Заказать третий номер

Просмотров: 1022
05 Ноябрь 2014 года

Феномен прозы Ингвара Короткова заключается в том, что её очень трудно отнести к какому-либо известному литературному направлению. При наличии формальных признаков стилизации, слово Ингвара воспринимается настолько естественно, что ни о какой вторичности не может быть и речи.  Попробуем ответить на вопрос: «Почему так?». Не сказать, что сюжеты историй «деревенской пасторали» (так сам автор определил жанр своего романа в эпизодах) новы для нас, нечто похожее приходилось встречать как в литературе, так и в жизни. Новое здесь кроется в другом: в чьем конкретно сознании отражается жизнь деревеньки «Грибовки», кто наблюдает эти не придуманные сюжеты, этих людей, узнает народные байки-страшилки, истории судеб, курьезные, а порой и трагические события «грибовской летописи?». Помятый жизнью герой-рокер, волею случая заброшенный в неизвестную себе доселе сельскую жизнь.

Что значит для нас слово? Порой почти ничего. А порой  действительно всё! На мой взгляд, в романе Ингвара слово, в первую очередь, означает музыку жизни. Довольно часто случается так, что проходя какой-то очередной жизненный этап, мы вдруг неожиданно понимаем, что больше не хотим никуда идти, и всё нам уже известно, и о себе, и о людях, и о жизни. То, что имело какой-то смысл ранее, поистерлось, обесцветилось, ушло – музыка жизни смолкла. И что же дальше? Но ведь не дремлют наши защитники белокрылые, борются за нас до последнего, не дают нашим душам омертветь и утонуть в отчаянье, либо полной апатии ко всему окружающему, спешат открыть нам новые вселенные, наполненные еще не слышанной нами музыкой. Вот такой новой вселенной и стала для героя-рассказчика деревня «Грибовка».

Не люблю слово «позитив», на мой взгляд, это слово не имеет никакого отношения к искусству.  И истории, рассказанные Ингваром в этом романе в эпизодах, отнюдь не позитивны, хотя так и может показаться на первый взгляд. У каждого события или явления есть как положительная, так и отрицательная сторона. Можно концентрировать на хорошем, можно на плохом – кому как удобнее. Неудобно, а порой трудно и больно открыться жизни и полюбить её, а вместе с тем и полюбить окружающих, насколько это возможно, чтобы каждый человек прозвучал для тебя своей, неповторимой мелодией, мелодией написанной вдохновенным Творцом. Хотя, конечно, далеко не всегда мы «звучим» согласно первоначальному замыслу, расстраивая наших белокрылых друзей, но ведь звучим же, не смолкаем, значит, живем и будем жить, как бы тяжко нам порой не было.

Музыка жизни не смолкает на протяжении всех эпизодов романа: то веселя и балуясь, то хулигански изворачиваясь в самой неожиданной аранжировке, то плача слезами горя или просветленной радости. И над всем этим несмолкающим музыкальным действом парят белокрылые ангелы – то ли на самом деле, то ли только в воображении рассказчика – пусть каждый читатель решит для себя сам.

Талантливый музыкант всегда сыграет известное произведение по-своему, даже если до него играли это произведение миллионы раз, добавив к замыслу композитора частицу своей души. Вот так и Ингвар Коротков сыграл именно свой рок, деревенский рок своей души, написав свой уникальный роман.

Почему именно роман, а не цикл рассказов, объединенных общей  тематикой? Ведь почти все истории «деревенской пасторали» можно воспринимать как отдельные произведения. Да потому, что, прочитав книгу до конца, вы поймете, что всё это в целом есть история возвращения к жизни человеческой души, исцеленной чудом познания любовью других душ, и исполнившей в благодарность за обретенное чудо жизни народную песнь в талантливой авторской аранжировке. А чудеса ведь только начинаются. Вот наконец-то и случилась встреча не с чьим-то, а со своим собственным ангелом-хранителем, и любовь, та самая невозможная, о которой сначала мечтаешь, а потом уж и мечтать как-то стыдно, явилась и стала реальностью. И всё оказывается так просто, и жизнь как песня несмолкаемая, и не страшно уже ничего.

 



 
ЕЛЕНА ЗАЙЦЕВА. Почему мне не нравится Кушнер?
ВАЛЕРИЙ БЫЛИНСКИЙ. Волшебный колодец и прочие глупости. О книге Ирины Митрофановой «Неловкие души»
МАРИЯ ПОЛКОВНИКОВА. "ЧУЖИЕ ПИСЬМА" (рецензия на фильм)
РУСЛАН ГАВАЛЬДА. «Медея» Эврипида в контексте представлений Аристотеля о трагическом герое
Андрей Галамага. "Легко по столицам..."
Александр Евсюков. "Риф июльским утром"
Все публикации
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Ноябрь 06, 2014, 09:11:11

Новое здесь кроется в другом: в чьем конкретно сознании отражается жизнь деревеньки «Грибовки», кто наблюдает эти не придуманные сюжеты, этих людей
---------------
Последнее время мне интереснее всего читать рецензии. Это как решать головоломку или отгадывать ребус. Причем, у автора не спросишь - а так это или не так? автор , как правило, не знает, какие подводные течения и глубинные смыслы он пробудил. Ибо там - авторское наитие. А у рецензента - логическое осмысление. Причем свое видение. Ирина, как всегда, нестереотипна - она главным поставила преломление реальности в сознании уже необычного героя - спившегося рокера. Интересная идея. И рецензия написана интересно.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср. Ноябрь 12, 2014, 11:22:52

Вот-вот, и мне стало интересно читать рецензии - они сами по себе произведения искусства. Мне кажется, Ира "поймала" то самое ощущение, которое возникает после прочтения рассказов Ингвара. Но, как человек, пока еще лишенный книжки, оставляю себе право "отметиться" здесь еще раз) Всё-таки сборник - это другое произведение, чем каждый рассказ по отдельности, тут очень важна структура, создающая порой совсем иную интонацию, когда знакомство с автором происходит в определенной последовательности.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср. Ноябрь 12, 2014, 16:00:33

Точно, Галь! Вот я когда читала некоторые "деревенские" рассказы Ингвара, которые здесь были опубликованы, а потом прочитала рассказ про "рок-ангела" - никогда бы не подумала, что это может быть, из одного и того же цикла. А в книжке, которая еще дополнилась другими рассказами-эпизодами, так это всё гармонично выстроилось, все эпизоды сложились в одну общую и картину, и историю.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Ноябрь 13, 2014, 12:46:20

Галка, во и мне жаль, что на руках нет твоей книги. Уже бы к презентации написала рецензию..
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Ноябрь 13, 2014, 20:07:26

я уже заранее боюсь))) и одновременно очень хочу!

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте