СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 985
18 марта 2012 года
11 марта 106 года китайский сановник династии Хань Цай Лун создал бумагу. Много позже появились первые бумажные книги. Сейчас большой финал бумажной книги очевиден. Но, тем не менее, книги в своем каноническом формате будут существовать, похоже, столько, сколько будет жить человек. И доказать это несложно.
Среди мусора виднеются две стопки пыльных книг. Хочется из чистого любопытства прочитать их названия. Уж больно орнамент на корешках знакомый. Ага! Старые знакомые! Четырехтомник «Тысяча и одна ночь», трехтомник Василия Яна, несколько томов Мориса Дрюона! Когда-то нам, чтобы стать обладателями этих книг, приходилось таскать связанные шпагатом плотные стопки газет к специальному пункту приема макулатуры. Там, часика два постояв в очереди и взвесив бумажный куш, мы получали от служителя макулатурной конторы одну или несколько разноцветных марочек достоинством в 1 кг., 2 кг., 5 кг. Кажется так. (Говорили, что некоторые ушлые люди подкладывали в пачки кирпичи или мокрую бумагу.) Затем мы приклеивали эти марки к специальному бланку из плотной бумаги и начинали копить следующую порцию газет. Когда сумма накопленных килограммов дорастала до «планки», указанной на карточке (четырехтомник того же Василия Яна оценивался в 60 кг.), мы шли с этим документом в книжный магазин, и там, в специальном отделе, уже за «живые», а не за газетные, деньги выкупали дефицитную литературу. Были еще способы приобретения хороших книг. В каждом крупном книжном магазине, заваленном всякой графоманской чепухой, имелся этакий алтарь под названием «Отдел книгообмена». Порой на полочках «алтаря» можно было обнаружить (страшно подумать!) самих Булгакова и Ахматову, не говоря уже о разных там анжеликах в гневе и последних могиканах! У алтаря служил бескомпромиссный эксперт, знаток книжного дела, совмещавший в себе черты жреца и цербера. Тома в его хозяйстве были расставлены по категориям. Скажем, на самой высокой полке стояли те же Булгаков с Ахматовой, чуть пониже – Чуковский и Марк Твен. Еще ниже – Паустовский, Нагибин, Шолохов и т.д., вплоть до Аксакова и Белинского. Поскольку в книжных магазинах не было ничего интересного, книголюбам приходилось идти на всякие ухищрения, дабы «выцарапать» с полочки алтаря заветный томик. Происходил обмен примерно так: человек приносил заветную книжку, жрец-цербер оценивал ее своим хищным оком и оглашал приговор: «Третья категория!» Это означало, что человек имеет право обменять свой томик на любую книгу с третьей полки. Происходил «равноценный» обмен. Но когда, обрадованный приобретением посетитель удалялся, служащий алтаря без всяких сомнений мог поставить приобретенную новинку на полку I категории. Короче говоря, отдел обмена в книжном магазине, как и прилавок комиссионки, представлял собой поле для всевозможных махинаций и спекуляций. Но на законных основаниях. Незаконные книгообмены тоже существовали. Так называемые толкучки или толчки. А людей, которые там толкались, в простонародии окрестили чернокнижниками. Во всех крупных городах, областных и республиканских центрах имелись свои толкучки около книжных магазинов. Милиция беспощадно боролась со «спекулянтами», которые собирались на этих пятачках. Хотя, кроме спекулянтов, около магазинов толклось огромное количество вполне безобидных книголюбов-менял. Вспоминается еще один легендарный способ книжного контакта – создание и распространение самопалов. Сначала крамольные книги (Солженицын, порнография, уфология, магия) распечатывали через копирку чуть ли не в десяти экземплярах (буквы на последнем листе почти не читались). Позже, с появлением ксерокса, самиздат пошел шибче: к делу подключились кустари-переплетчики, и книги, изготовленные подпольно фактически не отличались от настоящих фолиантов. Наказание последователям Гуттенберга и Ивана Федорова грозило суровое, не то что менялам с толкучки. Так вот, чернокнижники представляли особую генерацию, присущую исключительно эпохе заката советского социализма. Нумизматы и коллекционеры марок сохранились, пережив не одну эпоху. Их сборища можно увидеть и сегодня. А вот субкультура коллекционеров книг исчезла. Судя по всему – навсегда. Видимо, сегодня книги перестали быть ценностью, как информационной, так и коллекционной. Доказательство тому – связки книг соседей, обезумевших от своего ремонта. * * * Потом все перевернулось с ног на голову. В начале 90-х шарахнул книжный бум. Грянул неожиданно и раскатисто, как грозовой раскат среди серого, пасмурного и скучного московского декабря. Ба-бах! Неожиданно отпала необходимость носиться от милицейских облав, устроенных около магазинов «Поэзия» или «Академическая книга». Бу-бух! Вдруг стало не нужно прятаться по чердакам и подвалам с ксероксом Солженицына и Кама-Сутры, вставать в очередь на чтение «Доктора Живаго» – любая литература стала доступна и разрешена. Читатели, к своему изумлению, обнаружили книжные развалы и лотки, торгующие всем – от Кастанеды до «Пауков-оборотней». И пошло-поехало. За один день торговли хозяин книжного лотка мог извлечь сумму равную недельной выручке целого книжного магазина: книгочеи сметали все. Издательства появлялись, аки грибы после дождя. Но, поскольку у каждого действия есть противодействие, а у тезиса – антитезис, кровь сорвавшихся с катушек от обилия «лаве» книготорговцев лилась в те годы потоками. Постепенно книжный бум успокоился, крупные издательства сожрали мелкие, сфера влияния поделилась, направления рынка определились. Львиная доля тех, кто читал «Пауков-оборотней» и «Алый закат страсти», читать вообще перестала, ибо стали доступны видеомагнитофоны, а многие из тех, кто упивался Ахматовой и Булгаковым, плавно перешли на Маринину и Донцову. Либерализация книжного рынка сделала свое черное дело: народ перестали волновать шедевры, теперь он вполне удовлетворен посредственностью. И сегодня книжные магазины опять по крышу завалены пустословным ширпотребом, как и в эпоху пунктов приема макулатуры. Разве что выбора стало больше. Нынешний спрос на посредственную книжную продукцию объясняется тем, что выставленные на продажу издания прошли якобы фильтрацию издательств, знатоков, экспертов. Не случайно баннеры, рекламирующие очередной «бестселлер», гремят сногсшибательными оценками медийных персонажей, цитатами из раскрученных журналов, цифрами продаж. (В современном книжном магазине – каждая книга, якобы, абсолютный бестселлер, побивший все мыслимые и немыслимые рекорды.) Читатели охотно пользуются этими ориентирами. То есть, с радостью заглатывают наживку маркетологов. Впрочем, в данных размышлениях речь идет не о ширпотребе и его потребителях, а о тех посвященных, что чувствовали и продолжают испытывать сакральное воздействие художественного слова. Они, как это ни странно, еще не вымерли. Но им-то зачем книги? К чему покупать стопку сброшюрованных листков, когда можно получить любой текст (от Гомера до Прилепина) с помощью нескольких нажатий на клавши компьютерной клавиатуры? Большой финал книжной истории очевиден. Но, тем не менее, книги в своем каноническом формате будут существовать, похоже, столько, сколько будет жить человек. И доказать это несложно. Но сначала следует обозначить неоспоримые преимущества и поговорить о надуманных недостатках электронной книги. * * * Во-первых, за электронную книгу не надо платить. Для сравнения: сегодня одноразовая книжка в мягком переплете стоит уже порядка 100-200 рублей, в то время как с помощью некоторых интернет-ресурсов можно скачать хоть весь «Золотой Век русской литературы», не заплатив ни копейки. Только успевай кидать деньги провайдеру. Оставив в стороне этический и законный аспекты этого способа пополнения библиотеки, следует признать, что люди активно скачивают всё, – как тексты, так и фильмы, музыку, программы, игры и прочее. Во-вторых, электронный вариант книги находится мгновенно: всего 2-3 минуты, пара кликов, и, вот, любимый роман – перед вами. Не надо даже из-за стола подниматься. Красота, да и только! В-третьих, bookreader, похоже, вредит зрению не больше, чем каноническая книга. Текст на экране современной читалки почти ничем не отличается от своего бумажного аналога. Дискомфорт, вызванный отсутствием в руках книгочея привычной массы и формы, тоже преодолим. Это – дело привычки. Любители читать по-ленински, то есть с карандашиком в руке, оставляя на полях свои тонкие замечания, также могут не волноваться. Чудо-машинка осилила и эту опцию. Воистину, искусственный разум – неисчерпаем, а готовность разработчиков выполнить любые прихоти потребителя безгранична. Короче говоря, преимущества современного электронного know how неоспоримо. И все же... Бумажная книга не канет в Лету, подобно бедняжкам кассетам VHS. * * *
Надо отметить, что возможность переделки художественного произведения угрожает в большей степени литературе, чем иным видам искусства, так как в тексте спрятать «подвох» гораздо легче, чем, скажем, в фотографии, а в кино, например, еще сложнее, ибо для этого требуется сложное техническое оснащение. * * *
Книга в подарок – это всегда неожиданность, всегда остроумный сюрприз. Так как человек посредством ее заголовка и содержания выражает свое оригинальное пожелание и напутствие. Кроме того, подарочная книга аккумулирует эмоции, полученные дарителем при ее прочтении, и передает их одаряемому, а это дорогого стоит. Деньги же всегда можно вложить между страницами, как приятное дополнение к основному подарку. А вот электронный файл подарить невозможно! Разве, что в условиях кромешного дефицита времени и идей. Также файл нельзя дать почитать. Потому, что на каждой книге лежит отпечаток времени, обстановки и, если угодно, настроения ее хозяина. Не говоря о банальных ароматах, впитавшихся в страницы, всяких засушенных кленовых листиках и даже записочках, которые, разумеется, не очень порядочно просматривать. Метафизика текста и метафизика книжного текста имеют разную природу. Книга обладает непостижимым свойством впитывать энергетику издателя и читателя и передавать ее следующему читателю, усиливая воздействие произведения. Этот феномен бумажной книги максимально точно передал в своем замечательном романе «Библиотекарь» Михаил Елизаров: «Самое интересное, резидент не поддается обнаружению на внешнем художественном уровне, поскольку он распылен по всему информационному полю программы. Он присутствует не только в акустическом, нейролингвистическом и семантическом диапазоне Книги, но также в визуальном диапазоне – то есть в полиграфии: шрифте, бумаге, формате – и, что весьма немаловажно, в хронологическом. Я к чему веду, Алексей… Стопка ксерокопий никогда не станет книгой семьдесят седьмого года выпуска. В мире не существует средств и технологий, позволяющих превратить продукт двухтысячного года в продукт, выпущенный в тысяча девятьсот семьдесят седьмом. Подделать Книгу невозможно и потому, что она несет заряд своего времени…» (Михаил Елизаров «Библиотекарь» – М.:Ad Marginem, 2009.) * * *
Ныне же метафизическое свойство книги привлекает любителей bookcrossing. Эти ребята, прочитав книжки, оставляют их в конкретных местах, например на лавочке в университетском парке или где-нибудь в дупле лесного дерева, а потом на специальном сайте указывают их координаты. И буккроссингеры-искатели едут за добычей. Заметьте, не за компакт-дисками или пивными кружками, а именно за книгами.
И все-таки, передача и дарение книги – не главные, хотя очень значительные, достоинства этого величайшего изобретения человечества. Основной смысл стоящего на полочке тома заключается в послании читателя самому себе.
Примерно тем же самым свойством обладают книги. Избранные, они смотрят на нас с полочки, напоминая о наших былых (ведь ничего не стоит на месте) взглядах и переживаниях, напоминая о том, что когда-то учащало пульс и наполняло кровь адреналином, заставляло работать слезные железы и вызвало ярость. И стоит их только наугад открыть, как перед глазами всплывает эпоха личной истории. Буквы, слова, предложения – все видят и все помнят. Эпилог А состав строительного мусора в общем холле, между тем, постепенно меняется. Уже куда-то исчезли прошловековые обои. Вместо них теперь красуется старый унитаз. Доски заменили здоровенные коробки непонятно с чем. А стопки книг все еще торчат, трогательно выделяясь своей аристократической неуместностью. То ли они поджидают нового хозяина, то ли не дают старым от себя избавиться. Кто знает... Владимир Гуга, "Частный корреспондент"
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Нижневартовск