Заказать третий номер








Просмотров: 2402
08 апреля 2013 года

            - Хочешь чаю? Я заварю крепкий-крепкий, как ты любишь. У меня и заварка припасена для тебя особая. Помнишь чай в пачке со слоном? Так вот у меня такой и есть. Для тебя храню. Ты ж у меня гость дорогой. Душевно поговорим да почаёвничаем. Я только за водой схожу. Ноги - в валенки, телогрейку - в рукава. Да я быстро, не беспокойся! - он заглядывает в глаза Васюте, смотрит на его губы.

            Васька понимает, что дед плохо слышит, потому и всматривается в его губы, чтобы уловить звук и прислушаться к говорящему. Суетлив стал, замечает Васюта. Суетлив по-стариковски. Но бодрячком держится, духом не пал. Не в его это «карактере». Бойцовские качества старость не берёт. С одного маха в молодости мог оглоблю согнуть.

            Глаза деда словно выгорели. Про такие говорят: «выцвели». Васька расплывается в улыбке.

            - Хочу чаю! Ох, и хочу горяченького с дороги напиться, настоящего, крепкого и душистого. У тебя и травка была всегда припасена: то ли кипрей (Васька спотыкнулся на слове), верней, - иван-чай. Ты его по августу любишь собирать на гарях.

            Дед смотрит весело, нахлобучив шапку, уже в валенках, больших и чёрных, он похож не на картинного «мультяшного» деда, а на настоящего деревенского. Чиркнула спичка, затянулся, закашлялся, выматерился, вышел в сени. Звякнуло пустое ведро, хлопнула калитка, и всё затихло.

            Васька присел к печке. Печь топится, тройка поленьев, что лежат аккуратно у печки, отдаёт смоляной дух. Открыв дверцу, Васька шевелит дрова в топке, закидывает полешку в печку. Огонь набрасывается на полено, начинает облизывать огнём его бока, пробовать на огненный язык, нижние поленья потрескивают всё сильнее.

            Дверь отворилась, внеся в дом клубы холода, деда в валенках, оцинкованное ведро с водой и прошмыгнувшую между дедом и дверью кошку.

            - Маруська пришла! - дед смеётся, что-то бурчит в сторону кошки, но та, гордо шествует через всю кухню прямо к своей миске. - Она, Маруська-то, только жрать приходит, а так колобродит с утра до ночи. Ты согрелся, Васенька, а?

            Дед наливает полный чайник студёной воды, ставит на докрасна раскалённую печь.

            - Пять минут, и закипит чайничек. Ты раздевайся, Вась, а то в доме-то жарко. Я по два раза топлю. Морозы стоят крещенские. Ты обутки-то сымай да коло печи ставь, пусть обсохнут. А мы покудова почаёвничаем да побалакаем. Вот ты, Вася, скажи, что в мире нынче делается. Говорят, что пенсию повысили, я намедни по радио слушал. Дикторша говорила, что на семь процентов. Я, было, обрадовался, да у меня на лекарства уходит по две тыщи. Невмоготу, Васька. Невмоготу.

            Дед присаживается возле печки. Смотрит на Васю почти белыми глазами. Они у него были карими когда-то, а сейчас - бело-голубые. Выцвели.  

            Васька смотрит на деда и улыбается. Дед прислушивается то ли к шуму на улице, то ли к звукам в доме. Но на улице тихо, и в доме только стоит гул от печи, да зашумел чайник на плите.

            Чай получился ароматным, вяжущим губы, почти чифирь. «Не пожалел дед заварки», - подумал Васька.

            - Повысили пенсию, деда, а насколько - да я и не знаю. Как тебе пенсию принесут, так и узнаешь. А сын-то пишет тебе? - Васёк прикуривает сигарету от головёшки, выхваченной из печи. Сизый дымок вьётся к потолку, а потом расходится дымкой по кухне.

            - Пишет. Два письма прислал недавно. Хорошо у него там. А я и не жалуюсь. Вот у меня Маруська, приёмничек да телевизор. Мне хорошо. Отдыхаю я здесь. Ни на что не жалуюсь. Магазин рядом. Только в нём отчего-то картошку не продают. Я вот мяса для супа купил, а картошки-то и нету у меня. Думал съездить на рынок. Да морозы стоят. Боюсь, что ноги помёрзнут даже в валенках. Автобусы из-за морозов плохо ходят.

            Васька кивает головой, поддакивая деду. Думает про себя: «Завтра привезти ему картошки мешок или даже два. На зиму за глаза хватит».

            Почаёвничали, покурили. Протопилась печь. На улице морозная звёздная ночь пришла, заглянула в оконце. Васька стал собираться. Дед сидел молча. Потянулся за чем-то на полку, что над кухонным столом. На полпути замер.

            - Погоди-ка, Вася. Я сейчас, быстро. Погоди.

            Дед вышел в комнату. Появился в дверях, пряча руку за спину.

            - Ты вот что, Вася. Скоро будешь в большом городе. Ты сына моего найди. Я вот адрес его на бумажке тебе написал. Ты зайди к нему. Вот письмо от меня передай, а то с почтой отправлять одно мучение, еле письма идут от нас в город. Скажи ему на словах, что так и так, мол, жив-здоров отец твой. Живёт, мол, не горюет. Всё хорошо у него, и ни на что не жалуется. Болезней почти нет. Хоть и годов-то мне уже полным-полно. И это... Вася... Я вот тут немного скопил денег с пенсии. Передай ему от отца. Немного их, но они в городе ох, как и нужны ему. А мне что надо? Я вот картошки куплю на рынке, и мне до весны хватит!

            В самолете Васе не спалось и не дремалось, конверт в левом кармане жёг ему сердце.

            А дед слушал радио, смотрел старенький телевизор, перечитывал потрёпанные книжки, гладил Маруську и каждое утро выглядывал в окно – не идёт ли кто.

 

фото Сергея Миронова

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вт апреля 09, 2013, 14:08:20

Хороший рассказ. Вроде ничего такого нового - а все равно, и дед настоящий, и сынок его городской вырисовывается без лишних слов...
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вт апреля 09, 2013, 20:15:32

Прошу прощения, что буду руководствоваться не вполне профессионльными критериями, а больше личным восприятием; в конце концов, писатели работают и для читателя.)
К сожалению, мне рассказ не понравился, несмотря на то, что типы (действующие лица)действительно улавливаются чуть ли не с первых двух абзацев, на то, что язык повествования очень пластичный,и заметно, что автор большое значение придаёт эмоционально-экспрессивной окраске слов, умеет правильно пользоваться смысловыми оттенками, которые дают эмоцию, оживляют рассказ. У меня нет претензий по языку и композиции.

Так в чём же дело? А просто я не смогла избавиться от очень яркого ощущения, что передо мной стопятьсотый образец стилизации т.н. "деревенской прозы". Хороший образец, как упражнение,которое можно положить под стекло для демонстрации, как правильно стилизовать. Но вот индивидуально-авторского, нового взгляда, новой интонации, какого-то сюжетного, акцентного обновления, актуальности я в этом рассказе не нашла, и это меня расстроило.

Автор умеет минимальными средствами выпукло "показать" картинку, это трудно, такой навык - очень большой плюс. Ещё бы искренности, личной заинтересованности в том, чтобы получилась не открытка с заданными типажами и мотивами, а живая вещь - цены таким рассказам не будет. ИМХО.
Последняя правка: апреля 09, 2013, 20:45:50 пользователем manager  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт апреля 12, 2013, 12:24:20

Пожалуй, соглашусь с Ларисой. И еще небольшое замечание: три акцента на то, какие глаза дедушки в таком маленьком тесте - это излишнее, одного раза достаточно. К тому же, это не психологическая деталь, а чисто внешняя, портретная.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт апреля 12, 2013, 14:22:29

А это - классический пример, почему эдак с насмешкой относились к деревенской прозе. Использование основного штампа - идеальная жертвенная любовь деревенского старика к непутевому сыну... И подана она именно так - идеально. Здесь нет открытий, неожиданных поворотов, все предопределено классикой жанра. И специфические штампы - выцветшие глаза, оцинкованное ведро, чайник студеной воды, сизый дымок.. Увы, это - стилизация. Надо отдать должное - очень неплохо сделанная. Но - тысяча вторая копия.. А автор вполне может найти свой стиль, свою изюминку. Потому что потенциал есть.
Борис Егоров

Hof
Комментарий
Дата : Сб апреля 20, 2013, 18:19:36

Может, оно, конешно, и стилизация. Только таких дедов по жизни раскидано гораздо больше тысячи двух. Чего бы лишний раз не вспомнить о них...

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте