СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1395
29 июля 2013 года
«Душа живая, он необоримо
Ф.И. Тютчев "Памяти Е.П. Ковалевского"
Имя Федора Ивановича Тютчева в свое время оказалось как будто на неприметной обочине того, что принято именовать "литпроцессом". Автор редко издавался, оба прижизненных печатных сборника вышли в свет без его сознательного участия, почти как явления природы. При этом вторая книга по своей идейной направленности совсем не стремилась развить заметного - по отзывам именитых коллег - успеха первой. Взгляд поэта на происходящее лишен малейшей суеты; той суеты, которой удавалось возмущать даже олимпийское с виду спокойствие Г. Флобера после скандального в начале, но неоспоримого триумфа его "Госпожи Бовари". Отчужденность Тютчева от отечественных литературных кругов можно было бы объяснить объективными житейскими обстоятельствами: его дипломатической службой и прочим. Порой даже друзьям и единомышленникам он казался упоенным успехами в свете. Так, университетский приятель М. П. Погодин в конце 1820-х годов с явными неудовольствием и сарказмом отмечал, что "от него пахнет двором". Однако поэт, страстно увлеченный политикой (посвятивший ей многие статьи и стихи), к своей дипломатической карьере относился весьма беспечно. Не имея возможности венчаться с Эрнестиной Дернберг (его второй супругой) в Италии, он просил об отпуске и, не получив его, самовольно оставил посольство и на несколько месяцев отбыл в Швейцарию, где в июле 1839-го они венчались по двум обрядам: православному и католическому. В результате своего проступка Тютчев в том же году был снят с должности секретаря посольства в Турине. В 1841 году он был официально уволен со службы и в наказание за ряд самовольных отлучек лишен звания придворного камергера. "Его не
привлекали ни богатство, ни почести, ни даже слава. Самым глубоким, самым
заветным его наслаждением было наблюдать зрелище, которое представляет мир, с
неутомимым любпытством следить за его изменениями и делиться впечатлениями со
своими соседями" - так отзывался князь Иван Сергеевич Гагарин о
тридцатилетнем Тютчеве. Следует отметить, что поэту была свойственна
не только собственно творческая смелость, но и бескорыстность непопулярных в
литературной среде мнений. Например, о восставших декабристах он отзывается сурово,
но почти никому до конца своей жизни не показывает стихотворения "14-ое
декабря1825": Даже в пяти строках этой эпиграммы ощущаются боль и горечь о судьбе страны и о несбывшихся надеждах целой эпохи. Эпохи, где сошлось так много блестящих умов и деятельных талантов, как мало в какую другую в русской истории. Гораздо отчетливее эти чувства проявились в другом
стихотворении Тютчева той же поры:
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Катастрофа Крымской войны совпала и совершенно заслонила для Тютчева признание его стихов в литературной среде: внезапное и почти поголовное. Поэты, прозаики и критики самых различных направлений и вкусов, не сходившиеся никогда и ни в чем, здесь сошлись в высочайших оценках открытого им дарования. Федор Достоевский заявил: "Тютчев у нас -
первый поэт-философ". Лев Толстой сказал о его сборнике стихотворений:
"Без него нельзя жить!» Восторженно отзывались Чернышевский и
Добролюбов. Некрасов, еще не зная, кто скрывается за инициалами
"Ф.Т.", решительно отнес автора к "русским первостепенным поэтическим
талантам". Большим поклонником стихов Тютчева стал Иван Тургенев,
готовивший издание сборника. Но, кажется, вдохновеннее всех о новом для России
поэтическом явлении возвестил собрат по лирическому "цеху" Афанасий
Фет: Его триумфы как будто скрадывались для вечности. Так, большая публикация в "Современнике" в 1836 году была надолго всеми забыта, не в последнюю очередь из-за гибели Пушкина. Первая книга оказалась заслонена войной. Вторая, составленная Иваном Аксаковым и содержавшая много стихов, отражавших политические взгляды Тютчева, была поддержана лишь немногими единомышленниками. В свете его знали как будто хорошо, но, ценили прежде всего как блестящего, язвительного острослова. Личная жизнь Тютчева была напоена грозами, и не только
любимыми им майскими. Три женщины в разные периоды жизни делили место в его
сердце. Каждая из них подарила ему троих детей. Он сурово судил самого себя, но
оказывался не в силах определиться окончательно: Но Провидение распорядилось в итоге за него. Тютчев пережил двух своих любимых женщин (Элеонору Петерсон-Тютчеву и Елену Денисьеву), а вторая его супруга, Эрнестина, оставалась с ним до последних дней и, как при жизни, так в последовавшие после его смерти десятилетия заботилась о сохранности и постепенной публикации архивов и о доброй памяти мужа. Именно Эрнестине
Тютчев, за несколько месяцев до своего ухода, посвятил эти строки: Его стихи - как итог размышлений,
пристального и напряженного общения с вселенской природой и природой
человеческой, которые находятся в близком родстве друг другу; и ясное понимание
одного позволяет узнать и проникнуть в сокровенные свойства другого: В поэтическом мире Тютчева нет места необязательным оборотам, ловким словесным трюкам и смысловой эквилибристике. Его четверостишия неотразимы не ложной многозначностью, но той строгой простотой и образной взаимосвязью, благодаря которым устройство наимельчайшего творческого атома отражает в себе устройство всей необозримой Вселенной. Восточная мудрость персидских рубаев непостижимым образом перетекла в стихи Тютчева сквозь торжественную поэзию русского 18 века, оды Ломоносова и Державина, полноправным, но, безусловно, своеобразным наследником которых он является. Продолжателей тютчевских традиций сложно представить активными участниками литпроцесса и, если они вдруг оказываются на гребне публичного успеха, то чаще в силу благоприятных обстоятельств, чем собственных усилий по "продвижению" творчества. Поэтому, даже интересуясь и соприкасаясь с современной литературой в различных ее аспектах, можно десятилетиями не только не узнать, не изучить, но и не подозревать о самом существовании очень значимых для нее фигур. В этом почетном ряду назову Владимира Соколова,
зачисленного в свое время в "тихие лирики", замечательную поэтессу
из Вологды Ольгу Селезневу, а также недавно ушедшего из жизни Игоря Царева,
автора многих проникновенных строк, в том числе и этих: Во многих стихах Тютчева присутствует понятие Рока.
Роковое выявляется в них как основа движения в мироздании.
Литература: |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Сутоморе