Заказать третий номер

Просмотров: 1102
04 Сентябрь 2013 года

 

Слово

 

Брошено в чащах сосновых,

в невыразимой тоске

бьётся в сознании снова

слово, как ёрш на песке.

 

Маскарад

 

Ласковый шёпот. Лукавые взоры.

Перья павлинов и страуса стрелы.

В вихре теней – колдовские узоры

и акробата блестящее тело.

 

Звёздно-бездонное небо кружится.

Шеи и плечи нежнее камелий.

Вьются, порхают девушки-птицы,

и извиваются женщины-змеи.

 

Музыки, смеха, шампанского всплески,

не разгадаешь лиц под личиной –

прячутся в джунглях портьер конголезских

юноши-барсы и тигры-мужчины.

 

Дремлют на кухне усталые гномы,

волны оркестра в аллеях притихли...

Вдруг разорвутся с шипеньем и громом

гроздья салюта и пламя шутихи.

 

 

Чёрный квадрат

 

В чёрный квадрат окна

смотрит вечерняя грусть.

Матовости полотна

кистью слегка коснусь

 

И нарисую дом:

в доме горит очаг –

всё, что томило днем,

перестаёт при свечах.

 

А над трубою дым.

В небе горит звезда.

Месяцу молодым

хочется быть всегда.

 

Я нарисую кров 

и напишу рассвет,

перемешаю любовь

с памятью прошлых лет.

 

Ляжет под кистью снег

и побегут облака,

не остановит бег

трепетная рука.

 

Гонит тоску и мрак

легкий ночной мираж...

Не допишу никак

этот зимний пейзаж.

 

 

 

Голос

 

Мой голос слаб. Он лишь отображенье

минувшего, в котором всё – движенье

иль отзвуки забытого стиха,

пера гусиного скрипучее скольженье

и на бумаге белой два штриха.

 

 

Дождливое лето

 

Это скорее не лето, а осень,

будто разверзлись небесные хляби.

Я просыпаюсь не в десять, а в восемь.

Август заныл и заплакал по-бабьи.

 

Я закрепляю небесные оси

и укрываю небесное тело.

Ночью попробую в небо подбросить

голубя, что нарисую мелом.

 

На подоконнике соль и сахар,

кофе допит и чай испитый,

а сковородки медная плаха

ждёт результата говяжьих пыток.

 

Вечер-погонщик меня навьючит

мокрым, дырявым мешком листопада,

и на дорожку строгим, колючим

месяц-охранник проводит взглядом.

 

Завтра казённые меры и глупости

ветер развеет суровый и едкий...

Утром надо на волю выпустить

птицу, что нарисована в клетке.

 

 

Автопортрет

 

Мне кажется, что время утекло

в расщелины упрёков и обид,

в размежеваний тусклое стекло.

Лучом вечерним в зеркале размыт

 

мной в небесах приобретённый лик.

Всё меньше в этом воздухе меня.

От речи истончается язык

на наковальне ржавой бытия.

 

И губы перестали отвечать

на злобу, боль, на вой или на стон...

Звук колокола – звонкая печаль,

мелодия угаснувших времён.

 

Невыносимо узок этот мир,

и я ищу иной в прорехе дня,

зияющий из всевозможных дыр

природы, улиц, города, жилья.

 

 

 

 

Разрушенная церковь

 

Ты проста, как малая пичужка,

не богат наряд, а всё же светел.

Маленькая, милая церквушка,

как живёшь на нашем белом свете?

 

Помнишь, как звонила колокольней,

про беду и праздник голосила,

и гляделась в зеркало иконы

Богом позабытая Россия?..

 

Только ветер воет по приходам.

Плачут искалеченные лики...

Памятник истории народа,

что посмел назвать себя великим.

 

 

 

Весна в Воронеже

 

Николаю Рубцову

 

В городе слякоть, капели.

Воздух прозрачен и пуст,

и в ожиданье апреля

дремлет жасминовый куст.

 

Дружно проснулись овраги.

Засуетился перрон.

По белоснежной бумаге

шустро скрежещет перо.

 

Плавно текут акварели.

Цирк за окошком промок.

Смотрят задумчиво ели

в стёкла разбитых дорог.

 

В траурном кружеве веток

глубже небес бирюза.

Церковь наполнилась светом,

грозно глядят образа.

_______________

 

Нежные русские дали –

сердце щемящая грусть.

В ядрах разбухших миндалин

чудится яблочный хруст.

 

Каждою веткой и клеткой

связан я мёртвой петлёй

с древнею памятью предков,

с черной родимой землёй.

 

 

 

 

Скоро весна

 

«Улетают тяжёлые птицы...»

                           В. В. Набоков

 

Улетают тяжёлые птицы.

Приближается крадучись свет.

Сельской улицы окна-бойницы

не мигая глядят мне вослед.

 

Улыбнулся случайный прохожий.

В небе солнца сияющий блин.

Спят берёзы в обшарпанной коже.

Задремал кособокий овин.

 

Так на сердце легко и спокойно,

что невольно немеют уста.

Затерялась в широком раздолье

переменчивых дней маета.

 

На нетронутой простыни снежной

мириады сверкающих брызг –

спит земля в колыбели безбрежной

под охраной дымящихся изб.

 

В доме пахнет смолой и корицей.

В печке гулко вздыхает сосна.

Улетают тяжёлые птицы.

С крыш закапало... Скоро весна.

 

  

 

Реквием

 

                Мирославу Коницкому

 

Печальны призраки рассвета

и звонкокрылы, и легки,

когда зарю, свинцом одету,

скликают сипло петухи.

 

За мною тянутся покорно

воспоминанья прежних дней.

Неотвратимо и упорно

проходят лица тех друзей,

 

кого уж нет. Ушли далёко –

им больше незачем стареть.

Как мне душою одинокой

за этим клином не лететь?

 

Свой путь пройдя, исполнив волю

Того, чей Образ нерушим,

ушли в туман чредой безмолвной...

Пусть будет памятником им:

 

моих стихов напев унылый,

рассвета траурный триптих

и над рекой неторопливой

сиянье крыльев золотых.

 

 

 

 Поэт

 

Поэт подобен богу,

когда сквозь мглу и ночь

смертельную дорогу

способен превозмочь

 

и, слов переминая

прилипчивую грязь,

он звуки превращает

в затейливую вязь.

 

Рождая – умирает,

не ведая конца,

слезами омывает

лицо и кровь Творца,

 

и слышатся сурово

грома небесных строк:

«В начале было Слово,

и Слово было Бог».

 

фото Екатерины Васильевой

 


 
ВИКТОР ХАТЕНОВСКИЙ. "НУЖДОЙ ВЗРАЩЁННЫЙ ВОИН"
СВЕТЛАНА СКАКУНОВА. "ЗЕЛЁНЫЙ КОВЧЕГ"
НАТАЛЬЯ ЛЯСКОВСКАЯ. "И НЕ БЫЛО НИ КОСМОСА НИ ВРЕМЕНИ"
МИЯСАТ МУСЛИМОВА. "НАЗОВУ ЕГО МОРЕМ..."
ЕВГЕНИЙ ИВАНИЦКИЙ. "ЧАСОВЩИК"
НИКОЛАЙ АНТРОПОВ. "ОЧНИСЬ, ИОВ, ОТ СТРАШНЫХ СНОВ..."
Все публикации
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб. Сентябрь 14, 2013, 15:45:41

Пишу исключительно о первом впечатлении: отчего-то трудно сложить мнение об этой подборке. Как будто я не различила голос...
Разве что - в стихотворениях "Автопортрет" и, собственно, "Голос" - вот там - да, там слышен скрип пера о бумагу или потрескивание пластинки, и в нём я чёткие очертания образа автора вижу.

А в остальных - к сожалению - такая... всеобщая мелодия, знакомая интонационно и образно. Хотя есть очень удачные строки, запоминающиеся.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб. Сентябрь 14, 2013, 16:28:41

Сначала было ощущение какой-то абсолютной гладкости, как по идеальному льду, без единой зазубрины катишься и этой гладкой ледяной дорожке нет конца. Почему-то в голову навязчиво лезет есенинское: "Я теперь скромнее стал в желаньях и "Мы уже уходим понемногу", но тоски-то при этом нет, скорее, тихая грусть, иногда очень тихая, тишайшая.
Вот этот образ больше всего тронул:
"спит земля в колыбели безбрежной
под охраной дымящихся изб"
про сковородку в предвкушении "говяжьих пыток" - вот интересно, почему данная ассоциация стольким людям в голову приходит, уж если не в стихах, то хотя бы в разговоре устном :).
В целом интересная подборка.

Сначала назвала это "лирической апатией", отражением утраты живости восприятия. Но потом подумала, что, наверное, это слишком субъективно. Но после комментария Кати осмелела. У меня возникло ощущение, будто лирический герой вспоминает свои прежние чувства от всего того, что видит и слышит, и пытается эти чувства реанимировать, и поэтому они выходят какими-то вторичными.
Последняя правка: Сентябрь 14, 2013, 16:45:40 пользователем Екатерина Злобина  
Сергей Рубцов

Воронеж
Комментарий
Дата : Сб. Сентябрь 14, 2013, 19:05:20

Ирина и Екатерина, вполне соглашусь с Вами со "вторичностью" и, я бы сказал резче, "третичностью" своих стихов. Поскольку всё это сначала сотни раз перечувствовано, проговорено, потом нарисовано и лишь затем записано. Но совершенно отвергаю обвинение (если это, конечно, действительно обвинение) в "лирической апатии". Стихи для меня очень долгое время были "способом выживания". Именно так я прошу Вас к ним относиться. Слава богу, жизнь моя, хоть и к концу, изменилась и теперь я с удовольствием, вместо поэтического бормотания, пишу "бренную" прозу. Если Вам будет интересно (самореклама) почитайте мой рассказ, вошедший в шорт-лист Волошинского конкурса, в номинации "когда любовь растопит шар земной" - "Прощание с розой". Ирина, а Вам я пожелаю быть просто смелой, а не "после комментария Кати". Не бойтесь меня обидеть - самое страшное в моей жизни уже было.
Сергей Рубцов

Воронеж
Комментарий
Дата : Сб. Сентябрь 14, 2013, 19:32:17

И ещё, Ирина, будьте пожалуйста точны, когда цитируете классиков - "Я теперь СКУПЕЕ стал в желаньях".
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб. Сентябрь 14, 2013, 19:37:36

Вторичность чувства? Хм... не знаю. Да, действительно, атмосфера в этих стихах разреженная. Но мне кажется, дело тут вовсе не в "живости" или ее отсутствии. А в том, что это вообще поэзия духа, а не души. Возможно, мы просто слишком привыкли к насыщенным личными эмоциями и непричесанным по форме стихам. Чуть более возвышенный стиль - и мы уже не воспринимаем. Мы привыкли, что через творческий процесс поэт ищет себя и свой путь. Но ведь не всегда так было. Точнее, нет, всегда, конечно - на то оно и творчество. Но не всегда это очевидно. Просто у Сергея Рубцова стихи классически выверенные, идущие за традицией - и по форме, и по чувствам. Они о вечном. Главное, что не вторичны (и не третичны) образы. Они живут своей жизнью, вплетенные в канву строгих строк. У меня, например, вся подборка ассоциируется с фразой:
"и над рекой неторопливой
сиянье крыльев золотых".

Запомнится и вот это:

"Вечер-погонщик меня навьючит
мокрым, дырявым мешком листопада,
и на дорожку строгим, колючим
месяц-охранник проводит взглядом".

И это:
"бьётся в сознании снова
слово, как ёрш на песке" - точнее не скажешь!

Но самое главное, мне кажется, заложено вот тут:

"Невыносимо узок этот мир,
и я ищу иной в прорехе дня,
зияющий из всевозможных дыр
природы, улиц, города, жилья".

Так что... поиск тут еще как присутствует! Но он простирается за пределы "этого мира". Отсюда, наверно, и возникло чувство "гладкости" и "апатии". В "прорехе"-то, наверно, куда интересней...
Мне стихи доставили большое удовольствие, спасибо!
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс. Сентябрь 15, 2013, 00:46:05

Хм, интересно. Думала, что настолько известные стихи Есенина помню наизусть, буду сверять на всякий случай :). Насчет "лирической апатии" - достаточно интересная вещь. Какой-то у вас подход, скорее, прозаический:"Поскольку всё это сначала сотни раз перечувствовано, проговорено, потом нарисовано и лишь затем записано". Нам в институте говорили, что поэзия как раз по сути своей непосредственна, а вот проза, наоборот, опосредована. В стихах нужно мгновение ловить, пока оно не "убежало", как внутреннее так и внешнее. Это не обвинение. Если совсем уж расшифровать: интересные образы есть, но в них почему-то мало энергетики. Действительно, создается ощущение "узости мира" в восприятии лирического героя, это не значит, что мир действительно стал узок, он стал узок именно для лирического героя, вот и ищет "иной". Конечно, можно даже сказать, что он потерянный рай ищет, но подобное состояние лучше описывать в романах, само ощущение "узости мира" мало интересно, интересен поиск выхода из этого ощущения или состояния. Для меня эта подборка об этом. И стихи все-таки - это не способ выживания, а способ жизни, средством для выживания они могут быть на какой-то определенный срок, вот только способом доживания они не должны становится ни в коем случае.Да и в конечном итоге даже образность не спасает, если за строкой не чувствуется "биения поэтического пульса". Он необязательно должно уж прям зашкаливать, но здесь этот "пульс" иногда вообще "не прощупывается". Отсюда гладкость и апатия. Ну и что в конце концов, возможно сие временно. Раз нужны еще эти "прорехи" и "дыры" значит, никакая это не "творческая старость" и Бога можно почувствовать еще и при земной жизни. И старые как мир истины, действительно отзовутся в душе вечностью. Пока не отозвались, отсюда, видимо, и чувство неудовлетворенности какой-то. Хотя, может, подобное состояние тоже заслуживает поэтического запечатления. Если с этой позиции смотреть, то всё удалось.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс. Сентябрь 15, 2013, 01:12:24

А если вы на прозу перешли, то это замечательно, когда пишешь большое произведение, то если удается полностью погрузиться, случается волшебство, можно полностью перевоплотиться в себя же двадцать лет назад, сначала кажется, что сложно, но потом шаг за шагом... и вдруг понимаешь, что ничего на самом-то деле в нас не умирает, не говоря уже о перевоплощении в кого-то совсем непохожего, да и вообще сотворение творческого мира, своей маленькой вселенной, пусть и очень похожей на нашу жизнь, но все равно своей. Всего вам доброго.
Сергей Рубцов

Воронеж
Комментарий
Дата : Вс. Сентябрь 15, 2013, 02:47:24

Спасибо, Ирина. Хотел бы пояснить "школу выживания". Дело в том, что для меня поэзия (так уж случилось)была единственной палочкой-выручалочкой в самые тяжёлые моменты жизни. И это не метафора. Это был способ сохранить себя в буквальном смысле. В русской поэзии я находил нравственную опору. Помню, когда впервые я увидел "Зеркало" Тарковского в 1974 году и услышал голос и стихи Арсения - для меня это было потрясением. Это трудно понять сегодняшним молодым людям. Когда кругом пустота, мрак, регламентирован каждый твой шаг - услышать: "Свиданий наших каждое мгновенье" или "Я в детстве заболел", "И я из тех, кто выбирает сети, когда идёт бессмертье косяком". Просто это опыт преодоления и противостояния. Хотелось вечного, духовно ясного и твёрдого, того чего не было вокруг. Отсюда и некоторая застылость, каменность и нарочитая простота, "скромность паче гордости". Чтобы мы ( я имею ввиду поколение 70-80-тых) не говорили сейчас - все мы "звездонутые совком". Только каждый из нас либо выжил, либо нет.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср. Сентябрь 18, 2013, 16:53:34

Мне очень понравились стихотворения "Маскарад" (навевает воспоминания об Анненском и о Блоке, хотя тема эта у них совершенно иначе звучит), "Черный квадрат" с совершенно песенным, как мне показалось, размером (хотя в нём "память прошлых лет" прочлось и штампом, а "в небе горит звезда" - цитатой, и отдельно по фразам вроде бы и хочется попридраться, но общий образ стихотворения нивелирует "шероховатости").
Ещё понравилось "Дождливое лето". Это же прелесть: "Я закрепляю небесные оси/и укрываю небесное тело...".
Остальные стихи из представленной подборки, видимо, адресованы не мне как читателю: не вызывают отклика, хотя - хороши и свидетельствуют о том, что их автор - профессионал.
Мелкие смысловые "допущения" вроде грусти, смотрящей в окно, - рассматривать не буду.:)
Сергей Рубцов

Воронеж
Комментарий
Дата : Чт. Сентябрь 26, 2013, 10:12:46

Извините, Лариса. Не мог Вам сразу ответить. Был в отъезде - только что вернулся с Волошинского фестиваля. Полон впечатлений. Ну, да ладно. Продолжим. "Маскарад" у меня больше ассоциируется с акварелями Сомова. У меня многое идёт от живописного или графического видения. Что до штампов и цитат. Штампов я конечно стараюсь избегать (правда к сожалению не всегда получается). Это у меня происходит тогда, когда я намеренно упрощаю словесную ткань. А цитаты у меня в стихах повсюду. Я часто сам стремлюсь к исторической перекличке с поэтами прошлого. Только одни считают достоинством, а другие недостатком - подпорками.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте