Заказать третий номер








Просмотров: 1837
04 декабря 2012 года

   Сперва все решили: псих. Ходит вокруг дома и ходит. Но – тихий, и ладно. Пусть себе ходит. Мало ли чудаков на свете.

    А все-таки – странный.

    Тощий, сухой, скованный, шагает на длинных прямых ногах: раз-два, раз-два, раз-два. Метроном.

    Потом вдруг заметили: ходит не просто так, а все время против часовой стрелки. Всегда. Никогда не бывало иначе. Что значит – всегда, никогда? Нет, ну спать-то он ложится? Кто его знает. Мы ведь за ним не следим. Но как ни глянешь – он шагает, он на посту. Часовой в дозоре. Кто куда – а он по кругу. Почему не как все – из пункта А в пункт Б? Почему против часовой? А нипочему. Значит, ему так надо.

    Странный. А кто не странный? Вот профессор-ботаник с первого этажа – обычный с виду человек, а жильцам чудно:  все что-то сеет, растит, окапывает, подвязывает, прививает… Ладно бы что-нибудь полезное, а то ведь так, баловство одно. Виноград посадил под домом, тот ввысь забрался, до самой крыши, – сидит сосед-художник на пятом этаже, чай пьет на балконе под сенью виноградных листьев – радуется. Красиво ему. А соседу на втором не до лирики, ему балкон стеклить, а тут какие-то побеги. Вот нормальный мужик. Челнок, семьянин, дочка – за щекой чупа-чупс, жена-домохозяйка, по пятницам – пиво, по субботам – рыбалка. Все как положено. А пенсионерке-учительнице из пятой квартиры странно: такой перспективный был мальчик, физтех окончил, а кем стал? – скопидом, торгаш, куда катится мир, закрыться и не видеть ничего. Закрылась. Читает Брокгауза и Ефрона, никуда не ходит, прячется. Зато девушка с ДЦП из третьей квартиры не прячется – завела себе большую черную собаку и гуляет с ней с утра до вечера. Собака меланхоличная, но грубая: прет локомотивом, тащит маленькую скрюченную хозяйку на поводке, а та – ничего: ковыляет-подпрыгивает, смотрит сквозь толстые линзы на мир с интересом, на лоснящиеся собачьи бока с нежностью.

    Словом, люди как люди: каждый если не с придурью, то с каким-нибудь капризом натуры – а как иначе. Но ведь никто не ходит по кругу? У всех – цели, стремления какие-то, мечты… А этот?.. Всю жизнь – по кругу, по кругу, размеренно, монотонно. Не человек, а механизм. И лицо плоское, как циферблат. Присмотрелись: а на лице всегда одна и та же как бы извиняющаяся улыбка. Тьфу, жуть какая. Ну его, недотыкомку.

    А потом привыкли и забыли. Стали жить не замечая.

    Одряхлела большая черная собака и никуда уже не тащила свою любопытную благодарную хозяйку, а тихо ковыляла рядом с ней, пока совсем не исчезла. Одряхлела и умерла одинокая учительница, умер старичок-ботаник, засох виноград, ушел в запой художник, окна и балконы оделись в стеклопакеты, деревья рухнули под бензопилой, жигули сменились подержанными иномарками, подержанные – новенькими, тротуар во дворе сломали, заасфальтировали, сломали, замостили брусчатой, соседская девочка-чупа-чупс ушла на дискотеку и вернулась матерью троих детей, а с ней – муж-оболтус, собутыльники мужа, целый сонм крикливых подружек-мамаш, их мужья-оболтусы, собутыльники мужей… Шумели, веселились, били бутылки, собутыльников, жен, мужей, детей, мочились за трансформаторной будкой, проспались, остепенились, ушли на работу, вернулись на машинах, с дачами, с животами, с турецким загаром.

    Вышел художник из запоя на улицу и увидел, что ничего не изменилось: в синем шелковом небе скользят стрижи, ветер быстрой рукой помешивает вскипающую листву, а медленной – держит белое облако над домом, а вокруг дома все так же ходит и ходит часовой против часовой стрелки: кто куда – а он по кругу.

рис. с сайта "Недели"

 


 
No template variable for tags was declared.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 05, 2012, 10:39:10

Замечательный, тонкий рассказ - автор нигде не перешел нужную грань, иронии - столько, сколько надо, задумчивости - тоже, не скатился в "социалку". Получилось здОрово. О сиюминутности и о вечном. И этот человек-загадка - время? вопреки времени? что это? кто это? нужны ли ответы?
Последний абзац меня просто потряс. Не удержусь от цитаты:

"Вышел художник из запоя на улицу и увидел, что ничего не изменилось: в синем шелковом небе скользят стрижи, ветер быстрой рукой помешивает вскипающую листву, а медленной – держит белое облако над домом..."

Ветер с быстрой и медленной рукой! класс!
И при этом ирония - взгляд художника - о да! но вышедшего из запоя)
Вообще весь рассказ мне показался взглядом именно художника.
Спасибо, Ирина!
Светлана Игнатова

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 05, 2012, 13:26:29

Замечательный рассказ! Прекрасное соединение бытовой разговорной речи с художественным словом. Людские портреты и судьбы обозначены легкими штрихами, но вот все они, как на ладони. И странный человек-недотыкомка с виноватой улыбкой... Образ, к которому будешь возвращаться и осмысливать.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср декабря 05, 2012, 16:42:00

Не перестаю удивляться, что на таком коротком пространстве - странице всего - можно создать целый художественный мир. Такой узнаваемый и в то же время авторский, и обобщенный, и преображенный... многоголосый:слышно каждого из соседей, многоликий...

Как хорошо в финале переведена "точка видения", прямо физически ощущается разворот ракурса! Бытовое увиделось как бытийное. Атмосфера изменилась, будто из замкнутого и душноватого пространства открыли форточку (дверь подъезда) и попали не во двор, а Куда-то Высоко, и дунуло свежим воздухом...
И настроение читательское тоже меняется: чувство горечи от того, что жизнь трагична, осталось, но стало светло от того, что она всё равно прекрасна.
Здорово, что художник "пропустил" основное повествование и вышел на улицу именно в финале.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт декабря 06, 2012, 21:19:26

Ах, какой поэтичный рассказ! И мудрый. На самом деле это только так кажется, что все идут - "кто куда", и только часовой - по кругу. По большому-то счету все так по кругу и движутся... А внутри - кто знает, может быть, вышагивая свои круги, меняется и живет полной интересной жизнью именно часовой? Вот такие вопросы навевает это рассказ. И сама субстанция жизни передана замечательно на таком крохотном "бумажном" пространстве...
Василиса Васильева

Комментарий
Дата : Пт декабря 07, 2012, 10:09:00

Рассказ очень понравился. На мой взгляд, это достойный образец того, как самая обычная идея начинает «переливаться всеми красками», когда попадает в красивую «оправу» из языка. Жизнь, идущая по кругу – основная идея рассказа, как мне показалось. Именно из противопоставления идущего по кругу часового, смысла действий которого не понимают герои, и их жизней, которые, вроде, стольким наполнены, но, в сущности, также замыкаются в круг, и вырастает мысль, что кто бы что ни делал, какой бы значимостью ни наделял свое собственное существование, в сравнении с тем, что кажется бессмысленным в жизни других, для Вселенной – всё едино. Но удовольствие получила от чтения как такового, от того, как различные языковые средства были удачно использованы автором. Здесь можно говорить и об удачно выбранных синтаксических конструкциях (где-то специально предпочтенное бессоюзие, где-то – использование нескольких простых предложений вместо одного сложного и т.п.), создающих ощущение, словно читаемое происходит вокруг тебя, и о переплетении слов различных стилей, когда разговорные слова четко и ясно показывают окружение часового, тех, кто его наблюдает, и создают определенные образы. Но более всего понравилось использование зевгмы, периодически привносящей в рассказ легкую иронию. Особенно хорош этот прием, на мой взгляд, в последнем абзаце. И вообще концовка получилась емкой и удачной. Присутствующая в ней параллель между вышедшим из запоя человеком и любым другим, который на какое-то время «вырвется» из круга своей «кутерьмы» и поймет, что вокруг все по-прежнему, приятно-философски заканчивает рассказ.

Единственное, что вызвало раздумья, это самое первое слово. Оно разговорное (в одном из словарей маркируется даже как сниженное) и, стоя первым, когда еще ни тона, ни стиля, ни «общего духа» рассказа читатель не знает, немного «задевает». И первые предложения рассказа, скорее, больше относятся к введению в ситуацию, к авторскому представлению этой ситуации читателю, а не к преломлению ее через героев. Впрочем, к какому-то выводу для себя, плохо ли это слово в начале рассказа, я не пришла, потому что в самом рассказе разговорной лексики много. В общем, вот такие размышления.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс декабря 09, 2012, 22:27:21

Василиса, вы же написали целую филологическую поэму! :) С огромным удовольствием, почти равным удовольствию от самого рассказа, прочла ваш "перевод на грамматический"))
Думать о том, узнают ли этот рассказ замечательного автора Ирины Батаковой по вашему описанию, если под рукой не будет текста, не хочу))

Из открытий и одновременно загадок "Часового": личность рассказчика. Это кто-то из соседей рассказывает? Может быть, художник, у которого в самом финале автор "отбирает слово", при этом "пользуясь" его глазами?

Своя-чужая речь как замечательно работает в "соседской" части!
Очень яркое впечатление, будто мультфильм для взрослых, был раньше такой жанр.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 04, 2013, 09:08:11

Рассказ просто просится обрести графическую форму - мультипликационную. Одним словом "вещь"!

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте