![]() ![]() ![]() ДМИТРИЙ КАННУНИКОВ. "Толерантность, или ..." СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 ![]() НАТАША КИНУГАВА."Игрушечный январь" АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ![]() НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт» АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» ![]() СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 ![]() "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 ![]() ![]() |
Просмотров: 934
03 апреля 2013 года
Сразу хотелось бы разобраться с Болотной: из всего пятисотстраничного текста зимние протесты возникают от силы в пяти абзацах, и хотя шутки по поводу связи «п*здатых шуб» и «дела Мохнаткина» вряд ли можно причислить к жемчужинам пелевинского остроумия, а объяснять протесты (да и вообще что бы то ни было) через понятия «гламур» и «дискурс» в 2013 году стесняются даже в КВН, ничего особенно злокозненного Пелевин сказать не пытается. Транслируемые им мысли наверняка хоть раз да приходили в голову любому участнику протестного движения, если он не бот и не засланный агент: почему для одних Болотная стала поводом для удачного ребрендинга, а другие за нее же получили по яйцам? не является ли «демонтаж режима» сменой одной части элит на другую такую же — и что получили бы от этой рокировки люди, живущие в пятиэтажках с протекающей крышей? не было ли Болотное движение коварной двухходовкой — позволяющей одновременно вернуть драйв и смысл заскучавшему среднему классу и мобилизовать перед выборами консервативные низы? и не стоит ли за лидерами протеста какое-нибудь Тайное Халдейское Правительство? Нельзя сказать, чтобы выуженные из коллективного бессознательного проклятые конспирологические вопросы сильно занимали Пелевина: с его (или его героев) точки зрения, это очередная мимолетная рябь на бескрайней глади Абсолюта: автор ее фиксирует — не то для истории, не то для заманчивых выносов на задней обложке — и движется дальше. Особого движения в «Бэтмане Аполло», впрочем, не происходит: это самый статичный роман Пелевина, его персонажи — как и всегда, скорее символы, функции, медиумы для трансляции идей — не переживают тут особенных приключений, перелетая на перепончатых крыльях из сна в посмертную зону «лимбо», а оттуда в реальность, которая тоже может оказаться сном или посмертием. По дороге им раскрываются разные аспекты иллюзорности «Я» и бесконечного круговорота желаний как причины страдания — раскрываются, как водится, на доходчивых язвительных примерах из дня сегодняшнего, вплоть до хэштегов и игры «Call of Duty» — и вряд ли можно ставить в вину автору, что он книгу за книгой тянет одну и ту же волынку: вообще-то, эта конкретная тема для волынки играется с разными вариациями уже две с половиной тысячи лет. Да, еще в изобилии присутствует секс — но к постельным сценами Пелевин подходит с лукавым набоковским целомудрием: это тайна, та-та, та-та-та-та, та-та, а точнее сказать я не вправе. Но вот в чем Парадокс Пелевина (сокращенно ПП): если автор так зол и насмешлив в оценках условной современности, настолько дотошен (не сказать зануден) в затверживании метафизических построений, если его герои, несмотря на все апгрейды, движутся с изяществом персонажей восьмибитной игры — почему читать Пелевина так легко и комфортно, отчего тот же «Бэтман Аполло» действует на сознание как радио «Relax FM»? Возвращаясь к коллективному бессознательному — есть подозрение, что Пелевин уже полтора десятка лет ловит и не без изящества переводит на русский разлитое в воздухе ощущение: что мы оказались внутри зловещего спектакля, в котором нас заставляют заниматься бессмысленными унизительными делами ради чьих-то неведомых (и скорее всего, корыстных) целей. Это, конечно, очень «офис-менеджерское» чувство — и удивительным образом Пелевин ни на миллиметр не приблизил своих читателей к постижению четырех благородных истин, зато сформировал типичные «офис-менеджерские» способы объяснения реальности: все вокруг пиар, все заказано и проплачено, любое слово, идея, образ скрывает попытку вытянуть у вас из кармана лишние сто долларов. И конечно, узнавать, что кто-то расшифровывает твои внутренние фрустрации и придумывает для их объяснения сложноустроенный метафизический заговор — это чрезвычайно утешительно, и терапевтический эффект пелевинского метода до последнего времени не давал сбоев. Вплоть до «Бэтмана Аполло» — в котором впервые нет никакого утешения. Привычный маршрут души пелевинского героя — от нежных воспоминаний о блаженных краях детства через абсурд и кривизну «пустыни реальности» к выходу из этого мира, растворению в «универсальной реке абсолютной любви» — оказывается здесь нарушен: душам не о чем вспоминать и не на что надеяться, они обречены блуждать в лабиринте собственного страдания, и у этой пыточной камеры впервые есть имя. Кажется, Пелевин целился в Болотную — а попал в Россию: конечно, и западная либеральная политкорректность для него — еще один придуманный способ обмана, но предельная концентрация горечи и безысходности достигнута именно здесь, на территории «временной администрации северной трубы». Россия — это место, где самые блестящие умы поставлены в самые невыносимые условия существования, и ни «повышение благосостояния», ни «честные выборы» не являются выходом из бесконечного тупика — любое облагораживание и упорядочивание русской жизни будет неизбежно обставлено таким количеством глупостей и унижений, что общий удельный вес страданий останется неизменным. Здесь не исправить ничего, и даже фигурантов списка «Форбс», покупающих «золотой парашют» — в терминологии Пелевина, благоприятное посмертное перерождение — обязательно кинут, обманут и отдадут на растерзание чертям. Лучшее, на что можно надеяться — это достигнуть состояния деревенского мужичонки с бороденкой, блаженно улыбающегося на завалинке: но кажется, даже сам автор видит, насколько нелепо выглядит эта его колхозная нирвана. И если видеть в Пелевине чуткого уловителя настроений коллективного бессознательного — кажется, у нас проблемы. |
![]() Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 ![]() НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" ![]() Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» ![]() "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) ![]() «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 ![]() "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) ![]() Александр Балтин. "Два двухсотлетия: Достоевский и Некрасов" "Идеи, в слово облеченные..." Памяти Валентина Курбатова "РУССКИЙ ХРИСТОС ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА". К 80-летию со дня рождения поэта "КАК АНГЕЛА РАСПЕЧАТЛЕТЬ..." К 190-летию со дня рождения Николая Лескова ![]() |