СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1916
27 января 2012 года
Поэт Римма Федоровна Казакова не дожила до своего 80-летнего юбилея – 27 января 2012 года – три с лишним года, уйдя из жизни 19 мая 2008 года в подмосковном санатории. В 2007 году она последний раз побывала в Севастополе – на своей родине, где долгие годы жила ее двоюродная сестра и друг Эмилия Доронина, долгие годы проработавшая научным сотрудником Музея героической обороны и освобождения Севастополя. К сожалению, она ушла из жизни раньше знаменитой сестры. К счастью, мы много общались при ее жизни… РЭМО И СВЯТОЙ РИММА – И все же можно сказать, – вспоминала Эмилия Николаевна, – что в дошкольные годы мы росли вместе. Родители наши работали, а главным воспитателем была любимая бабушка, которая то забирала сестренку к нам, в Севастополь, то отправлялась со мною к Казаковым. Девчонками мы были довольно шаловливыми, но бабушка лихо с нами управлялась. Разойдемся вовсю, а она строго окликнет: «Рэмо, Эма!». Да, дочку в семье комиссара Красной Армии Федора Казакова по моде 30-х годов назвали Рэмо, что расшифровывалось как Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. В военные годы семья Казаковых тогда эвакуировалась в Удмуртию, потом уехала в Германию. Оттуда, воодушевленная Победой, Рэмо однажды прислала сестре фотографию с восторженным пожеланием: «…чтобы зажглась в сияющей лазури прекрасная победная звезда». Первая проба пера? Возможно, ведь поэзию она любила с детства. С увлечением декламировала стихи, услышанные по радио. Письма отцу на фронт тоже часто писала в стихах. Серьезнее стали поэтические опыты в студенческие годы. НАЙТИ СЕБЯ… НА КРАЮ СВЕТА В апреле 1958 года Римма участвовала в семинаре молодых поэтов России, состоявшемся в Смоленске. Тогда же вышла ее первая книга «Встретимся на востоке» –раритет, который сумела сохранить сестра. Характерна дарственная надпись: «И страшно, и трудно, и хорошо – и дальше надо идти». Причем осознавая в полной мере, насколько это нелегко: «Поэзия – мужичье дело, воловий труд, соленый пот». Может, эта ответственность сыграла не последнюю роль в личной судьбе – родство душ почувствовал мастер публицистики Георгий Радов, который вместе с творческой бригадой «Литгазеты» приехал тогда на Дальний Восток. Благодаря поездкам по стране и за рубеж расширялась и география впечатлений. Ездила Римма и как поэт, и в качестве члена Комитета защиты мира. Запечатлена на памятных фотографиях со Святославом Рерихом, Ясиром Арафатом и другими всемирно известными знаменитостями. Римма Казакова входила в состав редколлегии «Юности», «Работницы» и «Крестьянки». В 1984 году ее избрали секретарем правления Союза писателей СССР. Много переводила стихов молдавских, узбекских, грузинских, азербайджанских поэтов. Впечатления, конечно, обогащали и собственное творчество, всегда отличавшееся особой искренностью и доверительностью. Был в ее жизни и эпизод 1969 года, когда из Харькова в ЦК КПСС поступили сигналы о московских поэтессах Казаковой и Кашежевой, выступавших «с чтением стихотворений, в том числе идейно порочных». В отношении Риммы речь шла о «Вождях»: Вожди, вожди! Народец ненадежный! Трудно представить, что это было написано и прилюдно прочитано в застойном 1969-м, а не в 90-е годы. А в 90-е из раздумий о происходящем родился сборник публицистики «Возлюби…», лейтмотивом которого стало то, что в жизни всегда все происходило не столь однозначно, как нам пытались внушать долгое время штатные идеологи. Как, например, Римме было не задуматься над рассказами отца, который в ранней юности был пастухом у помещика. Азам грамоты, которые помогли мальчишке шагнуть в большую жизнь, научила его помещичья дочь… Больше всего тревожило Римму то, что за политическими баталиями на все более дальний план отходили вопросы культуры. Не появлялось меценатов, ибо «новые русские» не видели в меценатстве прямой материальной выгоды. И Римма горестно констатировала, что в результате «тонкий гумусный слой культуры стирается с лица Отечества ларьками со съедобным и несъедобным ширпотребом». Но ведь без внимания к культуре государство никогда не будет цивилизованным. Тем не менее, когда с открытием «железного занавеса» многие поэты бросились на Запад, Римма Казакова попыталась отчасти объяснить их поведение: «Раньше поэзия умирала от страха, а теперь – от голода». Но не оправдать: «…Но грозных оценок не надо, найдем лишь точное слово – сбежали». А в своеобразной полемике с Евтушенко, утверждавшим в свое время, что «поэт в России больше, чем поэт», Казакова, казалось бы, высказывает прямо противоположное: «Поэт в России меньше, чем поэт». Но далее конкретизирует, что меньше – лишь в плане материального благополучия и сиюминутной славы. А в перспективе: Зачем пишу и, как на турнике, Забвенья нет – если у поэта есть читатели. Сборник «Наугад», увидевший свет на рубеже XX-XXI веков, стал своеобразным подведением итогов сделанного в поэзии, о чем можно судить по названиям разделов – «Самоанализ», «Игры», «Прощай, любовь», «Под чужими небесами». Самый лиричный раздел – «Песенки». Те самые, что становились лауреатами традиционных фестивалей «Песня года». «Ненаглядный мой», «Музыка венчальная», «Поздняя женщина», «Телефонные звонки» и многие другие – лиричные, красивые, жизнеутверждающие песни были не однодневками. Что удивительно: Римме Казаковой удавалось успешно работать с разными композиторами (первой была Пахмутова), в том числе и молодыми, и каждый смог прочувствовать лирический настрой ее стихотворений, хотя у нее очень сложная лексика. Тем не менее, звучащее слово приобрело новые художественные и интонационные оттенки. А сориентироваться в современной музыке ей, конечно, поспособствовал в свое время сын Егор, который, кстати, так же, как и Римма, с детства был в восторге от Севастополя… МАГИЯ ГОРОДА У МОРЯ И меня с сестренкою, помню, Много позже Римма Федоровна напишет это стихотворение «Поповна» в память о трагической судьбе женщины, которая в оккупированном Севастополе отказалась служить переводчицей и умерла от голода. Помню, поинтересовалась у Эмилии Николаевны, как Римма Федоровна относилась к нынешнему зарубежному статусу Севастополя. Услышала в ответ: – Конечно, неоднозначно. Но трезво. Безусловно, странно уроженке города русской славы было приезжать сюда в качестве закордонной гостьи. Однажды, когда Севастополь был закрытым, из-за отсутствия какой-то печати в пропуске у нее отобрали паспорт. Сестры пошли в милицию, где, к счастью, дежурный офицер осознал абсурдность ситуации, и, уладив все формальности, искренне порадовался тому, что пусть даже при таких обстоятельствах познакомился с поэтом. Но Римма была не из тех, кто звал народ в прошлое. Уж она-то, профессиональный историк, осознавала, что дважды в одну и ту же «реку времени» еще никто не ступал. Именно история способна отделить зерна от плевел и высветить нам истинные ценности. Так же, как, впрочем, и настоящая поэзия. Ольга СИГАЧЕВА
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Севастополь