Заказать третий номер








Просмотров: 2320
26 сентября 2012 года

У него была первая любовь. Единственная и неповторимая. Сколько он себя помнил, столько любил.

Их дачи разделял невысокий забор. Ему как раз исполнилось три с половиной года, и Баба Дуся впервые согласилась остаться с внуком одна. В тот же день Павлик вырвался от нее и бочком, неуклюже, как он тогда бегал, но достаточно шустро рванул к калитке.

Запретная зона «за калитку не ходить», страшно притягивала его. Мир за забором казался огромным и полным неизведанных тайн. Дедушки поставили у общего забора большую, деревянную лавочку, чтобы жены-подружки могли отдохнуть, посудачить после огородных работ. Баба Дуся едва успела нагнать беглеца у этой лавочки.

Но Павлик и сам уже остановился, будто ему скомандовали «замри». Он увидел Ее. Она держала на коленках пластмассовую куклу. Вокруг были и другие девчонки, но Павлик глядел только на Нее. Ее длинные русые волосы, собранные в конский хвост, порядком растрепались. На Тане были светлый халатик, сандалии и постоянно спускающиеся гольфы, которые она ежеминутно подтягивала. Она тоже увидала его.

- Ой, какой хороший! Баба Дуся, это Павлик, да? ? в Таниных глазах сиял восторг.

Она подошла, присела на корточки, и, нежно взяв его ручку, прошептала с придыханием:

- Ма-а-ленький... Баб Дусь, а можно, я с ним погуляю?

- Ой, Танечка, я боюсь... Он у нас знаешь, какой бойкий, еще убежит от тебя, заиграетесь…

Идея спокойно сварить суп соблазняла Бабу Дусю, да было страшновато.

- Ну, бабочка-Дусечка, честное слово, я его никуда от себя не отпущу!

Вот так все и началось. Она была старше на девять лет и, наверное, из тех девочек, которые с детства испытывают материнский инстинкт, обожают малышей, мечтая о братишке вместо неживых кукол.

Баба Дуся была довольна. Теперь она не бегала к забору каждые пять минут и успевала переделать любые дела, быстро убедившись, что Тане можно доверять. Девочка оказалась очень ответственной. И ей никогда не надоедало играть с Павликом, в отличие от взрослых, которые только и мечтают, чтобы к ним не приставали.

Старший брат Павлика, к примеру, вовсе не жаждал общения. Слишком велика была разница, и Валерка успел привыкнуть к роли единственного ребенка в семье. А тут вдруг: «Не обижай маленького» или «Помог бы чем!» Павлик его раздражал. Ну что такое младший брат, пеленки и машинки, если тебе тринадцать лет?

Таня же вкладывала в малыша душу. «Няня», - звал он ее тогда, даже не догадываясь о смысле слова, а просто переделав имя «Таня». Она занималась с ним, играла в его любимых солдатиков, превращенных ею в простых человечков. Для человечков строились домики из песка, а потом и надежные жилища из старых обувных коробок. А еще Таня попросила свою маму привезти из Москвы старые кубики с буквами, потому что они играли в школу. Так что к концу лета Павлик уже знал весь алфавит. Игра с ним развлекала Таню не меньше, чем его самого.

Но иногда Таня убегала гулять с ребятами, а он сидел у себя на террасе и пытался представить, что означают эти запретные для него «напруд» или «кбакам». В компании «энергетиков», как называлась их часть дачного поселка, брат быстро стал заводилой. Еще бы, на целый год старше остальных! Проситься с ними было бесполезно, да Баба Дуся ни за что и не отпустила бы его с Валеркой. Правда, и с Няней дальше общей скамейки его тоже не отпускали, все-таки слишком он был еще маленький.

Когда в конце лета Павлика собрались увозить домой, с ним случилась настоящая истерика, он кричал: «Хочу с Няней», брыкался и раздавал тумаки. Брат мрачно смотрел на него, а когда мать совсем выбилась из сил, просто схватил поперек, как бревно, и запихнул в «Запорожец». Таню спрятали от него на террасе, где она молча проливала слезы.

Но Павлик не забыл ее, как умеют забывать маленькие дети. Он мог без конца рассказывать о Тане воспитательнице в детском саду и даже абсолютно посторонним людям, потому что родители уже просто не могли этого слышать.

И он дождался! Следующим июнем окрепший серьезный бутуз сидел в машине, окруженный свертками с вещами и игрушками, и ехал к Бабе Дусе НА ВСЕ ЛЕТО! Рядом сидел злой Валерка. От надежды вольготно провести каникулы не осталось и следа после того, как отец ознакомился с последней страницей его дневника. Кажется, брату предстояло заниматься какой-то «титатикой».

Однако и Павлика ждало разочарование - Таню привезли только в середине лета, а до этого она целый месяц провела в пионерском лагере. Она была рада, очень, и все-таки не успевала уделять ему столько времени, как в прошлом году. Ребята устроили шалаш на поляне в кроне двух огромных, стоящих рядом деревьев, и постоянно были заняты необыкновенно интересной игрой в разбойников. Павлика с ними не отпускали, так что слезы практически не высыхали. А потом дико повезло! После клятвенных Таниных заверений о полной безопасности и ответственности, он был отпущен на поляну! С Таней! Он уже научился правильно произносить ее имя, потому что Валерка начал было дразнить соседку «нянькой».

Правда, в шалаше Ей пришлось выдержать нелегкий бой - Брат, непререкаемый авторитет среди энергетиков, сразу заявил: «Мелюзгу не берем!» Остальные поддержали - маленьким не место среди разбойников. Павлика ждало изгнание, но вдруг Она сказала: «Раз так, я тоже тогда не играю». «Ну и уходи!» - раздались голоса.

Павлик даже задрожал от страха - мысль, что Ее могут прогнать из-за него, показалась ему ужасной. Он, помнится, даже приготовился к драке, сжал свои маленькие кулачки, и ему казалось, что вид у него просто устрашающий. Все смотрели на Валерку, ожидая командирского решения. И тут Валерка почему-то сдался. «Ладно, ребят, он не помешает. Будет у нас дозорным, врагов высматривать». В этот день Павлик возвращался домой переполненный гордостью. Он - дозорный! Нужный человек в шайке!

И это лето пролетело слишком быстро. И следующее тоже... Он рос, и его больше не прогоняли из компании. Брат стал относиться к нему снисходительнее, и у них даже завелись общие тайны: Павлик не выдал отцу сломанного, взятого без спросу мопеда, а Брат втихомолку брал Павлика на пруд.

Днем, когда компания не собиралась, Павлик постоянно торчал у Нее. Даже когда Таня не играла с ним, он все равно не уходил. Павлик совершенно не мешал ей. Она любила читать в тенечке, стоя на скамейке коленями и опираясь локтями на большой деревянный стол. Тогда он сидел напротив, рычал, изображая грузовик, и катал из одного конца стола в другой железный самосвал, набитый игрушками...

...В очередное лето что-то неуловимо изменилось, и Павлик сразу почувствовал опасность. Ему исполнилось семь с половиной, и он превратился из крепкого бутуза в худенького мальчика с острыми лопатками и постоянно саднящими от новых царапин коленками. Был уже конец июля, а Она только приехала на дачу после выпускных и вступительных экзаменов.

Брат тоже сдавал экзамены у себя в институте, где уже отбарабанил первый курс, и заявился всего на пару недель раньше Нее. Впрочем, эти две недели Валерка почти не показывался на участке. Павлик только слышал по ночам, как Баба Дуся охает, держась за сердце. Она не спала, поджидая, когда внук вернется домой. Где-то у баков ребята собирались с мопедами, курили, включая переносной магнитофон, а однажды от Валерки даже пахнуло спиртным. Баба Дуся явно не справлялась с ситуацией, и основным ее аргументом было: «Вот расскажу отцу». Но, очевидно, Брат знал, что не расскажет. Баба Дуся всегда была к нему чересчур снисходительна, «первый внук - последняя любовь», как шутила мама.

В первый же день Таниного приезда Павлик уже гордо сидел с ней на общей скамейке и, пыхтя, выполнял задание - вырезал фигурки из специальной книжки. Они собирались устроить бумажный театр. Таня, не растерявшая за эти годы любовь к педагогике, пыталась сложить из картона сложную конструкцию сцены и одновременно объясняла, почему, чтобы стать актером, он обязательно должен научиться выговаривать букву «л», которая больше походила у него на «в».

Стройненькая, невысокая, такая взрослая и серьезная, она казалась ему эталоном красоты. Волосы больше не торчали у нее конским хвостом, а были коротко пострижены, что придавало ей особенно милый вид.

И тут калитка резко хлопнула, и из нее вывалился Брат с новым гоночным велосипедом. Валерка явно куда-то намылился. Однако, увидев их, он прислонил велик к забору и подошел, ухмыляясь. Она подняла голову и бросила «привет» таким нарочито равнодушным голосом, что Павлик даже решил посмотреть на нее. Брат довольно развязно поинтересовался, чем это они занимаются. Таня ответила что-то ехидное. Между ними происходил странный разговор, совершенно ни о чем, однако через минуту Она уже улыбалась, а Брат, наоборот, постепенно мрачнел и переминался с ноги на ногу.

Павлику это совершенно надоело. Он хотел играть в театр. Он начал дергать Таню за рукав, сначала потихоньку, потом сильнее. Она не сказала «отстань», она никогда так не говорила ему, а просто посмотрела, нет, не раздраженно, скорее виновато, но после этого он перестал ее дергать и сидел, исподлобья глядя на досадную помеху в виде родного Брата. Наконец Валерка ушел, и они снова взялись за работу. Но Павлик с удивлением заметил, что Она не сразу отвечает ему на вопросы, а ножницы почему-то режут криво.

Остаток дня прошел как обычно, театр был доделан, и вечером Баба Дуся с Бабой Мариной собрались посмотреть представление на большом столе соседского участка. Однако каково было общее удивление, когда они увидели у калитки Валерку, заявившего, что тоже желает приобщиться к искусству. Баба Дуся не верила своим глазам: ведь на поляне у баков уже раздавалась музыка…

Павлик был очень горд - столько публики, и Брат увидит, какой он хороший артист. Представление прошло на ура. Баба Дуся засобиралась домой и взяла Павлика за руку - пора было ужинать. Оглядываясь у калитки, Павлик увидел, что Брат не спешит уходить, а о чем-то разговаривает с Ней, небрежно опершись на перила. Обида обожгла Павлика: «А он! Пусть он тоже идет!» Баба Дуся сильно дернула его за руку: «А ну пошли, говорят. Ишь, какой стал!»

С этого момента его любовь вступила в горчайшую стадию. Почти все дни напролет Она проводила не с ним, а с Братом. Баба Дуся была просто счастлива - Валерка больше не шлялся с компанией по ночам. Теперь она точно знала: если его нет дома, значит, он сидит на общей скамейке с Таней. Таня была ответственная девочка, она могла доверить ей и старшего внука тоже.

Нет, Таня не забыла про Павлика, старалась поиграть и почитать с ним, но этого было так мало! Она ускользала от него, Ее крал этот вредный, противный Валерка. Стоило ему появиться, и Она поневоле старалась быстрее закончить чтение и, погладив Павлика по светлым волосам, смотрела на него все тем же извиняющимся взглядом. Правда иногда, к неудовольствию Брата, она брала Павлика на озеро. Это были счастливые моменты! Они забегали с ней в воду, брызгались, а потом Таня терла его лохматым полотенцем и закутывала, смеясь. А Валерка смотрел на них слегка недовольный, но с невольной улыбкой. И Павлик чувствовал себя в эту минуту победителем.

В сентябре Павлику предстояло пойти в школу, и его увезли на целую неделю раньше. Остальные вернулись домой к сентябрю. В городе его муки ревности только усилились. Валерка звонил Ей, где-то с Нею встречался... Иногда Таня разговаривала с Павликом по телефону, спрашивала про школу. Но он был обижен. Как же так? Могла бы навестить и его! Но нет, у них дома Она никогда не бывала, даже родители этому удивлялись. Как потом решил Павлик, возможно, ей неловко было общаться с тетей Валей и дядей Алешой в своей новой роли. Но тогда он думал, что Валерка специально не приглашает Ее домой, чтобы не делить с младшим братом. Возможно, и в этом Павлик был недалек от истины.

На дачу следующим летом Брат поехал не на машине со всеми, а с Таней на электричке. Павлик уже был там, катался с пацанами на новом велике, таком взрослом, что до педалей дотягивались одни только мысочки. Он все еще обижался на Таню и уклонился от распахнутых объятий. Но как было здорово снова видеть Ее каждый день рядом!

В это лето у больших снова сколотилась компания. Бывшие разбойники разбились по парочкам и собирались по вечерам в слегка модернизированном шалаше.

А потом между Братом и Таней что-то произошло. Никто никогда так и не узнал, что именно. Бабки судачили друг с другом, пытаясь понять, почему внуки, которых они уже поженили в своих мечтах, не только больше не встречаются, но явно сторонятся друг друга. Увидев Валерку на улице, Она сразу менялась в лице, разворачивалась и шла в противоположную сторону. Один раз, когда Павлика с Братом послали в поселковый магазин, они увидели Таню в длиннющей очереди. Валерка сделал порыв подойти к ней, но Она моментально бросила очередь и быстрыми шагами вышла из лавки, хотя была уже за несколько человек от кассы. После этого случая Брат провёл остаток лета, закрывшись в маленькой комнате, а на все попытки его оттуда выудить только грубо хамил Бабе Дусе.

Когда Таня уехала, Павлик не видел. Скоро уехали и они. Чувство беды преследовало его. Ее ссора с Братом вовсе не радовала Павлика, ему казалось, что Таня почему-то разлюбила и его тоже... Он не помнил, как прошло первое сентября, и только когда мама сказала: «Вот Таня твоя даже разговаривать бы с тобой не стала, если бы узнала, как ты учишься», взялся за ум и нагнал всю программу.

Брат же запустил институт, ругался с родителями, и мать не раз пила успокоительное, как Баба Дуся, дожидаясь его домой. Впрочем, домой он иногда и вовсе не приходил. Отец орал, но все было бесполезно. За проблемами с Валеркой перестали замечать, какие оценки приносит Павлик, и он начал учиться исключительно на «отлично». Иногда родители неделями не подписывали его дневник, и Павлик научился подписывать его сам, чтобы учительница не ругалась. В дневнике были только пятерки, и изредка мелькали, к его огорчению, четверки, в основном по чтению, больно неинтересными казались ему нравоучительные рассказы Толстого и природные зарисовки Пришвина.

Казалось, Павлик хотел доказать, что он-то не «обалдуй» - это слово он часто слышал по отношению к Брату. По выходным они ездили к Бабе Дусе на ее московскую квартиру, и тогда Павлик просил ее позвонить Бабе Марине, узнать, как та себя чувствует. Баба Дуся послушно набирала номер, а Павлик сидел, замерев, рядом на маленькой табуреточке и жадно ловил каждое слово. Но бабули больше беседовали о болячках и пенсиях, а когда переходили к внукам, Баба Дуся только жаловалась на Валерку.

А потом... Потом появилась Эта. Так ее называли все, даже мама с папой и Баба Дуся. Брат перестал хамить родителям и шляться по ночам. Он вообще стал слишком спокойным, даже безразличным. Эта поселилась в их квартире, нагло и бесцеремонно ворвалась на кухню, заняла место перед телевизором. Все молча и враждебно отнеслись к ее вторжению. Это можно было назвать холодной войной. Мама вежливо уступала ей любимое место за столом, а папа спрашивал, какую программу она хочет смотреть. А Эта не терялась. Брат равнодушно выполнял все, что она хотела. Павлика, правда, она решила задобрить. Каждый день приносила ему то шоколадку, то коробку конфет. С таким же, если не с большим успехом, Эта могла каждый раз кормить нового мальчика. Все ее шоколадки к удивлению уборщицы оседали в подъездном мусоропроводе. А весной Эта одела длинное белое платье, и они с Братом поженились. Одна радость - родители отправили их жить в квартиру Бабы Дуси, а Бабу Дусю забрали к себе. Теперь Павлик мог слушать все ее телефонные разговоры. В основном это были сетования на раннюю свадьбу любимого внука, которого «окрутили», и еще «облапошили». Понижая голос, говорили про какие-то «уже три месяца». Брат, как показалось Павлику, не выглядел облапошенным, скорее, ему было все равно.

Павлик на отлично закончил второй класс, и ему вручили Грамоту. Грамоту он аккуратно упаковал, заложил в большую книжку сказок и повез с собою на дачу - показать Тане.

   Эти, как теперь назывались Брат с женой, вместе взятые, отправились в свадебное путешествие. Валерка даже обещал привезти Павлику какую-то особенную ракушку, в которой хранится шум моря. Брат вообще стал относиться к нему мягче и как-то душевнее, даже пытался играть с ним, приезжая к родителям. Но Павлику было неинтересно с ним играть. Валерка не знал, как должны разговаривать солдатики, и не умел так смешно придумывать сюжеты. Ему казалось, что Павлику интересны стрельба и оружие...

...И вот, тихонечко, словно опасаясь что-то спугнуть, Павлик весь первый день на даче простоял под забором, пытаясь найти удобный момент, чтобы зайти к Ней в гости. Он уже становился тактичным и осторожным. Наконец, в щелочку он увидел, что Таня появилась во дворе в тренировочных брюках, с тяпкой в руках, и направилась к грядке. У Бабы Марины прихватило поясницу, и она не показывалась из дома. 

Павлик выбрался с участка и тихонечко постучался в калитку, скорее для формы, чем чтобы его услышали, а потом вошел. Подкрался так незаметно, что Она даже вздрогнула, почувствовав, что кто-то стоит рядом. Ужасно обрадовалась, обняла его и крепко прижала к себе.

- Ух, какой ты! Большой, глазища-то умные! Ну, чего стоишь, будешь мне помогать?

Он радостно кивнул. Таня принесла ему маленькую тяпочку и показала, как отличить сорняки от едва взошедшей морковки. Они тяпали, весело болтая, и Павлик рассказал ей про все на свете - про школу, про вредную Настьку Смирнову, которая начеркала ему в тетрадке каракули, про оценки и спортивную секцию, в которую его записали родители. Не рассказывал только про Эту. Почему-то он со страхом ждал, что Таня спросит его про Брата. Но она ничего не спрашивала. Наверное, ей все равно, радостно решил Павлик.

Настала прежняя, безоблачная жизнь, даже еще лучше. Таня никуда не убегала, купаться они ходили вместе, и она сидела на берегу с книжкой, готовясь, как она объяснила, к сессии. Иногда она уезжала в Москву на эту самую сессию, но всегда возвращалась на другой день, довольная. Ему казалось, что Она совершенно не грустит и не вспоминает про Брата.

Наконец-то Таня была в его полном распоряжении! Когда Она не занималась, то читала ему книжки, которые привозила из Москвы специально для него - свои любимые. Павлик слушал, довольный, что его не заставляют читать самого, как дома. Впрочем, Таня часто говорила, что у нее «отсох язык», всовывала ему книжку и просила почитать ей. И он читал, не замечая, что занимается нелюбимым делом. Иногда они играли в бадминтон на полянке. Только Бабу Марину почему-то сердила их дружба.

- Пошла бы с ребятами погуляла... Ну что ты все с маленьким, как нянька? Своего заводить пора!

Таня насупливалась, но не отвечала. И не шла в компанию, каждый вечер собиравшуюся у баков. Впрочем, кто-то из ее подружек, кажется, был в Москве, а кто-то, постарше, уже выскочил замуж…

Через месяц Брат с женой вернулись с моря, и Эта изъявила желание провести недельку на даче. Баба Дуся засуетилась, готовя молодоженам комнату. В день их приезда Павлик ушел к Тане и просидел у нее до самого обеда. Часам к двум послышались громкие голоса за забором. Таня тоже услышала, и они, не сговариваясь, переместились на террасу. Однако голоса донеслись и туда.

Мамин голос вопрошал:

- Ну, где же Павлик? Всю неделю не виделись, а он опять у соседей торчит! Мам, ну позови ты его, - обращаясь к Бабе Дусе.

   И неожиданно - голос Брата:

- Я сам за ним схожу.

Павлик почувствовал, как задрожали руки у Тани. Она отложила книжку и очень быстро произнесла:

- Павлик, иди домой! - очень строгим и каким-то чужим голосом.

Он молча замотал головой с такой силой, что она чуть было не оторвалась.
Дверь на террасу открылась, и на пороге появился Брат.

- Здравствуй... Павлик у тебя?

Глупый вопрос, подумал Павлик, ты же не слепой, видишь, что я здесь.

- Здравствуй. Он уже идет домой, да, Павлик? - ее голос звучал совершенно спокойно, а дрожащие руки она спрятала в карман.

- Ага... - Валерка помолчал. - Ты как... вообще? Учишься?

- Да. Сдаю экзамены, - голос ее стал нетерпеливым.

- Ну... Он тебе, наверное, мешает готовиться? Как вообще... институт?

Она молча, всем своим видом выражая «чего тебе надо», вынула руки из кармана и крепко ухватила Павлика за плечи.

- Ну, мы пойдем, - потухшим голосом произнес Брат. - Павлик...

   Но Павлик, сам не зная, почему так упорствует (ведь не навсегда же его забирали, ведь он еще сможет сюда придти?), вцепился в ее руку.

   Тогда Таня наклонилась ему к самому уху и мягко, нежно прошептала: «Иди, маленький, хорошо? Сейчас пока иди... Ну я прошу тебя...» А потом вдруг порывисто прижалась губами к его макушке.

   Брат взял его за руку, и они молча ушли, оба с опущенными головами.

   Дома Эта уже вовсю выступала:

   - Я не понимаю, как вы отпускаете ребенка к чужим людям на весь день? Вы даже не знаете, чему его там учат, может быть, настраивают... Он и так волком глядит на меня!

   Они сели обедать, и вдруг Брат сделал то, чего никогда раньше не делал. Посадил Павлика к себе на колени и поцеловал. В то самое место на макушке...



***

 

Ну что такое каких-то пятнадцать лет? Это один миг для взрослого человека, и это огромное количество лет, когда ты всеми силами стараешься превратиться из ребенка в мужчину, смотришь на себя Ее глазами и пытаешься представить, что бы Она сказала или подумала, увидев тебя таким высоким, сильным, спортивным, авторитетным среди ровесников.

У него имелись разряды по самбо, по шахматам, высшее образование (Бауманский!) и, как говорили, очень интересная внешность. Младший сын не вырос обалдуем, не употреблял спиртного, и вообще -  удался.

Дача была продана в тот год, когда у Валерки родился сын. Во-первых, Брату не везло с работой, и срочно нужны были деньги, а во-вторых, родители решили обменять свою квартиру на бОльшую, так, чтобы и у Павлика, и у Бабы Дуси были отдельные комнаты. После того, как совместное времяпрепровождение на даче закончилось, дружба Бабы Дуси с Бабой Мариной практически сошла на нет. Сначала они еще частенько созванивались, а потом, как это бывает, повздорили из-за какой-то ерунды.

Но сейчас Баба Дуся стала совсем старенькая. Любимый внук Валера почти не появлялся, поэтому неудивительно, что за помощью она обратилась к Павлу. Ей вдруг ясно представилось, что она долго не протянет, приснился какой-то сон, который она любила пересказывать всем подряд. Короче, суть была в том, что хочет она «перед смертью» повидаться со своей старинной подругой. Баба Марина обрадовалась, пригласила их в гости. Жила она теперь вместе с Таниной семьей, завещав на нее квартиру.

Увидеть Таню! Чтобы она поняла: он давно не ребенок... Догадалась, что у него мужские мысли и... У него были самые красивые девушки на их курсе, но почему-то он так и не сумел перерасти эту детскую мечту...

Доехали они с трудом. Старушки долго обнимались и вздыхали в коридоре. Таня широко улыбалась ему:

- Павлик! Какой же ты стал! Взрослый. Даже не могу поверить, что это ты... Хотя вижу, что ты... - она засмеялась и поцеловала его в щеку.

Он только смущенно улыбался в ответ, глядел на нее исподтишка. Ну что это такое?! Почему он стесняется? В жизни не стеснялся ни одной девчонки... Когда она отвернулась от него, Павлу удалось ее немножко рассмотреть. Она была совершенно такая же, стройная, с короткой стрижкой, пятнадцать лет как будто прошли для нее совершенно незаметно. Он почувствовал, как сердце у него бешено заколотилось.

Прошли в комнату. Старухи долго устраивались на диване, пока Она хлопотала на кухне и таскала на стол тарелки. Из кресла с любопытством таращилась девчушка лет восьми - Ее дочка. Вышел и муж, к разочарованию Павла, очень даже приятный и симпатичный человек. Они поговорили с ним, и Сергей рассказал о своей фирме, заинтересовался профессией, которую получил Павел, ему нужен был хороший программист. В общем, они начинали симпатизировать друг другу, и Павлу показалось, что Тане это очень приятно.

За столом он продолжал незаметно рассматривать ее и обнаружил несколько тонких морщинок вокруг глаз. С некоторым страхом Павел ждал, что разговор может свернуть на Валерку, но бабушки увлеклись обсуждением последних нововведений министра здравоохранения, а Таня, как и когда-то, к радости Павлика, ничего не спрашивала о Брате.

Потом все вдруг дружно переключились на Павла, заставив его краснеть, чего с ним давно уже не случалось.

- Гляди, Маруся, на нашего жениха. Вот повезет же кому-нибудь!

- А ты еще у нас не собираешься жениться, Пашка? - засмеялась Она.

- Не-е, - он быстро, так же, как в детстве, замотал головой, вызвав смех у всех за столом.

- Правильно, Павлик, не женись, - сказала Она, - рано тебе еще. Жаль отдавать тебя в плохие руки.

Все шло как-то не так, как ему виделось в мечтах. Таня явно считала себя взрослой тетенькой, снисходительно обращалась к нему и, кажется, видела в нем только молокососа- верзилу, в голове которого одни только пиво да компьютеры.

   Павлика так и подмывало рассказать ей про свой шахматный разряд, продемонстрировать интеллект. Она и не догадывалась, какая большая часть его внутреннего мира была заложена именно Ею, какое влияние оказала Она на его характер, увлечения и душевные склонности.

   Ее муж вовремя начал разговор о программировании, здесь Павел мог показать свои способности. Но для нее, кажется, тема была неинтересной, она только радовалась, что Сережа хочет помочь Паше с работой.

   И тут Баба Марина начала:

   - А помните, как Павлик был в Танечку влюблен? Как хвостик за ней ходил, везде за ребятами бегал?

Вот уж совершенно некстати! Таня, тонко уловив его недовольство, улыбнулась чуть грустно и перевела разговор на другую тему. Позвала дочурку и стала выспрашивать у гостей, похожа ли она на нее. Наверное, он слишком быстро ответил «нет», так что девчушка даже надулась - ей хотелось быть похожей на маму. В самом деле, в девочке ничего не было от Тани, по крайней мере, от той, которую он помнил. Вылитый папа. Темноволосая, шустренькая, кареглазая...

Уезжали шумно, бабушки уже пятый раз начинали прощаться заново, проливая слезы. С выражением снисходительного терпения он сидел в кухне на табуретке. Таня вышла к нему, и его сердце замерло. Он догадался, о чем она хочет спросить... «Только не спрашивай, ну, пожалуйста, пусть ты не хочешь о нем спрашивать...»

Она замялась, словно чувствуя его сопротивление. Спросила другое:

- Ну что, Павлик, сильно я изменилась?

- Не-а... Совсем не изменилась.

- Но ведь ты врешь, ей-Богу, скажи честно, как старый друг.

Он удивился - он говорил абсолютно честно.

   - Ладно... - она как-то поникла.

   «Не спросит», - радостно подумал он.

И вдруг сказал, неожиданно для самого себя:

   - Ты и сейчас такая же, как на той фотке, в сарафане...

   Она по-настоящему испугалась:

   - На какой... в сарафане?.. Когда ты это видел, где?

   - Да буквально недавно. Может, неделю назад...

   Она молчала.

   - У Валерки в бумажнике лежит, - он встал и, стараясь не глядеть на нее, попросил:

   - Слушай, у тебя всегда хорошие книжки были... Дай мне что-нибудь почитать такое... для души.

   - Я даже не знаю, что будет тебе интересно, - пробормотала она, все еще находясь в своих мыслях.

  - То, что интересно тебе, я думаю.

   Тогда она посмотрела на него вдумчиво, сказала «ладно, сейчас», и вышла из кухни.   Бабушки уже напрощались, и Баба Дуся, наклонившись и тяжело дыша, пыталась обуться без его помощи.

  - Ну что такое! Позвать не могла?! - возмутился он, усаживая ее на банкетку, которую принес Сережа.

   Таня вышла из комнаты, и протянула ему книжку:

   - Вот, моя любимая.

   - Тут какой-то листок внутри.

   Она замотала головой:

   - Нет, нет, оставь, это тебе.

   Дома он развернул тетрадный листочек в клеточку, на котором ее почти детским почерком было написано стихотворение, датированное пятнадцатью годами назад:



  СОЛНЫШКУ
 

   Мальчик, милый, нежный, ты забудешь

   Детскую привязанность свою.

   Вырастешь, и девушку полюбишь,

   И, конечно, скажешь ей: «Люблю».

 

   Но как мне не скажешь, не сумеешь!

   Искренность дитя досталась мне,

   Никому так больше не поверишь

   И оставишь все в наивном сне.

 

   Никого не обовьешь руками

   За свою ничтожную вину!

   Вырастешь, не вспомнишь, как же звали

   Звездочку заветную твою...

 

«Глупая ты, Танька», - подумал он. У него была первая любовь. Единственная и неповторимая.

илл. Miki De Goodaboom

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 21:16:45

Трогательно. Хороший этот Пашка человек получился. Ну и "Татьяны милый идеал...", действительно милый. Не забудет... Да и похоже, если влюбится в кого, будет относиться бережно, поскольку в раннем детстве на примере Тани лучшее в женщинах увидел.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 21:31:40

Спасибо, Ирина! А я как-то с этой стороны и не смотрела на Павлика... Понимаете, это ведь у него действительно настоящее - и прошедшем временем еще не стало. Вот задумалась над тем, что Вы сказали. А может быть - наоборот... будет искать в каждой Таню, не реальную, а идеализированную, и не сложится ни с кем.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 22:08:26

Очень люблю бесхитростные истории с простым узнаваемым сюжетом, когда этот сюжет пропущен через себя, прожит, впитал в себя индивидуальный тембр голоса, интонацию автора и (или) рассказчика.

Вроде бы и ничего неожиданного, но, если честно, именно этого неожиданного в таком случае вовсе не желаешь, наоборот, есть потребность, чтобы "песня пелась" правильно и "не путались слова".

Мне это повествование Галины Мальцевой-Маркус напомнило те счастливые доисторические времена, когда героям литературных произведений хотелось подражать и влюбляться в них, и учиться у них, прежде всего, доверию ближнему.

Не могу сказать, что мне понравился финал: на мой взгляд, он слишком из жизни, и именно поэтому не дотягивает до литературной правды; и стихотворение, посвященное героиней герою, конечно, вызывает у меня теплые эмоции, но при этом критик во мне вопиет. :) Из-за этого повествование не становится векторным, не становится выходом куда-то в иную систему координат, а закольцовывается и становится змеей, заглатывающей собственный хвост, без выхода, без перемены мест слагаемых, и это воспринимается как некий потолок возможностей - не автора, а его героев.

Возможно, именно формульность этого чувства - П+Т=Л, и его соотнесенность с определенным жизненным этапом, - и требовалось доказать.

Хорошее послевкусие, несмотря ни на какие придирчивые рассмотрения, от этой доброй вещи. Желаю всем - такой первой любви.
Последняя правка: сентября 26, 2012, 22:12:02 пользователем manager  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 22:14:53

Лариса, а это реальное стихотворение) Критик вопиет и во мне, но оно действительно написано 15-летней девушкой, поэтому ничего менять принципильно не стала, и было бы странно, чтобы девочка написала шедевр поэтический, Вы бы сказали : "Не верю")))
Да и вся история из жизни, кроме тех нюансов художественного вымысла, которые и придают ей реальности. А кажется, что она придумана? Жаль, если образы получились сказочными и идеальными, ведь это про реальных людей.
А вообще Вы полностью правы - вещь простая, не претендующая ни на что, просто "история".
Спасибо большое, Наташа!
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 22:15:11

ой, простите, Лариса)))
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 22:22:47

Конечно, про реальных людей, Галина! Совершенно не читалась придуманной эта история, именно благодаря портретам и индивидуальным характерам каждого героя; я верю в них, я их знаю!
Сказочный - именно из-за правдивости, как это ни странно, именно финал, только это я и имела в виду.
И, покаюсь, почему-то я мимо ушей пропустила пятнадцатилетнесть поэтессы. Возможно, из-за того, что слишком литературно сама фраза, объясняющая эту деталь, выписана. Мне кажется, это очень даже поправимо или вообще несущественно и всего лишь личное ощущение.
У меня, признаться, тоже в фотоальбоме лежит похожее объяснение в любви)) Спасибо, что напомнили мне об этом!
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 26, 2012, 22:54:42

Вот помню в школе, когда мы "Евгения Онегина" проходили, нам говорили, что вот мол не оценил Татьяну вовремя, а спохватился, когда уж поздно было. А когда в институте училась, что выяснилось, что оказывается есть версия, что финал-то открытый, и вполне возможно, что это далеко не последние слова, которые герои друг другу сказали. Тоже самое можно сказать и о данном рассказе, жизнь порой бывает очень непредсказуемой. И мне герой не показался восторженным идеалистом, он почувствовал Таню по-настоящему, просто по-детски не мог это толково сам себе объяснить. И он не кажется тюфяком, вовсе нет. Просто он еще на момент окончания рассказа юн, но он уже неглупый парень. И этот опыт детства - это хорошо, а не плохо. Она ему дала добро, а не зло. И всё у него будет хорошо. По крайней мере, у меня такое ощущение сложилось от рассказа. А стих очень хорошо демонстрирует это "Глупая ты, Танька". Вот часто женщинам и даже юным девушкам кажется, что все-то нам и про мужиков, а уж про мальчиков и подавно известно даже на десять лет вперед. А финал как раз подтверждает то, что нам неизвестно ничего, никто не может заглянуть в чужую душу, и с уверенностью сказать, что в ней и что будет. Это не он придумывает и идеализирует, это она про него придумала своим стишком и ведь поверила в это. Дурочка...:) А с другой стороны, а зачем она ему этот стих подарила... Может, у неё самой какая-то неосознанная надежда есть... Может, она сама этого не понимает. К чему эта неуместная откровенность, ведь так давно это было... Зачем?:)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт сентября 27, 2012, 02:28:52

Мне кажется, она этот стих подарила - на прощание...

Сюжет этой истории вовсе не показался мне "простым узнаваемым". Наоборот, очень необычная история. Как в жизни)) И очень настоящая. Цепляет сразу и уже не отпускает. Как хорошо было в компании с такими людьми! Вместе с ними почувствовала себя ребенком, вместе с ними подросла))) И все это за один небольшой рассказ. Спасибо, Галина!..
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт сентября 27, 2012, 09:46:34

Лариса, а Вы очень точно подметили минус этой фразы "про пятнадцатилетнюю давность"))) я над ней голову сломала, и, видимо, еще придется поломать. Советы тоже принимаю, как сделать ее менее казенной!
Ирина, Ваш взгляд на героя, наверное, точнее моего, потому что я, как и героиня, все вижу его свысока, как ребенка. А ведь правы-то Вы. Он не пропадет, вполне самостоятелен в суждениях. И в личной жизни знает, пожалуй, что хочет.
Что касается стихотворения, то Наталья права, на прощание и в благодарность за его детские чувства, тех, которые в настоящее время, она не видит. И, не знаю, очевидно ли это, но она до сих пор любит его брата, а героя воспринимает по-прежнему ребенком.
Мне однажды сказали, Наталья, что такого не бывает, чтобы девочка-подросток нянчилась с малышом. Спасибо всем большое, что поверили мне!
Тепло от Ваших комментариев...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт сентября 27, 2012, 09:47:29

и опять простите за ошибки) спешила)
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт сентября 27, 2012, 16:34:08

Что ж такое, и добавить нечего! :))

Я "простой и узнаваемый" заменила бы на "естественный", так, по мне, - точнее.
В этой вещи много воздуха, в ней легко дышать, комфортно находиться.

Пока готовили к публикации,мы успели немного обсудить его с Галиной приватно... Я говорила о том, как здорово, когда традиционная форма, которая для многих авторов опасна (требует высочайшего мастерства, диктует свои правила, есть риск поддаться и проиграть), становится только органичным фоном и интерьером, обрамлением, если содержание наполнено живым духом. Я думаю, это наш случай. :)

Отмечу ненавязчивый, тонкий психологизм повествования. Точные штрихи - портретные, речевые, в деталях, в реакциях поведенческих, - автор не разжевывает все происходящее, а даёт читателю возможность самим понять, додумать, "увидеть", что происходит с героями, что они чувствуют.
И еще я люблю, когда автор своих героев- любит. :)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт сентября 27, 2012, 16:41:09

Катя, спасибо большое! Даже не знаю, что сказать... Просто радуюсь.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт сентября 27, 2012, 17:03:49

:)
А в качестве варианта предложения, предваряющего стихи, предлагаю вот что:
"Дома он развернул тетрадный листочек в клеточку и узнал её почти детский почерк. Это было стихотворение, которое, судя по дате, она написала пятнадцать лет назад".
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 13:41:40

Катя, идеально! Второе предожение сразу беру) Сомнения насчет того, что "узнал ее детский почерк" - а знал ли он его? Ведь она учила его печатным буквам, а не письменным.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 14:12:37

Можно заменить "узнал" на "увидел", или вот так сделать: "Дома он развернул тетрадный листочек в клеточку. Детский почерк. Это было..."
Но, возможно, слишком энергичный номинатив - не из этой истории по стилю)))
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 20:54:01

А если так:
"Дома он развернул тетрадный листок в клеточку и увидел на нем стихотворение, написанное, судя по дате, пятнадцать лет назад, ее, почти детским почерком".
Слишком много оборотов получается?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 22:06:00

Дома он развернул тетрадный листок. Это было её стихотворение, написанное, судя по дате, пятнадцать лет назад, и почерк был почти детский...

А может, про почерк вообще убрать, ведь это не так уж важно :).
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 22:13:19

Или так: "Дома он развернул тетрадный листок, и увидел стихотворение,написанное, судя по дате, пятнадцать лет назад. Её почерк был почти детским..."

Всё, а то так можно до бесконечности :)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 22:30:15

Дома он развернул листок. В первый раз увидел этот почти детский почерк. Её стихотворение было о нем. Она написала его пятнадцать лет назад, судя по дате.

P.S. почерк после пятнадцати лет, вроде бы, не меняется. :)

Пардон, увлеклась:)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 22:36:20

Ирина, спасибо!)) Все варианты хороши, единственное, не хотелось бы из одной фразы делать целые три, хотя другой вариант - все в одном предложении (мой собственный), тоже не годится. Надо просто еще раз подумать, и, используя все, что предложили, найти нужное слово. Может, и правда, убрать про детский почерк? Подумаю...
Эмиль Ковальски

Комментарий
Дата : Чт октября 04, 2012, 23:25:32

Какой замечательный рассказ.

Прочитал с удовольствием, спасибо. Концовку немного изменить захотелось, но так бывает только с хорошими произведениями. И это, конечно, была бы совсем другая история. А эта история замечательная. Классный он парень, Павел. Таких мало. И она хорошая, правда Она проще него... действительно «Глупая ты, Танька».
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт октября 05, 2012, 12:16:04

Эмиль, спасибо, тепло стало от Ваших слов.
А как бы Вы изменили концовку? Интересно услышать Ваше мнение. Было довольно сложно мне прочувствовать все это с точки зрения мальчика, а потом молодого мужчины. Поэтому особенно любопытно, как это выглядит с мужской точки зрения. Ведь героиня действительно "не видит" его, как он есть, только свое представление о нем.
Эмиль Ковальски

Комментарий
Дата : Ср октября 31, 2012, 17:44:49

Я бы скорее всего не удержался, и добавил бы драматизма. Наверное я бы все-таки свел их вместе, этих двух с детства симпатизировавших друг другу людей. Но, в самом деле, это была совсем другая история. И менее правдивая. Потому что любовь далеко не всегда и не все преодолевает.

Что касается этого парня... я думаю, что образ получился правдивый и хороший. Такие парни нравятся, но только очень хорошим девушкам. В общем, опять же, если вспомнить, что герои произведения живут своей жизнью отдельно от автора, то хочется сказать, что дальше его ждет не очень простая жизнь.

Я вот как-то так думаю.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вт ноября 20, 2012, 11:59:33

спасибо, Эмиль!
В этом рассказе немножко другая идея. Но Вы так интересно угадали сюжетную линию моего романа, который я недавно закончила. И вот эта фраза замечательная: "Потому что любовь далеко не всегда и не все преодолевает".
В отношении же рассказа я бы к этой фразе добавила: "Потому что любовь далеко не всегда права..." Иногда просто нельзя, чтобы она сбылась. Мне кажется, это как раз тот самый случай.
Спасибо Вам!
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пн марта 11, 2013, 18:58:45

Первая фраза- залог успеха. Здесь режет слух слово "была". Интонационность не всегда прослеживается - то ли это автор наблюдает, то ли это видение ребенка. Хорош кусок с Этой, но эмоционально хорошо бы подчеркнуть - за что - Эта? И именно для всех?
И хорошо бы уходить от чересчур грамотно выстроенных фраз -они тяжелы.
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 14:59:52

"У него была первая любовь. Единственная и неповторимая. Сколько он себя помнил, столько любил." - Неловок весь пассаж, особенно пр.3: как будто бы ОН ВСЮ ЖИЗНЬ ЛЮБИЛ СЕБЯ...

Но дальше втягиваешься, и идет совершенно роскошная, НАСТОЯЩАЯ БОЛЬШАЯ, как любовь, как жизнь, проза, т.ч. забываешь, что находишься на сайте.

Провал: "Ну что такое каких-то пятнадцать лет?.. У него имелись разряды по самбо, по шахматам, высшее образование (Бауманский!) и, как говорили, очень интересная внешность. Младший сын не вырос обалдуем, не употреблял спиртного, и вообще ? удался". Полное недоумение: кому 15 лет? Прошло 15 лет? Автор как будто намеренно нас запутывает в этих двух пассажах: в 15 лет - закончил Бауманский? Нет. Значит, прошло 15 лет. Значит, сейчас ему сколько? Сложные арифметические подсчеты... Младший сын удался, не пьет - значит, самому Павлу сколько... 40? ЧЕЙ МЛАДШИЙ СЫН??? Героя. Значит, так, герою 40, у него двое детей... героине 12-3=9, ... =49. Но тогда не сходится 15.

В общем, тут надо переписывать 2 абзаца, чтоб читателя не морочить этими загадками. По-простому.

Ну и конец... Меня вот лично как-то не трогают плохие стихи, будь они хоть когда написаны. Это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛЬШАЯ И НАСТОЯЩАЯ ПОВЕСТЬ, а стихи просто ужасные. Кому они нужны? Герою? Если ему за 20, то мысль "Глупая ты, Танька!"- от ее 15летних стихов закономерна, и тут ему бы впору ее разлюбить... (Пардон, сужу по себе!!! в аналогичном случае: прочтя плохие стихи, принадлежащие Перу Моего Объекта, вмиг утратила весь романтизм, приобретя взамен недоумение - Что Я в Нем Нашла?!?!! Ужас...)

А тут плохими стихами заканчивается прекрасная повесть - обидно.

Добавлю к Мартиному: залог успеха - последние фразы... А в них: "была"...

Итак: в трех местах пришлось мне споткнуться при чтении. В остальном - впечатление отличной, профессионально написанной зрелым автором, вещи.
Последняя правка: марта 28, 2013, 15:59:08 пользователем manager  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 15:36:14

Спасибо большое за отзыв, Лидия Юрьевна!
Отвечу пока по-быстрому, тороплюсь. 15 лет прошло с последнего события, разумеется, то есть с расставания, когда мальчик был во втором классе.
Насчет плохих стихов - это Вы глазами поэта судите) а Павлик - не поэт. Он даже не может и не должен оценивать, плохие это стихи, или нет, он способен оценить только содержание.
Не у всех в 23 года бывает лит.образование)))

Ну и главное - если бы эти стихи 15-летней девочки оказались бы хорошими, появилась бы фальшь. Девочка тоже не поэт. Просто она сочинила стихи. И если у кого они в 15 лет лучше были - то его можно только поздравить)
Разлюбить из-за плохих стихов? Ох))))) улыбнули)))
Последняя правка: марта 28, 2013, 16:00:16 пользователем manager  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 15:36:49

с возрастом, и сколько лет прошло, пожалуй, еще разберусь, Вы правы...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 15:42:28

младший сын - ну, Павлик - это младший.
Но, да, да, здесь надо поправить, согласна... Перепишу яснее.
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 17:03:38

Возможно, мне удалось создать о себе довольно выгодное, но в корне неверное впечатление: у меня не было в 23 и нет в настоящее время лит. образования. Горький, как известно, тоже не учился в Литинституте своего имени, и Герцен не учился. Горького научила жизнь, а меня "научил", в т.ч., и Горький. Банальная мысль: учиться можно и нужно у классиков... Хотя 2хлетнее посещение семинаров Игоря Волгина мне дало очень много, но это не имеет ни малейшего отношения к качеству моих стихотворений, а только к взаимоотношениям внутри цеха. Поэтому на ревнивый вопрос: "Вы - ученица ХХХ?" - обычно отвечаю уклончиво...

В 15 лет я рифмовала такое, что тараканы дохли. И никому не показывала. И никогда не покажу.

Достаточно НАМЕКНУТЬ в Вашем финале, не давая полного текста в строфах, что стихи были очень детскими, и наивными, и прямо написать, какие чувства они вызвали у героя... Но НЕ ДАВАТЬ САМОГО поэтического текста... П.ч. в подобных случаях стихи - это не есть предмет литературы, а есть нечто настолько ГЛУБОКО ИНТИМНОЕ, что давать натуральный текст в "книжке-которую-будет-каждый- читать" - на грани кощунства, как акт эксгибиционизма на площади, полной народа...

Как-то вот так... Мне видится финал в духе Набокова...

"Какое ужасное на душе беспокойство... А было ему беспокойно по нескольким причинам. Во-первых, потому что Таня оказалась такой же привлекательной, такой же неуязвимой, как и некогда". (В. Набоков "Круг")
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 20:03:07

"Разлюбить из-за плохих стихов? Ох))))) улыбнули)))"

Милая моя-а, ЭТО БЫЛА ТАКАЯ ДРАМА!!!!!!!!! Если бы Вы видели этого парня: на 3 года меня старше, на 40 см меня выше, отслуживший в армии!!! Как меня девки с его курса, в общаге, на шнурки не изорвали?!?!! Но стихи, стихи...

"Последний раз обходит лето
Свои владения в лесу.
Его давно заждались где-то,
Сплетая волосы в косУ.
Его давно уже заждались
Глаза в бревенчатом окне..." - и т.д., но дальше я уж и не прочла. Тем более, что они были адресованы не мне.

Глаза в бревенчатом окне добили насмерть. Как видно, в мужчине, кроме внешних данных, с которыми у этого парня было гораздо лучше, чем просто ОК... требуется еще что-то. Чего тут не хватило. Для меня. А потом другой женщине - хватило. И он стал блестящим научным работником. И был приглашен в Филадельфийский Университет. И детей у них трое. И собака тоже есть. Но если набрать в Яндексе "ФИО, стихи" - ничего не вылезает. Наверное, бросил.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 21:32:59

ну и зря) может, человек хороший) мужу с женой не обязательно друг другу стихи читать)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 21:37:22

и вообще, одного поэта в семье вполне достаточно)
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 21:39:23

поэта в семье и врагу не пожелаешь))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 21:59:54

Лидия Юрьевна, эти глаза ещё что)))

Из коллекции нашего автора Владимира Олеговича Вавилова: "Восторженные газы, Вы ли..." (начало космогонической поэмы). :))

Обновила в памяти рассказ. Как фильм хороший посмотрела. И поняла, что - хотя и сюжет знаю, и вроде бы текст столько раз видела, а - интересно перечитывать. Галя, вот всё-таки хорошая вещь - она и с десятого раза хороша и нова. Да здравствует - традиция! :)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 28, 2013, 22:10:44

Катя, спасибо!!! так радостно...
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 04:29:33

"поэта в семье и врагу не пожелаешь" (А.С. Петров)
__________________________________________________
Ваши реплики весьма точны и умны. Истинная правда.
А обсуждаемый рассказ Галины - ооооочень длинный.
Перегружен подробностями, не работающими на основную мысль. Галине хорошо бы писать вещи такой длины, как "Пара туфлей". Но только - не про "голоса" и прочую чертовщину. Поконкретнее.
Извините, если что не так.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 09:43:46

разочарую Вас, Наталья Семеновна, у меня есть вещи гораздо длиннее, на 40 авторских листов, люди их читают обычно по ночам - терпеливые, но дочитывают) Так что дело вкуса, поэтому к рекомендациям Вашим прислушаться не могу.
А если убирать в лит.текстах все подробности, и оставить одну голимую мысль, получится так:
"Мальчик полюбил девочку старше его. Потом он вырос, но все еще ее любил".
Но Вы можете писать именно так, а я предпочитаю, чтобы кроме скелета, еще и мясо было)))

Ой, а про какие голоса и чертовщину Вы тут говорите? У меня что-то есть про чертовщину???
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 09:45:03

"Поконкретнее"))))) хороший творческий призыв) интересно почитать Ваши "конкретные вещи", прямо-таки заинтриговали...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 09:48:49

Наталья Семеновна, Вам бы равных не было в святой инквизиции - Вы умудряетесь найти чертовщину там, где было о Боге. Я только сейчас поняла, что Вы про "Грустную сказку".
Может быть, если мы перестанем искать ведьм, бельмо в чужих глазах, и отправлять людей в монастырь, то многое станет виднее. И добрее будем к людям - а ведь доброта и любовь к людям - это как раз то, к чему нас призывает Господь.
Извините, если получилась мораль)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 09:49:17

то есть сучок, конечно же) смешно получилось про "бельмо")
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 11:57:11

Наталья Семеновна, это, все-таки, повесть. Как ни повторяй "рассказ, рассказ" - но текст, охватывающий 26 лет жизни героев, этим легковесным словом не назовешь.

Галина, ваши прозаические вещи очень добрые и - смею ли сказать о коллеге на форуме?! - мудрые, т.к. лишены каких-либо оценок типа "Что Такое Хорошо И Что Такое Плохо". Чего, к сожалению, нельзя сказать о комментариях. Думаю, что НСП с удовольствием дала бы Вам возможность "почитать ее конкретные вещи", если бы ей дали возможность эти вещи опубликовать. Так или иначе, не ее вина, что здесь, на форуме, ее критические выступления не подкреплены ее же фундаментальными произведениями.

"Поэта в семье и врагу не пожелаешь" (А.С. Петров)
А знаете, Саша, Вы удивитесь, но у некоторых из присутствующих здесь поэтесс есть семьи. Например, у меня. Раньше я преподавала английский в спецшколе. Теперь занимаюсь исключительно семьей и стихисложением. Но, как преподавать англ. яз., еще помню: "List 1. Question 1. My Family." - и далее, первая фраза: "У меня есть семья." Последняя: "Я горжусь своей семьей, и моя семья гордится мною".
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 12:08:02

Наталья Семеновна, как я поняла, как раз и пытается сказать, что крупные формы - не моё, и запихнуть меня в рамки миниатюры)
Мне не очень удобно заниматься здесь саморекламой, но я автор нескольких романов, и еще никто из читателей не сказал мне, что было долго читать, обычно просят продолжения) Опять же - это дело вкуса, кто-то, может, и абзаца не осилит, просто мне повезло с читателями.
Спасибо, Лидия Юрьевна, за добрые слова. Очень приятен Ваш отзыв.
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 12:20:51

"Мальчик полюбил девочку старше его. Потом он вырос, но все еще ее любил".
Да, мысль такая. А зачем эту простую мысль одевать в такие громоздкие одежды? У меня нет инструмента для того, чтобы Вас куда-то "запихивать".
Как говорят, нужно слушать, но не слушаться.
Но слушать - всегда полезно.
Правда, некоторые "святые голоса" могут оказаться чертовщиной. На эту тему Валерием Брюсовым написан целый роман "Огненный ангел". Тема большая - вот и форма крупная. Должно быть соответствие.
Бытовое многоговорение практически "ни о чём" утомительно и бесплодно. Вот поэтому-то сейчас в народе мало читателей. Устали от говорунов.
Каковы тиражи Ваших романов?
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 12:27:27

"И вообще, одного поэта в семье вполне достаточно"...

Я всегда была убеждена, что противоположности - сходятся!

У НСП: "Когда парит один - не надо двух!"
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:12:42

Наталья Семеновна, а тиражи - это что, показатель? Самые большие тиражи у Дарьи Донцовой. А у меня нет никаких тиражей, а когда будет (надеюсь, в этом году) - то я его установлю сама. Зато есть произведения и читатели. Если Вы имеете в виду количество прочтений - загуглите и подсчитайте, а мне лень. Отзывы приходят от незнакомых людей - и мне это ценно.

Что касается простой мысли и громоздкой одежды - Наталья Семеновна, я просто упростила до крайности, чтобы показать абсурдность Вашей идеи о конкретике. В лит.произведение, кроме сюжетного скелета, еще входит очень много - но мне стыдно Вас поучать.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:13:32

"Правда, некоторые "святые голоса" могут оказаться чертовщиной".

-Да,да,точно, Наталья Семеновна, подмечено, при общении с Вами эта мысль мне постоянно приходит в голову...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:14:37

Слушать - всегда полезно, а иногда даже и просто смешно)
Попелышева Наталья Семёновна

Московская область
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:17:26

"А у меня нет никаких тиражей, а когда будет (надеюсь, в этом году) - то я его установлю сама. Зато есть произведения и читатели."
Это самое главное, Галина!
Как говорит народная мудрость - у каждого плохого писателя есть своя тысяча поклонников.
Но "плохой писатель" - это не о Вас.
Вы называетесь по-другому - гуманнее.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:21:44

Наталья Семеновна, а Вам не кажется, что в своей обиде (не знаю, правда, на кого) - на модераторов, сайт, опубликованных здесь авторов - Вы переходите некую грань, да и просто выглядите, увы, агрессивно?
Давайте то, как я называюсь, и о чем Вы с таким гуманизмом умалчиваете, будете решать не Вы?
И зачем Вы тогда задали мне этот вопрос про тиражи, если в итоге оказывается, что количество читателей - это признак плохого писателя? Сначала Вы хотели подколоть меня тем, что у меня нет изданных книг, а значит о каких читателях идет речь, а потом, узнав, что читатели все-таки есть, уже подкалываете тем, что они бывают и у плохих писателей.
Ну зачем это все, право? Мне искренне жаль Вас, правда. Агрессия всегда возвращается. А я желаю Вам только хороших читателей и поклонников, которые действительно читают только хорошую литературу, и уж оставьте Вы меня в покое, с моими плохими рассказами и глупыми читателями, а? Я не в обиде, честно, но просто Вы сейчас не меня ведь, себя обижаете? Мне кажется, Вы не такая на самом деле. Просто обидно, я понимаю...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:24:10

к тому же любая характеристика или штамп зависят от того, кто ее дает, поэтому даже расстроиться у меня не получается, видите, чего Вы добились?
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:39:28

Наталья Семёновна, вы настойчиво добивались и добились своего.
Агрессия - убивает всякую возможность общения и сотрудничества.
За постоянное провоцирование конфликтов вы лишены возможности комментирования на сайте. Всего вам доброго.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 13:59:48

грустно...
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 14:09:21

Ну, девочки, ладно вам! "У у каждого плохого писателя есть своя тысяча поклонников..."

И даже - миллионы. Но давайте признаемся честно "друг другу и вдвоем - сами себе", по Жванецкому:

МЫ С ВАМИ НЕ ОБЛАДАЕМ НИ ТАЛАНТОМ, НИ ТРУДОЛЮБИЕМ ДАРЬИ ДОНЦОВОЙ. Мы также не обладаем ее поистине нечеловеческим терпением: миллионы читают и ругают, не переставая, а она - знай свое, творит... Как понимает должным.

Вот почему мы с вами ее читаем (между собственными писаниями), а она нас с вами - нет (в силу ряда обстоятельств).
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 14:14:34

и у нас с ней совершенно разные задачи... потому что с некоторых пор издать книгу и заниматься литературой - это разные вещи...
Первое - диктует тебе формат, форму, направление, а главное, увы - содержание.
Второе - приносит удовольствие ни от кого не зависеть и делать то, что считаешь нужным.

Но я ее крайний раз читала в роддоме н-ное число лет назад) и не дочитала)
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 17:05:10

О, Галя, какое совпадение!!! А я начала ее читать в роддоме!!! Ну... не могу сказать что прям никак не могу остановиться... но иногда...

Мы живем в эпоху очередной переоценки ценностей. И, поскольку не являемся "кадровыми" авторами какого-либо издательства - оттого ли, что не страдаем трудолюбием вола и его же послушностью? - от чего ли другого, может, мы деньги и успех ненавидим как таковые? - но зато у нас есть творческая свобода, и это отдельная духовная ценность.

У нас есть право выбора между "бумагой" и Инетом. Есть (правду бают или врут?) какие-то Инет магазины, распространяющие наши "бумажные" издания. Есть люди, лично нам приятные, которым мы можем сделать подарок - свою собственную книгу, сделанную прилично, насколько хватит средств. Есть еще возможность вести концертную деятельность какую-никакую.

В остальном я пока что не совсем разобралась. Главное, что мне удалось "ухватить" на текущий момент: МЫ С НАШИМИ ПИСАНИЯМИ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО САМИ СЕБЕ И ДАЖЕ НЕ ТОЛЬКО ДРУГ ДРУГУ.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 17:09:25

и спасибо за это таким литературным площадкам, как эта...
У Донцовой, даже если не разбирать сейчас стиль, жанр, и вообще методу, мне не нравится - и надоело быстро то, что она повторяется, собственные остроты штампует из книги в книгу. Все-таки даже в рамках жанра надо быть разнообразной. А то до оскомины. Хотя... может, это у всех так, не знаю... за собой не замечаем.
Последняя правка: марта 29, 2013, 22:30:23 пользователем Наталья Баева  
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пт марта 29, 2013, 18:49:53

Боже, пропал дом... Что будет с паровым отоплением?.. (с)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт апреля 18, 2013, 11:34:45

Спешу поделиться радостью! Рассказ "Первая любовь" занял 2 место на конкурсе "Литграф", в удивительной компании замечательных рассказов прекрасных авторов, до сих пор не верится... http://litgraf.com/showconcurs.html?con=24
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт апреля 18, 2013, 11:54:47

Поздравляю с победой!
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт апреля 18, 2013, 13:17:32

Спасибо, Ирочка!
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт апреля 18, 2013, 18:17:59

Галя, поздравляю! Достойный победы рассказ. Рада, что светлые и нравственные вещи - оцениваются по достоинству.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт апреля 18, 2013, 19:52:19

спасибо, дорогая Катя! И за такую оценку - тоже...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт апреля 19, 2013, 12:36:13

Галя, мои поздравления! Очень рада!))) Мы еще не совсем пропали, если такие произведения побеждают в конкурсах.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт апреля 19, 2013, 17:58:37

спасибо, Наташ, огромное тебе спасибо!
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 10:11:04

Галина, поздравляю, конечно. Но.. извини за каплю дегтя. Интернет, а тем более конкурсы "самосуда" - вещь очень зыбкая и относительная. Всегда весомее один критический отзыв профи, чем хор похвал литературных дилетантов. Не попадись на эту удочку - залижут.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 14:43:20

ну что Вы, Марта, мне скорее надо лечить комплекс неполноценности, чем манию величия, так что за меня можете не беспокоиться.
Кстати, а Вы можете подсказать, где есть профессионалы, бесплатно рецензирующие прозу? Я вот считала наших редакторов - Наталью, Екатерину - как раз этими самыми профессионалами, с литературным образованием. К их мнению стоит прислушиваться, как Вы считаете?
И еще - а зачем тогда вообще писать, если мнение обычных читателей меня не должно волновать вообще?
Ну и главное - среди судей, как я поняла, почти все люди пишущие, даром что называются там "обычными читателями".
Роман Казимирский

Сутоморе
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 15:35:43

Галина, поздравляю! Внимание и поощрение - это всегда приятно.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 17:05:24

спасибо, Роман! действительно, приятно! наша жизнь так коротка, что "давайте восклицать, друг другом восхищаться"...
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 19:47:41

Артбухта - да, несомненно. Это один из немногих сайтов, где нет обывательской "литературы". И фильтр - очень объективный. Бесплатных рецензентов найти трудно. А вот вторая ступенька признания - литературные конкурсы. Официальные. Попробуйте. У Вас есть все основания заявлять о себе - литературный вкус, неплохая стилистика. И не обижайтесь на меня - лит. критик - это человек, который знает КАК писать, но никогда не сможет этого сделать сам. Вот и я в свое время поняла свой потолок, как писателя... Увы!
Борис Егоров

Hof
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 20:45:32

Галочка! Я не профессор Преображенский, и не буду распластывать лягушку, чтобы увидеть в потухающих гдазах ее:"Сволочи вы, вот что..." Прочитал ваше, и слов не было. И порадовался, и в соплях попутался. настоящая жизнь, настоящая любовь. Которая у меня тоже только в мечтах побывала, "немного посидела, и ушла". Просто, Галя - молодец и умница!
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пн апреля 22, 2013, 22:33:23

Спасибо, Марта, я смотрела официальные конкурсы - на них нужны бумажные публикации, да и говорят, что там уже заранее все известно. Да какие там обиды, что Вы, просто немножко порадовалась, ну должны же быть хоть маленькие признания в жизни, иначе очень трудно... Да, этот сайт - настоящее и редкое. Ценю и радуюсь каждому слову здесь.

Борис, дорогой, не знаю, как благодарить за Ваши слова, так Вам признательна, и у самой слезы навернулись, правда...
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс апреля 27, 2014, 09:58:59

А почему с прошлого года больше ничего нет в этом плане?
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср мая 21, 2014, 16:18:36

в каком плане, Влад, и где нет? Если Вы про меня- то у меня много вещей в совершенно разных "планах")


Комментарий
Дата : Ср мая 28, 2014, 01:01:36

Очень нежная, честная, настоящая вещь... Я всплакнула... Только - пожалуйста-пожалуйста - можно ли убрать стихотворение? Только намекнуть... Оно из другой истории, с другой мелодией... Оно без любви... Без той, которая была с читателем с самого начала... Рассказ написан так - что горло перехватывает. Не ослабляйте перехват этим стихотворением...

Наталья Иванова
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср мая 28, 2014, 11:00:00

А уже почти два года прошло с момента этой публикации. Прочитала сейчас, действительно плакать хочется. Как же жаль. Но Пашка меня по-прежнему больше всех потрясает. И его реакция на этот стих, какая же она зрелая. Другого бы покоробило и он бы выдал" "Пфу, дура ты, Танька". А ему просто очень-очень грустно стало. Галь, хочу роман, где главным героем будет Пашка:), очень редкий и ценный человеческий тип, к сожалению, его и дальше будут недооценивать, ему действительно будет нелегко, как когда-то очень верно заметил Эмиль в своем комментарии.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср мая 28, 2014, 13:02:43

Наталья, спасибо Вам большое за Ваш отзыв, за эмоциональную реакцию. Насчет стиха - он написан 16-летней девочкой, и, на мой взгляд, другим быть не мог - здесь то, что она испытывала к ребенку, а не к юноше. Собственно, к юноше она и сейчас ничего большего, чем испытывала к тому мальчику, и не питает, просто достаточна умна, чтобы понимать его, вот и всё. Здесь история Павлика, и, мне кажется, Ира права - его реакция, как и его любовь... Но, в любом случае, благодарю Вас за прочтение и совет.

Ириш, я подумаю над твоей идеей, правда!)
Последняя правка: мая 30, 2014, 00:10:43 пользователем Наталья Баева  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт мая 30, 2014, 20:40:31

Наталья, здравствуйте, еще раз! Мои "подозрения" оправдались, благодаря появившейся Вашей фотографии теперь вижу, что это действительно Вы - замечательный поэт и автор книги "Имя ласточки горной", которую сейчас лежит передо мной. Так удачно я завернула на вечер "Траектория";)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте