Заказать третий номер








Просмотров: 1340
28 сентября 2012 года

 

***

По эту сторону поэта

Его устои некрепки

И в мыле мчит Пегас карету

К дуэлям, к бабам, в кабаки.

 

Минуя сплетен хороводы,

Где вёрст не вкопаны столбы,

Отдав дороге силы, годы –

Не по нему частица «бы».

 

В благословенную долину,

Где строки бродят, как вино,

И там, заботами покинут,

Поэт и только – решено.

 

 Чтоб после сытного обеда

Звать музу, не стремясь по ту

Границу ночи и рассвета,

Где в бронзе встать, а не в поту.

 

Но вдруг проснётся – и отпрянет:

Как на пустое тратил жизнь?..

И  снова правду расстояний

Несут шаги, галоп и рысь.

 

Пусть будет место для поэта

Без дымной завеси веков

По эту сторону, по эту…

Так думал я, идя на зов.

 

***

 

«Христос никогда не был в тренде», -

Услышал я голос намедни,

И низко гудел он, как медь,

Отлитая чтобы звенеть.

Отринут, ошпарен, отвержен

Молчу я без всякой надежды

На разум, на меч или плеть.

Но должен тот голос трендеть,

Для  тех, кто останется в тренде,

В сети, в паутине и в бредне,

На яркой липучке для мух.

А мимо прошествует Дух.

 

 

***

 

Тяжёл мой сон – неотвратимый морок

За веками, набрякшими к утру,

Когда глаза я будто бы  протру:

Мне двадцать семь или неполных сорок.

 

Послушен под ладонями штурвал,

Уверенно по небу чертят птицы

Надёжный курс, с которого не сбиться –

Поёт под ветром мачты тетива.

 

Так пусть школяр моё бормочет имя

И зависть под восторгом сохранит.

Стремительны над волнами бушприт

И вера, что вернусь я невредимым.

 

Сомкнулась тьма.

                                 Но вот стихает шторм.

Обломки слов дрейфуют над пучиной

И служат местом, поводом, причиной –

Спасеньем птиц с ушибленным крылом.

 

***

 

Я вызнал путь: он труден и опасен,

За пропастью живёт иной народ,

О нас забывший без легенд и басен,

Без подвига, что память обожжёт.

 

Я соберусь и страхи обуздаю,

И выезжая, гордо запою.

Разносит ветер, даже камень знает –

Конь лучший подо мной во всём краю.

 

Я уберёг его на переправе.

Ночей не спал. Попутная звезда

Мне горстью света путь далёкий правит,

Где впереди победа – не беда.

 

Где въеду в город и сойду на землю

И поведу неспешно под уздцы,

Там чуждый мир глазами я объемлю,

Познав, о чём молчали мудрецы.

 

Где утро будто донага раздето,

Но вопрошают, тыча под бока:

Что за чудак под видом чуда света

Привёл сюда хромого ишака?

 

илл. В.В. Брегеда. фрагмент работы "Путь поэта"

 


 
No template variable for tags was declared.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 29, 2012, 14:34:11

Когда симпатизируешь человеку, трудно критически оценивать его работу. :)

Нисам, не заметить некоторые технические сбои в представленной подборке нельзя, но, несмотря на это, история, рассказанная этими стихами,получилась; у неё интересный внутренний сюжет и, как всегда, интересный герой.

Выделю стихотворение "Христос никогда не был...". Единственное, что мне кажется спорным в нём: новообразование "трендеть" многие сначала воспримут просто как ошибку орфографии, а не как семантическую находку. Но, возможно, это проблемы торопливого читателя.))

Мысль, что за каждым вашим стихотворением, - полновесна, её "хочется думать" в глубину и высоту. Форма же, в этот раз, по моему впечатлению, не совсем "хорошо села".
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс сентября 30, 2012, 00:59:20

По эту сторону, по эту…

Так думал я, идя на зов.

)) И Есенин, наверно, так думал... Вообще сама эта мысль мне лично понятна и близка. Трагедия в том, что поэту действительно трудно балансировать на грани "сторон", часто он "заваливается" - то туда, то сюда. Вообще тема ПУТИ и трудного выбора между сиюминутным, жизненным и - вечным, возвышенным, чуть ли не основная в творчестве Нисама. Поэзии необходимо и то, и другое. И сиюминутное (тот самый "сор", из которого потом вырастает нечто бессмертное), и высокое - но тут всегда есть опасность, что оно станет выхолощенным, выспренним и смешным. Именно поэтому сегодняшние авторы стараются держаться от "высокого" подальше. И надо обладать смелостью и отвагой Нисама, чтобы задавать себе такие серьезные вопросы - ну, и, конечно, тонким чутьем и мудростью, чтобы на них отвечать.

Что же касается технических недочетов... Лариса, "трендеть", оказывается, употребляется наравне с "трындеть", представьте себе! Я тоже была удивлена, но это так.

Больше всего мне понравилось стихотворение "Я вызнал путь..." Правда, смысл первого катрена для меня остался туманным. Что значит "За пропастью живёт иной народ, /О нас забывший без легенд и басен"? Почему он именно за пропастью? И как его тогда достичь - перепрыгнуть пропасть? Ну, допустим, я сконструировала ситуацию, где, чтобы преодолеть эту пропасть, нужно ее обойти по крутым склонам. Но целостность образа уже разрушена. Дело еще и в том, что "пропасть" в поэтической системе координат - символ непреодолимого чего-то. Т.е. совсем, ни при каких обстоятельствах. Получается, что образ неточен. И это бы еще ничего, но тут "легенды и басни" опять запутывают дело! Этот народ о нас забыл, потому что у него нет легенд и басен? или потому что у нас их нет?.. Но зато финал очень мне нравится:

Где утро будто донага раздето,

Но вопрошают, тыча под бока:

Что за чудак под видом чуда света

Привёл сюда хромого ишака?

Нисам, хочется Вам пожелать большей точности в образах, спокойствия и раскованности стиха. Всё это у Вас есть (и не только это!), но мелкие погрешности иной раз досадно сбивают восприятие.
Ждем новых Ваших стихов!
Последняя правка: октября 01, 2012, 00:38:44 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 01, 2012, 14:28:08

А меня вот это тронуло:
"Обломки слов дрейфуют над пучиной
И служат местом, поводом, причиной –
Спасеньем птиц с ушибленным крылом".
Очень негромко, и как-то по-человечески тепло.
"Христос никогда не был в тренде" - грустное, даже как-то жалко тех, кто останется в липучке для мух, вроде как, они даже в этом и не слишком виноваты, виноваты те, кто эти липучки расставляет...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 01, 2012, 16:54:06

Ох, Ира!:))) Насчет липучек... Если бы речь шла о мухах, то, пожалуй, да - мух жалко. Но раз уж разговор о Христе и о людях, а липучки - это художественный образ, метафора; и раз уж христианство привнесло в мир идею о том, что главная битва происходит "в сердце человека", то получается, что те, кто остаются на липучке и кто эти липучки расставляет (точнее, развешивает:)) - это одни и те же буквально человеки! Так что стихотворение Нисама вовсе не грустное, а напротив, довольно оптимистичное))) Главное теперь следить хорошенько, чтобы самим себе липучек не наделать...
Последняя правка: октября 01, 2012, 18:07:19 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 01, 2012, 18:07:54

А я поняла, что мухи - это те, которые поверили в ложные ценности и ими живут, и будут жить. А липучка - наверное, разного рода соблазны материальные, "постылой жизни мишура", тот же гламур, мода, например, неважно на что именно и в какой сфере. Но кто-то же именно "трудится" над тем, чтобы "липучку" создать и как можно более липучую, чтобы как можно больше в неё "влипло". А само сравнение с мухами действительно в чем-то забавное. А в широком смысле липучка - это нечто сиюминутное, проходящее, то, чему сегодня цена "лимон", завтра копейка :). Такая вот "липучкозависимость" получается.
Нисам Судимов

Москва
Комментарий
Дата : Чт октября 04, 2012, 13:16:43

Благодарю за симпатию, Лариса!
Но всё-таки попробуйте "оценить критически", вполне возможно, что мне это пригодится! )
Насчёт того, что слово "трендеть" не совсем новообразование, Наталья уже упоминала.

Спасибо за такой подробный отзыв, Наталья! Польщён. А тема для меня, в самом деле, поэтически и жизненно актуальная.
Стихотворение "Я вызнал путь..." пока самое крайнее, так что вполне может дополнительно отшлифоваться )

Ирина,
мух, может, и жалко, но именно так будет происходить пока они хоть немного не поумнеют...
Спасибо за мнение!
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт октября 04, 2012, 16:31:44

Понимаете, Нисам, на мой слух и частный вкус использование омофона "по эту (сторону) - поэту" в первом стихотворении служит плохую службу: вместо умножения смыслов оно вызывает при чтении, особенно вслух, лишь эффект удвоения слова "поэту" в значении "человека, пишущего стихи", и тем самым отвлекает читателя на игру; выглядит украшением, плохо влияющим на "соседей", на рядом стоящие слова.

"И в мыле мчит Пегас карету" - здесь инверсия неидеальна из-за мыла: по смыслу понятно, но негармонично семантически, "в мыле" - слишком разговорный, почти просторечный оборот.

"Минуя сплетен хороводы,/Где вёрст не вкопаны столбы" - кажется по смыслу, что столбы не вкопаны в хороводы.

В этом же стихотворении не разграничен появившийся Пегас и его седок-Поэт, и можно придраться, кто же из них - Поэт и только, кто же зовёт музу и потом галопирует))


"Несут шаги, галоп и рысь" - рысь в этом контексте почему-то одушевилась в животное, галоп и шаги - в какие-то предметы. Возможно, дело в переходном глаголе "несут", который грамматически требует дополнения в винительном падеже, а у вас-то - именительный, вот и происходит путаница при "дешифровке".

Кстати, а вот омофон "по ту - поту" - очень хорош. И вот как это объяснить?))

Я прошу прощения, Нисам, если где-то, возможно, придралась, это только лишь моё частное впечатление. Если каким-то образом мои придирки послужат вам, я буду рада: ваши темы заслуживают самой лучшей "огранки".

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте