СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2127
19 декабря 2012 года
Наверное, каждому приходилось встречать людей, всегда и везде уверенных в собственной правоте, доказывающих другим своё превосходство по самому ничтожному поводу. Людей, которые не хотят слышать окружающих, сами того не замечая, полагая в преследовании своих интересов несомненную пользу для ближних и обижающихся, когда эти самые ближние никакой пользы в нём не находят. Такая грубая позиция вправе возмутить нас, но интересно, отчего она проистекает, что даёт право человеку считать себя безусловно правым несмотря ни на что. Да и вообще, что есть правота и почему её обожествляют люди, перефразируя Заболоцкого? Во-первых, в самом слове мерещится что-то заведомо отвечающее некому стандарту, «правильное». И действительно, словарь Ожегова определяет правоту как «правильный образ действий и мыслей», а словарь Ефимова – ещё как «верность, истинность». А вот Энциклопедия Практической Психологии говорит о том, что правота – «агрессивная жизненная ценность: то, что отличает точно правых людей от точно неправых» и притом добавляет «частное признание своей неправоты – редкость»(что, впрочем, мы знаем по опыту). Словари выявляют противоречивость понятия, его раздвоенность: с одной стороны, быть правым правильно, ведь это значит иметь верный образ мыслей, с другой стороны, правота обнаруживает агрессивность при попытке её опровергнуть или даже прикоснуться к ней со стороны. Может быть, такое состояние вовсе не есть правота, а просто желание удержать во что бы то ни стало некий ценностный ориентир, дух и смысл которого (если он есть) испаряется при малейшем поползновении присвоить его себе? Недавно на одном из центральных телевезионных каналов транслировалось богослужение, и закадровый голос комментатора, выступая с позиции «верующих», аккуратно (в который раз) намекнул на выходку Pussy Riot, подытожив свою речь следующим суждением: мол, конечно, Бога они оскорбить не могут, но зато оскорблены чувства верующих. Причисляя (быть может, незаслуженно) себя к последним, не могу не задуматься о том, не нарушена ли здесь логическая связь: зачем, собственно, людям обижаться, если Тот, кому они молятся и к кому прибегают, ни в коем случае не страдает? Не имеет ли здесь место трагическое маловерие, попытка подчинить веру «чувствам», «страстям земным», когда не человек робко шагает навстречу Богу, а, напротив, сам Бог понимается как драгоценное владение, которое надо защищать от варваров? Увы, подобные случаи правоверного экстремизма приходится наблюдать и на бытовом уровне, когда речь, кажется, уже и не идёт о высоких и щекотливых материях. Но очевидно одно: строго говоря, человек прав тем, что существует, т.е. тем, что у него есть миссия, путь, ни на какой другой не похожий. И вот чуткое сосуществование с этим знанием и определяет меру его правоты. То есть правота – совсем не обладание чем-то или кем-то (точкой зрения и.т.д.), а сосуществование с этим чем-то на правах ученика, не очень доблестного школяра, изо дня в день изучающего со своей пока ещё неуверенной позиции то, что ему открылось однажды. Ибо мы изо дня в день неизменно прирастаем смыслами будничной жизни, тогда как истина милостиво и неизменно улыбается нам из-за горизонта.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва