Заказать третий номер








Просмотров: 1649
20 сентября 2012 года

Создавать рассказы – дело неблагодарное. Особенно во времена, когда издателям подавай «кирпичи» романов, хотя, казалось бы, ещё недавно – достаточно почитать воспоминания Окуджавы, Шаламова, Ерофеева – новеллистика была, что называется, в моде. Но, несмотря на предсказания Борхеса о доминировании рассказа, сознание и читателя, и издателя остаётся романоцентричным.

При этом написать хороший рассказ, по мнению целого ряда классиков, гораздо сложнее, чем хороший роман. Ведь, если в беге на большую дистанцию можно взять передышку, то на коротких отрезках необходима максимальная концентрация, максимальная нацеленность на результат – тут нельзя допускать ошибок. Слабые места в рассказах не спрятать за пластами текста, а потому все детали должны быть идеальны. Пожалуй, именно новелла – показатель мастерства писателя. Тем любопытнее их читать.

Прочесть прозу крымского автора Владимира Сорокина – почти полного тёзку адепта русского постмодернизма – мне посоветовали. И вручили сборник рассказов «Пыль на погонах», надо сказать, очень симпатично оформленный. Большинство героев и сюжетов, собственно, подстать названию: они связаны либо с армией, либо с деревней. Из ряда выпадает разве что самое большое произведение «Балбесова гора», чем-то напоминающее творчество Жюль Верна и серию Энид Блайтон «Пять юных сыщиков и верный пёс», а так - сугубо суровая проза. Между тем, «Балбесова гора» – наиболее показательное произведение Сорокина. Начинающееся с обязательной первой «ударной» фразы, призванной сразу увлечь читателя, оно развивается неспешно, достаточно схематично, постепенно трансформируясь в любопытную зарисовку за счёт вкрапления «нетипичных элементов», позволяющих автору создать многовариантность сюжета. Здесь находится место и мистике, и уфологии, и детективу, и «любовному треугольнику» школьников.

Пишет Сорокин без особых стилистических ухищрений, при этом греша канцеляризмами и штампами. Всё достаточно просто и местами угловато. Лапидарный, сухой язык, который можно сравнить с поджарым телом пенсионера, держащего себя в форме. Впрочем, странно было бы читать подобные зарисовки, написанные, к примеру, языком Иличевского или Славниковой.

Сорокин предпочитает конкретику с первых строк: «У Петра Николаевича было скверное настроение. Петру Николаевичу хотелось выпить». Именно так, с места в карьер, начинается практически каждый рассказ. Далее – то же «письмо молотом»: ожидать языковых сюрпризов и метафизических рефлексий (разве что по-казарменному скупых, как в рассказе «Комбат») не приходится.

Подчас действующие герои кажутся «картонными», будто кубики, необходимые для построения задуманной фигуры. Правда, фигура эта отличается обстоятельностью и, что важно, продуманностью. Сдобренная сюрпризами, она становится интересной для читателя во многом благодаря профессионализму автора, который, безусловно, знает, где раскидать «заманушки», те самые нестандартные шестерёнки, заставляющие действовать стандартный механизм несколько иначе. Поэтому «Пыль на погонах», несмотря на типичность, оказывается из тех книг, которые, читая на ночь, всё хочешь отложить, потому что завтра рано вставать, но никак не отложишь, а желание читать до последней страницы – сегодня гораздо большее достоинство, чем кажется на первый взгляд. Владимир Сорокин сумел сделать свои тексты захватывающими, не скатившись в пошлость из серии «всё по 10 гривен». Возможно это, пожалуй, лишь тогда, когда автор не только знает, но и чувствует материал, темы, с которыми работает.

Владимиру Сорокину удалось выстроить «кубики» в правильном порядке, соотнеся схематичность и жизненность. Этот синтез наиболее удачно реализован в рассказах «Пахарь» и «Кинг-Конг», где в армейском контексте интерпретируется извечное противостояние «человек – система».

В рассказе «Пахарь», например, молодой солдатик должен «отдуваться» за провинившихся сослуживцев перед похотливой девицей. Догадаться, чего она хочет, собственно, несложно, но у паренька есть любимая, а потому морально-этические качества берут верх над армейским долгом; он не смиряется. И слава Богу, потому что, как страсть притягивает семь других страстей, так и праведный поступок одного человека зажигает свет в других людях.

«Кинг-Конг» – огромный молодой кавказец, только что пришедший в армию – наоборот, покоряется действительности: его воля сломлена.

Но в целом добро откровенно и обычно торжествует. С отрицательными персонажами всё ясно, никаких иллюзий они не вызывают. Такая же ситуация и с положительными героями: у них, как правило, словно у игральной карты, одна сторона. И туз в прозе Сорокина всегда бьёт «шестёрку».

Учитывая нынешнюю литературную конъюнктуру, это, конечно, не есть хорошо, прежде всего, для самого автора. Отталкиваясь же от общечеловеческих представлений, наоборот, это очень важно, что существует пусть и крошечные, пусть и художественные, но пласты человеческого бытия, где ценности неизменны, а добро и зло разграничено.

Написав «Пыль на погонах», Владимир Сорокин по сути поставил интересный опыт: из угловатых деталей он собрал работающую конструкцию, которая, оживлённая жаждой творчества, точно неуклюжий голем, оказалась весьма интересна для наблюдения и смогла трансформировать свои компоненты.

 


 
No template variable for tags was declared.
Нисам Судимов

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 16:20:36

С интересом прочитал содержательный отзыв Платона о сборнике.
По-человечески сочувствовую автору "Пыли на погонах". Совпадение имени и фамилии с настоящим классиком просто осложняет собственную узнаваемость автора. А сходство с ПМС (ПостМодернист Сорокин)для видимо более достойных произведений малоприятно.
Не знаю, что и делать однофамильцу-писателю? Только - становиться популярнее! )
Позволю себе критическое замечание о самом отзыве. Слово "который" в длинных фразах оба раза заставило меня споткнуться:
"оказывается из тех книг, которые, читая на ночь, всё хочешь отложить, потому что завтра..."
"работающую конструкцию, которая, оживлённая жаждой творчества..."
Хочется пожелать автору большей аккуратности в его употреблении!
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 18:52:10

А Сорокин-то оказался другой :). Псевдоним ему надо брать :), иначе путаница просто неизбежна. Хотя, с другой стороны, книжку могут купить по ошибке любители того Сорокина. На мой вкус, язык отзыва немножко тяжеловат. Последнюю фразу я сначала вообще не поняла. Когда поняла, то мне это показалось оригинальным сравнением и даже остроумным. В целом отзыв содержательный и представление об авторе даёт.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте