павлова, и Нижинский росли в бедности, воспитывались без отцов. Но государство дало им профессию, с которой они покорили мир. Академия будет готовить представителей всех тех специальностей, в которых нуждается современный театральный мир, — от балетных артистов и хореографов до машинистов и осветителей.

— В обозримом будущем в Петербурге появится и Дворец танца, который станет долгожданным домом не только для вашей труппы. По какому принципу и на каких условиях вы намерены подбирать себе «квартирантов» — по родству душ, по расчету, по любви?

— Этот проект мною выстрадан. Все 34 года, что наш театр живет и работает в Петербурге, у нас нет собственной сцены. Однако сегодня можно с уверенностью говорить о том, что вот-вот здесь появится центр мирового балетного искусства. Помимо нашего театра во Дворце танца будут работать труппа, представляющая классический репертуар XIX века, и экспериментальный коллектив, который займется поиском новых пластических форм в новой студии молодых хореографов. Впрочем, двери Дворца будут открыты для всех, кто любит танец, от фольклорных хороводов до ночных дискотек. Никакого идеологического ценза не предполагается. На данном этапе идет работа над архитектурным проектом, подготовленным голландской компанией.

— Что кроме проблем с балетом беспокоит вас в современной России?

— Подавляющая часть наших соотечественников, особенно это касается молодежи, не ощущает себя частью страны и искренне полагает, что это такая кара небесная — родиться в России в наше время. Нельзя жить без внутренней ценностной вертикали. Мы сейчас видим скорбные последствия этого: у нас нет героев, нет образцов для подражания. Надо учиться у Запада воспитательной стратегии в государственных масштабах. Творческая интеллигенция должна влиять на моральную и духовную жизнь общества. Иначе определение «совесть нации» окончательно станет чем-то вроде насмешки…

 

 
 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте