СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2389
05 декабря 2012 года
Пришло сообщение о том, что ушел из жизни писатель Василий Белов, который считался одним из родоначальников жанра "деревенской прозы". Василий Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области. Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей. После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтера. Армейскую службу в 1952-1955 гг. проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" опубликовал первые стихи, а затем поступил учиться в Литературный институт имени Горького. С 1964 года жил в Вологде. Первая повесть - "Деревня Бердяйка" (1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов "Знойное лето" (1963) и "Речные излуки" (1964). Публикация повести "Привычное дело" (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из лидеров "деревенской прозы". За этим последовала повесть "Плотницкие рассказы" (1968).
Владимир Бондаренко, критик, главный редактор газеты «День Литературы»: - Василий Белов – крупнейший русский классик второй половины ХХ века. Самое изначальное понимание крестьянской народной жизни, которая уходила на наших глазах, дано им. Белов как бы закрыл глаза русской крестьянской цивилизации. Эта цивилизация существовала испокон веков и закончилась раз и навсегда. Россия будет, русские будут, но такой России уже никогда не будет. Так получилось, что Белову и его друзьям-коллегам - Распутину, Астафьеву, Абрамову довелось стать свидетелями крестьянского исхода. Они сами и есть последний выдох великой крестьянской цивилизации. Беловский Иван Африканович из «Привычного дела» и есть последний народный традиционный русский герой. Белов и по жизни был очень интересным человеком. Он до самой старости был резковат, своеобразен, не стеснялся в выражениях. Спорил даже с друзьями. Уж тем более с начальниками, которых вообще не признавал. Не случайно, Белов не хотел уезжать из Вологды. Он и из Тимонихи своей бы и не переехал. Но там писателю тяжеловато жить - деревня достаточно далеко от Вологды, нет достаточных условий для работы. Но покинуть Вологду и переехать в Москву, особенно в те времена когда он стал всемирно знаменит, Белов не захотел. Он и завещал похоронить себя в Тимонихе. Не знаю, как сложится, но я бы так и поступил. Тогда на карте появится ещё одна Ясная Поляна, ещё одна русская сакральная точка. То, что написал Василий Иванович Белов – это настоящая русская классика. Белов –великий русский писатель, его произведения – продолжение литературы Толстого, Лескова, Пришвина. Владимир Крупин, писатель: - Важно подчеркнуть то главное, что было в характере Василия Ивановича Белова. Это был человек предельной откровенности, искренности и предельной мужской смелости. Он был настолько свободен от привязанностей, каких-то пристрастий, он никогда никому не говорил льстивых слов. И когда речь шла о России, о правде, для не существовало даже дружеских привязанностей, он мог сказать, что думает, кому угодно – и другу, и врагу, А думал он всегда одно – напряженно и страстно думал о счастье России. А главная его боль была русская земля, российская земля. Это человек на земле, который движет истории, который наш кормилец и поилец. И вот этот человек, как раз, был главным для Василия Ивановича. Он и сам вышел из простого народа, но не ушел от него, как иные: «Вышли мы из народа, и как нам вернуться в него?». Ему не надо было возвращаться, он продолжал оставаться этим мальчишкой из Тимонихи, который получил от Бога чистую душу, которую и пронес через всю жизнь. Это ощущение того, что он был смелый, ясный, совершенно открытый и лишенный недомолвок в своем жизненном поведении, очень важно. Его значение для русской литературы велико и будет увеличиваться, точно так же, как и Николая Рубцова. Кто когда звал Николая Рубцова на телевидение, кто включал его в иностранные делегации? С Беловым немножко другая история, потому что он был на вершинах власти и объехал весь земной шар, но вместе с тем его воспринимали как борца. Все время либералы навешивали ему ярлыки какого-то антисемитизма, но все это вранье. Он оставался человеком, предельно любящим Россию. И точно так же, как значение Рубцова стало увеличиваться после его земной кончины, точно так же будет и с Василием Ивановичем. Почему он велик как писатель? Потому что он интуитивно уловил главную суть русского языка: русский язык откликается тому, кто любит Россию. Вот что важно сказать. Русский язык может выдержать насилие над собой, на русском языке можно написать и документы, и повести, и стихи. Но если нет у литературы «золотого» обеспечения – выстраданной сердечной любви, муки, страдания за Отечество, то она будет на ветер. А у него книги совершенно полновесные, золотые. Он ничего не принес в этот мир, родился, он ничего из него не вынес, но оставил нам величайшее наследство, которое мы будем долгие годы осваивать. И счастливы эти люди, которые будут читать после нас на русском языке и будут читать произведения Василия Белова. Владимир Винников, публицист: - Очевидно, что появление такого феномена как деревенская проза связано с тем грандиозным социальным переломом , который произошёл в СССР конце пятидесятых-начале шестидесятых годов. Тогда, за десять лет из села в город переехало более тридцати миллионов человек. Это был грандиозный процесс, к тому же он не был однонаправленным, люди не переезжали один раз на иное место жительства. Огромная часть населения страны постоянно перемещалась с места на место по стране, это было связано со строительством новых городов, появлением новых производств. Естественно, всё это сопровождалось очень серьёзными изменениями на селе. По большому счёту, произошла деколлективизация. Огромное число селян переехало в город, люди стали рабочими, инженерами, оказались в других условиях существования И понятно, что рефлексия о потерянной деревне была очень близка огромному числу советских людей. Это сопровождалось сломом традиционной системы ценностей, в том числе нравственных ценностей, поведенческих стереотипов. А новая система не успела даже выкристаллизоваться в семидесятые-восьммидесятые, как была разрушена внутренними противоречиями.Этот процесс по-разному отражала деревенская проза, которая отражала не конечный итог переселения в город, а то, что происходило на их малой родине. Василий Иванович Белов был одним из самых ярких представителей «деревенщиков», он уловил те тенденции и передал их в своём творчестве. Белов попытался зафиксировать уходящую крестьянскую Россию. Его произведения останутся не только как свидетельство о времени, они имеют гораздо более высокое значение: это свидетельство о русской цивилизации, какой она была и какой, видимо, уже больше не будет. В этом плане творчество Белова носит всемирно-исторический характер, передавая те огромные перемены, что произошли на одной шестой части суши за очень короткий исторический период. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |