Заказать третий номер

Просмотров: 2701
01 Февраль 2014 года

Иконы Божией Матери Семистрельная и Умягчение злых сердец являются воспоминаниями события Сретения (встречи) Господа, с почитаемым в Иерусалиме старцем Симеоном, описанного в Евангелии от Луки. 

По преданию, около трехсот лет назад до этого знаменательного события Симеон переводил книгу пророка Исаии и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот день пришел. Исполнилось ангельское пророчество и – Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы. Праведник мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к Ней со словами: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». И Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). 

Предмет пререканий — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало Ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через Ее материнское сердце.

Иконы Семистрельная и Умягчение злых сердец  стали живыми иллюстрациями этого пророчества. На них иконописцы изображают Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами. Только на иконе Умягчение злых сердец мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по три справа и три слева, и один снизу, а на Семистрельной – они расположены несколько иначе: три с одной стороны и четыре с другой.

На этих иконах Божия Матерь изобра­жена Одна, без Предвечного Младен­ца. Что символически отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Свое­го Божественного Сына в течение всей жизни и особенно - во время Страстных дней Спасите­ля. В Священном Писании число семь символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось по­нятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах, существует так­же семь Церковных Таинств и т. д. Семь мечей, пронзаю­щих сердце Пресвятой Богородицы, говорят о той великой скорби, которую Она претерпела в земной жизни.

Есть и другое толкование образа семи мечей, пронза­ющих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, ко­торые приносят Божией Матери но­вые душевные муки.

До революции каждая из этих икон Богоматери имела свое время празднование: Умягчение злых сердец – 2 февраля, а Семистрельная - 13 августа. Однако в настоящее время в Русской Пра­вославной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического извода и, соответственно, объединять дни их празднования - 13/26 августа, 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В России этот образ известен был уже давно.

Одна из русских икон Умягчение злых сердец в ХХ веке попала в Италию, где особо почитается. История ее такова.

Во время Второй Мировой войны на правом берегу Дона, близ города Павловска, стояли воевавшие на стороне Германии итальянские горнострелковые части.

Во второй половине декабря 1942 года рядовой дивизии «Тридентина» итальянского Альпийского корпуса Уго Бальзаре и другие солдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего, укрываясь от страшных бомбардировок в одной из меловых пещер старинного русского монастыря, обнаружили икону «Умягчение злых сердец». Этому обретению иконы предшествовало некое явление Божьей Матери итальянским солдатам. Найденная икона была передана в походную церковь, военному священнику-капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи.

Местные жители рассказали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска, и что последним настоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного образа, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»).

В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь  благодаря  помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон.

После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года, несмотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, водимые иконой Мадонна дель Дон, сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию.

Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени.

Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне.

Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.

Однако особо прославленная, мироточивая икона Умягчение злых сердец появилась в нашей стране в конце ХХ века. Это случилось через год после исчезновения осенью 1997 года чудотворного, источающего миро, Иверского-Монреальского образа Богоматери, происшедшего одновременно с мученической кончиной ее хранителя Иосифа Муньоса Кортеса.

Наша чудотворная икона Умягчение злых сердец, произведенная полиграфическим способом на предприятии Русской Православной Церкви «Софрино», была приобретена в обычной церковной лавке. Замироточила она в 1998 году, с прославлением святой Матроны Московской. Это произошло в доме Маргариты Воробьевой и Анастасии Башариной, матери и дочери. Анастасия Башарина была на прославлении Блаженной Матроны Московской и приложила к ее мощам эту икону - и вскоре она начала источать миро, а затем начались свидетельства помощи Божией от этого образа.

Обо всех этих событиях хранительницы мироточивой иконы в 2002 году рассказали корреспонденту журнала «Русский дом» Юрию Юрьевичу Задонскому.

«Когда все это стало происходить, первый вопрос к священнику был такой: как нам теперь жить? Как понимать? Может быть, это к беде? Батюшка ответил: "Чудо не следует объяснять. Одно могу сказать - происшедшее не по твоим заслугам и не по твоим грехам".

Постепенно икона стала чем-то неуловимо отличаться от точно таких же "софринских" икон. Сначала образ стоял на деревянной подставке, а сделанный в ней желобок наполнялся благоуханной жидкостью. Хозяйка иконы сливала миро в склянку. И так продолжалось каждый день. 

Со временем появились свидетельства о чудесах, происходящих от иконы. Одним из первых исцелился близкий друг семьи.

Молодой человек неудачно упал спиной на пень. Ноги отказали тут же. В больнице сказали, что лечить придется долго.

Мама Маргариты Воробьевой Анастасия рассказывала: "Женю мы знаем давно. С друзьями мы ходили к нему в больницу. Ноги у него оставались неподвижные. В тот вечер мы столкнулись в дверях с матерью Жени, она выскочила из палаты вся в слезах. Женя лежал с потемневшим лицом: "Врач сказал, что я не буду ходить никогда". В тягостном молчании, на коляске мы вывезли семнадцатилетнего парня на прогулку. Помазали ноги миром. Перед уходом что-то заставило меня неожиданно сказать: "Женя, а может быть, ты встанешь нас проводить?" Вдруг он опустил ноги на пол... Осторожно встал... И сделал несколько шагов. Когда он сам вошел в палату, все обомлели. А потом: нам тоже надо Евангелие почитать, может быть, и мы встанем?.. Нашлись, конечно, и скептики: это, мол, нервный шок, назавтра он не сможет подняться снова. Но уже через два дня Женю выписали из больницы. Как абсолютно здорового".

Прошло время. И вдруг руки и шея Пречистой оказались как бы побиты крохотными ранками. Точками кровавого цвета - как будто какие-то изуверы искололи тело иголками. На левом плече выделялась красная язвочка. Ее попытались снять ваткой, но она как бы впилась в поверхность - не стиралась. И в этот же день - страшная новость: затонула подлодка "Курск". А потом, 21 ноября - в день Архангела Михаила, - появились такие кровавые подтеки, что кровь можно было собирать уже вместе с миром.

Именно с этих пор, если к иконе прикасаются российские военные, икона чутко отзывается на эту встречу и источает кровь… Так однажды после крестного хода с чудотворной иконой, несшие ее морские пехотинцы Севастопольской бригады с удивлением увидели, что их белые парадные перчатки стали абсолютно красными от истекшего кровавого мира.

К слову сказать, мироточивая икона Божией Матери Умягчение злых сердец, как живая, реагирует на все, что происходит в мире. Например, в преддверии трагических событий она кровоточит, и проведенная экспертиза показала, что кровь эта человеческая, первой группы. Также хранители иконы заметили, что и мироточит она не всегда одинаково: в первую неделю Великого поста и в Страстную седмицу мироточение как будто замирает, и во все посты оно заметно ослабевает, а по прошествии постных дней усиливается вновь. Благоухание тоже бывает разное - то медовое, то цветочное. Мироточение и благоухание усиливаются в некоторых храмах, где и народа бывает немного, но люди искренне помолились, и вдруг по их молитве в мире инобытия что-то происходит.

Со временем удивительных свидетельств исцелений накапливалось все больше, тогда икону освидетельствовала комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Председателем комиссии был архимандрит Иоанн (Экономцев).

Приведем хотя бы некоторые свидетельства вышней помощи, происходящей по молитвам перед этим чудотворным образом Заступницы христиан. Так, в самом начале прославления этого образа игуменье одного из женских монастырей было видение. Явилась Матерь Божия и сказала: «Поезжай в Оптину, там Моя чудотворная икона, приложись». 

Это было зимой 2001 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, - первый выезд иконы за пределы Москвы. Одновременно с образом в обитель прибыла и та самая игуменья, и несколько монахов с Украины - им тоже было небесное "уведомление". 

Маргарита вспоминает об этом «выезде»: "В обители как раз поднимали новый большой колокол. Были крестные ходы, и схиигумен Илий нес "Семистрельную". Во время неусыпных молитв она лежала на мощах преподобного Амвросия. Назад мы везли икону уже без крови. Запах - удивительно успокаивающий, теплый. Румянец на щеках Пречистой выступил нежный, персиковый. Лик стал спокоен, как у младенца. За этим последовал двухнедельный период, когда икона оставалась чистой. 

Когда мы были в Рыльске, у старца Ипполита, позвонила моя духовная мама, игуменья монастыря Казанской Божией Матери, что в Курской епархии. «Приезжай, - сказала, - а то болею сильно, живой меня можешь не застать». 

Наутро вместе с иконой мы уже у стен обители. Колокольный звон. Священство, хоругви. Открываются ворота... и икону встречает сама матушка. Потом будет сделана выписка из истории болезни, заверенная врачом. Такого в медицинской практике не бывает: ночью едва прослушивалось сердце, а наутро - давление, "как у космонавта" - 120 на 80, и больная уже на ногах. Да мало того, после службы в монастыре игумения отправилась с иконой в соседние обители. Тогда матушка повесила на "Семистрельную" свой крестик - один из первых даров. Теперь их уже много".

Игумения Николая: "Этот образ пришел на помощь каждой душе и всей России. Вы ведь знаете, сколько людей находится в отчаянии. И это не просто икона ездит по России, это Матерь Божия приходит и говорит: "Я есть. Придите ко Мне за помощью". В наш монастырь, когда здесь был образ "Умягчение злых сердец", собралось множество народа. Иные оказались в храме впервые. В том числе - старушки, которые уже готовятся к смерти. Были слезы раскаяния, были первые наложенные на себя крестные знамения. Теперь эти люди ходят в церковь. 

Вслед за отъездом иконы в храме целую неделю стояло благоухание. Просто не хотелось уходить после правила. И в жизни сестричек произошла, может быть незаметная на первый взгляд, перемена. Все укрепились в вере. Матерь Божия своими слезами о России вдохнула в сердца любовь и покаяние". 

Но Божия Матерь по-разному встречает приходящих к Ней на поклон людей, кого-то исцеляя, кому-то помогая, иные даже не могут подойти к иконе Умягчение злых сердец. Хранительница Маргарита свидетельствует, что на "Семистрельную" духовно болящие люди тоже "реагируют". «В подворье Оптиной пустыни в Ясенево, где образ нередко бывал по воскресеньям, мы заметили одну женщину. Она всегда просит мужчин, чтобы подвели ее приложиться к иконе насильно. Вырываются одержимые с нечеловеческой силой, сами не могут приблизиться к святыне. Зато с каждым разом сопротивление ослабевает. Был случай, когда бабушка - про таких говорят "божий одуванчик" - с неистовой силой вцепилась мне в руку, зарычала, заревела что-то нечленораздельное. Что ж, духовные отец и мать предупреждали: чем больше людей будет идти к иконе, тем тяжелее придется мне. Так и есть: после стояния рядом с образом иногда кажется, уже душа с телом расстается".

Еще надо сказать, что Божия Матерь сама выбирает себе дорогу… Неоднократно Ее чудотворную икону просто не могли довезти до места назначения, как говорится, «плутали в трех соснах» и забывали дорогу туда, где до этого бывали множество раз… «не идет икона»… Вот случай, рассказанный одной игуменией: "Когда благодетель обители узнал, что мимо его виллы повезут икону, попросил завезти ее прямо к нему. Спонсорам обычно не отказывают, согласились. И надо же, дорогу к дому, в котором бывали не раз, найти не смогли. Возвращались назад и пробовали три раза. Как перед невидимой железной стеной оказались. Даже местность, куда заехали, была какая-то незнакомая. Тут, вспомнив о чуде с Владимирской иконой и св. Андреем Боголюбским, поняли, что это значит - "икона не идет". Мало сказать - вспомнили. Мороз по коже прошел... 

А благотворитель тот осознал, что произошло. Что самому надо было к иконе приехать. Слава Богу: ведь и афонский старец Паисий писал, каким тонким, подчас болезненным вопросом всегда были взаимоотношения монастыря и благодетеля".

Как пишет В.В. Задонский, видевший икону воочию: «Многое открывает "Семистрельная". Монашескую сосредоточенную молитвенность. Благоговение "белых платочков". Рясофорную гордыню и удельное властолюбие. Коленопреклоненных и плачущих, битых жизнью мужчин. Бритоголовых громил, словно снявших маску, стоящих с выражением детской беззащитности на лице. Истерическое ожидание непременных чудес и исполнения доморощенных "пророчеств". Попытки пристроить к чуду свинку с прорезью – копилку. Желание "детей эры Водолея" "подзарядиться" от иконы "положительной энергией". Об этих, последних, просто невозможно писать без кавычек - так перевернуты, искажены все смыслы и значения слов, с ними связанных. Да, бывает такое: подходит человек, не перекрестившись, и стоит, держа руки над иконой. «Заряжается», пока не попросят отойти. А случается и другое. Вот, уступив просьбе верующей подруги, к иконе приближается врач, она же – известный астролог. Не знаю, какая там идет «подзарядка» у экстрасенсов, а тут что-то происходит. Словно пелена падает с сознания человека. Не звездам, а Богу верить надо. После этого женщина принимает крещение, начинает воцерковляться. Но лукавый испытывает ее еще разок. Раздается телефонный звонок, и знакомый голос предлагает составить гороскоп супруге известного политика. Гонорар выстраивается длинным рядом долларовых нулей – такой суммы еще никогда не предлагали… И с Божьей помощью вчерашнему астрологу хватает ума и воли ответить: не судьбу надо знать, а помнить, что судьба – это Суд Божий. К нему надо готовиться. 

 Этот случай - среди множества других - дает ответ на вопрос, который порой возникает: а от Бога ли такие чудеса? Да, лукавый способен соблазнить и ложным знамением, и временным физическим врачеванием, но исцеление духовное может иметь только небесный источник. Исцеляться ведь и означает - приобретать целостность. Преодолевать растлевающее влияние греха. Собирать ум, волю, тело - в духе».

 За время странствий чудотворной иконы по России стали появляться храмы в честь иконы Божией Матери Умягчение злых сердец. Первой из них стала часовня, со временем превратившаяся в храм, где сейчас обретается чудотворный образ. Как рассказывает Сергей Фомин, муж Маргариты, сопровождающий икону в дальние поездки, чудотворный образ сначала находился у них дома, где читали акафисты, молились… Но когда икона стала приобретать всеобщую известность и ее начали приглашать в московские храмы, а потоки страждущих увеличились, то стало тяжело принимать людей дома. Получившие помощь по молитвам пред иконой, жертвовали деньги, поэтому появилась возможность построить часовню в честь иконы Умягчение злых сердец. Со временем она превратилась в церковь, пусть и небольшую, но с иконостасом и звонницей. В этом храме, что в пяти километрах от Москвы, в деревне Бачурино, служатся литургии, молебны. В часовне возле святого образа, когда он не в дороге, молебны служатся два раза в неделю: в четверг в 18.00 и в воскресенье в 13.00.

Но это не единственная церковь, построенная за эти годы в честь иконы Умягчение злых сердец. В некоторых местах, где побывала эта святыня, также стали строиться храмы. Один из них – на Кипре, недалеко от Ларнаки, в ближайшее время будет освящен. В честь этой иконы были  устроены храмы в двух тюрьмах. Один – в женской колонии для несовершеннолетних девочек в Рязанской области, где малолетние преступницы отбывают наказания за особо тяжкие преступления, в том числе за убийства. Колония была создана на месте старинного монастыря, построенного еще святым князем Олегом Брянским. Перед постройкой храма состоялся удивительный крестный ход. Триста восемьдесят заключенных молили Господа, чтобы Он послал им благодетеля и тот помог построить храм. Через несколько дней в колонии появился Олег Калашников, советник губернатора Рязанской области. С его добровольной помощью в августе 2001 года заложили пятикупольный деревянный храм. Каждый из людей, к которым Олег обращался за помощью, старался оказать содействие – и чем мог. Можно сказать, что этот храм построили всем миром, как и положено. На его строительстве работали и воспитанницы, хотя это не было обязательным. Они рыли котлованы, тесали бревна и даже написали песню об иконе Умягчение злых сердец.

Сам Олег, пока строился храм, жил на территории колонии в помещении для свиданий. Он не только занимался организацией строительства, но собрал творческий коллектив из воспитанниц и возил их с концертами по другим колониям. Также старался помочь колонии, чем мог: лекарствами, канцтоварами, аудио- и видеоаппаратурой.

Когда стали ставить купола,  храмовая икона замироточила. Это увидели все присутствовавшие. За время строительства храма в колонии приняли крещение сорок пять девочек. Одна из воспитанниц колонии, вышедшая на свободу, сказала: "Когда в лагере стали строить храм, я поняла, что стоит начать жизнь заново".

В Ярославле также появилась часовня в честь иконы Умягчение злых сердец в мужской колонии. На Алтае, в городе Барнаул, часовню построили в детском приюте.

Нельзя не вспомнить, что этот образ 27-29 января 2009 года пребывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Ведь за пятнадцать лет чудотворную икону Умягчение злых сердец узнали не только во многих городах и селах России, но и по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока. И везде Царица Небесная утешает малодушных и маловерных и врачует душевные и телесные раны, напоминая о мире Горнем, и куда нам всем нужно идти.

Можно привести великое множество различных свидетельств благодатной помощи от Царицы Небесной в эти дни, чудесных исцелений, явлений, знамений… Но особенно ярко остались в памяти факты «случайного» захода в храм любопытствующих прохожих, заинтересованных происходящим. И тот момент, когда неодолимая сила притяжения подхватывает их, влечет к иконе и вот уже глаза полны слез, сердца –  сокрушения…

Вспоминается молодой, нагловатого вида цыган, зашедший в храм, то ли  попрошайничать, то ли что украсть. В это время мне надо было зайти в алтарь, и я не застал момента, когда он подошел к иконе. Но зато вскоре стали слышны его вопли и рыдания. Цыган стоял, схватившись за киот и рыдая в голос, все время повторяя какие-то слова.

Прихожане-молдаване перевели, он кричал: «Что это?! Что со мною происходит?!» Надо сказать, что каждый, оказавшийся рядом с этой святыней, с той или иной степенью эмоциональности готов был произнести эти слова изумления.

Столь долгое наше пребывание в тесном общении с этой живой иконой, со святыней такого уровня, в ежедневном предстоянии перед окном, раскрытым в райские сады Горнего мира, с обильным вдыханием ароматов неземного происхождения, все это, надо признать, вызывало очевидное привыкание, «зависимость» и желание вслед за апостолами лепетать: «Господи! хорошо нам здесь быть, сделаем здесь три кущи…» (Мф.17,4).

Когда пришло время расставания, и надо было поднимать образ и выходить из Миланского храма, то запомнилась наступившая полная тишина.

Весь храм стоял на коленях, склонив головы, и молился. И, наверное, это был главный итог этих дней. Не было ни пения, ни прикладывания иконок, ни протягивания рук за миром… Люди в полной тишине глядели в свои сердца, умягченные неизглаголанной любовью Сына Божьего и Пречистой Его Матери».

Богородица продолжает Свое спасительное шествие по грешной земле. Сергей Фомин, хранитель иконы, говорит, что дальнейший путь святой иконы никогда неизвестен, Богоматерь Сама его выбирает. Одним словом, «история продолжается, ибо эти же слова любил повторять и тот, другой, приснопамятный хранитель мироточивой иконы, брат Иосиф Муньос: «Икона идет туда, куда хочет»».

А мы помолимся святому образу Пречистой Богоматери: Умягчи наша злая сердца. Богородице, /и напасти ненавидящих нас угаси, /и всякую тесноту души нашея разреши, /на Твой бо святый образ взирающе, /Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся /и раны Твоя лобызаем, /стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. /Не даждь нам, Мати Благосердая, /в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, /Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

 


 
АЛЕКСАНДР БОГАТЫРЁВ. "Кубанский «белый платочек»"
ТРОИЦА: иконы и исторический смысл праздника
ПАВЕЛ КОСОВ. КОМУ БЕСТССЕЛЛЕР, А КОМУ И… (разрозненные заметки о книге архимандрита Тихона «Несвятые святые»)
АЛЕКСЕЙ ЧИПИГА. "ВЕСНА и господин Прохарчин"
ВЛАД ВЕТИН. Рассказывайте детям сказки
Ольга Валькова. "Иоанн Дамаскин" А.К. Толстого — поэма о судьбах поэзии
Все публикации

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте