СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1166
07 апреля 2012 года
После перестройки исчезли запреты на многие темы. Конечно, расцвела и желтая пресса. Мое поколение видело, как множество высказываний и тем замалчивалось, удалялось, подчищалось. И этого больше не хочется», – сказала в интервью газете ВЗГЛЯД литературовед Елена Чуковская, одна из составителей сборника «Воспоминания о Корнее Чуковском», посвященного ее знаменитому деду. В издании, приуроченном к 130-летию со дня рождения Корнея Чуковского и составленном двумя его внучками, Еленой Чуковской и Натальей Костюковой, собраны воспоминания старших и младших современников литератора, а также письма к нему и архивные материалы. О том, вся ли правда должна выставляться напоказ читателю в подобных публикациях и как не скатиться в «желтый» жанр, рассказала газете ВЗГЛЯД Елена Чуковская. - Существует два Чуковских: один – многогранный литератор, самобытный критик и поэт-переводчик, продолжатель традиций Серебряного века, другой – народный любимец, автор «Мойдодыра». Кому адресован ваш сборник – ценителям «академического» Чуковского или тем, кто знает преимущественно его детские стихи? Елена Чуковская: Хочется надеяться, что и тем, и другим. С одной стороны, в книге представлены воспоминания многих родственников, а именно двоих старших детей – Лидии Корнеевны и Николая Корнеевича – и четырех внуков, причем некоторые воспоминания публикуются впервые и касаются каких-то частных эпизодов, то есть воссоздают облик «домашнего» Чуковского. С другой стороны, там есть статьи Василия Розанова, а также, например, очень интересная статья художника Павла Бунина, который как раз пишет о том, кем был Корней Иванович в культуре, и это адресовано более продвинутой аудитории. Кроме того, в сборнике много материалов из архива Корнея Ивановича – материалов довольно пестрых, таких, которые могут вызвать интерес у самых разных читателей. Скажем, замечательное письмо японского издателя, где рассказывается, как принимают стихи Чуковского в Японии, или оценка дневников Чуковского, данная критиком, впервые их прочитавшим. Есть и моя статья, посвященная вопросу о том, является ли «Тараканище» сатирой на Сталина. В общем, подобно тому, как сказки Корнея Ивановича часто считают двуадресными, то есть адресованными и детям, и взрослым, наша книга тоже может быть интересна разным аудиториям. Поскольку это сборник, читатель сам сможет выбрать то, что для него важнее. Е.Ч.: Да, для меня всегда дороже правда и исторический объем. То, что нельзя было представить в мемуарных сборниках, выходивших сразу после смерти Корнея Ивановича, мы сочли вполне подходящим для публикации теперь, по прошествии времени. Сейчас соответствующие публикации нужно готовить с учетом оттенков и разногласий, принимая во внимание и другие, непарадные точки зрения. Так мы и постарались сделать. Мы ничего не убирали и не приглаживали в текстах мемуаристов, хотя включили в сборник, в числе прочего, и материалы совсем не апологетического характера. Книга дает понять, что были люди, которым Чуковский не нравился, которых он возмущал. Сам Корней Иванович как-то сказал на своем юбилее, что считает себя еще действующим писателем постольку, поскольку у него еще есть враги. Воспоминаний врагов в нашем сборнике нет, но воспоминания несогласных, несомненно, есть. Из числа неприязненных высказываний можно вспомнить цитату из выступления Николая Асеева, который жаловался на Чуковского на собрании. Асеев рассказывает, как прочел Чуковскому свое только что написанное стихотворение, которое считал политически важным (дело было в 1936 году). Чуковский, выслушав его, сказал: а теперь я вам прочту – и прочел стихи Мандельштама, который тогда считался совсем неподходящим автором, поставив его Асееву в пример. Асеев же это высокое мнение о Мандельштаме ставил Чуковскому в вину, сравнивая мандельштамовское стихотворение с «розовым ногтем на мизинце», читай – с ненужным украшением. Фраза Чуковского о том, что теперь, мол, так писать не умеют, явно вывела Асеева из равновесия. «Я не мог спорить и ушел от Чуковского не с пощечиной, а с подзатыльником». Все вышеизложенное Асеев, заметьте, рассказывает на собрании – тогда это было серьезно. - А как сам Корней Иванович относился к публикации воспоминаний и писем? Скорее всего, тоже был противником сглаживания острых углов? Е.Ч.: Он ничего не смягчал. Например, когда он опубликовал несколько статей о Некрасове, Крупская написала, что Чуковский ненавидит Некрасова. А Чуковский просто не стал замалчивать тот факт, что Некрасов был картежником, и вообще создал сложный, неоднозначный портрет поэта. Чуковский всю жизнь интересовался биографиями писателей и предпочитал изучать их в неприглаженном виде. - После перестройки в области литературоведческих и мемуарных публикаций появилось гораздо больше свободы, чем было раньше, так что некоторые материалы, изданные в новейший период, граничат с «желтым» жанром. Как вы к этому относитесь, можно ли относиться к этому снисходительно, как к издержкам свободы? Е.Ч.: На этот вопрос мне трудно ответить. После перестройки все стало принципиально другим, исчезли запреты на многие темы. Конечно, расцвела и желтая пресса, имеющая своего читателя и адресата. Что тут сказать? Мое поколение видело, как множество высказываний и тем замалчивалось, удалялось, подчищалось. И этого больше не хочется. Остается уповать только на те пределы, которые ставят совесть и человеческое достоинство. - Должен ли, по-вашему, исследователь-публикатор руководствоваться соображением о том, что его герой не хотел бы обнародовать определенные сведения о себе, и соответствующим образом редактировать свои публикации? Е.Ч.: Думаю, что да. По-моему, любой исследователь должен любить своего героя и считаться с его желаниями. Однако наш сборник сделан практически без ограничений по этой линии. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |