СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1649
20 сентября 2012 года
Создавать рассказы – дело неблагодарное. Особенно во времена, когда издателям подавай «кирпичи» романов, хотя, казалось бы, ещё недавно – достаточно почитать воспоминания Окуджавы, Шаламова, Ерофеева – новеллистика была, что называется, в моде. Но, несмотря на предсказания Борхеса о доминировании рассказа, сознание и читателя, и издателя остаётся романоцентричным. При этом написать хороший рассказ, по мнению целого ряда классиков, гораздо сложнее, чем хороший роман. Ведь, если в беге на большую дистанцию можно взять передышку, то на коротких отрезках необходима максимальная концентрация, максимальная нацеленность на результат – тут нельзя допускать ошибок. Слабые места в рассказах не спрятать за пластами текста, а потому все детали должны быть идеальны. Пожалуй, именно новелла – показатель мастерства писателя. Тем любопытнее их читать. Прочесть прозу крымского автора Владимира Сорокина – почти полного тёзку адепта русского постмодернизма – мне посоветовали. И вручили сборник рассказов «Пыль на погонах», надо сказать, очень симпатично оформленный. Большинство героев и сюжетов, собственно, подстать названию: они связаны либо с армией, либо с деревней. Из ряда выпадает разве что самое большое произведение «Балбесова гора», чем-то напоминающее творчество Жюль Верна и серию Энид Блайтон «Пять юных сыщиков и верный пёс», а так - сугубо суровая проза. Между тем, «Балбесова гора» – наиболее показательное произведение Сорокина. Начинающееся с обязательной первой «ударной» фразы, призванной сразу увлечь читателя, оно развивается неспешно, достаточно схематично, постепенно трансформируясь в любопытную зарисовку за счёт вкрапления «нетипичных элементов», позволяющих автору создать многовариантность сюжета. Здесь находится место и мистике, и уфологии, и детективу, и «любовному треугольнику» школьников. Пишет Сорокин без особых стилистических ухищрений, при этом греша канцеляризмами и штампами. Всё достаточно просто и местами угловато. Лапидарный, сухой язык, который можно сравнить с поджарым телом пенсионера, держащего себя в форме. Впрочем, странно было бы читать подобные зарисовки, написанные, к примеру, языком Иличевского или Славниковой. Сорокин предпочитает конкретику с первых строк: «У Петра Николаевича было скверное настроение. Петру Николаевичу хотелось выпить». Именно так, с места в карьер, начинается практически каждый рассказ. Далее – то же «письмо молотом»: ожидать языковых сюрпризов и метафизических рефлексий (разве что по-казарменному скупых, как в рассказе «Комбат») не приходится. Подчас действующие герои кажутся «картонными», будто кубики, необходимые для построения задуманной фигуры. Правда, фигура эта отличается обстоятельностью и, что важно, продуманностью. Сдобренная сюрпризами, она становится интересной для читателя во многом благодаря профессионализму автора, который, безусловно, знает, где раскидать «заманушки», те самые нестандартные шестерёнки, заставляющие действовать стандартный механизм несколько иначе. Поэтому «Пыль на погонах», несмотря на типичность, оказывается из тех книг, которые, читая на ночь, всё хочешь отложить, потому что завтра рано вставать, но никак не отложишь, а желание читать до последней страницы – сегодня гораздо большее достоинство, чем кажется на первый взгляд. Владимир Сорокин сумел сделать свои тексты захватывающими, не скатившись в пошлость из серии «всё по 10 гривен». Возможно это, пожалуй, лишь тогда, когда автор не только знает, но и чувствует материал, темы, с которыми работает. Владимиру Сорокину удалось выстроить «кубики» в правильном порядке, соотнеся схематичность и жизненность. Этот синтез наиболее удачно реализован в рассказах «Пахарь» и «Кинг-Конг», где в армейском контексте интерпретируется извечное противостояние «человек – система». В рассказе «Пахарь», например, молодой солдатик должен «отдуваться» за провинившихся сослуживцев перед похотливой девицей. Догадаться, чего она хочет, собственно, несложно, но у паренька есть любимая, а потому морально-этические качества берут верх над армейским долгом; он не смиряется. И слава Богу, потому что, как страсть притягивает семь других страстей, так и праведный поступок одного человека зажигает свет в других людях. «Кинг-Конг» – огромный молодой кавказец, только что пришедший в армию – наоборот, покоряется действительности: его воля сломлена. Но в целом добро откровенно и обычно торжествует. С отрицательными персонажами всё ясно, никаких иллюзий они не вызывают. Такая же ситуация и с положительными героями: у них, как правило, словно у игральной карты, одна сторона. И туз в прозе Сорокина всегда бьёт «шестёрку». Учитывая нынешнюю литературную конъюнктуру, это, конечно, не есть хорошо, прежде всего, для самого автора. Отталкиваясь же от общечеловеческих представлений, наоборот, это очень важно, что существует пусть и крошечные, пусть и художественные, но пласты человеческого бытия, где ценности неизменны, а добро и зло разграничено. Написав «Пыль на погонах», Владимир Сорокин по сути поставил интересный опыт: из угловатых деталей он собрал работающую конструкцию, которая, оживлённая жаждой творчества, точно неуклюжий голем, оказалась весьма интересна для наблюдения и смогла трансформировать свои компоненты. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва