Заказать третий номер

Просмотров: 2019
23 Январь 2014 года

Жил-был в одной деревне мальчик Ванечка. Годов пять ему было, а может и шесть, за давностью лет и не помнится. Молчаливый был, не улыбчивый, играет себе один, с ребятами не водится. Думали родители, может, обижает из них кто? – нет, никто и не думал его обижать, сам не идёт. Тогда стали другое думать родители: может, беспокоит его что? Мало ли как бывает: у дитя что болит, а оно и не говорит. Показали его одному врачу, другому, да к третьему сводили – те ничего и не нашли: мальчик как мальчик, здоровее других будет, а что не больно и резв, не так уж это и худо, заботы лишней не прибавит.

     Зимой, понятное дело, Ванечка всё больше в доме, у окна только сидит, книжку Азбуку читает. Разбирать слова ему труда особого не надо, к грамоте он и сам тянулся. А мать с отцом, видя такое дело, и не препятствовали.

     Однажды Ванечка, покормив пшеницей кур, несколько зернышек взял и завернул в мокрую ватку, как это делала мать, проращивая семена. Ватку положил в блюдце, а его поставил на подоконник, где, по обыкновению, сам сидел. Ждёт-пождёт Ванечка, когда взойдут семена, а они не торопятся.

     – Гляди-ка, отец, – говаривала мать, – опять сидит наш Колосок над своим «огородом», разбирает… прямо, отдыху себе не даёт. Отвлеку его каким делом, а он после вновь к нему спешит, да за книжку, так и не расстаётся.

     – В кого такой пошёл? – скажет отец, усмехнётся в усы и станет дальше бредешок[1] чинить.  

      День да вечер, неделя другая, а зима в положенный срок и кончилась. Сменила ребятня шапки-ушанки да тулупчики на куртки и пальтишки, стали на ручьях флотилии корабликов пускать. Ванечка тоже вышел поглядеть на веселье. А и шум на деревне стоит, а и смех ребячий далеко разносится: шутка ли, кораблик один другой обгоняет, каждый старается свой вперёд толкнуть веточкой. Неловко заденут – кораблик и на бок ложится, и крутит его поток, пока не прибьёт к какой нечаянной пристани, кочке, или камню из земли вымытому вешней водой.

     Галдят ребята, а Ванечка следом идёт и молча глядит, только глазёнки всё одно блестят – интересно ему. Тут и взрослый какой засмотрится, а о дите малом и говорить нечего.

     А ручьи сбегаются в одно место – речку. А лёд на ней уже не тот, что в мороз, а так… ледок, гусёнка впору держать. Вот на него и выбежал Ванечка. Дети остались на берегу, а он и сам не заметил, как оказался на середине, хотел-то кораблики разглядеть, а вышло вон как... Речка-то не широкая, по льду и минуты ходьбы не будет. Заскользил, заскользил Ванечка в своих ботиночках, упасть не упал, а только почувствовал, что лёд «ожил» под ногами, волной заходил, закачался. Тут-то сердечко его и заколотилось часто. Ребята руками машут, к себе зовут, кто-то из них уже и за подмогой припустил. Шевельнётся Ванечка, а лёд как кисель и качнётся, не опускает, шагу не даёт ступить. Наказывала ему мать не ходить на речку ни одному, ни с ребятами. Да позабыл он слова её, а как вспомнил, то поздно было: азарт своё взял. Глядит Ванечка, а уже и лужица под ногами собирается. Побежал он к берегу, да не прямо, а в сторону, к камышовым зарослям. Бежит, не оглядывается. Никого не видит, не слышит. Не добежал он до берега, провалился с головой в полынью. Как вытаскивали его и как домой несли, а там растирали и кутали, ничего этого он не чувствовал и не помнил, неделю лежал дома в забытьи. А к исходу седьмого дня, сам попросил пить. Ни жара, ни испарины – ни чего больше не было, вся хворь ушла. Радость была в доме такая, какую и захочешь забыть – не забудешь.  

     И только Ванечка заметил, что на подоконнике проросла пшеница, но не вся, а только одно зёрнышко.    

 

 



[1] Бредешок, бредень – малая рыболовная сеть. Прим. авт.

 


 
МАРИНА СТРУКОВА. БОГАТЫРСКИЙ КОТ
МАРИНА СТРУКОВА. БОГАТЫРСКИЙ КОТ
ЛИЛЯ КАЛАУС. КАПИТАН "ЛА ФУДР"
ВЛАДИСЛАВ БАХРЕВСКИЙ. "БУДЕТ СКАЗКА - БУДЕТ РОССИЯ"
ЕЛЕНА ЗЕЙФЕРТ. ЕЩЁКА
НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..."
Все публикации
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб. Январь 25, 2014, 19:16:34

Как-то у нас "срифмовались" два рассказа для детей - тут и "Солнечный мальчик" Дмитрия Бобылева, и трогательный "мальчик-колосок" Василия Зозули. В "Колоске" меня лично очень подкупает сказительная интонация, текучая и тягучая русская речь. И всё это про необычного мальчика, который, по всей видимости, "выйдет из народа", но пока что он уродился и находится внутри этой "куколки", в самом коконе народной жизни. Такому росточку трудно прорасти, он, как и "солнечный мальчик", тоже по сути инопланетянин, занесенный каким-то (солнечным?) ветром в теплую народную стихию. Герой рассказа Дмитрия Бобылева, чтобы выжить, отправился восвояси, на Солнце. Ванечка, чтобы выжить, должен был пройти "крещение водой", оказаться на грани жизни и смерти. Наблюдаешь за его выживанием так же с трепетом, как сам Ванечка за прорастающим зернышком. И не хочется думать о том, чем это зернышко впоследствии прорастет - большими делами или "цветами зла"... Точнее, конечно, хочется думать, что "большими делами".
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс. Январь 26, 2014, 16:58:11

Ну, солнечному мальчику, наверное, было очень больно лезть в воду, как русалочке ходить, а рассказ Василия похож на начало сказов Бажова, из мальчика должен получится кто-то вроде Данилы мастера :).
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вс. Январь 26, 2014, 20:48:04

Ира, клянусь, не прочитала твой коммент, собралась писать про Бажова - смотрю, а ты уже) да, действительно, интонации "сказа" Бажова, красиво... И красивая концовка. Что-то одно прорастет - непременно хорошее, Наташ, иначе не стоило и затевать)
Миньковская Роза

Севастополь
Комментарий
Дата : Вт. Январь 28, 2014, 04:00:28

Плохо, когда ребёнок растёт бирюком, не общается и не находит общего языка со сверстниками, не играет, не радуется. Грозит это проблемами в будущем.
Но ещё хуже, если ребёнок не соображает.
Книжки он читает, а не знает, что на лёд тонкий лезть нельзя. И видит, что никто не лезет, а идёт.
Нелёгкая жизнь у таких детей в будущем бывает.
Родители не скорректировали поведение, не развили.
Недотёпистый малец.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Январь 28, 2014, 13:18:37

В этом смысле рассказ "Колосок", скорее, не ДЛЯ детей, а ПРО детей. Пример для подражания, согласна, не самый удачный. Выйдет ли из парня Данила-мастер, не знаю. Вряд ли. Может, Тимирязев?))
А вообще рассказ-то не так прост. Тут выживание приравнивается к трансформации, ко внутренним изменениям. А куда может меняться "недотёпистый малец", который жил в мире книжек, а с живыми людьми не общался и ничего не знал про лёд? Только в противоположную сторону... К тому же попал-то он в такую неприятную ситуацию именно из-за того,что интерес к жизни проснулся.
Последняя правка: Январь 28, 2014, 13:39:27 пользователем Наталья Баева  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Январь 28, 2014, 17:12:14

а по-моему, никто еще не отменял такие факторы, как темперамент, характер, и т.д. Тихие, увлеченные, оторванные от сверстников дети не обязательно должны стать неудачниками или маньяками, может, из них вырастет опередивший своих ровесников ученый? Почитать любую биографию действительно гениального человека - он чаще всего был замкнут и оторван от ровесников. Есть дети общительные, есть - не очень. А опыт со льдом - это из разряда его экспериментов, такие поступки тоже свойственны личности, развивающейся особым путем, у них свои "тараканы", и "корректируя" такого ребенка, можно его навеки сломать, пытаясь подтянуть (или опустить) до общего стандарта.
Одна девочка в классе у моего сына в начальной школе увлекалась Чайковским, музыкой и т.д. Ровесницы смеялись над ней, а одна выдала коронную фразу: "Какой тебе Чайковский, уже сексом пора заниматься!"
Разумеется, девочка держалась подальше от ровесниц, и это не снобизм, а реальность, но у нее наверняка со временем появились близкие ей по духу люди. Конечно, надо учить ребенка общаться с любыми людьми, которые могут встретиться в жизни. Но корректировать его "подо всех"... ох, не знаю. Как бы эта коррекция боком не вылезла.
А легкую жизнь таким детям никто не обещает, здесь соглашусь. Легкая жизнь вообще только у сорняков.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Январь 28, 2014, 21:27:11

Мне кажется, эта аллегория с ростком слишком неоднозначна. Тут напрашивается что-то еще,ведь каким мальчик стал после этого случая можно только гадать. Кем-то необычным. Ведь в "Каменном цветке" тоже с детства Данилы начинается, но если бы закончить на эпизоде с потерей коров - да трудно сказать, что именно из него выйдет, хотя предположений можно наделать. Или "Алые паруса" (понятно, что совсем иная стилистика), но по сути: если бы был только эпизод с ошпаренной рукой служанки и тем, что дальше сделал Грей. Сам по себе эпизод впечатляет, но сказать точно, кем и каким именно станет Грей, когда вырастет сложно. У Василия слишком уж открытый финал получился. Историю можно очень легко и плавно продолжить.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Январь 28, 2014, 22:55:35

Кем-то необычным... Перечитала свой первый комментарий про "необычного мальчика" и задумалась. А что в нем такого уж необычного? Тяга к азбуке? По большому счету самый обыкновенный ребенок, просто, как Галя говорит, темперамент другой. Но есть всё же некоторая слащавость в этой истории. Мы должны умилиться. Хитрый автор за нами наблюдает - кто чему умиляется. Кто азбуке, кто росточку:)А финал ведь действительно открытый. "Тихие, оторванные от сверстников дети не обязательно должны стать неудачниками или маньяками". Угу, не обязательно. Но и вырвавшиеся из народа интеллигенты не обязательно оказываются порядочными людьми, и редко кто из них потом не бросит камень в тот народ, из которого вышел. Но это уже размышления на тему. К рассказу никак почти не относящиеся.
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Вт. Январь 28, 2014, 22:59:41

Я совсем не задумалась о будущем мальчика и не увидела его каким-то особенно одиноким. Слишком короткая история для того, чтобы задумываться о том, что было и что будет. Это не психологическая картинка и не сюжетная история, я ее прочитала как знаковую.
Не знаю, известно ли Василию, что такое стратификация. На всякий случай расскажу: стратификации подвергают семена некоторых растений для повышения их всхожести. Процесс несложный - семена надо завернуть в мокрую тряпочку и на какое-то время положить их в холодильник или закопать в снег.
В рассказе "стратификации" подвергся мальчик, а растение откликнулось и проросло. Маленький зеленый росток дал знак, что процесс не нарушен.
Мальчик, росток... Похоже на параллель, но здесь нет параллели. Есть какие-то общие законы, общая для всех жизнь.
Меня тронул этот рассказ.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср. Январь 29, 2014, 21:51:29

Конечно, необязательно, Наташ. Но мне кажется, все-таки, что наше, исконное понятие слова "интеллигентность" не позволяет представить, что "интеллигент" может бросить камень в народ, чаще, общаясь с настоящим интеллигентом, простой, деревенский человек даже не замечает, что тот в чем-то его превосходит. Ты говоришь про снобов и "интеллектуалов", все-таки, мне кажется. Потому что мне повезло - я встречала в жизни настоящих интеллигентов, и поверь, такой никогда не посмотрит свысока на человека, который в чем-то его ниже.
О, точно, вот "Алые паруса" - Ирин, спасибо, что вспомнила. А про Ассоль если вспомнить? Кем её считали остальные - ненормальной, придурочной... а она просто была мечтательницей.
Только не будем обсуждать, что Ассоль - не жизнеспособна и на самом деле действительно страдает шизофренией) мы же принимаем авторскую реальность - в которой она - чудесная девушка, отвергнутая толпой)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср. Январь 29, 2014, 21:53:32

вот тоже и про рассказ этот... если брать реальность, которую, как мне кажется, задумал автор - то этот мальчик не будущий сноб и высокомерный интеллектуал, нет никаких признаков, чтобы приписать ему это. Автор создает некую реальность, в которой мальчик - не такой, как все, и поэтому одинок. Верить в эту реальность или нет - это вопрос. Собственно, информации действительно не хватает, а многозначительная концовка присутствует, отсюда, наверное, и все сомнения насчет будущего мальчика. Осмелюсь предположить, что задумано все более однозначно.
Олег Корниенко

Сызрань
Комментарий
Дата : Ср. Январь 29, 2014, 22:15:59

Извините, красавицы, я на этом портале потому,что еще не встречал такой умный сайт и таких прекрасных женщин(офицеры слов на ветер не бросают).Но..не судите,а велите слово молвить..Я потому и открылрассказ, что Ваши отзывы заинтриговали..Ядетски
Олег Корниенко

Сызрань
Комментарий
Дата : Ср. Январь 29, 2014, 22:47:56

..писал,не заметил как и письмо уплыло..Чудеса, да и только! Так вот, я детский писатель,и это Наташа,Вы правы, детский рассказ, слабая стилизация под сказ, но я, прочитав его внимательно, ничего не увидел того, о чем Вы ВСЕ, рецензенты, пишете. Извините, но написан рассказ так плохо, что я еле дочитал его, запинаясь о корявости "сказа",каких и у Бажова не встретишь..Пока я читал,исписал целую страницу о неточных деталях. И я конечно,позавидовал всем, что Вы так много умного в нем увидели. Добрые вы красавицы!Я же увидел то, что это черновик рассказа, сырой рассказ, и сюжет его НАДУМАН. Такое ощущение, что Василий не был ребенком и не бегал по льду весной по "подушке",как мы говорили...И дело не в одной "подушке, ошибки в КАЖДОЙ строке...Рассказ,мне кажется,сначала нужно СДЕЛАТЬ, а уж потом обсуждать. Пока рассказа нет. Еще раз извините..Я приведу только одну пометку: нормальный мальчик сидит у окна(или на подоконнике?-даже автор не знает!),ни на что не жалуется( а мы все помним своих детей,когда они жаловались, например,на боль в животике). Так вот,ребенок не жалуется, но родители ЧТО -ТО увидели и потащили его в больницу по врачам, (Я работаю в центральной больнице) и у меня такое ощущение, что это родителей нужно было показать врачам.. И т.д.по всему рассказу -84 неточности. Писатель должен разбираться в психологии своих героев.. Все надумано! все фальшиво.. Извините, нельзя так писать для детей.Еще деталь: Мы помним какая это радость когда ребенок сам себя занимает, Обычно виснет на тебе: папа, мама, поиграй со мной! И всем делам труба. А тут счастье!!-ребенок не болеет ,сам с собой играет: в "Азбуке" что-то "разбирает"??-радоваться надо,а мы его к психиатру..Да уж! Извините, красавицы!И т.д.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 12:37:08

Что-то у нас постоянно какая-то дискриминация рассказов происходит. Все как накинутся на что-то одно :), а к "Солнечному мальчику" почему не заходим? Может, ему обидно...:). Он же раньше на сайте появился, да еще и с Солнца прилетел...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 14:27:53

Ира, некоторые рассказы заставляют что-то домысливать))
Не могу поспорить с уважаемым Олегом Корниенко - в рассказе много неточностей, которые, к сожалению, нельзя оправдать тем, что они опущены ради общего целого. Но мы все тут в основном - начинающие прозаики и поэты, мы не Бажовы и не Короленки, мы учимся... И вообще нам интересно общаться. А общение лучше всего получается, когда в произведениях есть некая спорность. Можно так посмотреть, можно эдак. Можно принять правила игры автора, а можно и не принимать.

Галя, согласна, конечно, в исконном смысле интеллигент - это не социальное понятие. Ты пишешь: "мне повезло - я встречала в жизни настоящих интеллигентов, и поверь, такой никогда не посмотрит свысока на человека, который в чем-то его ниже". И мне повезло - я встречала настоящих интеллигентов и среди рабочих, и среди тех, кто никогда не выходил из "народа"... А почему "в чем-то ниже"? Это про кого речь? Т.е. ты все-таки считаешь, что интеллигент "в чем-то" выше любого простого человека?)) Мне кажется, это далеко не так. Это как с цветом кожи. Если принять это деликатное "в чем-то ниже" - речь уже пойдет о форме вежливости, а не о подлинных отношениях... Ну, и соответственно, не о подлинной интеллигентности.
"Осмелюсь предположить, что задумано все более однозначно." Вот-вот! Галя, ты очень точно сформулировала. Именно эта однозначность и заставляет спорить. Получился интересный феномен:) Открытый, но вполне однозначный финал)))
Последняя правка: Январь 30, 2014, 14:30:06 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 15:10:30

Наташ, ну в чем-то ниже, да в чем угодно, в образовательный уровень, социальный статус - первое что в голову приходит. В самом бытовом привычном смысле под словом интеллигент мы подразумеваем по большому счету очень хорошее воспитание, а в чем оно заключается: не хамить ни при каких обстоятельствах, не унижать другого ни при каких обстоятельствах, не подчеркивать свое преимущество в чем бы то ни было перед другими, вести себя скромно, но достойно всегда, и о чем Галя сказала: уметь говорить универсальным языком, то есть просто, но не примитивно, таким языком который понятен любому независимо от уровня интеллекта, тогда собеседник не чувствует себя в чем-то ниже, для того, чтобы уметь так говорить надо иметь развитые умственные способности, уважать людей и уважать себя. В этом смысле интеллигентных людей действительно мало. А вообще, у самого понятия "интеллигенция" энциклопедические значения другие:). Мда, вот только причем здесь наш Ванечка-колосок...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 15:27:08

Ты полностью права, Наташ, интеллигентность не зависит от образования, должности, статуса. В чем-то ниже - интеллигент так не скажет, верно. Это со стороны видно будет, именно в этом - в образовании, должности, статусе... Так вот интеллигент - если он не дурак, конечно, видит, что он, к примеру, по должности старше,чем чернорабочий,но никогда своим поведением не даст этого понять - да и не чувствует так, тем он и отличается от остальных.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 15:28:36

Да, Ир, спасибо, именно это, да...

А классно, что у нас обсуждение любого рассказа потом выходит в обсуждение глобального чего-то и интересного. Или не любого? Пойду читать солнечного мальчика...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 15:30:31

вот, сфорумлировала... интеллигент - это человек, который признает других людей людьми, кем бы они ни были.
И разумеется, чувствует так же, как говорит.
Олег Корниенко

Сызрань
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 17:10:13

Ирина, я не увидел здесь дискриминации рассказа(-зов). Идет нормальное обсуждение, разве что, как понял, несколько эмоционально высказал свою точку зрения. Но если там кто-то заметил какое-то высокомерие, тогда это горько. Для меня горько, ибо я к этому не стремился. И я читал рассказ не как газету в электричке, а произведение коллеги. Я сроднился с ним; на портале есть и мой адрес, я бы с удовольствием связался с автором и пообщался. Там несколько часов поработать и будет маленький шедевр. И я потому здесь, что ТОЖЕ начинающий автор, и меня потрясло обсуждение...
Последняя правка: Январь 30, 2014, 21:57:14 пользователем Наталья Баева  
Олег Корниенко

Сызрань
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 17:12:45

Опять убежало письмо.Да еще без правки...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 17:48:57

Олег, Ирина имела в виду "дискриминацию" другого рассказа - про "солнечного мальчика" - что его не читают)в отличии от общего внимания к этому рассказу))))))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 20:25:20

Так точно, спасибо Галя:)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Январь 30, 2014, 22:30:17

Да, Галь, вот теперь я, кажется, тебя правильно поняла). Так, наверно, и рождается в спорах истина - в качестве более тонких и точных слов.

Ириш... ну, вот не знаю, почему принято увязывать "умственные способности" с образованностью)) По мне так это просто абсолютно разные вещи. "Уж" и "ёж":) А мальчик-колосок тут при том, что, как верно заметила Галя, в этом "открытом финале" вполне определенный посыл. И вряд ли Ванечка станет тружеником сельского хозяйства, с такой любовью к Азбуке. Другое дело, что светлое начало в нем укрепилось с помощью "стратификации" (спасибо, Зина, вы прямо не в бровь, а в глаз, точно выразили то, что я чувствовала).

Олег, не переживайте, вовсе никому не показалось ваше высказывание высокомерным. Наоборот, это мнение профессионала, пишущего для детей. Думаю, оно важно и интересно и всем нам, и автору...
Миньковская Роза

Севастополь
Комментарий
Дата : Пт. Январь 31, 2014, 16:46:10

"Мальчик, росток... Похоже на параллель, но здесь нет параллели. Есть какие-то общие законы, общая для всех жизнь.Меня тронул этот рассказ."

Росток-то росток, толко невнятный. Ну выздоровел, а какова мысль? Чего-то умного не хватает в рассказе. поэтому меня он не тронул. И согласна с Олегом, недоделанный какой-то, невнятный, как и сам "росток". Может, автор имел ввиду, что и писательство его пока в росточечном состоянии, но хотелось бы, чтобы из зарисовки того-сего уже что-то виднелось яркое, как молодая зелень ростка.
А не надуманное, притянутое за уши.
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср. Февраль 05, 2014, 13:02:23

Василий, на самом деле, мастер провакации в короткой прозе:)
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Ср. Февраль 12, 2014, 22:58:21

Саша Петров прав. Это провокация)))
Мне этот «Колосок» напомнил детские рассказы Толстого – «Филиппок» и прочие, типа «Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали». Ничего вроде нет вообще, по прочтении даже хочется задать Льву Николаевичу вопрос: «И чё?» Но каким-то образом эти не обремененные интригой и подводными смыслами тексты годами не вышибаются из памяти. Загадка)))
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн. Февраль 17, 2014, 12:46:27

Спасибо всем, кто откликнулся на рассказ "Колосок" комментарием. Кто хочет пообщаться, я всегда этому рад, у меня для этого есть страничка "ВКонтакте": http://vk.com/id138775561.
С Уважением ко всем читателям, автор.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте