Заказать третий номер

Просмотров: 1000
16 мая 2012 года

Утром по дороге на лекцию включил радио, настроенное на один из телеканалов, и в салон автомобиля ворвался поток децибел. Телеведущий в стиле то ли циркового конферансье, то ли американского проповедника, повышая голос к концу фразы, вопил: «Мариванна, у вас что чаще бывает: запор или понос?!» – «Запор...» – «Аплодисменты Мариванне, она не постеснялась это сказать, заботясь о своём здоровье!» Щёлк, приёмник выключен, день испорчен...

Если считать наше общество хотя бы относительно единым организмом, то «рецепторами» его «нервной системы» будут, несомненно, СМИ, доносящие до каждого обывателя и в итоге до всего гражданского общества информационные импульсы, частенько уже самостоятельно обработанные с торжественным присвоением им знака «+» или «–». Каждый человек, мнящий себя полноправным членом общества, должен обращаться к этим кладезям, наполненным... чем-то. Если не хочешь в глазах коллег по работе превратиться в снежного гоминида, изволь слушать или смотреть новости. Хочешь быть на волне – следи за ток-шоу и разными авторскими программами.

Возникает гносеологический вопрос: насколько тот мир, который показывают нам наши «рецепторы», соответствует действительности? Правильно ли распределены пропорции в графическом изображении, которое видит наш глаз?

Кто является сейчас главным героем СМИ? Майор Солнечников, погибший за други своя? Учёный или инженер, добившийся успехов в своём деле? Многодетная мама, успешно воспитавшая своих детей? Нет. Морально-нравственные инвалиды, их взаимоотношения, среда обитания и вообще всё «священное», что с ними связано. Я это говорю с позиций здравого смысла, а не как священник.

Кого-то из этих людей называют «звёздами», заимствуя это название из христианской терминологии, где так именуются святые. Путь в «звезды» в наши дни широк невероятно. Особенно популярен в последнее время метод, рекомендованный старухой Шапокляк. («Хорошими делами прославиться нельзя!» В смысле: если нет денег на услуги продюсера, то похулигань, кощунствуй – и вскоре вся страна будет со вниманием следить за тем, как ты заправляешь одеяло.) «Звезды» как сырье для медиапродукта удивительно универсальны. Их можно приглашать на ТВ не только танцевать, кататься на коньках, готовить и проч., но и привлекать в качестве «экспертов» к решению самых разных вопросов. Мы дожили до того, что «звёзды» выступают как религиозные авторитеты, женщины не слишком «тяжёлого» поведения на ток-шоу богословствуют, рассуждают «о духовности» и прямо-таки засыпают телезрителей нравственными аксиомами собственного производства.

С другой стороны, не реже, чем со «звездами», СМИ сталкивают свою аудиторию с преступниками и преступлениями всех мастей. Здесь, к сожалению, «придраться» можно даже к солидным изданиям, относительно успешно борющимся с искушением «зазвездить» и выкрасить в желтый свои страницы. Увы, в электронной версии на их сайтах висят-таки все те же «маньячинки-страшилки-смаковалки» в виде ссылок-анонсов от партнеров. Вроде бы и во многих статьях преступление преподносится вполне «правильно», с негативной оценкой, но смотришь – после такого «освещения» оно многократно повторяется. Так было с лазерами, слепящими пилотов, так было с волной детских самоубийств и другими событиями, получившими огласку по «ящику».

Христианская антропология говорит о том, что человек, познавая зло, всегда в какой-то мере соединяется с ним, поэтому масштабное и подробное распространение негативной информации, пусть даже с правильной оценкой, данной тому или иному событию, напоминает эпидемиологический процесс.

Как с такими эпидемиями бороться?  Журналистская корпорация может, конечно, учредить для своей пишущей и снимающий братии орден «Князя Мышкина», вручаемый за отказ кормить людей с больной печенью сильно пережаренными пасквилями и за переход на положительный метод сеяния разумного, доброго, вечного путём издания заметок о труженицах села...  Но верится в это с трудом.

Полнейшее уродство картины мира, массово формируемой нашими «рецепторами», становится все очевиднее. И, скорее всего, без серьезной хирургической операции – хорошего для России не жди. Что видеть в этой проблеме? «Пятую колонну»? Или это стихийно в наших СМИ «от избытка сердца глаголют уста»?

Мы, священники, иной раз понимаем и чувствуем последствия медийной вакханалии лучше других – когда мамы и папы приводят своё чадо на первую исповедь. Чаще всего, если родители доверили – хоть немного – воспитание «ящику», то ребёнок даже пластикой отличается от сверстников, смотрящих преимущественно подборку качественных продуктов на DVD. Впрочем, гиперактивность и манера двигаться, напоминающая о дешевых мультиках из разряда «угадай, кто нарисован» – это еще цветочки. Дальше – больше. У несчастных детей к семи годам уже совершенно вульгарно решены вопросы пола, деторождения, основ взаимоотношений в человеческом обществе. А когда приходится общаться со старшеклассниками и первокурсниками, этими, между прочим, вовсе не «совсем отпетыми», а вполне замечательными ребятами, то удивляет одно: их глаза, которые часто похожи на глаза пожилого человека, всё познавшего и перевидавшего в своей жизни. Конечно, видишь также и полное отсутствие способности логически мыслить, то самое «клиповое мышление».

Странное дело, винить здесь оказывается и некого. Отдельных героев желтой – простите, «светской» – хроники? Но герои уходят, а хроника остается. Правительство? Так его же частенько и «поливают». Впрочем, закрадывается, конечно, мыслишка про разделённый плебс, насыщенный уж если не хлебом, то зрелищами... Но в целом, видимо, есть, сформирован уже «запрос общества» (хотя когда-то же были у общества другие запросы...) – и есть нечистоплотные люди, желающие получить дивиденды от слабостей ближних. Теоретический ответ на первый «извечный вопрос» – кто, то есть, виноват? – можно искать, конечно, долго; в масштабах жизни целого общества это, пожалуй, перспективно. Но для родителей, чьи дети здесь и сейчас растут не по годам, это пустая трата времени. Им важнее практика: что делать? Необходимо, видимо, созидать собственное культурное пространство. Оно уже есть, но его пока мало. Люди православные всё чаще ищут и делятся друг с другом интересными фильмами и книгами, стараются встречаться семьями для культурного общения, отдают телеящик сыновьям на запчасти для машины времени, понимая, что не всё можно есть, что «пипл хавает», и что у человека должен быть нормальный досуг, избавленный от шоуменов, иногда захлёбывающихся насмерть в прямом эфире радио от своего собственного стёба.

Иерей Димитрий Фетисов, клирик Рязанской епархии, старший преподаватель кафедры теологии РГУ им. Есенина, "Взгляд"

 
 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте