СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1762
27 марта 2013 года
Как-то они совпали у меня (или, может быть, для меня?). Оказались похожими, как два зеркала, глядящиеся друг в друга. Весна и господин Прохарчин. То есть Семён Иванович Прохарчин из одноимённого рассказа Достоевского, оробевший вольнодумец, герой сплетен, скаредный Иов в душных подозрениях и кошмарах об исчезновении «места» - закрытии родной своей канцелярии, где протекает его служба-существование. И – весна, такая же вздорная, гротескная, не терпящая пререканий, время года, когда кажется, что всё сколько-нибудь важное проплывает мимо тебя в свите клочковатых облаков или уносится пронизывающим сквозняком в соседнюю подворотню, а ты замираешь на месте и не знаешь, что поделать с внезапно обнаружившейся тщетностью всего твоего существа, с невыносимой напраслиной куда-то истекающей по каплям жизни, которую жалко до слёз. Обычно весну представляют в образах человеческой молодости, у меня же ассоциация возникает с некой шокирующей встречей угловатого подростка и смиренного старца, того, кому надо слишком о многом спросить и того, кто понял безнадёжность всяких ответов. Встреча эта как раз происходит внутри Семёна Ивановича Прохарчина, бедного петербургского чиновника, снимавшего угол у хозяйки Устиньи Фёдоровны за пять рублей в месяц. Достоевский начал работу над рассказом «Господин Прохарчин» в апреле 1846 года (догадки подтверждаются – весна!) и писал его всё лето, в том же году рассказ опубликован в журнале «Отечественные записки». В первой редакции рассказ назывался «Повесть об уничтоженных канцеляриях». Всё это – скупые факты, но вот что интересно: исследователи Достоевского замечают, что мысль о главном герое могла появиться в связи с заметкой «Необыкновенная скупость», напечатанной в газете «Северная пчела» и посвящённой некому коллежскому секретарю Н. Бровкину, нанимавшему за пять рублей ассигнациями «весьма тесный угол у солдатки», кормившемуся «куском хлеба, с редькой или луком, и стаканом воды», умершему от недоедания и оставившему после себя в тюфяке 1035 рублей серебром. Ещё был чиновник Соловьёв, снимавший грязный угол за ширмой и накопивший таким образом 169022 рублей кредитными билетами, найденными опять-таки после смерти (просто фантастическая эпоха, подумает сегодняшний читатель). Эпизод с умершим от голода миллионером понадобится ещё Достоевскому в романе «Подросток». Но мотив «необыкновенной скупости» нужен писателю вовсе не для живописания и порицания нового Плюшкина. И жильцы Устиньи Фёдоровны, соседи нашего героя, чурающиеся его, подозреваю, видят в скупости Семёна Ивановича что-то иное, чудное для них, отчего и сторонятся Прохарчина. Скупость обыкновенная – это же только инерция остывшей страсти, накипь, когда надоевшее «всё возьму» превращается в методичное «никому не отдам», когда груз привязанности к прошедшим увлечениям обрекает на роль хладнокровного хранителя праха. А тут – нет, ведь не зря же одновременно со своим подвижническим накопительством господин Прохарчин вместо общества соседей, посвящающих досуг «шипучим мгновениям жизни», избирает мрачное и элегическое общество господ Зимовейкина и Ремнёва – «попрошаек-пьянчужек», которым точно не до шипучих мгновений. Нет, тут особая,экзистенциальная скупость, скупость от страха исчезновения, оттого что своего «места», возможно, ни у пресловутой канцелярии, ни у иных явлений бытия после их земного развоплощения не будет, а душа (поговорим о высоком) окажется не в силах перенести свои столь многотрудные привязанности. Но в то же время именно сомнение в долговечности его мироздания – его рабочего места, растерянность поразительным образом возвышают его над его оппонентами, грозящими Прохарчину «донести» за вольнодумство: получается, если человек боится что-то потерять, значит, ему есть чем дорожить и что оплакивать, значит, существует то, что ему важнее жизни, для чего стоит жить. Разве не напоминает это ситуацию библейского Иова, оплакивающего свой удел и говорящего о недолговечности того же «места»: «редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его уже не будет знать его». В конце же, как мы помним, Бог «усовестил» собеседников Иова, сказав одному из них: «горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». А в «Господине Прохарчине» Семён Иванович на бесчисленные лады именуется мудрецом. Но в чём же состоит их мудрость? Думается, в опыте изумления перед внезапным для нас появлением на свет и уходом от нас самых, на первый взгляд, заурядных вещей, в весеннем пробуждении мучительных вопросов посреди, казалось бы, обыкновенной трагедии, долженствующей умереть и навсегда забыться для того, кто эту трагедию переживает. Но вопросы-то свидетельствуют о необычайности любой трагедии и бытия в целом. Просто должна произойти встреча неотразимой в своём спокойствии необычайности и чрезвычайно экспрессивного бурного вопрошания, и такая встреча происходит весной. Как правило. илл. с сайта "Лабиринт" |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Cевастополь