Заказать третий номер

Просмотров: 1453
03 Апрель 2012 года

У каждого народа свои образы Родины. 

Образ России, благодаря гению Николая Васильевича Гоголя, вот уже вторую сотню лет сливается с образом Птицы-тройки, которая летит, несётся вперёд, не давая ответа, куда и зачем, и только:  «косясь,  постораниваются  и дают ей дорогу другие народы и государства».

Ужас движений, ражий оскал коней,  хоть  «и  не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом…»

 

В этой тройке  обычай русского народа не скоро запрягать, но быстро ехать, устремляясь  сломя голову за новой мечтой, за новой идеей переустроить  и осчастливить мир.

                                             
Рванулись. И - деревня сбита,
                                             
Пристяжка мечет, а вожак,
                                             
Вонзая в быстроту копыта,
                                             
Полмира тащит на вожжах!

                                                                    («Тройка», 
1933)

   Перед нами та же Птица тройка  - Русь! 
Летучая и неугомонная:

                                           
«Кто смог, сбираясь в дальний путь,
                                           
К саням - на тёсаных берёзах
                                           
Такую силу притянуть?»
                                                 
 
   Такой мечтой в 20 веке стала мечта о справедливом социальном государстве, в котором простой народ получил бы право на достойную жизнь и нерабский труд. Новое время всколыхнуло народные таланты, которые прозябали в своих неведомых «рассейских»  углах и потянулись в Москву учиться, чтобы, не мешкая, положить к ногам своего отечества свою волю и свой талант.

Одним  из таких самородков и был  сибиряк - Павел Васильев! В его стихах есть запах,  «ты пахнешь, как казацкая нагайка»,  цвет, плоть и язык – г у с т о й язык разноплеменного советского государства, российского народа.  Ключевым стихотворением к пониманию  неуправляемой авторской воли Павла Васильева может служить стихотворение «Тройка».
   
Цвет: «И кажешь, морды в пенных розах», «И белозубый скалит рот, // И харя с красными белками», «Другая, рыжая и злая, // Вся в красный согнута калач».
   Плоть: 
«Ты на ногах своих лохматых», «И коренник, как баня, дышит, // Щекою к поводам припав, // Он ухом водит, будто слышит, // Как рядом в горне бьют хозяв».
   
Язык: «Ресниц декабрьское сиянье // И бабий запах пьяных кож, // Ведро серебряного ржанья - // Подставишь к мордам – наберешь», «Но даже стрекот сбруй сорочий // Закован в обруч ледяной. // Ты медлишь, вдаль вперяя очи, // Дыша соломой и слюной».

   Революция. Война. Смерть. 
И лагерная неволя, которую он предрекал себе, смотрели на него звериными глазами, глазами «кобелей»:

И чьи-то руки в миг последний
С цепей спускают кобелей.
И коренник, во всю кобенясь,
Под тенью длинного бича,
Выходит в поле, подбоченясь,
Приплясывая и хохоча.

   В финале стихотворения поэт вочеловечивает образ тройки, его коренника он соотносит с собой, а, значит, с тягловым предназначением Русского Поэта, который, «приплясывая и хохоча», сам есть центральное звено Тройки, что, по сути, ново в русской литературе. У птицы-тройки уже был возница, возница, который «привстал, да замахнулся, да затянул песню - <…> и 
вон она понеслась, понеслась, понеслась!...» Но новое время требовало новых песен, своих песен, яростных и неугомонных!

Только за сто лет к Тройке цепляют ещё и  «пол-России гиблой тачанкой»: гражданская война с её противоречивыми правдами не могла не отразиться в искренних стихах Павла Васильева.

Национальный колорит добавляет раскосый глаз коренного киргизского коня, прекрасно прописаны и  охарактеризованы две другие лошади тройки: «Одна - из меченых и ражих, //
Другая – краденая знать // – Татарская княжна да б...., 
– // Кто выдумал хмельных лошажьих //
Разгульных девок запрягать?» 

 Русь по-прежнему мчится, волоча за собой полмира. Дерзкой удалью веет от этих строк, чувствуется, что сам автор мчится в этой тройке и управляет конями. Сам автор ощущает в себе силы стать новым – « первым поэтом страны советов», его слог лёгок, его язык вкусен, он «чертовски» талантлив. Он в самом начале своей писательской дороги, после ареста по доносу он ещё надеется на ссылку или лагерь, он жаждет продолжить писать, он ещё так молод, у него столько ещё впереди. Но он был приговорён к расстрелу и на следующий день убит.

Многие поэты революционного  поколения  по причине своей неподатливости и непластичности  к новой власти  даже «до шахт не дошли» (Б. Слуцкий). Прозаики уцелели, видимо, потому, что прозаику для творчества нужно много дополнительных аксессуаров в виде бумаги, а поэт опасен тем, что способен пустить в народ всего-то  десяток строчек, которые даже и записывать не нужно, сразу высекаются в памяти. Высекаются и косвенные доносы с дружеским рукопожатием: «Здравствуй, враг отечества!» – знаменитое пастернаковское в писательском клубе.

Эпоха лошадей в России, конечно, отжила своё. Трудно себе представить, что в начале 21 века поэт российский прицепит новую птицу тройку к «ладе калина», пусть и  в сто лошадиных сил. Скорости сейчас другие, многим всё больше по нутру фотонные ракетные двигатели… 

А Русь-тройка мчится себе вперёд, оплакивая своего погибшего поэта, и ожидает следующего, нового, коренного. Подождём и мы.

 


 
Руслан Гавальда. "Нет, я не Байрон! И это... печально"
Руслан Гавальда. "Нет, я не Байрон! И это... печально"
Ольга Валькова. "Иоанн Дамаскин" А.К. Толстого — поэма о судьбах поэзии
СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. МУЗЫКА МЫСЛИ (ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ)
"ПЕРЕЖИТЬ ЧУЖОЕ КАК СВОЕ" (Николай Онуфриевич Лосский)
Мария Купчинова. "Плывут кораблики надежды..." (о книге Юрия Михайлова "Несбывшееся")
Все публикации
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Апрель 03, 2012, 20:27:32

Подумалось, что помимо образа Родины, у каждого народа есть и своя хорошо узнаваемая мечта (хотелось написать - несбыточная). У русского народа это мечта о справедливости.
Финал какой безнадежно-обнадеживающий вышел у вас, Марина. Хорошая статья, исполнена без пафосных речёвок; удивительно, что в наши пёстрые времена некоторых литераторов привлекают не гламурные анонсы своих и чужих книг, а вот такие большие темы.
Марина Шамсутдинова

Москва
Комментарий
Дата : Вт. Апрель 03, 2012, 23:45:53

Спасибо,Лариса... статью писала для конференции к столетиюПавла Васильева ... прошла она в Литинституте, приезжала дочь П.Васильева - Наталья. в это же время в метро написала вот это:

НА СТОЛЕТИЕ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА

Не в 37-ом, а в «две тыщи девятом»
Он мог умереть на кресте не распятым.
Мог стать патриархом от литературы,
Отпетым лежать в «храме номенклатуры».
Но был лишь расстрелян за час до рассвета
Глазастым и чистым, улыбчивым летом,
А гранки рассыпали, вырвали с корнем,
Но время пришло, мы всех вырванных вспомним.
Все песни отыщем и заново сложим,
Пусть нам говорят – мир коварен и сложен.
Коль слово – поэта приводит к расстрелу,
То, значит, начальство то слово задело.
Мы всех палачей назовём поимённо,
Какие б над Красной не встали знамёна!
Он к правде тянулся, был дерзким и сильным,
Он был – и остался – наш Павел Васильев!
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Апрель 05, 2012, 10:55:22

"Но время пришло, мы всех вырванных вспомним". Потом других вырвем (ну не мы лично конечно),потом опять вспомним. Хорошо, если хоть вспомним. Уже большое дело. А статья хорошая, спасибо Марина.
Марина Шамсутдинова

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Апрель 05, 2012, 17:10:09

История самая справедливая вещь на свете... она все расставляет на свои места... и потом снова городят, а она дождется смерти всех фальсификаторов и опять всё расставляет...

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте