Заказать третий номер

Просмотров: 2349
28 Май 2012 года

ПУТЬ

Мой путь далек, и снег мой бел,

Как черновик…

Я шел туда, куда хотел,

Меж сосен, книг,

Меж зданий разных: дом, дворец,

Темница, клуб,

И телом был я – молодец,

Душою – глуп…

И в чуждом городе, где дым

И скрип колес,

Мечтал погибнуть молодым

Без лишних слез;

Хотел исчезнуть, выйти прочь,

На все махнуть;

На плечи плащ, на очи – ночь:

Далек мой путь…

Никто за мной не шел, не пел,

Не плакал вслед,

Я шел туда, куда хотел,

На стыд и свет;

На огонек, на плеск весла,

На блеск пера,

На визг ликующего зла,

На зов добра…

 

 

МИР ЛЕТЯЩИХ

Длился день, как бездна. Я упал,

Я летел в неведомое «нет».

Кто-то крикнул сверху: «Кончен бал!»

«Неизвестно…» – я шептал в ответ.

 

Вот уж пронеслись труды, дела,

Мягкие постели, нар ряды,

Кремль, Адмиралтейская игла;

Промелькнуло имечко – Берды.

 

Женщины в нарядных кружевах

С легкостью парили в вышине –

Я летел в оковах и в словах,

Не до женщин нынче было мне…

 

Падал я, как падают слепцы

С шатких крыш, с невидимых краёв.

Падал я, как падают птенцы,

Думая, что лучше нет миров,

 

Чем вот этот, вольный и пустой,

Мир летящих и тяжелых тел…

Как и все, я грезил высотой,

Как и все, упал, а не взлетел…

 

 

     КРУГ

 

Ветер гонит по дорогам

Лист кленовый,

Я иду впотьмах за Богом

По Садовой -

 

По Садово-Черногрязской -

Злой, усталый.

Глянет женщина с опаской,

Всхлипнет малый.

 

Я иду без остановки –

Что мне ваше?

Дождь обмыл мои обновки

В звонкой чаше.

 

Волочу за Богом ноги,

Душу-ношу,

Все, что встречу по дороге –

В ноги брошу.

 

Там, где смерти нету хода,

Между тьмою,

Я – за Богом, год от года,

Бог – за мною…

 

 

НОЧНЫЕ НОВОСТИ

 

Ночь катится шаром. Под хруст костей

Слюною брызжет служба новостей…

Враг на экране, враг уже повсюду,

Он на дворе скулит среди собак,

Он во дворце примеривает фрак

И водку плещет в царскую посуду.

 

Сейчас он выйдет вон из тех ворот,

Дыхнет едва – и дерево умрет,

Заикой станет бедная сиротка,

Застрелится у гроба караул,

Ощерится кинжалами аул,

Прольется кровь, и кровью станет водка…

 

Отделятся: от Марса Колыма,

Душа – от тела, тело – от ума;

Взорвутся терминалы в Эмиратах;

Падет звезда; свихнется конвоир…

Я выключаю этот странный мир,

Где места нет для нас – святых, проклятых…

 

 

 ЗЛОЕ

 

Хорошо бы, брат, тяжелой пулей

Подсластить наш горький разговор,

Растревожить этот гадский улей,

Где в бояре метит польский вор.

 

Мир, как морг, пропах лежалым мясом.

Выйду вон, сшибая дверь с петель –

Ведь не зря ж я ломом подпоясан,

И закутан в белую метель.

 

А обут – поземочкой со свистом,

И никто не скажет, что я бос.

А помру – считайте коммунистом

Снег январский, что меня занес.

 

 

 СЛУХИ О СМЕРТИ ПОЭТА

 

…Его не убили в Венеции – ранили в ногу;

он сполз по стене, и уехал на родину, к Богу -

от глада и хлада, от перипетий перепития,

от яда в газетке и от осложнений соития,

от пули, подброшенной прямо в сердечную сумку,

от фразы зачеркнутой «я же люблю тебя, суку!»,

от мира, залитого кровью женевской конвенции;

он умер героем, но был искалечен в Венеции.

 

Затем, уповая на милость суда городского,

он выслал в Архангельск свое неподкупное слово;

везли в тарантасе; урядник хамил для приличия;

И скорбь мировая росла, как закон из обычая…

Оковы звенели, и вдоль бесконечных обочин

Стояли поэты – голодные все, между прочим…

А прочие – гибли в подвалах, стреляя в Урицкого,

Ведь право на смерть – посерьезнее правила римского… 

 

Его задушила прохожая – из любопытства,

Случайная женская рифма, принцесса бесстыдства…

Его погубила зима, сединой убеленная,

Его отравила Венеция – водка паленая…

Он выжил, конечно, а умер позднее, как гений,

В бреду поминая недобро весь сонм поколений,

Его убивавший годами, бейсбольными битами,

Улыбками злыми, шарфами, руками немытыми…

 

Легко поэту живется, а умирается – легче…

Родился немым и нескладным, а умер – почти как певчий.

Страдал искривленьем, а выглядел стройным, как линия

Острова жизни и смерти, Василия имени…

Его не убили в Венеции.  Метили в небо.

Он умер легко, и ни разу в Венеции не был…

Стрелял из партера мазурик, в очечках, как Берия…

Все думали, опера длится, а длилась империя…

 

 

Ш М О Н

                                      

Шмон длился три часа. Изъяли, суки,

Часы «Победа», галстук и шнурок,

Чтоб кольца снять – ножом пилили руки,

И вытирали кровь о свитерок.

 

Изъяли все, что падало со звоном,

Все, что горело и давало свет,

Все то, что поднималось над законом,

Над миром,  где, казалось,  Бога нет…

                                             

Изъяли все, что истинным считалось,

И я взмолился: «Упаси, Господь,

Чтоб не нашли заточенную жалость

И милости надкусанный ломоть».

 

 


 
ЕВГЕНИЙ ИВАНИЦКИЙ. "ЧАСОВЩИК"
НИКОЛАЙ АНТРОПОВ. "ОЧНИСЬ, ИОВ, ОТ СТРАШНЫХ СНОВ..."
ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ. "ТЕРПЕНИЕ - ДОСТОИНСТВО МУЖЧИНЫ..."
ИРИНА РАБАТУЕВА. "НЕОБЖИТОЕ ВРЕМЯ- ВЕСНА!"
ИВАН ШЕПЕТА. "ОКТАВЫ, МУЗЫКА ОКЕАНА"
ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "Я ПОЙДУ ЗА ТОБОЙ..."
Все публикации
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 12:07:34

Талант Александра чувствуется в каждой строке. Талант вообще штука странная, как ветер, которого не видно, но он либо есть либо его нет - в словах, в холстах, в музыке... Бывает, видишь добротную живопись или слушаешь сложную интересную мелодию или читаешь качественно "склеенные" стихи. Но нет в них ветра, и всё тут. Здесь он точно присутствует со всей его неотчетливой отчетливостью:) Даже там, где не особенно цепляет (меня). Но это личное.) Мне ближе всех остальных стихотворение "Круг":
"Ветер гонит по дорогам
Лист кленовый,
Я иду впотьмах за Богом
По Садовой " -
в четверостишии ощущается нечто по-настоящему Вечное, даже абсолютное. Наверное, потому, что все мы так или иначе, за Ним идем- в меру сил и способностей)
Тем обиднее (почти до слёз))) в последней строфе видеть два таких легко-исправляемых и небрежных "косяка" (как мне кажется):
"Там, где смерти нету хода,
Между тьмою,
Я – за Богом, год от года,
Бог – за мною…"
--"нету" надо менять на "нет". обязательно, даже без имхи))) "у" вставлено для ритма, а в ТАКОМ стихе не должно быть ничего наносного, каждое слово обязано стать продуманным выстрелом в сердце читателя. Возможно, "нет прохода"??? или что-то в этом роде, не знаю, но не "нетУ" (умоляю)))
И конечно же, "мноЙ" и "тьмоЙ". Всё-таки, по моему скромному мнению, эти "устаризмы" здесь не оч. уместны. Ритм кстати только выиграет: прочтите вслух- я вот прочитала несколько раз, и поняла, что "тьмой-мной" правильным образом закругляют стих, делая его ритмичнее и сильнее (казалось бы, от такой мелочи))


В целом подборка очень понравилась. Спасибо за стихи!
И извините, простите большенебуду за критику))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 21:24:45

Только поэт с глубокой верой может себе позволить летать в такую черноту - и не разбиться. Вопреки СЮЖЕТАМ стихов Александра Хабарова, где лирический герой чаще всего погибает, в ПОДТЕКСТЕ этих стихов всегда есть выход, надежда, всегда чувствуется, что где-то горит "лампадка" и что "душа-ноша" идет за Богом. Просто выход этот - метафизический, ни от чего не зависящий, а потому вместе с безысходностью приходит бесстрашие, хотя обычно ее спутники - отчаяние и страх. Безысходность и бесстрашие - для себя я эти понятия определила как ключевые в творчестве Хабарова. Если кому-то плохо, хорошее лекарство - почитать эти стихи. В них много - о смерти, и при этом от них хочется жить.

Спасибо Саше за дельный комментарий и критику. Саш, растете на глазах)) Это и называется критикой, когда замечания конкретные, по существу. И даже со своими рекомендациями.
Хотя я и не соглашусь с замечанием - тут стилистика такая, интонация горькая народно-песенная. Поэтому и "нету" в данном случае на месте, ну, а уж окончания урезать, "тьмою" - "тьмой", ни в коем случае нельзя. Т.е. ваша правда, Саш, если смотреть на картину близко-близко, а если отойти чуть-чуть, оказывается, мазок крупный, и предмет имелся в виду другой.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 22:28:22

ПредметЫ другие даже, я бы сказала. Мною - мной - это тоже разное)))
Другая (и, возможно, единственная) реальность проявлена, Саш, не в последнюю очередь именно теми, "устаревшими" окончаниями, она к месту действия совсем не привязана, она вне координат, а в предложенной правке - как раз таки привязывается очень и... становится плоской (букв. знач.), двухмерной, конкретной;))
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 22:40:41

тут стилистика такая, интонация горькая народно-песенная--
стих начинается с простых русских слов, без народности и устаризмов. поэтому мне и кажется инородным "ою". Другое дело, что, насколько я понимаю, там теряется слог за счет и краткой, но это только украшает финал, заставляет сконцентрироваться на главной идее, что Он ТОЖЕ идет за лг.

Плохие стихи называть плохими, а хорошие хорошими- это да, пожалуй, не критика. А сказка про голого короля) Так что какой я была, такой и осталась, не выросла то бишь за эти дни ни на дюйм()
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 22:45:00

Саш))) Под "народно-песенной" имеется в виду в первую очередь совершенно конкретный стихотворный размер, это музыкальное восприятие, а не смысловое...
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 22:49:11

Ааа, тады понятно, пусть будет "тьмою" тогда)) В любом случае, решать автору.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Май 29, 2012, 23:37:29

Саш, выросла в наших глазах)Вообще человек растет не тогда, когда "называет" что-то чем-то, а когда он размышляет о чем-то. А размышляем мы о том, что нас зацепило так или иначе, что мы полюбили... Даже действительно на 100% плохое называть "плохим" - дорога в никуда. Если уж говорить о плохом, то говорить, что именно плохо и почему. Вот как сейчас. Сейчас мы беседуем. Предметно)))
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Июнь 05, 2012, 15:34:23

"Я выключаю этот странный мир,

Где места нет для нас – святых, проклятых…"

Для меня это поэзия, которая возвращает человеку самоуважение. Я думаю, стихи А. Хабарова полезно читать впадающим в мизантропию: они убеждают, что человек и жизнь человеческая, какими бы ни были обстоятельста, не так безнадежны и никчёмы, как иной раз в отчаянии безверия кажется.

Хотя именно эта подборка эмоционально и экспрессивно "через край" для меня лично. Но, возможно, именно этот эффект удара током заставляет меня... желать борьбы.
Последняя правка: Июнь 05, 2012, 15:41:54 пользователем manager  

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте