СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2622
22 июля 2011 года
В этой статье мы хотели бы поделиться своими размышлениями по поводу явления цветовой рифмы. Термин «цветовая рифма» был введен нами для обозначения особого приема организации верлибров Ксении Некрасовой. Ксения Некрасова — одна из самых мифологизированных фигур нашего времени. Ее судьба удивительно напоминает судьбу Акакия Башмачкина. На протяжении всей своей жизни поэтесса терпела унижение. Стихотворения Некрасовой пишущая братия считала графоманскими, называла «кискиным бредом». Саму Ксению в ее же присутствии поэты и писатели именовали идиоткой. Впрочем, Некрасова не обращала внимания на насмешки. Ее волновало другое. Подобно тому, как Башмачкин мечтал о новой шинели, Ксения мечтала попасть в Союз писателей. Она умерла от разрыва сердца, когда ей в очередной раз отказали в принятии в Союз... Известность пришла к ней - как это часто бывает - вскоре после смерти. Ксения не дожила всего месяц до того дня, когда вышла ее долгожданная книга "А земля наша прекрасна". Несомненно, основные нападки критиков того времени объяснялись тем, что лирические миниатюры Некрасовой не имели формальных признаков стиха. Поэтесса писала, мягко говоря, не как все. Стихи ее выглядели, к примеру, так: Встретила я куст сирени в саду Как угодно он рос из земли и как голых детей поднимал он цветы в честь здоровья людей и дождей и любви. Строчки эти достаточно оригинальны и сегодня, чего уж говорить о первой половине ХХ века, когда авангардная поэзия была не в чести. - Это бред, - говорили поэтессе критики. - Зато организованный, - парировала Некрасова, убежденная, что писать без рифмы и без ритма гораздо сложнее, чем традиционной силлабо-тоникой.
До самого последнего времени исследователи творчества поэтессы не могли решить, что же такое стихи Некрасовой: верлибры белые стихи или просто неумение писать нормальные традиционные стихотворения.
Не так давно крупный отечественный специалист по верлибру Юрий Орлицкий поставил точку в вопросе. Он ввел в литературоведение понятие «гетероморфный стих», определив его как разновидность верлибра. Гетероморфный стих — это не просто верлибр, а такой верлибр, который складывается из строчек разного, но вполне определяемого размера. Например, строчка пятистопного дактиля, две строчки четырехстопного хорея, три строчки шестистопного амфибрахия. Именно гетероморфными Орлицкий назвал стихотворения Некрасовой. Интересно, что кроме этого исследователь выделил три группы поэтов-верлибристов на основании их отношения к свободному стиху: «верлибр как средство» «верлибр как цель», «верлибр как органическая форма». Именно к последней категории исследователь отнес Некрасову. Несмотря на то, что верлибр не имеет формальных признаков стиха в его традиционном понимании (наличие четкого ритма и рифмы), было бы неверным полагать, будто верлибр абсолютно неупорядочен. Так, к примеру, наиболее часто в современных верлибрах встречается сюжетная организация пространства стихотворения. А в верлибрах Некрасовой мы увидели не сюжетную, а цветовую организацию. Нами было проанализировано цветовое наполнение стихотворений Ксении. Первое, что бросилось в глаза - Некрасова вводила в текст только яркие обозначения. Никаких полутонов, пастельных тонов или оттенков — только яркие и сочные цвета. Лидерами по количеству употреблений являются красный и синий. Кроме того, как дополнительную характеристику предметов, Ксения указывала прозрачность, а также блеск и яркость. Если Некрасова затруднялась назвать все цвета предмета, она употребляла слова «пестрый», «разноцветный». Если наименование цвета было ей неведомо, она использовала прилагательное «яркий». (К слову, заметим, что такое видение цвета несколько напоминает воззрения народов пираху на числа. Так, к примеру, известно, что народ пираху все числа больше пяти называет термином «много», а меньше пяти - «мало». Пример с народом пираху мы привели неслучайно, поскольку, на наш взгляд, Ксения Некрасова имела большее отношение к диким племенам, чем можно было бы предположить. Поэтесса обладала особым мифологическим мышлением, несвойственным большинству современных людей, но естественным для первобытных народов и диких племен). Мы заметили, что зачастую основной характеристикой объекта в стихотворениях Ксении становится именно цвет. За каждым объектом поэтесса закрепляла определенный цвет. И цвет этот оказывался более важным, чем сам предмет, который служит всего лишь формой, вместилищем для цвета. Так, к примеру, «береза» в поэзии Некрасовой — это прежде всего сочетание белого и черного. «Лиса» — это характерный «лисий» цвет, гарбуза, тыква, дыня, цветок шиповника — в стихотворениях Ксении Некрасовой используются как яркие пятна. Нетрудно увидеть, что фраза «глыбой мрамора лежало в пиале солнечной овечье молоко» построена на чередовании цветовых составляющих объектов: солнца, молока и мрамора. На цветовом контрасте черного и белого выстроено, к примеру, стихотворение «Стояла белая зима». Начало стихотворения - это перечисление белого: «зима», «снег», «облака». Завершение и контрастную связку стихотворению дает появившаяся в конце фраза: «река, как нефть, не замерзая, текла в пологих берегах». Понятно, что сравнение с нефтью происходит не столько потому, что вода «не замерзает», как нефть. Поэтесса показывает черный, нефтяной, цвет реки, контрастирующий с остальным пейзажем. Чаще всего Некрасова закрепляет цвет за фруктами, цветами и растительностью вообще. Когда в одном из стихотворений единственным цветовым компонентом является прозрачность («лежат колхозные поля в прозрачности пространств»), это объясняется тем, что «еще поля не засевали, еще сады не зацветали». Проанализировав стихотворения Некрасовой, мы определили, что зачастую предметы в пространстве стихотворения Ксения распределяла не по смыслу, а на основании законов цвета. Отсюда и кажущаяся непонятность и «бредовость» отдельных ее композиций. Известно, что Некрасова не игнорировала способы организации стиха. В ее верлибрах можно наблюдать определенный ритм, музыку, созвучия. Еще один способ организации стиха Ксений Некрасовой - «цветовая рифма». Выше мы уже разбирали стихотворение «Стояла белая зима», в котором цветовое созвучие выстроено на контрасте черного и белого. Контраст белого и черного и является той самой «цветовой логической рифмой». (Неким отголоском Ксюшиной цветовой рифме уже гораздо позднее стали выведенные концептуалистами логические рифмы. Эти рифмы не имеют ничего общего с рифмами типа «палка-скакалка». Логической рифмой являются размещенные через определенный промежуток текста «Кока-кола» и «соевый соус»).
Заметим, что рифмой может быть не только контраст. Анализируя стихотворения Ксении, мы пришли к выводу о том, что отдельные законченные фразы стихотворения или даже целые стихотворения выстраивались не на контрасте, а на цветовом повторе. Для иллюстрации этой мысли приведем отрывок верлибра «Утренний автобус»:
Проходит автобус вдоль Красной Пресни... Уборщица входит с лицом сухощавым в синем халате и красном платочке. [1,7]
Цветовая наполненность отрывка не вызывает сомнений. «Красная Пресня» сочетается с образом уборщицы в «синем халате» и «красном платочке». Подобный прием можем наблюдать в стихотворении «Юность идет» [2,62]. Приведем его целиком:
С непокрытой головою юность ходит по земле, с белым голубем в руке, с красным флагом на плече... Что ей дождик или снег - в голове у ней мечты, впереди ее огни...
В данном тексте белый и красный цвета «перекрестно рифмуются» не с непосредственно цветами, а с объектами, которые обозначают эти цвета. Белое - со снегом, а красное — с огнем. Помимо, непосредственно, повтора цвета в начале и в конце стихотворного фрагмента, в некоторых стихотворениях заметен не просто повтор, а повтор цвета с усилением, (наподобие возвращения в тонику в музыкальном произведении). Так, например, начав стихотворение «В тайге» фразой «древнетаежные березы — в лисьих шубах», к концу произведения автор приводит цветовой образ к более насыщенному цвету «шиповника цветок».
Мы не смогли найти у других исследователей подтверждения нашей мысли относительно цветовой рифмы Ксении Некрасовой. Впрочем, это и неудивительно. Наследие поэтессы крайне мало изучено. О том, том, что стихи Некрасовой не так просты, как кажутся на первый взгляд, говорила Татьяна Бек. Однако трагическая смерть не позволила исследовательнице продолжить исследование вопроса. Полным отсутствием материала на данную тему и объясняется отсутствие ссылок в данной статье. Однако несмотря на это, мы склонны считать, что найденная нами особенность стихотворений носит неслучайный характер. Подтверждение нашей мысли мы нашли в дневниках Ксении Некрасовой, хранящихся в РГАЛИ: «...размышляя о виденном мною, я обыкновенно рассматриваю репродукции картин... Только живопись может одеть мысли... Вот поэтому я и учусь беспрестанно у свершившихся фактов на улицах и в зданиях Москвы и у мировой живописи старых и современных мне художников – отсюда и нужно исходить, если хочешь понять мои стихи». (РГАЛИ, ф. 2288, оп. 1, ед. хр. 78, стр 51)
Источник: Некрасова К. А земля наша прекрасна. М.: Советский писатель, 1960. Стихотворения Ксении Некрасовой можно прочесть ЗДЕСЬ Иллюстрации: 1. Обложка книги К. Некрасовой 2. Портрет Ксении Некрасовой работы Р.Р. Фалька (1950) из книги "Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике". - М.: Советский художник, 1981. Иллюстрация предоставлена В.О. Вавиловым, за что ему - большое спасибо. 3. Портрет К.Н. работы Р. Фалька
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Санкт-Петербург