СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2574
02 мая 2012 года
Размышляя о (современной) литературе, я вдруг пришел к выводу, что тот, кто интересен мне — не имеет отношения ни к современности, ни к несовременности («Мы следом за вами идем, крылья вечера…Раскрыт глаз мрамора, расширен зрачок базальта! Над землей звучит глас человеческий, на камне лежит рука человеческая, что орла извлекает из ночи гнездовья. И в каждой дате голос Господень. И наш путь пролегает вне пространства и времени» С-Ж Перс, «Хроника»). Много уже как лет назад я был ушиблен Введенским — Александр Иванович писал, что его интересуют только три вещи — Время, Смерть, Бог. В этих трех — пожалуй, всё — и мгновение — и жизнь — и бесконечность. Даже если ты пишешь о деревьях, но имеешь в виду — То — это настоящее. Все остальное — « ...Все остальное не есть совершившееся. Оно не есть даже совершающееся. Оно пупок, оно тень листа, оно скольжение по поверхности» (Введенский, «Время и смерть»).
...ты стоишь за деревом, и пусть я тебя не вижу, но точно знаю, что ты там, потому что когда ты пряталась, я подглядывал, а за словом «дерево» стоит не только это дерево, но и много других деревьев, за которыми мы могли бы спрятаться, и тех, за которыми мы никогда не спрячемся, – я это знаю не потому что видел все деревья на свете, а потому что читал об этом в книгах, – а когда не было этого дерева и никакого другого тоже не было, за словом стоял Бог, как он сейчас стоит за нашим деревом, мальчик, приехавший из чужого города, с ним никто не хочет водиться, и он играет в прятки сам с собой, я давно за ним подглядываю. (Оганджанов, «ИГРА В ПРЯТКИ»)
Один из современных авторов, кто мне действительно интересен, кто для меня — не пупок — Илья Оганджанов. О нем мне бы и хотелось сейчас написать. Передо мной — его «Вполголоса». С самой первой страницы — существование иное, в иных измерениях, если говорить — то о самом важном:
ночные глаза сов открываются тебе навстречу кузнечик стрекочет под ложечкой мхом обрастает гортань ворон вьёт гнездо в твоём сердце зрачок сужается почуяв горизонт и ты выходишь на опушку смерти дремотный лес шумит тебе вослед
вдали от родины на пажитях иных твой голос судьбы в этом воздухе влажном как дыхание хищного зверя запомни всё с чем нянчилось пространство всё чем оно переболело
зачерпни звонкой воды детства вглядись в размытые акварели памяти нашепчи нашепчи что-нибудь в пустое дупло этой ночи словно на ухо мёртвому другу
Важно слово. Важно молчание. В соединении молчания и слова — волны океана набегают на берег, раскачивается маятник старинных настенных часов — ты чувствуешь вечность, скрывающуюся в этой самой минуте, а в малом заключена бескрайность. Свобода верлибра — кажущаяся. Здесь все настолько тонко — сделаешь ошибку — и все рухнет. Данте называл себя геометром. Вещь, созданная без закона (именно без) — не живет; в силлабо-тонической системе — законы видны, зачастую — они помогают. В верлибре, думаю, — нет — и нет помощи со стороны, и ошибиться нельзя. Илья, мне кажется, пока не ошибся. Оганджанов – поэт, ориентирующийся на высшие образцы мировой словесности. (С упомянутым, например, уже мною Сен-Жон Персом у него много общего — «И остается добавить: мы будем жить и в мире замирском, и за чертой смерти, и на том свете, и в самой смерти мы будем жить…»(С-Ж Перс «Хроника» — примерно о том у Ильи в первом же стихотворении его книги). Если предположить возможное еще во времена античности существование двух путей развития литературы — Гомера (по коему литература и стала развиваться) и путь Орфея (с его «безумным Божьим», с заговорными мотивами и т.п.), то Оганджанов развивается по органичному для него Гомерову пути. Его корни (…Так с годами осваиваешь памяти необитаемый остров и в прошедшем времени чувствуешь себя как дома…) пронизывают всю историю человечества (история и словесность ведь нераздельны), в его « людях с лицами..» — голос древности, но минута две тысячи лет назад и сей час — одно, ведь всегда — нет в человеческом голосе силы равной человеческой скорби.. И нет поэта более современного, чем пишущего о том, что минуло и о том, чему минуть еще предстоит.
Время тебя на пути окликает оглядываясь на рубежи покинутые солнцем сердцем в прошлом тень свою видишь и в будущем тень видишь сны и мечту свою видишь выше ястребов выше выше ангелов взмывшей
Время тебя на пути окликает оглядываясь на рубежи покинутые солнцем сердцем в прошлом видишь лишь времени мёрзлую пустошь и в будущем время лишь время и память полон половецкий видишь сны и чёрный криками чаек наполненный парус
Время тебя на пути окликает в зрачках отражается прошлого дым и грядущего пепел в каждом сне твоём вечность-невеста ждёт жениха не дождётся и в мыслях царит Персефона
Времени посвист разбойничий слышишь сквозь сон время по венам твоим растекается клейкой крахмальною жижей временем ты захлебнёшься и голос твой оледенелый уже никогда не оттает уже не выбраться тебе из тины тишины утробной и не на что оглянуться проваливаясь в полынью пространства
Оганджанов пишет темно, в моем понимании - что читаешь его, словно долго и не торопясь идешь, идешь наощупь, следуя его метафорам, проверяешь дорогу, а когда выйдешь, поймешь, что не зря шел. Что-то возникло в твоей душе, что-то душа твоя узнала и о себе самой, что-то открылось тебе еще неизвестное.
Дым и пепел, с вами родство моё непреложно. Младший брат ваш, с детства я вам подражал: пепел посею – дым пожинаю. В вас обретал я новые силы, и будущее снилось мне – дыма увядший нарцисс, только такие цветут на пепелище сердца. С вами читал я страницы бессонниц и заучил наизусть: нет в человеческом голосе силы равной человеческой скорби. С карканьем стая ворон срывается с губ. Слово моё – легче дыма, бесплоднее пепла.
О вероломство кровников, вотчина пепла – земля, небо застлано дымом, лишь у меня нет доли в наследстве, но я не ропщу, я бы не вынес чёрной работы забвенья, мне бы справиться с малым наделом на границе меж дымом и пеплом – с душой.
Как же хорош его сплав звука, скрытого ритма и глубины слова. В русской словесности (в верлибре, конечно же ) такого я еще не видел. В зарубежной — да, но в том то и дело — Оганджанов русский поэт, вразумительно и красиво («а все таки — красиво все это» — сказал Феофан Грек Андрею, явившийся ему в разграбленном храме), вразумительно и красиво говорящий о запредельных вещах. В каждой его вещи — трагедия человечества, наша печаль, тоска (полнолунье тоски — это даже уже не тоска — крайняя точка). В этом восприятии жизни, он, пожалуй, ученик Георгия Иванова («Потом над морем ласково протянется Прозрачный всепрощающий дымок И тот, кто мог помочь и не помог, В предвечном одиночестве останется»)
Каждая его вещь — это поток сознания о бытии, о Боге, это как бы точка в пространстве и времени, с одной стороны которой — прошедшая вечность, с другой — бесконечность грядущая, а он — оказался здесь и с надеждой озирает округу, с последней надеждой на присутствие Божие.
будто Будда и лотоса лопасти вóды Леты взбивают Аллаху хвала Магомету ль но магмы Корана не ведают Веды Саваоф ли и ухают совы Иегова то ли Христос но в ладони вколочены крепко кротости гвозди
Господи Господи как же имя Твоё
я искал его в шуме и гаме и втуне и всуе я по листьям осенним старался его разгадать как по рунам я его прозревал в каждом звуке зурны и валторны и бубна я его не расслышал когда ветер схлестнулся с волной
Господи как же имя имя яви мне своё чтобы мне повторять его неустанно
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва