Заказать третий номер








Просмотров: 1848
10 сентября 2012 года

 

Отраженье

 

Белый снег и черные стволы.

Голо и стерильно, как в больнице.

Новые реальности малы,

Не хочу ни плакать, ни лечиться.

 

Лампа за спиной, окно без штор.

Вот, стою – мишенью черных улиц.

Тьма слепит, в упор глядит Ничто -

Где-то я с собою разминулась.

 

Нет, там кто-то целится, молчит.

Может, обозналась – вечер, тени?..

 

…Не спасут врачи и палачи,

Если убивает отраженье.

 

  

Что в улыбке твоей...

Что мне в этой улыбке? Смущенья напрасный итог.
Все чужое в тебе, все ненужное, все – под запретом.
Ни закон обойти, ни поверить невнятным приметам:
Что не путь – то тупик, все неправильно, больно, не то…

Чей-то профиль мелькнет за автобусным темным стеклом.
Кто-то мимо пройдет, кто-то глянет в глаза ненароком…
Что мне в этой улыбке? Сомнений сплошная морока,
Будто что-то могло… Не могло. Не могло, не могло!

Твой растерянный взгляд: самому не понятно, на кой
Я мерещусь тебе на дорогах ненайденных общих?
То досадливо лоб так серьезно, по-взрослому, морщишь,
То не можешь сдержать этой детской улыбки нагой.

Словно брошен пятак в постоянно пустую казну…
Но к улыбке твоей никогда не бываю готова.
Даже если локтем прикоснемся нечаянно снова
– Проходи… Я сама, словно тень по стене, проскользну...

Будь же щедрым пока и разменных монет не жалей.
Путь истрачу их все, не найдя очевидной разгадки,
Не подсовывай сердцу украденным золотом взятки
– Лишь умножит печаль то, что скрыто в улыбке твоей.

 

  Черноплодка

Тонкий прутик – рябину принес ты в свой сад.
Посадил и сказал: «Станешь нежной и кроткой,
Будешь ягодой красной мой радовать взгляд».
Обманули тебя... Прижилась… черноплодка.

Хоть упрямые ветки я в небо тяну,
Только грозди мои – тяжелы и нелепы.
Пригодятся вину, словно чуя вину,
Но не каждому вкус их понравится терпкий.

На сестру я без зависти, в общем, смотрю.
Пусть она, а не я – вдохновляет поэтов,
Всякий раз повторяя испытанный трюк
Привлекать к себе взор не весною и летом,

А когда уже красок не будет иных,
Ярко-огненной вспышкой, печальною ноткой.
Но никто не возьмет в свой пронзительный стих
Неказистую, с пыльной ногой, черноплодку.

По плодам, по плодам…. Но ты ценишь меня?
От давления, верно, советует доктор...
И продавшего кустик злосчастный кляня,
Выжимаешь из ягод оборванных сок мой.

Хлещет густо-рубиновой кровью мой сок!
Как обманчива внешность: красотки-то пресны.
…Но ты шепчешь: «Разборчивей буду я впрок…
И куплю ярко-алую».
                                 …Глупый мой… честный…

 

 

 

Должок

 

Она в переходе не просит подачек.

Тележку толкает упрямо вперед,

В которой когда-то возила на дачу

Рассаду (кормилец, зарос огород...).

  

Всегда деловито-ворчлива. Пальтишко

Почти что по моде, пускай велико,

И даже кроссовки порвались не слишком,

Зато ведь и пара нашлась целиком!

  

Чуть свет на работу спешит, как и прежде,

Дебелым развалинам - вечный пример.

Годков пятьдесят отпахала прилежно,

Назначили пенсию: тысяча рэ...

  

"А вы, современные, жить разучились,

С одежкою вместе кладете еду

В пакете одном... Мне на барскую милость

Рассчитывать глупо - сама все найду!"

  

Контейнер у ЖЭКа, помойка у дома...

Прошляпишь - и дворники все уберут!

Топ-топ... Семенят, семенят по району

Костлявые ножки. Продуман маршрут.

      ***

Ко мне обернулась она неохотно,

Насквозь ее взгляд подозрительный жег.

Но стольник взяла. Как налог подоходный.

Ступай, мол, себе. За тобою - должок.

 

 Вероника

 

"Евангелисты не называют Веронику. Но она, несомненно, существовала. Могла ли женщина устоять перед желанием отереть это лицо?" (Франсуа Мориак, "Жизнь Иисуса")

 

Беснуется, орет, смердит толпа,
Пуста – от скуки, и страшна - от страха.
Когда кресты чужим нести плечам,
Любая казнь – вот зрелище! Аншлаг…
«Распнут Его сегодня, как раба!»
«Дойдет ли сам? Упал, гляди, бедняга!»
«И этот обещал разрушить храм?
Туда Ему дорога!»
                                … Каждый шаг

Дается с мукой - сквозь кровавый пот
Не видно ничего Ему, наверно.
«А кто это?» «Да просто шарлатан!
Посмел себя Мессией называть».
«А женщины, что плачут у ворот?»
«О, эти ему верили безмерно!
Видала стражу? Видно, неспроста,
Согнали нынче конников и рать».

Людской волной сюда принесена,
Ты смотришь на ужасное закланье.
О, как истерзан этот Человек,
Какие раны! Да плевки летят
В лицо… Наверно, страшная вина
На Нем, раз нет предела поруганью.
Из-под залитых кровью темных век
Не видно глаз. Вот третий раз подряд

Он падает, а сверху - крест. «Вставай!»
- Удар. Тебя влечет к Нему навстречу.
И вы - лицом к лицу. Теперь - держись…
У грешников такой бывает взгляд?
Да что с тобой? Как будто бы на край
Земли попала ты и видишь вечность.
И ты могла б свою поставить жизнь
На то, что Он ни в чем не виноват.

Да что – невиноват?! Вдруг шум умолк,
А может, просто стал тебе не слышен.
Один перед тобой сияет лик,
Но чем облегчить страшный этот путь?
Срываешь с головы своей платок
И снова продираешься поближе.
В запасе есть короткий только миг,
Чтоб кровь и пот с лица Его смахнуть...

Подтеки, грязь и мерзкие плевки
Стираешь...
                    …Средь толпы ты потерялась
Давно, обыкновенная из жен.
Ушла в преданье и кому-то - в стих.
Пусть подвиги твои невелики:
Всего-то состраданье, просто жалость.
Но на земле по-прежнему блажен,
Кто встретит Его взгляд в глазах чужих.

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт сентября 13, 2012, 14:02:00

"Яркою кистью рябина зажглась" - хрестоматийное, всем известное. А тут у нас черноплодка - несколько иной ракурс. Правда, у меня от этой ягоды несколько иные ассоциации, но у каждого они свои, наверное. В целом очень женская в хорошем смысле поэзия, не дамская, а именно женская. В лирической героине есть некая горделивость по поводу своей яркой индивидуальности, но в той же Цветаевой этой горделивости тоже было много, особенно в ранней лирике. Про старушку мне в общем и целом понравилось, что-то в этом стихотворении есть более высокое, чем просто голая правда жизни. Про Веронику ... даже не знаю, какое-то неопределенное впечатление. Пожалуй, это самое женское стихотворение из всей подборки. В целом понравилось. Спасибо.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт сентября 13, 2012, 14:04:31

"В целом, в целом" :) - ну нет тут функции править комментарии, так что прошу прощенья за тавтологию.:)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 15, 2012, 14:49:07

Ирина, здравствуйте!
Благодарю за доброжелательный отзыв! Да, подборка получилась женская) Отдельное спасибо за то, что привели мою любимую строчку Цветаевой, и вообще за упоминание Цветаевой. Это ее стихотворение всегда читаю себе на собственный день рождения, как осенний подарок себе...
Черноплодка - да, другой ракурс, а вообще рябина у меня появляется не в одном стихотворении, неравнодушна я к ней.
Еще раз благодарю!
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 15, 2012, 14:57:50

Как удивительно, насколько разным может быть восприятие одних и тех же стихов!
Знаете, а мне отчего-то не почувствовалось в лирической героине горделивости, связанной с осознанием своей "яркой индивидуальности". Напротив, я была приятно удивлена самоиронией на границе с самообвинением, так мне показалось при чтении.
Возможно, "цветаевский" эмоциональный мотив действительно лучше всего улавливается в "Черноплодке" (но экспрессия здесь совершенно иная, правда?), просто я восприняла эту подборку как единое целое.
Здесь очень интересно стихотворения друг на друга влияют. Начало - первые два стихотворения - такие по-хорошему "женские"; в первом (с легко вписавшейся в него невольной(наверняка) цитатой из Пастернака) представлено почти даже стоическое отношение героини к правде о себе самой, ракурс "надо всем и над собой" очень красит стих.
Второе - вроде бы и старый общеизвестный мотив, но оно такое тёплое, эмоциональное, с запечатленным движением души: "Будто что-то могло… Не могло. Не могло, не могло!" Это рассказывает о героине больше, чем какие-то описания.
Дальше сама "Черноплодка", такая там скрыта боязнь новой боли, что просто ломота в висках от этого финального "... Глупый мой... честный..."

И вдруг за таким внутренне драматичным лиризмом - поворот медали, и героиня предстаёт пред нами виноватой, неожиданно испытывающей настоящее чувство вины перед вовсе даже не симпатичным и не вполне справедливым "истцом", - в стихотворении "Должок".
"Вероника" же (на мой взгляд, самое лучшее стихотворение из этой подборки) объясняет, объединяет, итожит все предыдущие стихи: лирическая героиня, как Вероника, способна сострадать и жалеть, не навешивая ярлыков и не давая оценок, "за себя и за того парня".
Интересное столкновение смыслов, кстати, даёт и сочетание названия подборки с изображением черноплодной рябины, отсылающей к другому стихотворению. Эти две линии, Черноплодки и Вероники, являются лейтмотивами каждого стихотворения.
Было неожиданно обнаружить во внешне простых стихах глубокое и пережитое содержание. Спасибо.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 15, 2012, 22:56:45

Лариса, спасибо большое за такой замечательный отзыв! Я его читала, как отдельное произведение! Мне так интересно, как, действительно, по-разному воспринимаются стихи... И самое странное, что и в том, и другом отзыве я нахожу себя и свою героиню. Но если признаться, Лариса, Вы "попали" точно, не потому говорю, что похвалили, а потому, что чувства вины действительно больше, чем горделивости, а иногда они друг в друга перетекают незаметно для самой "героини".
Знаете, что касается самой подборки, последовательности стихотворений в ней, оформления - это всецело заслуга Натальи. Если честно, я прислала гораздо больше стихов, но Наталья отобрала именно эти. И, если подборка действительно выглядит органично, и показывает лирическую героиню тем, что она есть, и помогает такому точному, близкому мне прочтению - то и это заслуга Натальи, ее профессионализм.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс сентября 16, 2012, 00:13:46

Знаете, девочки, я бы заменила слово "горделивость" на другое: "осанка". Вот осанка, порода тут есть - это, наверно, Ира и прочувствовала. Но я вот такую поэзию не стала бы называть "женской", даже в "хорошем смысле". Это просто Поэзия. Мы с Катей подбирали стихи Галины так, чтобы показать, какой она бывает разной, многогранной. И любовная лирика, и евангельская тема, и бытовая зарисовка - как видно, многое Галине по силам. Причем, по силам именно дать свой единственный взгляд на вещи, какого еще не было... В этой подборке я даже не знаю, какое стихотворение я бы отметила как особо понравившееся, - каждое пришлось по душе.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вс сентября 16, 2012, 20:48:51

Наталья, спасибо огромное! И, конечно, Екатерине большое спасибо, сразу забыла поблагодарить...
Да, вспомнила, хотела спросить у Ларисы про невольную цитату из Пастернака. Речь идет о стихотворении "Февраль"? Пока не соображу, о какой строчке. Или лексика - "снег", "черные"? В стихотворении "Отраженье" у меня однозначно процитировано название книги Артура Кестлера "Слепящая тьма" - это я знаю)
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 17, 2012, 15:27:51

Галина,пожалуйста, не поймите мои слова неправильно; конечно же, я имела в виду не прямую цитату или аллюзию, а образы, некую возникающую атмосферу и интонацию, чуть роднящую, на мой слух, ваше стихотворение с пастернаковскими "Февралём" (вы правы!) и со стихотворением "Весна, я с улицы, где тополь...".
Строки, не чужие вашему Отраженью по образам, вот: "Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт..." из первого и "Где воздух синь, как узелок с бельем/У выписавшегося из больницы" из второго.
Безусловно, если прочесть все три стихотворения полностью, станет очевидно, что Пастернак писал совершенно о другом))
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 17, 2012, 16:22:16

Что Вы, Лариса, я правильно поняла, что это не упрек, а впечатления. Значит, "Февраль"... да... пожалуй... Подсознательно, конечно, потому что Пастернака очень люблю, а это стихотворение еще в детства наизусть выучила. Да, о другом, но образы, очевидно, мне были близки изначально.
Спасибо еще раз, Лариса!
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 17, 2012, 16:22:33

за ошибки простите)
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт сентября 18, 2012, 13:50:25

Мне хочется отметить еще вот что важное: автор уважает своего читателя, доверяет и доверяется ему, как равному и близкому. Это редкость, и она всегда вознаграждается.
Мне не сразу, зато фундаментально захотелось находиться в этих стихотворениях))
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вт сентября 18, 2012, 20:03:08

Спасибо большое, Екатерина! Столько услышала добрых слов здесь. Радость и глоток свежего воздуха - слышать людей и их впечатления. Таких вдумчивых и талантливых людей.
Катя, а как же иначе - что такое мои стихи без читателя? Мне кажется, у любого произведения два творца - тот, кто создал, и тот, кто прочитал, а если прочитал так, как автор задумывал - то встреча удалась, и автор счастлив. Ведь только тогда произведение по-настоящему родилось.

Спасибо всем!
Лариса Петровичева

Тула
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 20:43:51

Хорошая женская лирика. Особенно понравилось то, что открыт не только мир души лирической героини, те или иные чувства, но и затронута социальная тематика.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 21:33:03

Спасибо большое, Лариса!
Александр Ливенцев

над вольной Невой
Комментарий
Дата : Пт ноября 30, 2012, 17:42:56

Интересная лирическая героиня. Причем лично мне интересная в определенной личной неустроенности - из этого идет и драма несоответствия ожиданиям, как в "Черноплодке" и желание примириться с собой и миром, как в "Отражении". Сейчас в подобном ключе пишут все образованные женщины - отсюда и идет реалистичность повествования, негромкая музыка типичного человека в типичных обстоятельствах. А в целом неплохо.
Денис Васильев

Пекинск
Комментарий
Дата : Пт февраля 15, 2013, 14:43:21

Стихи Гали Мальцевой – всегда рисунки, зарисовки, картины. Четко прорисованные или нарочито небрежно наштрихованные. Менее всего женские – в смысле, слезливо-бабьи. Больше всего женские - только женщина может так написать, с такими нюансами-подвывертами. С фирменно «неожиданной» концовкой. И очень личные.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 15, 2013, 16:18:59

Спасибо за Вашу оценку, Александр - извините, почему-то вовремя Ваш комментарий не увидела.
Денис, спасибо! рада твоему отклику.
Да еще благодаря новому комментарию перечитала все замечательные слова, сказанные про мои стихи, погрелась...

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте