Заказать третий номер








Просмотров: 2622
22 июля 2011 года

В этой статье мы хотели бы поделиться своими размышлениями по поводу явления цветовой рифмы. Термин «цветовая рифма» был введен нами для обозначения особого приема организации верлибров Ксении Некрасовой.

Ксения Некрасова — одна из самых мифологизированных фигур нашего времени.

Ее судьба удивительно напоминает судьбу Акакия Башмачкина. На протяжении всей своей жизни поэтесса терпела унижение.

 Стихотворения Некрасовой пишущая братия считала графоманскими, называла «кискиным бредом». Саму Ксению в ее же присутствии поэты и писатели именовали идиоткой. Впрочем, Некрасова не обращала внимания на насмешки. Ее волновало другое. Подобно тому, как Башмачкин мечтал о новой шинели, Ксения мечтала попасть в Союз писателей. Она умерла от разрыва сердца, когда ей в очередной раз отказали в принятии в Союз...

Известность пришла к ней - как это часто бывает - вскоре после смерти. Ксения не дожила всего месяц до того дня, когда вышла ее долгожданная книга "А земля наша прекрасна".

Несомненно, основные нападки критиков того времени объяснялись тем, что лирические миниатюры Некрасовой не имели формальных признаков стиха. Поэтесса писала, мягко говоря, не как все. Стихи ее выглядели, к примеру, так:

Встретила я

куст сирени в саду

Как угодно

он рос из земли

и как голых детей

поднимал он цветы

в честь здоровья людей

и дождей

             и любви.

Строчки эти достаточно оригинальны и сегодня, чего уж говорить о первой половине ХХ века, когда авангардная поэзия была не в чести.

-  Это бред, - говорили поэтессе критики.

-  Зато организованный, - парировала Некрасова, убежденная, что  писать без рифмы и без ритма гораздо сложнее, чем традиционной силлабо-тоникой.

 

До самого последнего времени исследователи творчества поэтессы не могли решить, что же такое стихи Некрасовой:

верлибры

белые стихи

или просто неумение писать нормальные традиционные стихотворения.

 

Не так давно крупный отечественный специалист по верлибру Юрий Орлицкий поставил точку в вопросе. Он ввел в литературоведение понятие «гетероморфный стих», определив его как разновидность верлибра.

Гетероморфный стих — это не просто верлибр, а такой верлибр, который складывается из строчек разного, но вполне определяемого размера. Например, строчка пятистопного дактиля, две строчки четырехстопного хорея, три строчки шестистопного амфибрахия.

Именно гетероморфными Орлицкий назвал  стихотворения Некрасовой.  Интересно, что кроме этого исследователь выделил три группы  поэтов-верлибристов на основании их отношения к свободному стиху: «верлибр как средство» «верлибр как цель», «верлибр как органическая форма». Именно к последней категории исследователь отнес Некрасову.

Несмотря на то, что верлибр не имеет формальных признаков стиха в его традиционном понимании (наличие четкого ритма и рифмы), было бы неверным полагать, будто верлибр абсолютно неупорядочен. Так, к примеру, наиболее часто в современных верлибрах встречается сюжетная организация пространства стихотворения. А в верлибрах Некрасовой мы увидели не сюжетную, а цветовую организацию.

Нами было проанализировано цветовое наполнение стихотворений Ксении.

Первое, что бросилось в глаза -  Некрасова вводила в текст только яркие обозначения. Никаких полутонов, пастельных тонов или оттенков — только яркие и сочные цвета. Лидерами по количеству употреблений являются красный и синий. Кроме того, как дополнительную характеристику предметов, Ксения указывала прозрачность, а также блеск и яркость. Если Некрасова затруднялась назвать все цвета предмета, она употребляла слова «пестрый», «разноцветный». Если наименование цвета было ей неведомо, она использовала прилагательное «яркий». (К слову, заметим, что такое видение цвета несколько напоминает воззрения народов пираху на числа. Так, к примеру, известно, что народ пираху все числа больше пяти называет термином «много», а меньше пяти - «мало». Пример с народом пираху мы привели неслучайно, поскольку, на наш взгляд, Ксения Некрасова имела большее отношение к диким племенам, чем можно было бы предположить.  Поэтесса обладала особым мифологическим мышлением, несвойственным большинству современных людей, но естественным для первобытных народов и диких племен).

Мы заметили, что зачастую основной характеристикой объекта в стихотворениях Ксении становится именно цвет. За каждым объектом поэтесса закрепляла определенный цвет. И  цвет этот оказывался более важным, чем сам предмет, который служит всего лишь формой, вместилищем для цвета.   Так, к примеру, «береза» в поэзии Некрасовой — это прежде всего сочетание белого и черного. «Лиса» — это характерный «лисий» цвет, гарбуза, тыква, дыня, цветок шиповника — в стихотворениях Ксении Некрасовой используются как яркие пятна.

Нетрудно увидеть, что фраза «глыбой мрамора лежало в пиале солнечной овечье молоко» построена на чередовании цветовых составляющих объектов: солнца, молока и мрамора.  На цветовом контрасте черного и белого выстроено, к примеру, стихотворение «Стояла белая зима».  Начало стихотворения  - это перечисление белого: «зима», «снег», «облака». Завершение и контрастную связку стихотворению дает появившаяся в конце фраза: «река, как нефть, не замерзая, текла в пологих берегах». Понятно, что сравнение с нефтью происходит не столько потому, что вода «не замерзает», как нефть. Поэтесса показывает черный, нефтяной, цвет реки, контрастирующий с остальным пейзажем.

Чаще всего Некрасова закрепляет цвет за фруктами, цветами и растительностью вообще. Когда в одном из стихотворений единственным цветовым компонентом является прозрачность («лежат колхозные поля в прозрачности пространств»), это объясняется тем, что «еще поля не засевали, еще сады не зацветали».

Проанализировав стихотворения Некрасовой, мы определили, что зачастую предметы в пространстве стихотворения Ксения распределяла не по смыслу, а на основании законов цвета.  Отсюда и кажущаяся непонятность и «бредовость» отдельных ее композиций.

Известно, что Некрасова не игнорировала способы организации стиха. В ее верлибрах можно наблюдать определенный ритм, музыку, созвучия. Еще один способ организации стиха Ксений Некрасовой - «цветовая рифма».

Выше мы уже разбирали стихотворение «Стояла белая зима», в котором цветовое созвучие выстроено на контрасте черного и белого. Контраст белого и черного и является той самой «цветовой логической рифмой».

(Неким отголоском Ксюшиной цветовой рифме уже гораздо позднее стали выведенные концептуалистами логические рифмы. Эти рифмы не имеют ничего общего с рифмами типа «палка-скакалка». Логической рифмой являются размещенные через определенный промежуток текста  «Кока-кола» и «соевый соус»).

 

Заметим, что рифмой может быть не только контраст.

Анализируя стихотворения Ксении, мы пришли к выводу о том, что отдельные законченные фразы стихотворения или даже целые стихотворения выстраивались не на контрасте, а на цветовом повторе. Для иллюстрации этой мысли приведем отрывок верлибра «Утренний автобус»:

 

Проходит автобус вдоль Красной Пресни...

Уборщица входит с лицом сухощавым

в синем халате

и красном платочке.

[1,7]

 

Цветовая наполненность отрывка не вызывает сомнений. «Красная Пресня» сочетается с образом уборщицы в «синем халате» и «красном платочке».

Подобный прием можем наблюдать в стихотворении «Юность идет» [2,62].

 Приведем его целиком:

 

С непокрытой головою

юность ходит по земле,

с белым голубем в руке,

с красным флагом на плече...

Что ей дождик

или снег -

в голове у ней мечты,

впереди ее огни...

 

В данном тексте белый и красный цвета «перекрестно рифмуются» не с непосредственно цветами, а с объектами, которые обозначают эти цвета. Белое - со снегом, а красное — с огнем.

Помимо, непосредственно, повтора цвета в начале и в конце стихотворного фрагмента, в некоторых стихотворениях заметен не просто повтор, а повтор цвета с усилением, (наподобие возвращения в тонику в музыкальном произведении). Так, например, начав стихотворение «В тайге» фразой «древнетаежные березы — в лисьих шубах», к концу произведения автор приводит цветовой образ к более насыщенному цвету «шиповника цветок».

 

Мы не смогли найти у других исследователей подтверждения нашей мысли относительно цветовой рифмы Ксении Некрасовой. Впрочем, это и неудивительно. Наследие поэтессы крайне мало изучено. О том,  том, что стихи Некрасовой не так просты, как кажутся на первый взгляд, говорила Татьяна Бек. Однако трагическая смерть не позволила исследовательнице продолжить исследование вопроса.

Полным отсутствием материала на данную тему и объясняется  отсутствие ссылок в данной статье.

Однако несмотря на  это, мы склонны считать, что найденная нами особенность стихотворений носит неслучайный характер.

Подтверждение нашей мысли мы нашли в дневниках Ксении Некрасовой, хранящихся в РГАЛИ:

«...размышляя о виденном мною, я обыкновенно рассматриваю репродукции картин...

Только живопись может одеть мысли... Вот поэтому я и учусь беспрестанно у свершившихся фактов на улицах и в зданиях Москвы и у мировой живописи старых и современных мне художников – отсюда и нужно исходить, если хочешь понять мои стихи». (РГАЛИ, ф. 2288, оп. 1, ед. хр. 78, стр 51)

  

Источник  Некрасова К. А земля наша прекрасна. М.: Советский писатель, 1960.

Стихотворения Ксении Некрасовой можно прочесть ЗДЕСЬ

Иллюстрации:

1. Обложка книги К. Некрасовой

2. Портрет Ксении Некрасовой работы Р.Р. Фалька (1950) из книги "Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике". - М.: Советский художник, 1981. Иллюстрация предоставлена В.О. Вавиловым, за что ему - большое спасибо.

3. Портрет К.Н. работы Р. Фалька

 

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб июля 23, 2011, 22:08:47

когда я читаю статьи Жени, то всегда ей верю. потому что знаю Женю не только как критика, но и как замечательного поэта.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 01:37:18

Я поверила бы, даже не зная Женю - ни как критика, ни как поэта.
Мотив простой, но начну издалека: однажды благодаря цепи неслучайностей я открыла книгу Дмитрия Петровича Святополка-Мирского под очень затейливым названием - "История русской литературы". Открыла и чуть не упала в обморок. Он смел писать о наследии "наших всех", прекрасно обходясь - и без дорогого сердцу литературоведа "анализа идейного содержания", без лакированных биографий и даже(как?!) без комментированного пересказа. Для меня, доверчивой питомицы неистового Виссариона, эта книга стала просто бомбой: ну, надо же, мир держится не на слонах и черепахе! "Наши все", оказывается, были интереснейшими людьми, создавшими интереснейшие произведения, и об этом можно интересно писать! А главное - оказывается, их можно было совсем иначе понять, увидеть под другим углом зрения...
Так вот: такие работы, как это исследование Жени, - возвращают нас к той простой мысли, что каждый человек, каждый поэт - уникален и заслуживает того, чтобы о нём говорили разнообразнее и полнее, чем позволяет "анализ идейного содержания". От этого все выигрывают. И поэты. И стихи. И читатели. И критики. Да здравствует непредвзятость и искренний интерес. Только так и делаются сенсационные открытия.
Последняя правка: июля 28, 2011, 01:41:48 пользователем Екатерина Злобина  
Евгения Коробкова

будапешт
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 11:20:55

Это же публицистическая статья. Все выкладки и таблицы было бы неразумно в ней предоставлять, хотя, они есть и этот вопрос, в общем, доказуем и доказан, я надеюсь, в моей диссертации
Последняя правка: июля 28, 2011, 21:26:53 пользователем manager  
Вениамин Бурмистров

Сыктывкар
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 21:23:52

Здравствуйте! Убедительно и стройно написано. В какой-то момент даже увлекло. Но в конце мне показалось, что сама Ксения Некрасова с таким подходом к её творчеству не согласилась бы: много надуманного, что-то от алхимии в области тем для диссертаций.
То, что Некрасова создавала контрасты иначе, чем принято, не сюжетно, а, в первую очередь, избегая полутонов - согласен. Но мне кажется дело не в цвете, а в "картинках", которые в её произведениях чёткие, как "яркие и сочные цвета" (говорим ли мы об увиденном, пережитом, переосмысленном).
С Уважением,
Вениамин Бурмистров
P.S.
Вот ещё, забавно как получилось...
Хотя употреблено характерное для научных работ местоимение "мы", голоса научного руководителя или участника коллектива мыслителей я не обнаружил. Нет связи с внешним разумом, источником коллективной мысли (обсуждений, размышлений). Всё это измышления одного конкретного человека, поэтому выглядит забавно: этак - свысока. И оправдание, что "Наследие поэтессы крайне мало изучено", - усугубляют впечатление. Почему бы не писать от себя, от первого лица единственного числа. Неуверенность в себе мешает? Смелей!
Последняя правка: июля 28, 2011, 21:28:19 пользователем manager  
Евгения Коробкова

будапешт
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 22:15:36

потому что переправили на множественное число.
Евгения Коробкова

будапешт
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 22:20:34

Не очень поняла, с чем вы несогласны. Я хотела отразить мысль о цветовой организации стиха. Она "рифмовала" цвет с цветом. Красная пресня - красный платок. медная посуда - медная утварь опавшей листвы. Есть азия чудес на синем свете - синие горы, синее небо и т.д.
Вениамин Бурмистров

Сыктывкар
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 23:00:14

И правильно не поняли. Несогласия нет. Всё хорошо, ровно, толково изложено. Просто высказался. Мне показалось, что тема рифмовки цвета с цветом в вашей работе лишь шаг на пути к более глубокому исследованию, но почему-то вы его не сделали, хотя и очертили.
Евгения Коробкова

будапешт
Комментарий
Дата : Чт июля 28, 2011, 23:01:15

понятно. Просто долго было бы. Я оценила целевую аудиторию. И рассказала о наиболее простом.
Спасибо :)
Вениамин Бурмистров

Сыктывкар
Комментарий
Дата : Сб июля 30, 2011, 00:54:40

"Целевая аудтория", это хрень, простите за обсцентизм, которую назначают для продвижения товара (как и рейтинг), а маркетологи отрабатывают. Вы не похожи на творителя попсы или, прости, читателя не уважаете? Эффект, уверяю Вас, обратный: сами себя принижаете. Не суди, да прославишься!;) Удачи!
Последняя правка: июля 30, 2011, 14:41:23 пользователем manager  
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб июля 30, 2011, 01:03:49

Ну, вот... Так здорово начали и так скучно съехали на обсцентизм...

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте