Заказать третий номер








Просмотров: 1351
19 февраля 2012 года

17 февраля - день рождения поэтессы, стихи которой знают практически все. В отличие от поворотов ее судьбы...

Знакомьтесь: Агния Барто.



Ради селедочных голов

Так уж вышло, что у Агнии Барто два года рождения. Во всех энциклопедиях это 1906-й. Но, как призналась дочь поэтессы Татьяна Щегляева (инженер, кандидат технических наук, ныне пенсионерка), ее мама в 17 лет приписала себе лишний год. Сделала это, чтобы получать паек для служащих (селедочные головы), когда устроилась на работу в магазин одежды.

 


Тайна фамилии

Урожденная Волова, она появилась на свет в Москве в еврейской семье ветеринара. В 18 лет ей вскружил голову молодой симпатичный поэт Павел Барто, у которого имелись английские и немецкие предки. Однако, как оказалось, настоящего чувства у них не было. И даже общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком, не скрепил узы брака. Семья распалась, а Агния, хоть и нашла свое счастье с другим, оставила себе фамилию первого мужа, которую и прославила на весь мир.

«Похоронный марш» по балету

Лев Волов очень хотел, чтобы его дочь стала известной балериной. Именно по его настоянию Агния пошла в хореографическое училище. Однако настоящей ее страстью были стихи. Переломным моментом в жизни она называла вечер, когда подростком нашла и про-чла залпом кем-то забытую книжку Маяковского. Начала сочинять сама: сначала эпиграммы и зарисовки, потом более серьезные вещи.

На выпускном вечере Агния под музыку Шопена со сцены читала свое стихотворение «Похоронный марш», принимая при этом трагические позы. Сидевший в зале нарком просвещения Луначарский едва сдерживал смех. А через пару дней пригласил юную поэтессу к себе и посоветовал ей всерьез заняться литературой для детей. Ее первая книга «Китайчонок Ван-Ли» вышла в 1925 году, но настоящая популярность обрушилась в 1936-м после цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и пр.).

Лирик и физик

Вторым ее супругом стал молодой ученый Андрей Щегляев. Служительница музы и теплоэнергетик прожили в любви и согласии более сорока лет, ни разу не поссорившись, как уверяют родные и друзья.

Андрей Владимирович никогда не ревновал к славе супруги. Более того, его веселил тот факт, что в некоторых кругах он был известен не как крупнейший в СССР специалист по паровым турбинам, а как… папа Тани, оплакивающей упавший в речку мячик (эти стихи Барто написала для их совместной дочери). Щегляева не стало в 1970-м. Он умер от рака. Но до этого Агнию постиг еще один удар.

Смерть накануне Победы

Ее сын от первого брака, Гарик, был добрым, общительным и талантливым мальчиком: сочинял музыку, в Свердловске занимался в композиторском классе. Поступил в Авиационный институт и параллельно в консерваторию.

4 мая 1945-го вернулся домой с занятий раньше обычного. Решил покататься на велосипеде, пока жившая с ними няня Домаша (Агнии Барто было не до стирки-уборки-готовки) управится с обедом... Велосипед Игоря столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Парень упал, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно. Подруга поэтессы Евгения Таратура вспоминает, что Агния Львовна тогда полностью ушла в себя. Она практически не ела и не спала, не разговаривала. С горем помогла справиться работа.

Поэт, сценарист, поисковик

Своему делу Барто отдавалась без остатка. Во время войны читала стихи по радио, в госпиталях, школах, а когда выбила месячную командировку на фронт - бойцам. Те плакали, слушая произведения, напоминавшие им о детях.

Еще Агния писала сценарии фильмов. При ее участии созданы такие ленты, как «Подкидыш» (специально для героини Фаины Раневской придумала знаменитую фразу: «Муля, не нервируй меня!»), «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».

В 1947 году она написала поэму «Звенигород» - о ребятах, оставшихся без родителей во время войны и воспитывавшихся в детских домах. Прочтя ее, уборщица из Караганды, потерявшая много лет назад дочь, прислала Барто душераздирающее письмо. Та связалась со специальным отделом милиции, который разыскивал людей. И через несколько месяцев пропажу, которой уже исполнилось 18 лет, нашли! Узнав об этой истории, поэтессу буквально завалили письмами с просьбой помочь отыскать родных. Так родилась передача «Найти человека» (аналог «Жди меня»), которая выходила в течение девяти лет на радио «Маяк». Благодаря Барто удалось соединить 927 семей.

Работала под прикрытием

Барто трепетно относилась к сочинительству. Когда рождалось что-то новое, зачитывала его своей семье или друзьям-писателям - Кассилю, Фадееву, Михалкову, к советам которых прислушивалась.

- Мама всю жизнь училась у детей, наблюдала за ними, - вспоминает Татьяна Щегляева. - Она часто пристраивалась недалеко от детской площадки, смотрела, как ребята играют, слушала, о чем говорят. Так, «Дом переехал» она написала, услыхав слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста.

Иногда Барто работала под прикрытием. Представляясь сотрудником районо, садилась за последнюю парту в классе и слушала, о чем говорят дети. Правда, однажды ее рассекретила девочка-первоклассница: «Вы в районо работаете? А раньше работали писательницей, я вас видела по телевизору».

Ушла в день смеха

Поэтесса много путешествовала (в послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии), даже в пожилом возрасте играла в теннис, танцевала, в том числе на 75-летии. После смерти мужа, которого пережила на одиннадцать лет, написала две книги воспоминаний, более сотни стихов. Часами разговаривала с подругами по телефону, старалась чаще видеться с дочерью и внуками. Помогала семьям репрессированных знакомых: доставала дефицитные лекарства, находила хороших врачей; «пробивала» квартиры.

Свою правнучку Асю она видела только раз: малышка родилась в январе 1981-го, а 1 апреля того же года Барто не стало. Ее увезли в больницу, как думали сначала, с легким отравлением. Оказалось - инфаркт.

Похоронена женщина, на стихах которой выросло не одно поколение, в Москве на Новодевичьем кладбище. Надгробный камень выполнен в виде книги…

Она писала и такое…


Стихи Барто почти сразу становились классикой. Однако были у Агнии Львовны и другие произведения. Трагичные, как, к примеру, это обращение ребенка к умирающей бабушке:

Ее рука висит, как плеть,
Поднимется, поникнет снова,
Она готова умереть,
Я с ней расстаться не готова.
- Ты зря тревожишься пока, -
Мне говорят. Но я не верю:
Не слышно голоса за дверью.
Недавно мне издалека
Она кричала: «Здравствуй, детка!».
Теперь и улыбнется редко.
Хочу я, чтоб она опять
Ко мне присела на кровать,
Опять взялась критиковать
Неделикатную соседку,
Твердить о том, как страшен вред
От этих модных сигарет,
Как некрасиво рот разинут
Из-за жевательных резинок.
Ну, бабушка, ну, поворчи,
Ну, поищи свои ключи,
Ну, на меня пожалуйся...
Ну, рассердись! Но не молчи,
Но не молчи, пожалуйста...
Ее рука висит, как плеть,
Поднимется, поникнет снова,
Она готова умереть,
Я с ней расстаться
Не готова.

Или подростково-влюбленные, ироничные:

Сергей все время разный.
Вчера пришел развязный,
Меня он хлопнул по плечу,
Назвал красивой бабой...
Ну, извинился бы хотя бы!
И я обиделась. Молчу.
Сдала я нормы ГТО.
Он крикнул на бульваре:
«А ты девчонка - ничего!
Ты настоящий парень!»
А мне как раз сегодня днем
Другой хотелось быть при нем -
Беспомощной и слабой.
И я ждала других похвал.
Ну, отчего он не назвал
Меня красивой бабой?
Источник: donbass.ua
Андрей Питонов, "Донбасс.ua"

 

 
 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте