Заказать третий номер








Просмотров: 2007
06 февраля 2013 года

Накануне я вернулся с женой Верой из родного города, в котором не был много десятков лет – ездили искать одного моего знакомого, но не нашли. И теперь мне не спалось. А когда не спится, особенно чутко воспринимаешь все, что происходит вокруг, и за окном в том числе.

Окно открыто – лето!

Жду, когда в комнату вольется прохладный мягкий воздух, а пока душной ночью каждый шорох на улице воспринимается так, будто возник буквально рядом с тобой.

Где-то далеко-далеко просигналила, судя по звуку, легковая машина, потом послышался натужный шум работающего мотора и даже, кажется, шелест шин об асфальт, а я себя помещаю рядом, совсем близко от этого автомобиля. И память, память кинопленкой начинает прокручивать прошлое в голове как фильм в кинотеатре, который был через два дома от нашей квартиры в моем родном городе…

Он выглядел, как цыган: хоть и молодой человек, можно сказать – подросток, а кожа темная, с землистым оттенком, черные курчавые волосы, полностью прикрывающие уши, глубокие, как стылая ночная вода, глаза, крепко сбитое тело, какая-то вечно рысящая походка с характерным движением рукой, будто в ней он держал плетку и по ходу пришлепывал ею себя по ноге, и еще блестящая золотая фикса, сверкающая, как хищный клык, когда он улыбался, так его и прозвали – Серега Цыган. Он появился, словно ниоткуда, за полгода перед призывом в армию, после службы, в которой у каждого в жизни пошло не так, как было до нее.

А пока на улицах рано по утрам кричали продавщицы высоким резким голосом:

– Малякоооооо!

На базарах торговки исполняли концерты, каким-то специфически музыкальным речитативом продавая свои товары:

– Камбалкя! Камбалкя! Кому камбалкя! Купите жирну камбалкю!

А другая вторила ей:

– Бички! Бички! Укусная рыбка бички! Подходи, покупай, не прозевай!..

А мы гуляли, загорали на море, прыгали в воду с высоких камней рядом с городским пляжем и, как темнело, стекались к месту сбора.

Серега тогда каждый вечер появлялся у женской общаги, где каждый из нас ожидал чаще всего именно здесь реализуемые встречи, но Цыган, кроме этого, еще и на гитаре играл. Но играл он не как цыган, а, и теперь это стопроцентно ясно, напоминая почти не известных нам тогда негров, о которых мы толком ничего не знали, только слышали из рассказов взрослых и еще видели яркие выступления негритянских ансамблей по телевизору со странной и непонятной музыкой. Серега же играл необъяснимо как, или, правильнее сказать, – не ожидаемо: вместо должного музыкального хода Цыган брал ноту на гитаре или аккорд, который был или раньше, чем положено, или почему-то запаздывал.

Например, сначала он исполнял два такта сопровождения и только потом вступал «батальонным разведчиком» на тему «дома восходящего солнца»…

 

            Болит мой осколок железа

            И давит пузырь мочевой.

            Полез под кровать за протезом,

            А там писаришка штабной.

 

            Я бил его в белые груди,

            Срывал на груди ордена,

            Ох, люди вы, русские люди,

            Родная моя сторона.

            Ох, люди вы, русские люди,

            Подайте на чарку вина.

 

 Пел с грубым, можно сказать, с небрежным, грязным оттенком и, как мы видели, – специально давил на это, словно не цель его хорошо спеть.

Нужно, например, начинать в песне Визбора мягко: «милая моя»…

А он рубит чуть не криком раненого животного:

 – Милая моя…

 

Но с такой эмоцией, с таким исступлением, будто умрет без этой милой, прямо сейчас, и, самое главное, все верят в это…

Потом мощное музыкальное вступление, и далее:

 – Солнышко лесное….

 

И так произносит, будто на Землю выпали за время, пока он пропел эти два слова, все приготовленные на год осадки.… Такой эмоциональный спад – он вертел нами, как хотел, этот Серега Цыган.

 – Где, в каких краях встретишься со мною?

 

И опять музыка, и невидимый маг наши каменные души мнет как пластилин.…

Класс!… Заслушаешься…

         Серега все время применял протяжку, и гитара стонала с длительными заводами, напоминая тоскливый вой в ночи, даже можно сказать больше – плакала и подвывала в одно и то же время, а может, просто исступленно рыдала?..

Что только тогда не слышалось?

И вой ветра в бурю, и шорох опадающих в полной тишине по осени листьев, и шум прибоя о скалы во время шторма, и веселое чириканье воробьев в пыли, и капли слепого летнего дождя у тебя на лице, и грохот вагонов, бьющих рельсы на стыках прямо над головой. И еще это состояние веры в то, что, стоит ему прекратить играть, – возникнет чувство, как при гибели, например, Эйфелевой башни, переломившейся пополам прямо у нас на глазах.

Страшно…

Само выступление или, как мы говорили, – игра, у него не была похожа одна на другую. Одну и ту же песню он как-то умудрялся каждый раз исполнять по-разному, и было непонятно, как?

Все мы играли на гитаре, но не так, как Цыган.

Когда я учился в школе, то родители наняли для меня репетитора по музыке. Я играл на фортепиано несколько лет и помню, как мой преподаватель, старенький Леонид Иосифович, внушал мне, что главное в музыке – счет, а его жена, старушка, бывшая оперная певица, кивала и поддакивала, мол, размер – это главное.

А тут, по вечерам, у этой общаги, Серега родом из какой-то деревни с названием Нижние Поныри или что-то в этом роде, – чередует размеры двудольного и трехдольного тактов. По-другому: у него два метра сосуществовали одновременно, что создавало напряжение и контраст.

Он пользовался своими моделями, которые часто между собой не были связаны, и все это, – исполняя песни из общеизвестной тогда попсы, авторской песни или блатняка, который позже назвали шансоном.

А иногда он заменял слова звуками, хотя мы знали, что он помнит текст. Почему-то менял слова текста на звуки, и получалось очень красиво. Например, поет песню Татляна:

  – Осень, свет пробил листву,

 Над нами листья летят в синеву.

 Осенний свет – к чему слова,

 Осенним светом полна голова!

 

Но уже в следующий раз все это заменяет протяжными, ноющими, но очень яркими и мелодичными звуками, и при этом отбивает ногой два раза, а в это время делает пальцами три удара по струнам.

А то мог, сохраняя постоянный ритм ударов ногой, удваивать или утраивать каждое прикосновение к струнам или чередовать их.

И все это получалось у него так свободно, можно сказать, играючи…

Если кто-то во время его игры вставлял свой ритм или даже небольшой кусок, может, и не желая что-то менять, а просто поддавшись всеобщему веселью, как сейчас говорят – «повевшись», то Цыган мгновение или даже меньше смотрел на вступившего и тут же менял ритм… и все начиналось в исполняемой песне по-новому, будто это и песня другая…

Иногда такая его калейдоскопическая смена ритмов ставила нас в тупик, мы оказывались как перед непроходимой стеной, но стена – то была прекрасная, и никому не хотелось ее рушить или пробивать, а хотелось оставаться на месте перед этой стеной и слушать, слушать исходящие из нее звуки…

А то, внезапно, он начинал подражать голосом звукам инструментов, и вместе с гитарой звучал целый оркестр, в котором были и фортепиано, и тромбон, и трубы…

Он произносил одно и то же слово с такими оттенками, что смысл менялся до противоположного.

Например, тихо-тихо прошепчет «нет», а всем понятно, что он сказал «да».

Или произнесет это же «нет» с вопросительным оттенком и становится ясно, что тот, о ком он говорит, просто «сволочь» какая-то.

Или то же «нет» в отношении девушки со второго этажа, которая ему нравилась (Валька из шестого профтехучилища – малярша, худющая, как побег тростника и белая-белая, даже ресницы, казалось, были у нее посыпаны мукой) – и нам ясно, что он говорит «прекрасная».

Да и мало ли чего – рядом с ним мы превращались в существ вроде  дворовых собак, которые все понимали, но сказать ничего не могли….

Иногда он пел известную песню, но последнее слово в куплете не произносил, а тянул звук протяжкой и выжидательно на кого-то смотрел, при этом кивая, как я понимаю, приглашая, чтобы тот произнес недостающее слово, и тот произносил, а Серега тут же подхватывал мелодией, и получалось в песне как вопрос – ответ.

Все это так нравилось, возбуждало и радовало, даже девушки подхватывали пение и в паузу отвечали Цыгану хором…

Словно мы впадали в транс, и во всех нас вселялось какое-то вдохновляющее Божество.

Так, в песне Осина начинает:

 – Плачет девушка в автомате,

Кутаясь в зябкое пальтецо,

Вся в слезах и в губной помаде

Перепачканное…

 

И тут он делает паузу, смотрит на слушателей и ждет, протягивая на гитаре звук…

И все подхватывают хором:

 …лицооо…

 

         Иногда, по вечерам, он появлялся на площадке особым образом.

Вдруг, среди тьмы неожиданно взвивался голос, громкий, протяжный, мелодичный звук то поднимался, то опускался, то срывался в фальцет, он звенел в ясном ночном воздухе как призыв горна.

Кто-нибудь из нас обязательно отвечал, как бы подхватывая мелодию. В окнах женской общаги сразу хлопали створки окон и появлялись любопытные лица, как будто прозвучал сигнал.       

И тогда из тьмы возникал Цыган – представление начиналось…

Инстинкт мне что-то подсказывал, но я не понимал что именно, думал, у Цыгана просто хорошо получается играть на гитаре и вообще звуки издавать.

Мы тогда свято верили, что так сможет каждый, только если сильно захотеть, но только если очень сильно! Но зачем? Ведь у Цыгана и так хорошо получается, а другого нам не надо…

Все, видимо, размышляли подобным образом, но вслух ничего не говорили, не обсуждали этот вопрос. Тогда никто не утруждал себя философскими размышлениями о мотивах и смыслах, все были молоды, ждали счастья, верили в удачу, ценили снисходительность и доброту, чурались злобных и мстительных, стремились к сплоченности и тесным контактам. Мы пытливо наблюдали за жизнью, пользовались тем, что получали, не прилагая усилий. И присутствие Цыгана было особенным – его игра притягивала, сплачивала, объединяла.

Стоило Сереге появиться во дворе этой женской общаги, как словно ток пробегал по пустоте пространства, и все начинали суетиться, мельтешить, куда-то торопиться, только и слышалось со всех сторон: «Цыган пришел, пришел цыган!».

И все, кто был среди деревьев, кустов, на детской площадке или виднелся ожидающим в распахнутых окнах, сразу стекались к столику у края асфальтированного баскетбольного поля, занимали места, чтобы слушать.

Он садился, брал гитару, и вдруг возникал звук.

Все замирали, будто скованные невидимой цепью, и время переставало существовать …

         Так незаметно подошел гнусный период проводов на срочную службу. Мы провожали товарищей одного за другим на этих коллективных попойках, заканчивающихся драками и всякими мерзостями.

Из наших рядов обязательная воинская повинность выбивала друзей одного за другим – уезжали на двух, а то и трехлетнюю отсидку.

Меня забрали раньше Цыгана, и я его больше никогда не видел…

И все, с того момента мне словно уши ватой-то и заткнули – музыка перестала для меня существовать…  

Я перестал слышать музыку в том смысле, что ничего из музыкальных произведений не вызывало во мне таких эмоций, какие вызывала игра Сереги Цыгана. Это как ощущения от вида ряби на воде после пережитого тобой шторма. Внезапно возникшая вспышка света ярче тысячи светил, после которых глаз уже не реагирует, не жмурится на блеск обычного солнечного зайчика.

Где-то внутри меня, глубоко в мозге, вдруг как лопался пузырь, что ли, и всплывали в памяти выступления Цыгана, мне слышались отрывки, куплеты, темы, куски…

 …Помни, помню мальчик я босой:

В лодке колыхался над волнами,

Девушка с распущенной косой

Мои губы трогала губами…

 

Домой после службы я не вернулся, подвернулась возможность устроиться на хорошую работу в крупном городе и удалось поступить в институт, так на новом месте и остался.

Серега Цыган напоминал о себе воспоминаниями выступлений во дворе женской общаги:

 Опустел перрон, можно уходить

Мне теперь цветы некому дарить.

На перроне я долго простоял,

А тебя другой с поезда встречал…

 

Наташка, Наташка,

Если бы диво случилось

И стала б ты вдруг некрасивой,

Быть может тогда ты

Смогла бы заметить,

Что я с тобой рядом

Один в целом свете.

 

Но как я был благодарен Цыгану, когда познакомился с Верой, которая училась в том же институте!

Я ее встретил, как, наверное, все и встречают свою девушку – там, где на нее внимание обратил. У меня это произошло в коридоре перед какой-то учебной аудиторией – она просто шла, а я остановился, пригвожденный к месту ее красотой. Она прошла медленно, на ходу читая запись в общей тетради (наверное, готовилась сдавать зачет), подняла лицо и посмотрела мне в глаза, и пошла дальше, а я замер, будто превратился в льдину на Северном полюсе, и смотрел ей вслед, пытаясь начать нормально соображать.         

Маленькая, как цыпленок в юбке, миниатюрная, кажется, что и коснуться ее нельзя, сразу хрустнет, как бесценная ваза, а глаза? Это же горный хрусталь, чистый, как блестящие в лучах солнца тысячи капелек росы. Смешно, конечно, но она шла, а я пялился, как оглушенный, не понимая – можно ли вообще от нее свое лицо когда-нибудь отвернуть?

Мне виделось, что она шла не по коридору института в полной тишине, а в прекрасном платье из бутонов белой как снег сирени, с поясом из ярких лепестков роз в лунном свете, с которым она сливалась, отчего ее контуры казались размытыми и нечеткими, как в не наведенном фокусе, и ее почти невозможно было в этой взвеси света и красоты различить, но я точно знал – она идет ко мне. Нет, думал я, такой красоты не бывает, и движений таких нет, Вера создана не обычным творцом, а кем-то для примера другим, ведь таких красивых не бывает…

Наверное, у каждого так начинается, но у меня был, вернее, скоро появился соперник. Притом не простой соперник, а учащийся музыкального училища – музыкант, говорил, что играет на трубе, а это не просто соперник, это как арабский скакун рядом с осликом на старте Пардубицкого стипль-чеза.

Он меня раздражал, этот тип, но это мало сказано – он нравился Вере.

Но, и я видел, нравился не по-настоящему, когда не важно – какой, а важно, что именно ты! А так, заболтал девку, и та, дуреха, повелась. Распустил тот музыкант павлиний хвост, джаз-блюз-синкопа, учащийся музыкального училища, видите ли!

Оооу, как мне тогда хотелось приспустить над ним занавески, уж больно говорливый трубач попался. Видимо, не замечал, что я рядом с Верой, и что она для меня не просто так.

Вскоре обстановка стала напряженной, Вера, как я понял, запуталась и пригласила нас обоих в ресторан, наверное, хотела все поставить на свои места, чтобы стало ясно, кто есть кто. Понятно, сама разобраться решила, с кем оставаться…

В те годы сходить в ресторан студенту – как сейчас съездить ему же на Каннский кинофестиваль. Но я поднапрягся и наскреб денег, чтоб музыкант не думал обо мне плохо.

И началось.

Я и имени его от злости не запомнил, а вот что он говорил, запомнил хорошо – он стал пыль пускать в глаза Вере, мол, какой он умный, и все рассказывал о джазе, диковинном в то время виде музыки.

Он медленно, маленькими глоточками пил из бокала сухое вино, будто всю жизнь так делал, и ровным таким голосом, с пришепетыванием, наверное, для придачи своему мерзкому бубнению страстности, говорил:

– Джаз – это музыка Африки, а там живут другие люди, они ищут счастья, и больше им ничего не надо.

– Так и мы ищем счастья! – вставил, было, я, но Вера так на меня посмотрела… Пришлось опустить глаза.

Тот продолжал:

– Записать музыку негров нотами невозможно – это почти то же, как пытаться зафиксировать на бумаге пение птиц или мелодии арфы Орфея.

«Вот, гад, загнул» – с сожалением подумал тогда я.

А тот продолжал:

– Так, при исполнении негр во многих случаях сознательно проявляет интерес к определенным мелодическим украшениям и ритмическим приемам. Все эти приемы передавались у негров из поколения в поколение.

Я подлил Вере вина в ее бокал, но она так сердито на меня посмотрела…

Помню, мне стало тоскливо, и еще я подумал тогда, что глаза у тебя, Вера, конечно, подведены, но мне кажутся ненакрашенными, брови изогнуты, и мне понятно, почему, губы алые, хотя, я вижу, ты всю помаду уже съела.

Музыкант навис надо мной и Верой, как тень Идола языческого капища над сорняками с заднего двора заброшенной лесной избушки, вызвав переполох среди кучи бумажек, веток и опавшей листвы.

Я с музыкантом старался не встречаться взглядом – все смотрел по сторонам, на посетителей ресторана, на оркестр, настраивающий инструменты перед выступлением и думал, что все пропало – этот музыкант у меня девушку уведет, а мне даже опереться не на кого….

– У них сформировались манера пения как вопрос-ответ, ну, например, «go down moses» Луи Армстронга. Сначала хор:

 Go down moses
Way down in egypt land
Tell all pharaoes to
Let my people go!


А потом солист, т.е. Армстронг:


When israel was in egypt land...
Let my people go!
и далее по тексту.

 

«Что же делать?» – судорожно думал я.

Музыкант продолжал:

– А то еще у негров было такое: вдруг какой-нибудь раб среди ночи внезапно издавал громкий, протяжный, мелодичный крик, как призыв горна, крик подхватывал другой, третий… Это называют филд – край, или просто холлер…

– У нас так перекликивались сторожа на виноградниках, – решительно вставил я, проклиная мысленно музыканта за то, что он раньше меня для такого случая верхушек успел нахвататься, и посмотрел на Веру – та удивленно на меня глядела, как будто я вписался в тему, вписывание в которую от меня не ожидал никто.

– Нет, – продолжил музыкант, – это свойство только негритянской музыки, нигде такого нет, и никто их музыку исполнять не может.… А вот, стрит-край, например, торговцы клубникой перекрикиваются, одна кричит:

 – Моя клубника вкусна и спела,

 Я иду к славе!

 

Другая ей в ответ:

          – Я несла ее четыре мили,

          Я иду к славе…

 

Я наклонил голову и прошептал: «Камбалкя, камбалкя! Укусная камбалкя! Покупай! Не зевай! Чтоб ты провалился, музыкант чертов!» – и поднял голову.

Музыкант наклонился вперед, вещая восхищенной Вере про синкопы, такой прием, когда происходит смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Самое интересное, он говорил вещи мне незнакомые, но, что удивительно, мне казалось, что я уже это где-то слышал или хотя бы был знаком – это точно. Я бы о таком тоже рассказал Вере, но другими словами.

– Они поют грязными тонами, так называемое дерти-тона, т.е. нечистые тона…

Не было бы Веры, я бы ему сказал:

– Да знаю я, знаю, так у нас под гитару поют…

Но тогда промолчал.

Вера облизнулась и уселась поудобнее, а музыкант уже буквально навис над нею всепоглощающей тучей, выдавая коронки про музыку.

Я еще подумал тогда – а сам-то он что-нибудь умеет? Почувствовал, что наливаюсь какой-то уверенностью. Посмотрел ему в лицо и не отвел взгляда, когда встретились.

Он опустил глаза первый.

Вера испуганно на меня оглянулась и опустила на секунду голову, опять посмотрела и только потом уставилась на музыканта…

В Европе в основе лежит метрическая пульсация, или граунд-бит, и это заложено в самой мелодии, т.е. можно легко отбивать такт ногой. В блюзе и джазе граунд-бит, или пульсация, не связан с мелодией и выдерживается самостоятельными ритм-группами. Например, два раза ударять ногой и в это же время делать три хлопка… Европейцам не понять, как устроен джаз, - уже не таким уверенным тоном продолжал музыкант, вжавшись в спинку стула.

– Негру песня доставляла эстетическое наслаждение. Просто ему с песней нравилось жить. Негр темы песен находил вокруг себя в своей повседневной работе, – медленно, словно выдохшаяся флейта, продолжал нашептывать музыкант, …

А я тогда почему-то стал напевать себе под нос школьные песенки, типа: «нам песня строить и жить помогает… и тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет…»,  «Какого, парень, года? С какого парохода? И на каких морях ты побывал, моряк?»…

А музыкант бубнил про протяжки, которыми можно звук вытянуть на целый тон…

Я осознал, что мое время настало, и вновь почувствовал какое-то воодушевление, подъем и понял, что буду делать…

Музыкант в это время пришепетывал про какого-то неизвестного мне Фэтса Уоллера**, который говорил о джазе: «Раз Вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами».

Меня заводило то, что Вера – моя девушка! Правда, Вера об этом почему-то еще не знает, а надо, чтобы знала… И я молча, вернее, не молча, а хмыкнул так, со значением:

 – Щас… – растопырил свою пятерню перед их удивленными лицами и выперся на сцену петь.

Я знал, что петь можно что угодно, хоть гимн страны Лимонии, главное, как ты это споешь! И со страхом, пульсирующим где-то внутри меня, договорился с оркестром. Те дали мне гитару и я быстро назвал песню популярного тогда Булата Окуджавы. Только попросил оркестрантов:

         – Подыграйте мне, ребята, не давите! Сделайте под меня!

Те, причмокнули губами, упрятали мои деньги в свои карманы, и началось…

Я в тот миг перед началом выступления почему-то вспомнил передачу, в которой Морис Шевалье*** показывал девицам из кабаре, как нужно петь и танцевать, на примере отрывка из темы, в котором он и похрюкал, и спел весело, и томно, и эротично, и, наконец, классично, а потом все попытался вбить в один куплет. Я понял – так заставило меня думать, видимо, влияние Цыгана – импровизировать по канону, если так можно сказать, конечно.

И….

Начал Окуджаву, «Музыкант играл на скрипке».

Я взял аккорд и протянул всеми струнами, чтобы они заныли, а когда звук только начал опадать, я вступил, прижав третью струну на 1-м ладу, 4 и 5 на втором и 2 струну на третьем – мы это называли: взять Е7:

          – Музыкант играл на скрипке…

 

         Я не знаю, каким голосом я пел – баритоном или каким другим, только я старался петь очень честно, произносить слова без двоякого прочтения, фальши, и очень насытить их эмоцией, чтобы любой слушатель, услышав мой голос, сказал – да, это поется именно так! Я пел, будто прямо передо мной был этот незнакомый мне музыкант, перед которым я преклоняюсь! А, по правде, я точно видел его, знал – кто он, этот музыкант, просто поначалу боялся себе в этом признаться!

            Опять взял паузу и начал чуть позже положенного с Am: т.е. прижал вторую струну на первом, а третью и четвертую на втором ладах.

         – Я в глаза ему глядел…

 

А потом очень похабно постарался произнести, давя 2 и 4 струны на первом ладу, так берут A7:

          – И не чтоб любопытствовал…

 

            И тут же изменил интонацию и опять с опозданием, будто на выдохе, голосом, напряженным от изумления, взял Dm, первую струну на первом ладу, вторую на третьем и третью на втором.

          – Я по небу летел…

 

            И начал вдыхать так, будто расправлялись лепестки цветочного бутона, а не мои легкие.

В зале стало тихо-тихо, даже мужик за соседним столом перестал вилкой звякать. Официанты смотрели в мою сторону, держа подносы, на которых просматривались профили, как на стройке…

Я весело продолжил с Dm7, но не в унисон, а как ногу приставил, при этом щелкнув каблуком:

          – И не то чтобы от скуки…

 

На последнем слове взял E7. Теперь уже на долю раньше начал с Dm7,потом перешел опять на E7:

          – Я надеялся понять…

 

А потом вложил в свои слова все, что можно выдать при необъяснимости и даже невозможности понять, как же все это могло происходить? Как Цыган обычно это делал, чем брал, издавая голос ночью, когда только подходил к нам, на площадку возле женской общаги? И почему тут же сбегались все его послушать!.. Не знаю ответа, я просто подражал Цыгану, старался скопировать его, и не гадал, а точно знал, что это беспроигрышно, если мне удастся хоть немного приблизиться к Серегиному исполнению и напомнить только самому себе, остальным даже того, что делаю, с избытком хватит. Да, остальным хватит и этого… Я точно это знал…

 Как умеют эти руки,

Эти звуки извлекать…

 

И тут я даже не почувствовал, а ощутил, что ансамбль, который за деньги мне подыгрывал,  исчез, растворился, будто музыка была совершенно точная, и какая была нужна именно в этот момент. Это всегда так бывает, когда все становятся на какое-то время единой командой, для которой главное только одна цель – классно исполнить (в тот момент) песню Окуджавы. Я играл на гитаре, а остальные мне подыгрывали… И я чувствовал, что у нас получается очень неплохо, будто по залу волнами распространялись не звуки моего голоса, а какие-то лучи, проникающие глубоко в души людей, и как порыв ветра, внезапно налетевший на рощицу молоденьких березок – вызывал среди них бурю…

 Из какой-то деревяшки,

Из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии,

 Которой он служил…

 

Эх, думал я тогда, знал бы Серега, что его копирую, вот бы посмеялся. А для этих в зале я классный исполнитель, вон, как таращатся – замерли с вилками в руках, на которых что-то нанизали, застывшими на полпути к открытым ртам. Ясно, что все мы в этом ресторане сплотились, все, благодаря моей песни, стало единым. Как на таинстве или молитве…

И тут я понял, что должен Сереге, должен за то, что мне судьба позволила так рано слышать его игру, которую, и даже подобную, я нигде после Цыгана не встречал, понял, что обязан не подвести его, даже назвать самому себе – кто он мне, я не мог. Просто Цыган, в тот момент, был для меня чем-то Великим и все заслоняющим, и поэтому я был просто обязан выступить отлично, если, конечно, во мне что-то есть… Исполнить песню в его, именно в его стиле и сыграть, как играл он.

И я начал импровизировать…

            Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.

            И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.

 

И пел так, будто по стенке спелые вишни размазывал…

Потом вступил в новый куплет и сменил ритм, стал разрывать его, сначала две четверти, а с новой строчки перешел на три четверти, потом опять вернулся к тому, с чего начал:

             Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

            По чьему благословению я по небу лечу.

 

Потом стал менять в зависимости от тона звука смысл слов, как бы говорил одно, а про себя пришептывал иное, и получалось, что звуки слов несли одну информацию, а мое произношение, мой тон вкладывал в них другую… Я видел, что перед посетителями словно выросла звуковая стена, о которую они беспомощно бились….

            Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

            Музыкант, соорудивший из души моей костер.

            А душа, уж это точно, ежели обожжена,

            Справедливей, милосерднее и праведней она.

 

Зал был завороженный, молчал, впрочем, неправильное слово, зал был наполнен оглушенными людьми, которые были полностью в моей власти. Я стал подражать инструментам на тему исполненной песни. И ничего не изменилось, в том смысле, что люди так же смотрели завороженно, и я решил еще раз спеть первый куплет, но с приемом Сереги Цыгана, типа вопрос-ответ, и вступил по новой, взяв Е7:

                        – Музыкант, играл на…

 

            И стал делать протяжку и ждать когда зал подхватит….Я тянул, тянул и кивал, как бы приглашая, потом поднял гитарный гриф, вроде как эстафетную палочку или жезл железнодорожника, резко опустил вниз, и толпа подхватила:

                        – …скрипке…

 

И так прошелся по тексту до самого конца.

Удачный получился вопрос-ответ.

Я выдавал:

 Из какой-то…

 

         И протягивал ноту, ждал, всем своим видом показывая, что все зависит от их, посетителей ресторана, вступления. И посетители не выдерживали, вступали:

 …деревяшки…

 

Я подхватывал дальше…

 Из каких-то, грубых…

 

И опять ждал, и вытягивал звук, как крик боли от придавленного дверью пальца… Посетители в ответ:

 – …жил…

 

И все это хором, как на первомайской демонстрации…

Оркестр был классный. Они меня ни разу не подвели, дали выложить свое…

Когда я закончил, в зале стали аплодировать и издавать своего рода рев восторга, такое бесконечное: «Аааааааа!!!» К сцене быстро подходили возбужденные посетители и с широко раскрытыми глазами просили:

– Спой еще, парень, слышь, спой! – и совали деньги.

Я, стараясь глупо не улыбаться, оттопыренным большим пальцем тыкал себе за спину и отвечал:

– К руководителю подойдите, к руководителю!

Потом поклонился, отдал гитару, а музыкант из оркестра стал мне шептать:

         – Тебе играть, парень, надо, деньги зарабатывать! Давай, приходи к нам…

Я кивал и поддакивал, типа «да, да, но не сейчас» и пошел к столику, где сидела Вера, смотревшая на меня глазами, которые мне показались блестящими блюдцами из горного хрусталя – яркие, прозрачные и чистые, и этот поникший, как засохший без воды лютиковый цветочек, музыкант…

Музыкант оказался духовитым – как только я подошел в лучах славы и буре оваций к столу, он пошел в атаку, как впал в состояние агонии, своего рода конечный порыв настоящего воина, который на дзот бросается, когда ему становится ясно, что бой проигран. Начал рассказывать о каком-то Джозефе «Кинге» Оливере и как тот исполнял знаменитое соло из своей пьесы « Dippermouth Blues». В первых четырех тактах Оливер использовал только шесть тонов, но он использовал блюзовые тоны, которые не имеют ничего общего со стандартной диатонической гаммой, их высота не фиксирована и они смещаются…

Вера, с лицом, покрывшимся еле заметными красными пятнами, слушая его, отодвинула свой стул и села вплотную ко мне, будто она уже со мной, но еще не может меня простить, словно я в чем-то провинился…

А музыкант продолжал напряженно говорить, с отрешенным взглядом и белыми пятнами на щеках и шее, пытаясь перетянуть внимание Веры к себе…

– Кроме того, Оливер «Кинг» применял граул-эффекты****, чем изменял тембр и еще – он брал звуки даже не между долями, а независимо от них, если так можно сказать – параллельно или даже релятивно, но самое главное – Оливер применял уникальную формулу синкопирования, сложную систему обрывов и включений…

Вера прижалась ко мне и положила голову мне на плечо…

– Вы,– он перешел, обращаясь ко мне на Вы, – сейчас нам примерно такие же приемы и пытались продемонстрировать... Вон, какой скэт* у вас вышел! Сразу видно – Вы знакомы с джазом?

В ответ я только сдержанно улыбнулся…

В голове у меня в тот момент прокручивались слова из песни, Аркаши Северного, которую часто исполнял Серега Цыган:

             Девушка в платье ситцевом

            Каждую ночку мне снится,-

            Не разрешает мне мама твоя

            На тебе жениться!

 

            Знаю, за что твоя мама

            Так меня ненавидит,

            По телевизору каждый день

            Она меня в джазе видит.

 

            Я смотрел на потуги музыканта и как бы своим видом подтрунивал над ним: ну, давай еще, выдай, музыкант, очередную свою коронку…

            Но было поздно – Вера, будто где-то рядом хлестнул выстрел из стартового пистолета, быстро, можно сказать, поспешно, словно извиняясь, страстно поцеловала меня в губы и попросила потанцевать с ней…

Я поднялся, а музыкант опустил голову и прошептал:

– Блюзовые тоны – это всегда грустно!

Но я эти слова услышал…

Гуляй себе, музыкант, думал я, ведь если ты держал меня за беспомощную дворнягу, то теперь я превратился, благодаря Сереге Цыгану, в бойцового пса, и искать убежища нужно уже тебе…

Я шел следом за своей девушкой к танцевальному пятачку, отвечал на приветствия за столиками моих, уже можно было тогда сказать, слушателей и сдержанно улыбался…

Такое хорошее время было…

 

 

А вчера мы вернулись из моего родного города.

Сейчас я не самый успешный, не самый удачливый и не самый здоровый гражданин своей страны. Жена Вера, например, успешнее меня – профессор института, который мы вместе заканчивали когда-то.

Когда я сказал, что хочу съездить домой, так и сказал – домой, она посмотрела на меня внимательно и, ничего не сказав, стала собираться, зная, что могу и финт какой выкинуть, если слишком придавить.

Потом мы в темноте, до рассвета уже ехали по пустому шоссе, она, как обычно, за рулем, я рядом.

А что? Дети взрослые. Нам на жизнь хватает. А вот дома я не был с того момента, как призвали на срочную службу. В городе давно никого, даже родителей нет, а с одноклассниками связи давно потеряны, и возвращаться некуда и не к кому. Но я очень хотел найти Серегу Цыгана. Что с ним? Как он по жизни? И вообще – как у него все… сложилось…

Ближе к полдню приехали.

Вера поставила машину на стоянку, сняла перчатки, взяла меня под руку и сказала:

– Веди…

Я повел жену по местам боевой славы.

Показал улицы, на которых когда-то кричали бойкие торговки, а теперь рыночные места были сплошь застроены супермаркетами, а бывшие пустыри были забиты многоэтажками.

Город изменился, и я не встретил никого из знакомых.

Потоптались в ожидании у остатков столика на краю заасфальтированной баскетбольной площадки возле женской общаги – никого. Пошли по району. Мимо прошла худая, можно сказать, тощая женщина, вся то ли белая, то ли седая, даже ресницы у нее были или поседевшие, или такие, будто посыпаны мукой, и поздоровалась со мной.

Я машинально ответил, потом остановился, обернулся и стал смотреть женщине вслед.

– Что такое?– спросила Вера.

– Не могу вспомнить, кто это?

Вера позвала женщину:

– Послушайте, можно Вас?

Та остановилась, потом подошла к нам.

– Вы знаете моего мужа?– спросила она.

Женщина усмехнулась и опустила голову.

– Мы общались в одном дворе какое-то время, слушали, как играл на гитаре один парень, Сережа. Я узнала вашего супруга, здравствуй, Паша!

И тут я понял, что передо мной Валька-малярша из шестого профтехучилища, по которой сох Цыган.

Какая удача!

Я спросил для порядка о ее здоровье и семье, но Валя, видимо, все поняла и сама сказала:

– А Цыгана нет уже много лет.

Я напрягся, хотя внутренне не удивился, жизнь уже научила, что таланты очень уязвимы…

– И как это случилось? – спросил я и посмотрел на притихшую Веру.

Вера старалась нам не мешать, молча, отрешенно смотрела в сторону.

– А призвали в армию в том же году, что и тебя, и он тоже не вернулся, потом сообщили – погиб на учениях каких-то. Вот так.

Как пустота образовалась вокруг, и все стало безразлично…

Пока возвращались домой, Вера почти всю дорогу молчала и только уже у города вдруг ее прорвало. Как же – научный работник: аналитик и буквоед, и тут вдруг позволили, наконец, перед любимой аудиторией лекцию прочитать.

– А чего ты ожидал? Все уши прожужжал своим Серегой Цыганом. Завалил дом джазовыми записями, не дом, а музей Паркера, Оливера и Армстронга.***** Негры, негры. Несчастные, несчастные. Рабы, рабы.…Блюзовые тоны, блюзовые тоны. Если хочешь знать, был бы твой Серега раб, то жив бы остался, ни на какие учения его никто б не привлекал. Была бы решена проблема питания, знай себе, отрабатывал положенные часы на плантации, получал еду и шел бы петь песни. Жил бы под защитой, на диете, с физическим тренингом из-под палки, за который мы теперь в элитных спортивных клубах платим сумасшедшие деньги личным тренерам. Тогда, смотришь, был бы белый джаз, белый в своей основе, а не музыка черных. Тебя послушать, так у африканцев ничего нового нет в музыке. Все, на что они указывают как на истоки, и у нас есть – и все дело в развитии. А тут рабство и сыграло бы сберегательную роль, роль заповедника… Или… Паш, я что, неправильно говорю?..

– Правильно, Вера… Только это как блюзовые тоны – всегда грустно…– сказал я и чуть не заплакал, но мужественно сдержался…

Проехали какое-то время молча, и она говорит, когда уже почти стемнело, и показался еле различимый в наваливающейся темноте поворот в наш двор:

– Ты не горюй, Паш, чтоб ты с ним делал? Песни слушал? А вдруг Серега твой только тогда блеснул, а сейчас бы и сжух без развития. Ты о другом подумай – раз ты о нем помнишь, его музыка на тебя так повлияла, и помогла, значит, преемственность продолжается – ты его никогда уже не забудешь, и тебя кто-то никогда не забудет, например, я и наши дети, а значит – жизнь продолжается, и искусство продолжается тоже, Паш..

И свернула в наш двор…

 

Уже под утро, когда только-только забледнела, намекая, полоска летнего неба, а в распахнутое окно, наконец, медленно стала вливаться ожидаемая мной прохлада, в нашем забитом легковыми машинами дворе сработала сигнализация автомобиля, традиционной, резкой как удар света по глазам в полной темноте, высокой мелодией. Этому всплеску в тишине тут же стали вторить собаки – сука Лиза и три кобеля, пережидающие ночь среди деревьев и кустов дворовой посадки. Собаки постоянно вертелись возле дома, их прикормили соседи с пятого этажа – какая-то странная пара. Животные вторили сирене, будто перекрикивались, на таких же или очень похожих высоких тонах. И когда автомобильная сирена стихла, животные все продолжали подвывать и поскуливать, наконец, и они умолкли… стало тихо, но тут же, в соседнем дворе их подвывания подхватили другие собаки, и это перекрикивание перекинулось дальше, на другие кварталы, пока, наконец, где-то далеко-далеко не смолкло, а может, просто слышно не стало…

Да, подумал я, как тот, кого мы сегодня с женой не нашли в моем родном городе, взбудоражил мой мир, так и эта автомобильная сирена разбудила собак, которые своим гавканьем заработают от хозяев брошенных среди многоэтажных домов легковушек за охрану косточки и кусочки колбасы, и опять все стихнет где-то вдали…. И только останется кто-то среди тьмы вспоминать и страдать … Грустно.…Как, все-таки, несправедлив мир…******

 

 

Примечания:

 

* Скэт – вокальный прием, когда воспроизводятся не слова, а звуки, напоминающие звучание инструментов. (Д.Л. Коллиер « Становление джаза». – М. «Радуга», 1984г. Стр.127.)

** Фэтс Уоллер – яркий представитель, использующий фортепиано в джазе (т.н. щекотальщик клавиш), игравший в стиле страйд («Гарлемский шагающий» — джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма), также, выступал как солист. Большое значение он придавал совершенному владению левой рукой. Неудивительно, что пианист, ставший после Армстронга первым кумиром публики, владел левой рукой блестяще – это был Томас „Фэтс" Уоллер. 

*** Морис Огюст Шевалье? – французский эстрадный певец, шансонье, киноактер (1888–1972). 

**** Граул/ Growl (англ. рычание) – хриплое, "рычащее" звучание. Инструментально– тембровый эффект, перенесенный в джаз из фольклорной практики негритянского пения . Чаще всего используется в игре на медных духовых инструментах в нижнем регистре с применением сурдин (особенно на тромбоне, но может достигаться и в исполнении на других инструментах (кларнете, саксофоне и т. д.).

*****Паркер, Оливер и Армстронг – известные джазовые исполнители.Паркер и Армстронг – считаются Великими джазменами, их джаз выше всякого анализа.

******Использованы отрывки из песен, известных благодаря исполнению братьев Жемчужных, Юрия Визбора, Жана Татляна, Евгения Осина, Александра Малежика, Луи Армстронга, Леонида Утесова, Олега Газманова, Булата Окуджавы, Аркадия Северного.

Рис. Алексея Мартиросова

 


 
No template variable for tags was declared.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 08, 2013, 19:58:20

Будете смеяться, но со мной при чтении этого рассказа произошло то же самое, что и с его героиней Верой!

Начав, поняла что читать трудно, стиль неровный, ритмика хромает, много не вполне удачных инверсий, много дотошных перечислений и т.д и т.п.

Но к середине рассказа вдруг поняла, что ничего мне больше не мешает читать; всё, погружение состоялось, я поверила рассказчику, поняла и приняла его "спотыкающуюся" и при этом щепетильную манеру речи, и мне так понравилась его обстоятельность, его "словесная косолапость" и внешняя "простецкость"!

Мне даже эти перечисления, каким пальцами какой лад зажимается, и как называются аккорды, показались трогательными и отлично характеризующими героя. Очень легко представить себе музыканта-самоучку, который никогда в себя как музыканта не верил и для которого все эти термины - божественного происхождения.

Блюзовые тоны - это всегда грустно. Есть такое впечатление от рассказа.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Вс февраля 10, 2013, 15:26:27

Соглана с Ларисой Ефремовой - в основном.
Хочется сказать автору, что у него - "много возможностей для совершенствования", но зачем?
И так - хорошо.Конечно, эклектика может коробить эстетов, но рассказ читается "взахлёб".
Дотошные перечисления принимаешь как авторский приём привнесения в прозу новой манеры - время наше информативное, вот информация и переполняет душу автора и героев.
Комментарий продолжу позже...
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Вс февраля 10, 2013, 21:44:38

В рассказе "Блюзовые тоны" есть явно преподносимая читателю идея:
"Искусство есть система законов и система их нарушений" И нарушающий законы гармонии музыкант обретает гармонию уже другого уровня, не будем говорить "высшего", но -"нового".
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн февраля 11, 2013, 17:18:46

Когда только-только начинаешь играть на гитаре, на пальцах остаются глубокие следы от струн, а потом появляются такие... твёрдые мозоли (быстро проходят).
Вот такие "следы от струн" очень чётко проявляются у Павла, главного героя, когда он рассказывает о музыке. :)

Ох, не прост рассказчик: "могу и финт какой выкинуть, если слишком придавить"... :) Я это к тому, что "словесная косолапость" мгновенно исчезает - в средней части, когда дело касается Веры и соперника, а также в пейзажах)))
_____

Захотелось поговорить немного о приёме "дотошных перечислений". Изобретение давнее, но здесь цель, всё-таки, я думаю, не показать, что герои переполнены информацией.
Цель - с помощью называния последовательности механических действий показать внутреннее состояние человека: он вспоминает в режиме реального времени, прямо в том момент, когда мы об этом читаем. Он хочет вспомнить максимально точно, и эта точность "воспроизведения" для него принципиальна. Почему? Потому что - вспоминаемое - не-пов-то-ри-мо...

Композиция рассказа мне, Наталья Семеновна, эклектичной не показалась (хотя, возможно, вы и не это имели в виду), напротив даже, выглядит как самая что ни на есть традиционная ретроспектива: постаревший герой возвращается на памятное для себя место, вспоминает конкретное событие, возвращается в реальность.

Я даже поначалу задумалась: разве не лучше было бы без обрамления?.. а потом поняла, что тогда "Блюзовые тоны" не сыграют. Не прозвучат "всегда грустно". Останется просто бойкий рассказ-казус, он сразу обмельчает...

Ещё немного о названии: "Блюзовые тоны" при первом взгляде вызывают определенные подозрения в том, что перед нами профессиональная лексика. В рассказе название несколько раз меняет своё содержание. Заглавие со специально-профессиональным ударением и грамматической формой - раз. Ироническое передразнивание музыкальных умствований соперника - два. ТонЫ - если я не ошибаюсь, еще и медицинский термин, когда говорят о сердце - три.
Вот сколько слоёв)))

Но кое-где, признаюсь честно, я всё-таки предложила бы автору "повычеркивать". )) Что, собственно, и сделаю приватно, если возникнет необходимость в предпечатном редактировании. :)
Последняя правка: февраля 11, 2013, 17:20:44 пользователем Екатерина Злобина  
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пн февраля 11, 2013, 23:31:33

Эклектика имелась в виду, уважаемая Екатерина, не композиционная (с композицией у Александра Волкова всегда всё интересно и хорошо), а стилевая.Именно это имела в виду Лариса Ефремова, когда отметила:"стиль неровный, ритмика хромает..."
Это касается собственно языка... Но я с ужасом думаю о том, что из рассказа будут что-то вычеркивать при редактировании. Это может сделать сам автор, но - без всякого давления со стороны редактора.
Я обычно так редактирую текст: делаю его более совершенным, исходя из своих представлений о красоте и правде(вычеркивать - нельзя), а затем предлагаю автору редактировать поверх моей редакции (исправлять опять по-своему), указав на длинноты.
В процессе такой работы автор-самородок, своеобычный и "косолапый" сам начинает понимать -
где он отступил от "своей" истины и приближается к этой "своей истине" таким образом. И если он не вычёркивает - это его дело. Нужно оставить так, как автор хочет.
Редактор должен очень заботиться о том, чтобы автор не пошёл на поводу его редакторской воле по разным причинам. Это - залог подлинности текста и ценности его. Конечно, все эти рассуждения имеют смысл, когда текст имеет явную художественную ценность. "Блюзовые тоны", - это именно такой ценный текст. В чём его ценность - это в комментариях попозже...
А название - чистая поэзия.
И я думаю, что надо, конечно же, произносить именно "тОны", а не "тонЫ".
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн февраля 11, 2013, 23:42:50

Конечно, ни в коем случае нельзя навязывать, можно только предложить, мотивировав своё предложение)) Опять же - если у автора есть необходимость в этом, в чём вы тоже правы))
Автор - царь и бог, он волен оставить свой текст нетронутым. А редактор волен не взять его, например, в журнал. Это не касается нашего конкретного случая, это обобщение из моей личной именно авторской практики)))

Но в нашем трудном деле лучше не делать редакций "исходя из своих представлений о красоте и правде", а руководствоваться всё-таки чуть более объективными вещами. :)


ТонЫ - это я выделила именно окончание, а не ударение, прошу прощения за спровоцированное разночтение)) правда, забавно вышло))

А! и про вычеркивание)) Авторство делят между собой Достоевский и Чехов: "главная задача писателя - вычеркивать" (цитата неточная ). :))
Имеется в виду, конечно, совершенствование текста))
Последняя правка: февраля 11, 2013, 23:52:35 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт февраля 12, 2013, 00:25:07

Говорят, что "блюз - это когда хорошему человеку плохо". А еще говорят, что рэп - это когда плохому человеку хорошо. И то, и другое придумали негры. Первое - когда им было плохо, второе - когда их освободили и им стало хорошо))) Когда этот парень-соперник наговаривает Вере рэп по теории джаза, главный герой умудряется покорить свою девушку "блюзовыми тонами" на материале Окуджавы. Вообще, я бы сказала, что это потрясающе рассказанная история любви. Александр, записываюсь в поклонники Вашего творчества)))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт февраля 12, 2013, 00:33:57

У меня этот рассказ вызвал неоднозначное впечатление. Может, это дело вкуса. Рассказчик очень увлек. И образом Цыгана я прониклась, и в сцене двух кавалеров, борющихся за расположение девушки, будто побывала одним из посетителей этого ресторана. Но конец... Нет, я бы не сказала, что разочаровал. Просто иначе и быть не могло. Я с момента когда про армию пошло, уже была уверена, что он погибнет - наверное, сработал стереотип. Лучше бы он без вести пропал и уже после армии, то есть стал такой легендой из юности. Я не настаиваю ни в коей мере, автору виднее. Естественно, можно и так. Но при таком конце возникает некая неудовлетворенность, что ли. Но не грусть. У меня, по крайней мере.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вт февраля 12, 2013, 14:04:50

Ирин, концовка может быть оправдана тем, что все это так в жизни и произошло. Но я согласна с тобой - я бы тоже здесь ради убедительности (как известно, именно изменение реальности порой работает на убедительность и создает "правду жизни" из домысла) - концовку видела другую. Просто зарыл Цыган свой талант в землю - спился, а то и пошел вниз по накатанной - что-то в этом образе такое было, что возможно это предположить...
Хотя не знаю - может, этот прием и стал бы как раз банальным? Трудно судить.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Ср февраля 13, 2013, 11:39:39

О! Да здесь уже - целый семинар! Все дамы такие красивые, а мужчин что-то не видать. Это - непорядок! Женщин и мужчин в приличном литературном семинаре должно быть равное количество...
Замечание Натальи Баевой о блюзе и рэпе остроумно.
Конец рассказа, уважаемая Ирина, вызывает толки у всех читателей, но я его вижу единственно возможным и правильным в этом художественном пространстве.
Если бы герой-цыган у автора "спился" и пошёл бы "вниз по накатанной", уважаемая Галина - это был бы совсем другой рассказ, о других вещах.
Здесь из жизни выбита искра идеала и Божества, здесь всё "получилось" и "сбылось", рассказ именно об этом и смерть героя-цыгана (по причине которой автор и взялся-то за перо)явилась откровением типа "смертию смерть поправ".
"Сильна, как смерть, Любовь" - так как-то...
Или еще говорят: "Такая любовь... смерть!"
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср февраля 13, 2013, 20:53:24

просто Цыган был такой живой - я его словно увидела в описании автора. Такие люди - самородки, они обычно свой талант не берегут, даже не замечают порой, так, пользуются им, чтобы девушек "закадрить". Был бы он идеалом, не был бы таким живым. Поэтому мне и показалось, что "талант забыт" было бы гораздо логичнее в свете этого характера, чем "талант погиб".
Но я не настаиваю ни на чем - это был бы действительно другой рассказ, и на все воля автора.
Хотя... бывает, что герои сами оживают под пером автора, и потом ведут автора не туда, куда он задумал, а туда, куда им естественнее - вот таким созданным в заданных декорациях, но живым и последовательным в своей заданности. Вот тогда единственный случай, когда воля автора должна уступить их воле - героев. Но я не уверена, что это как раз тот самый случай. Просто рассуждаю - в рамках своей логики, не навязывая ее никому.
Последняя правка: февраля 13, 2013, 21:11:10 пользователем manager  
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 00:14:48

Живой человек - не идеал, но в рассказе явлено осуществление, достижение живым человеком(героем-цыганом)этого идеала посредством искусства. Автор живописует именно это предельное стояние "в области смерти", в котором только и достижим идеал искусства,в смысле приближения к Истине.
Ведь рассказ - об искусстве, собственно, о его тайне и о его связи с человеческой и Божественной любовью. Это - опять о том, что "Объективные законы" музыкального или литературного, скажем, цеха весьма относительны и всегда субъективны.
Объективность - это когда группа договаривается о том, что почитать за Истину и хором уговаривает всех остальных некоторое время думать так, как думают они. А потом появляется "цыган" и играет не так, как положено, и люди получают откровение равное Любви...
Цыган вполне мог всю жизнь играть в хорошем джазе, так приключается со многими. И не спиться.
Хорошие джазы существуют - просто божественные, огненные.
В мире гораздо больше идеальной любви, чем мы привыкли думать, глядя вокруг широко открытыми глазами. Любовь - она таится. Живёт пара людей - и никому не говорит о том, как они счастливы...
И далеко не все - спиваются.
Но и - правда в том, что все умирают...
Почему умерли Ромео и Джульетта?
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 00:40:27

Мне тоже кажется, что финал именно такой и нужен. Тут дело в том потрясении, какое пережил главный герой от известия о смерти цыгана. Внутренне человек, который через столько лет едет в родной город, был готов к любому "логичному" сюжету. И вдруг... и всё перевернулось, и прошлое (судьба!) увиделось совсем с другой высоты, на которую человеческое сознание не способно взобраться самостоятельно... В этом есть какое-то величие.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 10:29:21

Ну да. "Цой жил, Цой жив, Цой будет жить", "Курт, ты бессмертен, твои песни в наших сердцах, пока сердца наши бьются" туда же Высоцкого, Башлачева,Талькова - в зависимости от вкуса и принадлежности к определенному поколения. Я не издеваюсь. Просто хочу Галю поддержать. Когда читаешь о смерти рано ушедшего таланта, ну, невольно возникают подобные ассоциации, и воспринять это так , как уважаемая Наталья Семеновна говорит сложно. Да простите мне мой цинизм.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 17:17:23

Ну что Вы, Ирина... Это не цинизм, а просто - классический призыв "Не сотвори себе кумира", и это - правильно. Но в рассказе "Блюзовые тоны" речь немного не о том. Герой-цыган - любитель, таких много, очень много в народе, и он просто погиб в армии. Бывает...
Но его усилие породило добро - слушатели обрели любовь, помнят его и благодарны ему за это.
А, кстати, его песни - те, что пела молодёжь возле общаги - это песни на слова каких поэтов?
"Плачет девочка в автомате" - это кто написал?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 18:03:14

Да я согласна, что не об этом. Но для меня лично этот рассказ не совсем о любви и таланте, хотя всё это присутствует тоже. Для меня этот рассказ о внутренней свободе и молодости, Цыган - это некий символ внутренней свободы и молодости. Спеть песню как её никто не пел, это значит в некотором смысле обновить жизнь, внести в неё что-то своё, пусть только для близкого окружения или чтобы зажечь в девушке любовь. А молодость она не умирает, просто уходит куда-то и как в песне становится бессмертной, поэтому и захотелось, чтобы цыган как-то растворился в этой жизни, чтобы просто никто не знал, куда он делся, а не умер при конкретных обстоятельствах. Это же, опять повторюсь, ни в коей мере не совет автору, просто, по моему чисто субъективному восприятию, так было бы органичнее, вот и всё. Ну, а если совсем драматично, то Цыган должен был бы умереть за день до того, как герой пел так же как он, чтобы завоевать будущую жену. В общем, один из признаков хорошего рассказа является то, что читателю хочется либо продолжить, либо написать по-своему :). Так что спасибо автору.
Последняя правка: февраля 14, 2013, 20:18:18 пользователем Екатерина Злобина  
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 18:05:08

Наталья Семёновна, мне несколько неловко, но дело в том, что ваши вопросы в эпоху всевластия Гугла слишком легко разрешаются всеми, кто не знал об этой странице творчества классика современной поэзии))
Я бы немного перефразировала ваш вопрос: в какую эпоху приводят песенные цитаты из этого рассказа и почему именно они выбраны? :)Правда, на него вы уже сами отчасти ответили.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 21:25:27

И какую же эпоху Вы имеете в виду, Лариса?
А, понимаю: эпоху Ромео и Джульетты... Александр Волков аккуратно перечислил в конце рассказа, чьи слова использованы в песнях героев. И там нет ни Цоя, ни Башлачёва, ни даже Высоцкого.
И можно не "гуглить" тексты песен - это ни к чему.
Слова - народные. И я благодарна автору рассказа, за то, что это зафиксировано - для культуры, для истории...
Рассказ - действительно о молодости, Ирина, о непреходящей молодости музыки и поэзии.
А кроме относительного времени важно еще конкретное место действия.
Важно и то, что есть еще одно действующее лицо - море, в котором купаются герои рассказа. Стихия Нептуна, музыка и идеальная любовь. Красота!
Она еще есть в нашем мире. И это - Благая весть...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 14, 2013, 21:44:20

Не вижу я ничего идеального в этой любви, тем и хорош рассказ. Вообще "идеальное" и "любовь" - это оксюморон. Любовь - это то живое, что нас поддерживает в жизни, и без чего жизни нет. Идеал - это картинка. Мертвичинка. 90:60:90. Так что... при всем уважении - чего здесь нет, так это "идеалов". Низкий поклон за это автору...
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пт февраля 15, 2013, 21:10:53

Творцы картинок - художники - поспорили бы с тем, что они - мёртвые. А миллион картинок - иконы - внимательно смотрят на вас и на каждой написано:
"Бог есть Любовь". Уж куда идеальнее...
Любой рассказ идеален - в нём нет ничего материального. Любое произведение искусства - собрание идей и ничего больше. И даже ваше замечание идеально, там есть идея.
Мы часто принимаем за любовь то, что, собственно, любовью не является. Счастье обладания этим или тем, эгоизм и ревность (ревностное отношение)...
Любовь часто - в том, чтобы самому поддерживать другого. Милосердие - это божественные, идеальные вещи. Взаимопонимание супругов в рассказе "Блюзовые тоны", их очевидная верность друг другу - это идеальные вещи. Кстати, рассказы Волкова производят хорошее впечатление именно наличием "семейной темы", которая - из разряда идеальных, хотя часто забросана всяким сором...
"Когда б вы знали из какого сора" - в этом смысл вашего эпатажного высказывания, и я понимаю Вас.
И мне неловко даже предположить, что участвующие в дискуссии прекрасные русалки изменяют таким совершенным числам, как 90:60:90
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 15, 2013, 23:24:23

Ах, Вы об идеалах в платоновском смысле? Тогда да.
---
"изменяют числам"... "русалки"... и это я-то эпатажно высказываюсь?:) Поверьте, и в мыслях не было))) А предполагать можете смело, не стесняясь даже: изменяем! и с удовольствием)))
---
А давайте пообсуждаем еще какие-нибудь произведения?
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Сб февраля 16, 2013, 20:08:25

Вы предлагаете мне изменить писателю Александру Волкову? Да с удовольствием!
Но - завершим здесь и присмотримся к финалу рассказа "Блюзоые тоны":
"Да, подумал я, как тот, кого мы сегодня с женой не нашли в моем родном городе, взбудоражил мой мир, так и эта автомобильная сирена разбудила собак, которые своим гавканьем заработают от хозяев брошенных среди многоэтажных домов легковушек за охрану косточки и кусочки колбасы, и опять все стихнет где-то вдали…. И только останется кто-то среди тьмы вспоминать и страдать … Грустно.…Как, все-таки, несправедлив мир…"
Конец рассказа можно счесть богоборческим: герой-расказчик, как Иов, обижается на Бога, тем самым порождая раздумья читателя о несправедливости мира.
Или о справедливости его?
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Сб февраля 16, 2013, 20:19:02

Извините за ошибки: конечно же - "Блюзовые тоны"
и "герой рассказчик"...
Жаль, что здесь нет функции "правка".
Иногда неважно себя чувствуешь, а поделиться мыслями с приятными людьми - хочется...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 16, 2013, 22:44:28

... "Конец рассказа можно счесть богоборческим: герой-рассказчик, как Иов, обижается на Бога"

Вы, наверно, хотели сказать, Иаков? Думаю, обиженный не может сражаться даже с собственной тенью, а не то что с Богом))) Предлагаю библейские интерпретации оставить богословам. Мы тут простые литераторы, хотя и хочется иногда поумничать на эдакие темы)))
Последняя правка: февраля 17, 2013, 01:41:09 пользователем Наталья Баева  
Денис Васильев

Пекинск
Комментарий
Дата : Вс февраля 17, 2013, 20:29:06

мне кажется, что рассказ сам написан в блюзовой манере. не знаю музыковедческой теории (гимназиев, как говорил Митрич в "Золотом теленке", мы не заканчивали) - оставим её тому музыканту, который охмурял Веру. что интересно, когда слушаешь (а в данном случае читаешь) блюз - хороший классический или современный - многое наносное оставляешь "за кадром".
Грусть - она неизбежна, и рассказ прошёл через меня уже как написанный, готовый. ощущения фальши не было - повлияла ещё одна из удивительных и любимых песен Окуджавы.
Огромное спасибо автору, г-ну Волкову!
Денис Васильев

Пекинск
Комментарий
Дата : Вс февраля 17, 2013, 20:54:49

перечитал дискуссию по поводу рассказа - интересны мнения по поводу)))
конец рассказа богоборческим не увидел, просто несправедливость мира - данность, и не обязательно то, что ниже справедливости. "если с каждым обходиться по справедливости, кто избежит наказания?"(цит)
выше справедливости - Любовь и милосердие.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Вс февраля 17, 2013, 22:07:44

И всё таки Книгу Иова я посоветовала бы автору перечитать... В числе моих подруг нет тех приятных женщин, которые ходят по домам и ловят вас на улице, предлагая всем читать Библию, но эта "Бесконечная история" - базовый набор образов. Это просто - берёшь с полки Книгу Книг и читаешь - внимательно, ничего не пропуская. Книга обиженного на Бога Иова - это великая поэзия и она имеет отношение к Волкову. Я не знаю литератора, которые бы однажды не прочитал мне с горящими глазами фрагмент Большой Книги, найдя там (наконец-то!) ответ на свои мучительные раздумья.
Простых литераторов просто нет в природе.
Все - непростые.
Помню одного писателя в аллеях Малеевки - мы едва познакомились... Он посмотрел на меня в упор и спросил с места в карьер: "Кто написал Библию"?
Я ответила: "Объединение литераторов. ЛИТО"
Так что у нас с вами - великие задачи...
Иаков, уважаемая Наталья Баева, боролся с Богом натурально. Но не он один: этот вид спорта популярен. Многострадальный Иов - тоже богоборец.
И самое интересное - он победил. Почему? Как?
Желаю нам всем возвращения того, что у нас несправедливо отняли, а Александру Волкову лично - сто сорок лет жизни Иова. Понимаю, что я вывела это не только из рассказа "Блюзовые тоны", но - из других вещей автора, и следующий мой комментарий надо размещать уже в разделе "Рецензии" и адресовать Платону Беседину...
Благодарна всем участникам дискуссии.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 17, 2013, 23:58:12

Я тоже благодарна участникам, Наталья Семеновна)))
Только я так и не поняла - богоборствовать и обижаться на Бога - это почетно? Или нет? И одно ли и то же? И причем тут "несправедливость мира" и Бог? если учесть, что "мир" - это только видимая и плохо понимаемая людьми Его часть, а не Он сам? И с этой точки зрения мир всегда будет "несправедлив"? И что значит бороться с Богом "натурально" или "не натурально"? Я понимаю, что у нас "простых нет", но сайт-то у нас литературный как-никак, а не "богоборческий":)
С уважением,
Наталья Владимировна
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн февраля 18, 2013, 15:05:49

Наталья Владимировна, понимаешь, у разных непростых литераторов - разные великие задачи))
________

Наталья Семёновна, мы так старательно пытаемся увести вас от "богоборческих" направлений, потому что уже неоднократно ломали копья и пальцы на этой теме))) Если вам интересно, взгляните, пожалуйста, на работу Михаила Кромина "Я живу хорошо" и комментарии к ней(http://artbuhta.ru/index1140.html), на разговор, вызванный публикацией стихов православной поэтессы Елены Самковой "Перестала смотреть в зеркала) "http://artbuhta.ru/index1403.html
(ссылки небходимо скопировать в адресную строку).
Вообще, действительно хочется попросить у вас полноценную рецензию на книгу А.Волкова.
_______

Жаль, что автор не отозвался на разговор о своём рассказе. Знаю, что Александр Павлович - врач. Интересно, в его творческом багаже есть рассказы, связанные именно с этой темой?
Волков Александр Павлович

Севастополь
Комментарий
Дата : Пн февраля 18, 2013, 15:57:07

Катя, на запрашиваемую тему у меня есть целый роман " Комната одиночества".
Удачи.
А.П. Волков.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн февраля 18, 2013, 16:09:44

Собственно, с чем связан мой интерес... Мне, наверное, передалась тоска одного из наших самых любимых преподавателей)) Он удивлялся, что у нас в Лите современные писатели, которые в миру - медики, имея колоссальный жизненный опыт, полученный в профессии, пишут что угодно - сказки, поэмы, новеллы о любви, об искусстве, но только не на "родную тему"...
С удовольствием бы прочла ваш роман.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Вт февраля 19, 2013, 10:28:21

Милая Екатерина, меня совсем не надо "уводить" от вышеозначенных направлений, моё замечание - проходное, а пожелание автору - обыкновенное пожелание перечитать то или это.
Наталье Владимировне я тоже советую перечитать внимательнее эпизод с Иаковым и обратиться к богословам. У распорядителей сайта наверняка нет девиза: "Литература - отдельно, а высщие области человеческого духа - отдельно". Пусть комментаторы пишут, что хотят, а редакторам "клавиши стаптывать" - совершенно не обязательно, пока разговор идёт по теме, в рамках обсуждения конкретного рассказа и в рамках норм общения.
Я совсем не привыкла "умничать" впустую и согласна с Денисом Васильевым, написавшим:

"...мне кажется, что рассказ сам написан в блюзовой манере."

"Грусть - она неизбежна, и рассказ прошёл через меня уже как написанный, готовый. ощущения фальши не было - повлияла ещё одна из удивительных и любимых песен Окуджавы.
Огромное спасибо автору, г-ну Волкову!"
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Ср февраля 20, 2013, 12:31:17

Да, забыла поблагодарить Вас за ссылки, Екатерина..
А песня "Музыкант играл на скрипке" воистину удивительна, Денис. Я была поражена, когда прочитала о ней в рассказе "Блюзовые тоны".
Я всегда прошу спеть эту песню автора-исполнителя Светлану Ермакову в нашей Гостиной.
- Света, спой "...из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил..." И Света поёт. Это - Дуэт "Мотив": Светлана Ермакова - Марк Аксёнов, оба поэты.
Если набрать просто "Дуэт "Мотив", то можно даже послушать, (не сочтите за рекламу, Екатерина, это - дружеская информация, подобная Вашим ссылкам). Надо показать этот рассказ в нашем Дворце культуры - поэты и музыканты будут рады почитать...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср февраля 20, 2013, 19:12:10

Наталья Семеновна, спасибо огромное! Я как раз сейчас читаю роман Томаса Манна "Иосиф и его братья". "Эпизод с Иаковом" там длится ровно весь первый том. С ним я уже подробно и внимательно ознакомилась. Хотя и не первоисточник - тоже очень рекомендую, вещь замечательная, как и всё остальное у этого автора! Что же касается обращения к богословам... Видите ли, если мы с Екатериной Викторовной увлечемся богословием, боюсь, что Артбухту придется закрывать. По крайней мере, большинство из представленных здесь вещей не пройдут цензуру, и даже наши любимые "Блюзовые тоны". Ведь если совсем уж по-богословски рассуждать, странная какая-то героиня эта Вера, которая не пойми по какому принципу выбирает себе возлюбленного, а потом, будучи уже почтенной дамой, несет какую-то чушь про негров... В общем, Богу Богово, а джазу - блюзово, как говорится.
---
Комментаторы, конечно, пусть пишут, что хотят. А я, пожалуй, пойду - а то у меня и правда уже натоптыши на "блюзовых" клавишах наросли)))
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср февраля 20, 2013, 21:42:51

о, да, Вера тоже у меня восторга не вызывала. Но я ее своеобразный подход к выбору спутника списала на чисто мужское восприятие вопроса) женщина достается победителю) Может, Вера и так бы выбрала нашего героя, просто с интересом послушав спутника? Но он-то теперь знает, что он ее добился! А это почему-то для мужчины приятнее. Странно, да? мне было бы гораздо приятнее, если бы меня выбрали не взирая ни на что - просто за то, что это я. Но это, наверное, женский взгляд на тему.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 19:19:33

Да, Галина, пригласить обоих нравящихся мужчин в ресторан, свести за одним столом - это сильный ход незаурядной женщины. Неудивительно, что потом Вера стала профессором - рациональное мышление, аналитический ум. Её можно понять - мучителен "дуализм" (когда любишь двух мужчин)...
Так сказать, "слева кудри токаря - справа кузнеца" и "милая рябинушка, сердцу подскажи".
Надо разрешить запутанную ситуацию, это честно.
А то, что оба милых были приглашены не "к рябинушке", а в ресторан - это примета южного курортного города.
А куда же еще?
А в момент выступления героя с эстрады произошло узнавание - "Вот он - мой Суженый!", озарение, откровение.
Жестоко, правда, при учёном музыканте страстно целоваться с героем, пережившим удачный дебют.
Но, возможно, у Веры было за что "отомстить" музыкальному теоретику (мы же не знаем многих тонкостей их отношений), и она его бросила без сожаления в этот момент - отлуп и полная отставка...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 20:27:56

о, да, женщина показана вполне реальная - ей в кайф была ситуация, очень ее самооценку повышала. Я никого не решаюсь судить, Наталья Семеновна, я просто написала, что мне лично такой подход к любви и выбору претит. "Вот он, мой суженый" - а до этого сердце ее молчало. Ей надо не человека. Она с легкостью сделала бы больно своему суженному, если бы тот подкачал в демонстрации талантов, прильнув головкой к его сопернику. Лично мне - такие люди практичные и амбициозные, идущие по головам и чувствам - глубоко антипатичны. Но это только лично мне, Наталья Семеновна, вполне допускаю, что они у многих могут вызывать и восхищение.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 20:29:10

простите за интимную подробность - не считаю себя заурядной и слабой женщиной, но унижать одного мужчину при другом, а потом наоборот - того перед этим - не приходило мне в голову ни разу.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 20:33:53

все никак не могу успокоиться, уж извините) это не сила и незаурядность, Наталья Семеновна. Это как раз вполне заурядный, даже типичный поступок женщины, больной главным грехом, раз уж у нас богословская тема - гордыней.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 21:26:33

Э-э, Галина... Любой писатель болен гордыней - это профессиональное. И учёный - тоже.
И всю жизнь - лечатся.
Меня-то как раз озадачил (показался сомнительным) этот "сильный" ход - мне бы в голову не пришло идти с двумя мужчинами в ресторан - выбирать.
Лучше - с каждым наедине разбираться и куда-то...к рябинушке. А вот мужчины обязательно делают такое - ты приходишь на свидание в ресторан к нему одному, а он - с другом. Это у них "проверка" называется.
Не переметнётся ли к другу дама сердца?
Может быть, оба "музыканта" подсознательно сами спровоцировали такое "танго пара трез" (танго для троих). Ну вот: от блюза - к танго переходим...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 21:33:33

ну, писатели писателями) а мы же про героиню)
Вообще-то на месте героя я бы встала и ушла из ресторана, как только увидела, что там еще третий. Или я тебе нужен - или нет. Но герой предпочел бороться за приз. И был рад его получить. Хотя радоваться было-то нечему, бежать от такой Веры надо было...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 21:36:15

знаю как минимум две истории, когда женщина с нескрываемой гордостью рассказывала, как ради нее мужчина покончил жизнь самоубийством. Это ее самооценку поднимало.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Чт февраля 21, 2013, 22:27:58

"женщина с нескрываемой гордостью рассказывала, как ради нее мужчина покончил жизнь самоубийством. Это ее самооценку поднимало".
Это большой грех и женщина - просто еще не понимала, что сделала. К любящим нужно относиться крайне внимательно и осторожно, но по глупой молодости - чего не бывает...
Но в рассказе "Блюзовые тоны" из-за любимой женщины герой был "восхищен" в своём искусстве!
И, возможно, помогал ему сам Цыган (в смысле - его душа) или "Муза блюза" - та же самая, что Цыгана вдохновляла. Здесь Любовь возвышает, а не губит.
Герой не мог уйти из ресторана при виде соперника - он любил свою Веру.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 11:39:17

у героя была пониженная самооценка, увы... И ему нужна была эта Вера любой ценой. Хотя, на мой взгляд, есть вещи, которые любой ценой не нужны, как бы ты не хотел их получить... Ну да это личное дело каждого.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 11:41:23

что касается случаев самоубийства - я не утверждаю, что женщина была виновата в каждом конкретном случае, есть моменты, когда шантажом пытаются люди чего-то добиться, или она вообще не знала о чувствах, предположим.
Меня другой факт поразил - не ужас, страх, а именно гордость! "Из-за меня! Вот я какая".
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 17:09:28

Галина, рассказ "Блюзовые тоны", видимо, погрузил Вас в написание какого-то своего сюжета.
В Вашем рассказе "Блюзовые тоны" герой не пошёл бы в ресторан, отдав свою Веру павлину-теоретику, Вера бы вышла замуж за бездарного болтуна-неудачника (если бы он был бедным, естественно)и до конца жизни танцевала бы "танго для троих", никогда и ничего не выбирая, глядя на спивающегося, не сужденного ей человека.
Затем Вера рано умирает (попадает в ДТП, потому что на проезжей части думает о неграх и блюзе) и - так ей и надо, этой красавице-умнице-горделивице!
А герой едет в свой родной город, находит спившегося Цыгана и женится на Вальке-малярше, чтобы спасти её от суицида.
И - никакой любви, никакого творчества, никакого успеха, и никакого профессора, потому что это - практично и амбициозно!
Но господин Волков распорядился по-своему, вот дела...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 19:41:24

вообще-то, Наталья Семеновна, похоже, это мои комментарии погрузили Вас в написание своего сюжета) потому что меня ни одна линия в Вашем предполагаемом "моем" рассказе не вдохновила) Но Вы можете попробовать) и заставить-таки умницу-красавицу-горделивицу зачем-то выйти замуж за болтуна, ведь кроме Вас, автора, никто ее заставить это сделать, похоже, не может)
Ну а мне где уж написать про любовь, творчество, успех) я уж так уж как-нибудь отсижусь)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 19:45:14

а что касается автора Волкова - он как раз написал замечательный рассказ, очень реалистичный, и герои у него живые, и тот, кто добивается, и та, которая выбирает. А Вы, похоже, перепутали что-то)
Потому что для автора, по-моему, большая радость, когда обсуждают или осуждают его героев, как живых людей - значит, они живые.
Не заметила, чтобы я предлагала автору что-то изменить в поведении героя (какой он есть, с его низкой самооценкой - такой и должен быть, живой человек). Разве что в судьбе Цыгана - да и то, это было не предложение, а предположение.
А Вы что-то путаете в обсуждении героев, содержания рассказа и Вам мерещатся требования рассказ переписать? Ну, это же так наивно и прелестно- защищать каждое авторское слово. Но только хочет ли автор, чтобы защищали и считали идеальными его живых героев? Я бы такой защиты не хотела, честно.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 19:47:47

ну, и если честно, рассказ "Блюзовые тоны" вообще меня ни во что не погрузил, я сейчас погружена совсем другими делами и другим рассказом) где "никакой любви и никакого творчества) а здесь в этой ленте я так долго, потому что мне иногда нечего делать вечерами. Хотя рассказ очень хороший, но такого впечатления, как Вы ему приписываете, на меня не оказал)
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 21:18:18

"а что касается автора Волкова - он как раз написал замечательный рассказ, очень реалистичный, и герои у него живые, и тот, кто добивается, и та, которая выбирает".
Это - правильно, Галина. Простим героине Вере её "гордыню" (так Вы определили её заболевание)...
Она выбрала бедного студента, которому даже за ресторан заплатить было нечем - в чём же "практичность и амбициозность"? Она присоединилась к общему восторгу относительно его выступления с эстрады в блюзовой манере - а как было не присоединиться, если восторг - был? А положить конец борьбе двух кавалеров внутри неё самой - это решительный и честный поступок девушки (совсем молоденькой, заметьте).
Этот рассказ не надо защищать - он сам в себе прекрасно держится, а эта лента - такая длинная, потому что народу хочется здесь писать - спасибо редакторам и устроителям сайта за создание задушевной атмосферы и умелое ведение беседы.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 22, 2013, 22:31:39

Можно уйти и на новый круг обсуждения, но уже не так интересно) пойду почитаю еще что-нибудь интересное - так много публикаций, глаза разбегаются, очень талантливый сайт, правда?
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 09:15:06

Неплохой сайт, Галина. И какие образованные редакторы!Вот Наталья Владимировна Баева пишет:
"Я как раз сейчас читаю роман Томаса Манна "Иосиф и его братья". "Эпизод с Иаковом" там длится ровно весь первый том. С ним я уже подробно и внимательно ознакомилась. Хотя и не первоисточник - тоже очень рекомендую, вещь замечательная, как и всё остальное у этого автора! Что же касается обращения к богословам... Видите ли, если мы с Екатериной Викторовной увлечемся богословием, боюсь, что Артбухту придется закрывать. По крайней мере, большинство из представленных здесь вещей не пройдут цензуру, и даже наши любимые "Блюзовые тоны".
Надо сказать, что инициатива "обращения к богословам" совсем не от меня исходила, а от самой Натальи Владимировны (как совет мне самой). Почему-то в штыки принимается любое упоминание текстов из Священного писания - я говорила о Книге Иова (и совсем не об Иакове).
Однако, Томас Манн читается, и его думы о Библии благосклонно принимаются. Конечно, Томас Манн - такое базовое чтение, после которого любой "простой" литератор мгновенно становится "непростым", но, по моему мнению, истины там (в Томасе Манне) - процентов на двадцать...
Меньше, чем в "Блюзовых тонах" и других рассказах Александра Волкова - жизнь богаче философских построений, а первоисточник - всегда лучше толкования.
А "талантливо-неталантливо", Галина ...
Всегда надо помнить о том, что Дьявол - изумительный художник и учиться различению духов, которые несут авторов, музыкантов и художников.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 14:51:14

Наталья Семёновна... при всём моем уважении: вы дурную службу служите автору, уводя обсуждение достоинств и недостатков произведения в дебри личностных оценок. "А вы, а она, а он, а я"...

У нас одна альма-матер. Наше базовое чтение, поверьте, идентично вашему. Всё проще: у нас нет желания обсуждать и трактовать Писание, особенно в связи с конкретным рассказом.

У меня личная просьба: пожалуйста, давайте не будем превращать ветку в комические куплеты...
И ещё одна: мой пост не требует ответа.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 14:59:02

"что Дьявол - изумительный художник и учиться различению духов, которые несут авторов, музыкантов и художников".

... и комментаторов.

дьявол - не "изумительный художник", а изумительный путаник... Хотя... кому как...
Достаточно перечитать комментарии, чтобы убедиться в том, что я никому таких советов не давала, а уж тем более, Наталья Семеновна, Вам... Вносить путаницу еще и в богословские мотивы - и так много охотников, более квалифицированных в этом деле, чем наши комментаторы. Так что, думаю, тема исчерпана. Дальнейшие комментарии в этой ветке будут удаляться.
Последняя правка: февраля 23, 2013, 15:11:05 пользователем Наталья Баева  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 15:53:54

Наталья Семеновна, я уже было решила не отвечать Вам в этой конкретной ветке - т.к. интерес к рассказу Волкова в Вас горит бесконечно, но у других Вы его уже отшибли, невольно, конечно, уже приравнивая к истине каждое слово замечательного, но еще, слава Богу, не канонизированного автора.
Меня другое пугает. Художник - это в первую очередь образ и подобие Божие, творчество - это сходство человека с Творцом. Дьявол ничего не создает, он не умеет творить априори. Он умеет, как верно говорит Наталья, только портить, обманывать, извращать творческий процесс, уводить художника не в ту сторону, подсказывать ему ложь. Но назвать его художником - это я такое слышу впервые...
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 15:58:08

упс... Наташа, не удаляй, пожалуйста!
только что говорили о 20-процентной истинности Томаса Манна, мною любимого.
и теперь я с нетерпением жду, что мне поведают об источнике абсолютной (не трансцендентной) истины.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 16:00:58

Александр, а чего тут ждать? Перечитайте все комментарии Н.С. - и поймете, что этот источник - рассказы писателя Волкова))))
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб февраля 23, 2013, 16:49:08

вот блин...
тема моей дипломной была: "Мир как воля и представление. Теория относительности".
как я ошибался...
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Вс марта 10, 2013, 16:08:21

Наталья Семеновна, "Плачет девочка в автомате..." - строка из ст. "Первый лёд" поэта Вознесенского.

Далее: дамы, ну что вы все: "Женщина, женщина..."- про соплюху Веру?! Она тогда ДЕВУШКА была!

А вот когда она стала ЖЕНЩИНОЙ, она своего мужчину поддержала, так чутко и надежно, что кто бы другой - кроме нее? Такая жена надежна, как скала, и счастье иметь рядом с собой ТАКУЮ женщину.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пн марта 11, 2013, 05:20:30

Спасибо, Лидия Юрьевна - почему то никто упорно не желал называть имя автора стихов. Андрей Вознесенский.
Так часто бывает - композитора называют, а кто поэт - неважно... А между тем, песня, поющаяся в народе - это значительный вклад писателя в культуру.
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пн марта 11, 2013, 18:49:24

Да, принято считать, что превращение стихотворений в песни очень помогает авторам в смысле популяризации их творчества. Но тут мы имеем - наоборот. К имени автора стихов, более чем просто популярного, сквозь имя Евгения Осина - не прогуглишься. Не говоря уже о том, что упомянутый Евгений при жизни автора заменил в строках: "Мерзлый снег на щеках блестит - первый лёд от людских обид", - слово "людских" на "мужских" - поправил, так сказать, соавтора. Не то мужчины не люди, не то наоборот, гораздо лучше.
Борис Егоров

Hof
Комментарий
Дата : Вс апреля 21, 2013, 20:40:00

Класс!.. Зачитаешься...

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте