СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2557
22 июня 2012 года
21 июня (8 по старому стилю) 1910 года родился советский поэт Александр Трифонович Твардовский. Одна из главных фигур в русской литературе ХХ века — Александр Твардовский. Его личную судьбу лишь формально нельзя назвать трагической: он не был убит, расстрелян, арестован. Однако же напряжённый драматизм этой личности и высокотворческий трагизм этих книг — несомненны. Деятельность Твардовского давно уже нуждается в итоговых обобщениях. Но этого по сути нет. Предлагаемая статья — одна из первых попыток в данном направлении. Твардовский родился в 1910, умер в 1971. Сами эти даты, если подумать, многозначительны. В этом промежутке — все основные победы и трагедии русского народа предсоветского и советского периодов. А сама грандиозная попытка создания рая земного, названного короткой аббревиатурой «СССР», была просто единственной и неслыханной в истории человечества. Нет ни смысла, ни возможности последовательно излагать все факты биографии и творчества Твардовского. Во-первых, они хорошо известны. Во-вторых, дело уже не в самих фактах и не в последовательной скрупулёзной хронологии. Остановимся лишь на том, что представляется главным. Главное произведение Твардовского 30-х годов — это поэма «Страна Муравия». Здесь уже заметны многие характерные черты его творчества. Эпичность, народность в прямом смысле этого слова. Народность и самого слога, и проблематики. О втором. Твардовский мыслит настолько эпически и общенародно, точнее, если так можно выразиться, общекрестьянски, что у него ни в этой поэме, ни далее нет, например, любовной темы. Первая странность крупного национального поэта: нет любви! Любви мужчины и женщины. Ну, то есть это, конечно, иногда мелькает там и сям: Твардовский с самого начала настолько ударен судьбами крестьянского народа как такового, что ему — не до чего другого, даже и не до любви мужчины и женщины. Его «высокая болезнь» — другая. Герой поэмы Моргунок ищет по сути того же, чего искали герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасова, творчески столь близкого Твардовскому, чего он никогда и не скрывал… Он ищет счастья народного, скитается в этих целях. Начинается великая Война — начинается «Василий Тёркин». С высоты наших лет лучше, чем прежде, видно, что «Василий Тёркин» — из главных, если не главная книга («книга про бойца»!) об этой великой войне. «Тёркин» печатался, по ходу войны, в газетах, все читали и сразу восприняли Тёркина как живого человека, хотя простым глазом видно, да автор всё время и открыто подчёркивает это, что образ очень и сам обобщён и написан обобщённо: «Тёркин» — книга о русском солдате. Здесь оба слова чрезвычайно важны. В довольно большой книге нет ни слов «партия, коммунизм», ни слова «церковь»; слово «русский» — очень часто. «Русский труженик солдат». Притом, при всей обобщённости, Тёркин ухитряется быть и совершенно конкретно современным. В его лексиконе — и «политбеседа» («Я одну политбеседу // Повторял: — Не унывай»), «И почти что новые // C точки зренья старшины // Сапоги кирзовые» («точка зренья»!), и танк, про который он балагурит: «Вдруг как сослепу задавит // Ведь не видит ни черта!» Любопытно, что Бунин, несомненно начинавший читать всё это с долей недоверия и насторожённости, свойственных ему применительно ко всей советской литературе, в конце концов не осудил, а восторженно одобрил эту стилистику: «без сучка-без задоринки солдатский язык». В «Тёркине» Твардовский впервые тяжко задумывается о том, почему же «Люди тёплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно». (Знаменитая «Переправа»). Тёркин, конечно, и тут не сплоховал: сплавал в холодной воде туда и сюда, «Дали водки — начал жить»… Но «Этой ночи след кровавый…» начинает длинную кровавую полосу в творчестве самого Твардовского. Дело усилено тем, что родина Твардовского — это смоленские края. То есть извечный эпицентр множества вражеских нашествий на Россию, а особенно — этого, последнего нашествия. Вот он сам стоит с винтовкой, Осенённый «Василием Тёркиным», «Дом у дороги», как сказано, как бы робко притаился в тени. «Тёркин» эпичней, свободней, в нём больше разнообразия; в нём — опыт всей войны и народных буден, он шествует по своей большой колее одного из особенно признанных, главных произведений литературы великой войны; он занимает основное пространство тех лет, того периода в поэзии Твардовского. «Дом у дороги» же, в отличие от солдата — героя и балагура, как бы более молчалив, он более сам в себе; начатый в 42-м («Я начал песню в трудный год…»), оконченный в 46-м, он ещё не может отделаться от близкого и словно бы дневного сияния «Тёркина» — он сторонится, слегка туманится. «Дом у дороги» — заветная поэма Александра Твардовского. Созданный на голой любви и на голой боли, он, как мы уже заметили, не даёт простора душе — не даёт перевести дух; трудно читать, перечитывать «Дом у дороги». Нет никаких пауз, интервалов и послаблений; душа напряжена непрерывно — и не вздумайте читать это вслух: слёзы не дадут опомниться, сомнут голос. Как во всяком заветном, духовно крупном произведении, в «Доме у дороги», если подумать, можно «выделить» несколько слоёв, троп, средоточий. Первое и очевидное — простая память войны, «жестокая память». Именно навязчивость этой памяти вызывала в первые послевоенные годы упрёки тех, иных критиков в адрес Твардовского. Смысл был тот, что, мол, хватит, пора кончать, поплакали — и довольно. Война позади, надо строить жизнь — думать о живых, нечего всё о жертвах, о жертвах. Сюжет вызывает некое неуловимое недоумение, он неожидан, странен; но при второй мысли, при втором приближении он уже совершенно прост, очевиден, само собой разумеется а своём тихом величии. Скорбные списки убитых солдат, потерь под артобстрелами, бреющими самолётами, минами и всем прочим, сотни тысяч фамилий на обелисках, рыдания, вой и стоны на перронах вперемежку с криками и слезами радости: прибывают с запада эшелоны. «Встречайте воинов-победителей» — и их встречают… Но встречают не только те, чьи отцы, мужья и братья едут домой, но и те, чьи никогда уже не вернутся. И в 46-м году, когда ещё слишком горяча память всего этого, — такой сюжет: солдат жив, солдат вернулся, пришёл… а дома нет. Как будто есть: поэт открывает повествование мгновенно берущим за душу описанием, как идущие на запад — в последний бой — войска приветствуют этот дом, кое-как, как умеет движущийся к себе домой: Надо сказать, эти строки — из особенных даже в этой чуткой, плотной, лишённой тех пауз и провисаний поэме. Здесь Твардовский даёт всю волю не только своей боли, но и своей любви. Он тут демонстрирует тот цельный, главный и несомненный гуманизм, который лишён полутонов, оттенков и сомнений и забирает именно своей прямотой и как бы детской ясностью: И он работает — живой, одинокий и ждущий… В этом, кстати, вечный оптимизм и надежда Твардовского. На щемящей ноте рефрена — «Коси, коса, пока роса, // Роса долой, и мы домой» — кончается поэма; коса косит, и дом будет… Сквозь всю поэму, да и сквозь всё вообще творчество Александра Твардовского виден настойчивый, если даже не навязчивый, образ пути, дороги. «Дом у дороги», «За далью — даль»… Многие метафоры, символы Твардовского построены на этом: «Я еду. Малый дом со мною, что каждый в путь с собой берёт…» («За далью — даль»). Дом — и путь. Легко потеряться под вечным небом, на этой простой и маленькой для Вселенной, но большой для отдельного человека планете — Земле — Земле, столь много, бурно и патетически испытавшей за свою «небольшую» историю и особенно — в этом, двадцатом веке; но есть надежда для человека, умеющего работать, любящего дом — дом в душе, даже если нет его «тут, всамделишно», под руками, — ищущего своей связи с людьми и миром. Таков один из последних — наиболее широких, наиболее символических планов поэмы. Ибо вся она, как и подобает большому явлению любви, заботы, как бы расходится вокруг себя концентрическими кругами, радужными поясами ровного и светлого света. Есть ближние — более видимые, ясные «конкретные» круги: война, живая боль, любовь, память; есть круги более дальние и широкие — дающие ощущение простора и великого, таинственного смысла дороги и дома — Жизни… Само слово Твардовского в этой поэме мучительно обнажено: обладает именно простотой и весомостью металла. Он несколько матовый, в нём нет средоточия блеска, сияния; но он металл и ничто другое — он «гол», несомненен. Словесная метафора, как и обычно у этого поэта, не выделена: в ней нет типичного для романтиков совмещения слишком дальних пластов жизни, «сопряжения далековатых понятий» (Ломоносов), уводящих в сферы субъективного синтетизма, вообще изобразительно-субъективного начала: «И зелёною кровью пьян биплан» (Тихонов). Твардовский предпочитает или прямое собирательное слово, или ту внутренне весьма напряжённую и объёмную, но внешне незаметную метафору, которая основана на олицетворении (связанном, конечно, всё с той же обобщённостью, силой чувства, непрестанно очеловечивающего, душевно осваивающего любой материал), основана не на «схлёсте» откровенно разноплановых понятий, а на самой описываемой жизненной ситуации, понятой внутренне просторно. Не только «зло» («несытое» сразу придаёт этому слову конкретность), не только «живой», но и сами «мёртвые» восприняты как живые: им нет беды, то есть они как бы — здесь же, в нашем мире, но только ограждены от жизненных бурь. Кем же ограждены? «У смерти под защитою». В этом образе, где смерть выступает как благое и охраняющее человека начало (и в том — колоссальная внутренняя диалектика метафоры, скрещивающей в себе столь «взаимоснимающие» начала), ощущения от немецкого концлагеря переданы, быть может, чётче, чем было бы в долгом и скорбном перечислении вещественных ужасов. «Живым — беда, а мёртвым — нет, // У смерти под защитою» — такие строки о войне и о плене не изгладятся в памяти… Напряжённые олицетворения, столкновения собирательных образов, сила прямого чувства, открытость, объём литого короткого слова — всё это лишь внешние, «стилистические» проявления того большого и общего, что заключено в поэме. Её «голое» и прямое боль-слово, её простой и «странный» сюжет, её живая символика, духовная собирательность наводят на мысль о новой силе правды и доброты, о мудрости и ещё о каком-то братском, объединяющем чувстве со всеми людьми. И от этой памяти, да, перекидывается память ещё далее вглубь времени — в 30-е же годы. В начало 30-х. Там был не только Моргунок — там был ещё крах семейства: арест отца, несчастье матери, братьев… Напряжение ситуации было в том, что сам Твардовский, молодой, но уже признанный поэт, был наверху, почтен, «самим Фадеевым отмечен» (каксам же напишет в поэме «За далью — даль»), а семья, родня его — была в скорби — в изгнании и несчастье. Всё сильней начинает проступать эта боль памяти. Твардовский пишет свои новые произведения: поэму «За далью — даль» — наиболее, скажем так, личностную из всех его поэм; там есть искренняя глава о Сталине «На мартовской неделе» («Так это было») с этим знаменитым ныне образом «той старушки» — Смерти — которая заново доказала, что Особо интересен вопрос об упомянутом личностном начале в «За далью — даль». В произведении — две линии мысли. Одна из них, так сказать, внешне-тематическая: дорога Москва — Восток; другая — чисто медитативная, ретроспективно-философская, откровенно-синтетическая; её можно обозначить: прошлое — настоящее. В обеих этих линиях перед нами на первом плане — личность поэта, размышления, чувства. Линии идут в сплетении и при этом — поступательно; так что нет, например, смысла прослеживать сначала одну, потом другую: развитие их взаимозависимо, это единое движение многослойной лирической идеи. Это — мысль о стране, её истории, судьбах. Остановимся на центральных пунктах. С первых строк (глава «За далью — даль») — ощущение тревоги мира, распахнутых пространств и динамизма жизни; всё оно живёт в душе поэта (лирического героя). Повествование растёт по чисто лирической логике. Никаких образов людей; даже нет больших описаний. Сначала мысль задерживается на самом неповторимом чувстве отъезда; и тут же логически идёт к будущей дороге: Как видим, уже в первой главке перед нами, во-первых, полнота личности как субъективного мира — во всём жизнеощущении, чувствах, ответственности за людей, во всём трагизме «жестокой памяти» и надежде на новые годы. Человек как бы бросает взгляд назад при отлёте в будущее (вспомним: «И, кроясь дымкой, он уходит вдаль, // Заполненный товарищами берег»). Две линии (дорога — мысль о прошлом и о сегодня) уже здесь сплетены неразрывно, и притом — чисто лирически: мы помним, как логично подошёл поэт в мысленном своём зрении к «теме войны». В свою очередь эта лирическая тема делится ещё на две (сегодня — вчера): лирика симфонична и многослойна… Эти черты содержания определяют и многие факты формы: композиция, как мы уже наблюдали при вскрытии через неё содержания, — сугубо лирическая; предметные детали откровенно подчинены «выразительным» целям. Уже и эта глава, как элемент книги, есть большая лирическая форма — входящая (как бы ячейкой) в состав ещё более сложного, многоэтажного здания лирики. Вторая главка тоже сплошь лирическая. Внешне она почти не связана с первой (разве только названием — «В дороге»: т.е. как бы «поехали» после «отправления»; эта символика отчасти проведена и в самом тексте. Впрочем, сюжетная привязка, если бы и была, — ещё не верный признак эпичности!). Но внутренне, лирически, примыкает к ней очень органично. Как бы ощущая мерный стук колёс («… эти строки, // С отрадой лёжа на боку, // Сложил я, будучи в дороге, // От службы как бы в отпуску…»), поэт предаётся размышлениям; они — о литературе, долге писателя, о тревогах, долженствующих всегда обуревать художника… Поэт не оставляет перед читателем ни одного замка, впускает в святая святых своей души, личности, раскрывается вполне, во всём объёме переживаний; вообще все «разговоры» о литературе, идущие в книге, помимо полемических, публицистических и прочих объективных целей, — имеют ещё и вот это специфически-художественное задание, связанное с глубоким лиризмом произведения. Полнота, окончательность раскрытия диктует снятие преград, разрыв условной дистанции «читатель — автор» (почти неизбежной в истинном эпосе): Особенно крупно эти черты проявились в шестой главе «Литературный разговор». Речь идёт о «внутреннем редакторе» — некой второй личности художника, стеснённого догмой; с чем «перезванивает», например (книга — целое!), даже такая глава, как «Так это было…»: «Сама с собой — и то не смела // Душа ступить за некий круг…» Говорится и об отношении народа к литературе и наоборот. Эти литературные темы органично стоят и в главных идейных контекстах книги: во-первых, принадлежат к упомянутой линии «мысль о прошлом — будущем» (судьбы литературы в этом плане); во-вторых, вообще «играют» на чувство, ощущение глубины, многообразия современного человека, напряжения его духовной жизни. В знаменитой главке «Семь тысяч рек», по всем обычаям лирической композиции,* но только композиции расширенной, раздвинутой в своих рамках, — дана сначала картина, зарисовка (дорога, проезжают Волгу), где мелькают и бытовые штрихи, и «образ» майора, и другие черты и заметы внешней жизни. Затем — отталкиваясь от объекта — идёт большое лирическое нарастание, развитие переживания, что и составляет главную суть и в содержательном, и в изобразительном отношении: Нагнетание лирических эпитетов, идущее ещё внутри пластической картины («тугой, бодрящий рёв», «тревожный свет», «садкий», «древней», «горделивою тоской»), переходит в открытое, прямое высказывание чувств. Далее — в том же роде; мы видим, как собственные, личностные мотивы выходят на первый план. Сама литературная техника этого дела даёт нам стилевой ключ не только к «За далью — даль», но и ко всей — столь мощной! — послевоенной лирике эпического поэта — и ко всему новому состоянию его души — прежде «стопроцентно крестьянской»… Во многом то же самое можно сказать про цикл «По праву памяти», напечатанный уже годы спустя по смерти поэта. Там много сильного и даже могучего, но, как говорится, тенденция преобладает. Что же сказать в заключение? Твардовский не дожил до 90-х, хотя мог и дожить; но тут, видимо, тот случай когда — Судьба руководит делом и не даёт ему сбиться со своего пути; Твардовский познал и выразил трагедии своего века. Познал и выразил в формах благородной русской классики на её некрасовском крыле, фланге. Он всё сказал, что должен был сказать — и ушёл. Словом, поэзия Твардовского — в сущности, довольно странное явление в русском искусстве ХХ века, взятом как процесс и единство. Среди подлинно крупных русских поэтов новейшего времени Твардовский, по сути, одинок. Мы слишком привыкли видеть его в окружении последователей, предшественников и сподвижников, у нас в памяти живо время, когда художественные принципы Твардовского котировались как образец и стандарт для всей вообще поэзии, и поэтому мы не замечаем некоторых простых фактов истории этой поэзии. Русский ХХ век богат первоклассными поэтическими талантами (на мой взгляд, гораздо больше, чем прозаическими), но где среди первых, крупнейших фигур вы увидите человека, которому Твардовский мог бы прямо и спокойно протянуть руку, как художественному единомышленнику?.. Наша большая поэзия века — поэзия по преимуществу романтических, субъективных школ и, во всяком случае, совершенно иных стиховых, стилевых традиций, чем те, что больше других дороги Твардовскому. Но даже и внешнее единство этих традиций по сути ничего не меняет. Пушкин Ахматовой и Пушкин Твардовского — это совершенно разные люди… К этим общим соображениям добавляются более частные. При всей громадности литературы, посвящённой Твардовскому, почти никому не пришло на ум задуматься над чрезвычайной странностью смой индивидуальной эволюции этого поэта. Он шёл от эпоса к лирике — вещь, почти небывалая в истории поэзии. Притом некоторые его лирические произведения конца 40-х — начала 50-х годов по художественной силе не уступают даже и «Тёркину», так что о «неорганичности» речи как будто быть не может… У Твардовского — несомненно одного из крупных национальных поэтов — почти нет любовной лирики. Исключения редки и непоказательны… И таких «несообразностей» можно, если пожелать, вспомнить много. Вследствие чрезвычайной односторонности некоторых исследований о Твардовском, а также вследствие того, что нас обыкновенно очень мало интересует место художника в общем литературном процессе его эпохи, его связи и «стыки» с другими талантами в прошлом и настоящем, — проблема Твардовского до сих пор, несмотря на очевидную внешнюю исчерпанность, продолжает оставаться острой и во многом туманной. Она требует новой «иррадиации» и вширь и вглубь. И прежде всего — именно для уяснения места Твардовского в общем процессе… «Общее и индивидуальное» — этот кардинальный вопрос современного искусствознания особенно «тёмен» и в данном случае. «Страданием учись», — а Вопросы трагедийны и ждут решения. Владимир Гусев, "Свой Вариант" |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |