Заказать третий номер








Просмотров: 2117
16 декабря 2011 года

    – Ну что, попался? – ласково сказал Пантюк, вынимая из крапивы щенка.

    Разговаривал он редко – только с собаками, с Орликом и сам с собой: пробовал голос, как он там, эй? Голос глухо ворочался в голове, как в вате. Чужих, наружных звуков Пантюк почти не слышал.

    Он долго вглядывался в движение травы, думая обнаружить суку с приплодом. Но та, видно, вовремя почуяла беду и загодя унесла щенков в другое место – всех, кроме одного. То ли не успела, то ли бросила.

    Петля не понадобилась. Пантюк с добычей пошел к своей повозке, продираясь сквозь заросли, цепляясь полами за колючки репейника. Несмотря на жару, он был в длинном пальто и войлочных башмаках: кости его всегда мерзли, тело не держало тепла.

    Возле повозки уже топтались дети. Увидев, что Пантюк несет маленького щенка, они подняли крик и стон.

     – Дяденька живодер, дяденька живодер, не забирайте его, не надо, ну пожалуйста, отдайте его нам, не забирайте! – горестно кричали дети.

    Пантюк сунул щенка в фургон, бросил туда же петлю, закрыл дверцу и пошел отвязывать Орлика. «Не забыть остановиться у хозтоваров», – напомнил сам себе. Влез на козлы, чмокнул, тряхнул вожжами, – Орлик нехотя тронулся, побрел по разбитому асфальту разбитыми копытами и через несколько шагов, как всегда, задрал хвост и выпустил душистые травяные ветры – прямо в нос Пантюку.

    Дети бежали следом, ожесточаясь:

    – Живодер! Живодер! Живодер!

    «Надо ей сказать: английский замок не годится, дайте такой, чтобы спички не застревали в скважине!». Трех месяцев не прошло с тех пор, как он поселился в новостройке, а уже дважды приходилось взламывать квартиру: соседские мальчишки забивали скважину спичками. А на днях вспороли дерматин на двери, а вылезшие наружу ватные потроха подожгли. «Топить их, гаденышей, надо, да некому», – хмуро думал Пантюк.

    К хозтоварам он подъехал, окруженный гурьбой окрестных детей. Как только Пантюк зашел в магазин, они облепили повозку – толкаясь, заглядывали в маленькое зарешеченное оконце фургона, совали туда пальцы, пытаясь коснуться щенка, причитали, гневно роптали. Наконец, не зная как навредить живодеру, принялись обстреливать камнями Орлика.

    В магазине Пантюку не повезло: за прилавком вместо давно знакомой Гали стояла какая-то новенькая и ничего не хотела понимать. Да и мудрено его было понять без привычки. Речь его за сорок лет глухоты стала квакающей, нёбной, гнусавой. Он все твердил про спички, про замок, но звуки как бы залипали и слова выходили ни на что не похожими.

    – Галя! Галя, иди сюда, я больше не могу! – завопила продавщица, потеряв терпение.

    Вышла Галя, взглянула на покупателя, бросила товарке:

    – Чего визжать-то? Контуженый он, – и приступила к Пантюку.

    Но даже бывалая Галя ничего не поняла и в конце концов вручила ему клочок бумаги и карандаш. Пантюк написал: «замок што бы спички низостревали», – и сам увидел, что вышло нехорошо. Но написать по-другому не умел: до оккупации всего три класса кончил, а что потом? – потом этот партизан… Я спрятал его на чердаке сеновала. Втайне от матери. Утром пришли трое немцев и староста, мать разговаривала с ними во дворе, а я вертелся рядом. Нарочно. Чтобы показать, что никто их здесь не боится. Но тот, на верху сеновала, боялся. Вот сдуру и бросил гранату. И все разлетелось, и я разлетелся вместе со всем. А когда очнулся, подполз к матери, дотянулся рукой до ее лица – рука погрузилась в мокрое, жидкое, липкое…

    – Замок… чтобы что? Спички… какие спички? Бред какой-то. Мужчина! Что вы хотите?! Я не понимаю! Не по-ни-ма-ю!

    Пантюк соскучился объяснять. Он отвернулся от прилавка и посмотрел в окно: как там Орлик?

    Орлик стоял у обочины, покорно снося удары камнями. Иногда передергивался всей кожей спины от метких попаданий, как от укусов слепня, или топал ногой, или фыркал. Иногда качал своей старой большой головой, и казалось, она слишком уже тяжела для него. Горизонтальные зрачки под мохнатыми веками дремали. Может быть, он думал в это время какую-то свою лошадиную думу или бежал вслед далекому светло-зеленому воспоминанию.

    Один только щенок, запертый в черном фургоне, ни о чем не думал и ничего не помнил – потому что недавно родился. Две недели назад у него открылись глаза. Его влекли квадратики света и детские пальцы, просунутые сквозь решетку. Что это? Он подполз и ухватился ртом за чей-то мизинец: вдруг молоко?

 

 фото Надежды Городецкой

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс декабря 18, 2011, 20:48:01

Хочется поздравить Ирину с творческой удачей. Меня это рассказ потряс. И не тем, что "щенка жалко", а... гармонией. Очень трудно с такой темой не скатиться в сентиментальность. А тут... история оказалась правдивой, но без надрыва, трагичной, но с чувством перспективы. Название очень хорошее. Браво!
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Вс декабря 18, 2011, 21:07:08

Сколько разных жизней в таком небольшом тексте. И все равноценны. Сегодня весь день не мог выкинуть это из головы. Спасибо.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн декабря 19, 2011, 11:06:48

Прямо ком к горлу, извините за литературный штамп, но ведь действительно подкатывает. И самое трагичное в том, что, вроде бы, и не виноват никто, а так за всех и за всё больно.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пн декабря 19, 2011, 12:12:51

Потрясающе показаны "персонажи второго плана": Орлик, щенок, мальчишки, продавщицы: у каждого своя "тема", своё "лицо". Как это всё вместе поразительно точно работает на композицию, на восприятие рассказа!
Но вместе с тем почему-то где-то на седьмом слое подсознания что-то некомфортно покалывает, может быть, от того что совершенное воспринимается как искусственное, искусно смонтированное, не знаю, получилось ли у меня объяснить.
Это не отменяет моего восхищения работой талантливого автора.
Александр Евсюков

Тула
Комментарий
Дата : Вс декабря 25, 2011, 01:21:45

Очень мощный рассказ-айсберг. Под малым видимым пространством зримо, выпукло переплетаются судьбы всех упомянутых персонажей: от живодёра с говорящей фамилией Пантюк до Орлика и щенка, которому ещё нечего помнить.
Правда, те же точность и взвешенность каждого слова, без малейших следов эмоциональной проговорки навевают подозрение в некой мАстерской "сделанности". Но, несмотря на них, результат я вижу замечательным!
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Ср января 11, 2012, 02:05:16

Идея рассказа - хорошая. Исполнение же оставляет желать лучшего, и вот почему: Главный герой, по идее, - это какой-то другой человек, а не жертва чьей-то трусости (не имеет значения когда это случилось, в войну или в мирное время). В реальности, подобные люди, напротив - очень привязаны не только к животным, но и ко всякой козявочке, и при этом, настороженно относятся к людям. А здесь мы видим человека который казнит живое существо только потому, что стал инвалидом. Слабый аргумент, для этого должны быть иные побудительные мотивы. Например: если бы на его глазах стая голодных псов разорвала мать, а он бы по счастливой случайности выжил. Тогда была бы понятна причина его озлобленности.
Вывод: у рассказа нет финала.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср января 11, 2012, 18:45:17

Удивительно непредсказуемый вывод :)))
Василий, здравствуйте! Рады вам!


Из чего следует, что главный герой озлоблен? Из рода занятий? Из досады на мальчишек? Это слабый аргумент))) Из чего следует, что он "казнит живое существо только от того, что стал инвалидом"?

Мне кажется, всё гораздо проще и трагичнее (чем даже ваш театрально-жуткий пример, именно из-за обыденности трагичнее): контузия влияет не только на органы, но и на психику, и мы не имеем здесь дела с сознательным злодейством ни в одном эпизоде...

Мне кажется всё-таки, что логика, аргументы и побудительные мотивы - это больше полезно для производства следственных действий, чем для искусства.
Да и жизнь такая штука интересная, всё в ней нелогично, мотивы одни, действия - другие, результаты - третьи...
Мне кажется, настоящее произведение искусства получается, когда автору удаётся уловить вот это сочетание несочетаемого и увидеть, показать это хитросплетение просто как оно есть, во всей его... некрасивой красоте.
Последняя правка: января 11, 2012, 18:46:23 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср января 11, 2012, 20:47:19

А что - есть тут здравый смысл, на мой взгляд, вовсе не противоречащий принципам искусства))) Василий прав в том, что для писателя совсем не помешает быть еще и психологом. Я вот не смогла для себя определить - что не так в этой истории... Какой-то выверт, от которого ощущение все же неприятное остается, режущее. Это не хорошо и не плохо, но... именно некомфортно. А ведь действительно - это две истории, т.к. одна с другой психологически не связаны, а только механически...
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Ср января 11, 2012, 22:10:20

Здравствуй, Катя! Спасибо за ответ. Рад, что есть тема, которая может открыть в нас человеческое. Пишу без кавычек, чтобы не было двусмысленности.
Из семинарских занятий, а они, в общем-то, были схожи, что у поэтов, что у прозаиков, мы вынесли главную мысль: автора следует судить не со своей "колокольни", а с позиции автора, т. е. с законов которые он создал сам. В данном случае, автор даёт читателю отправную точку зла, коей становится взрыв гранаты брошенной партизаном у которого сдали нервы. Я настаиваю на том, что это слабый и крайне неудачный аргумент, и вот почему: соматические и психологические проблемы главного героя начавшиеся с обозначенного автором события не могут привести к деформации его личности, поскольку личность уже была сформирована на тот момент: мальчик понимал что есть зло, а что есть добро. В некотором роде, он совершил даже смелый поступок показывая что не боится оккупантов и старосту. И вот – взрыв, потеря матери, собственная травма. Соматическая травма дополняется психологической, когда мальчик обнаруживает состояние матери. Автор рисует не столько визуальную, сколько тактильную составляющую эпизода памяти главного героя «мокрое, жидкое, липкое». Для чего автор ведёт читателя «дантовыми кругами» используя перечисление характеристик того «нечто» во что превратилась голова погибшей матери? Зачем смакование?.. Мальчик дотронулся до головы матери и почувствовал липкое… Зачем эти погружение? мокрое?.. Это способствует пониманию читателя тех фактов, что мальчик оглушён взрывом, испытывает боль, и не до конца понимает, что мать мертва?.. Когда можно было оставить при редактировании только слово «липкое». Это уже точка в сознании героя, пусть не сразу и осознанная, в силу очевидных причин, что матери у него нет. Совершенно излишние штрихи к психологическому портрету героя. Поэтому, я настаиваю, что побудительными причинами для главного героя в выборе его профессии живодёра (вспомним Шарикова, его патологическую ненависть к кошкам) должны быть иные. Он должен был убивать этих животных ещё в детстве… причём, физически он должен быть здоров. И ни какой соматической патологии… На эту тему, есть рассказ «Коршун» Николая Ивановича Коняева, выпускника Лита начала 90-х (есть два писателя с этой фамилией), я писал по нему контрольную работу для Сергея Романовича Федякина. В этом рассказе главный герой – давил гусят… это не аля-Паниковский с идей фикс – украсть гуся любой ценой. Этот литературный герой (имеющий вполне вероятно своего прототипа) давил гусят потому, что на фронте – он давил гусеницами танка немцев…
Да, война беспощадна в ликах смерти. Но одно дело, когда жуткая смерть – случайна (шальная пуля, попадающая в голову, или тот же осколок мины, или авиабомбы делает своё страшное дело), или же гибель противника происходит в результате необходимой самообороны (использование штыка, сапёрной лопатки, просто приклада оружия) и совсем другое, когда смерть приносит удовольствие…
У героя Коняева вид смерти живого существа вызывал удовольствие, давя гусят – он восполнял, пусть и частично, то большое удовольствие, которое он испытывал на фронте. А что происходит с этим ловцом собак? Он просто дурак?.. То есть человек, не извлекающий ни какого опыта не только из жизни другого человека, а даже из своей собственной. Другими словами, человек без памяти и воли? Я в это не верю! Поскольку сам автор нам представляет его, как человека страдающего: герой рассказа, помнит о матери; он постоянно о ней думает, переживает её смерть. Он помнит сам вид этой смерти, то с чем она сопряжена... и вдруг – это многолетнее живодёрство… Одно не вяжется с другим, хотя и «пригнаны» красивым художественным словом.
У меня есть знакомый охотник (знакомый, потому что я вместе с ним работаю), он недавно мне рассказал, что своего сына всегда брал на охоту, практически с двух лет. И, вот, когда мальчику было шесть лет, он отвёз его к своей матери в Башкирию. Приезжает через месяц, и его мать говорит: «Знаешь, сын, что натворил Серёжа?.. Он взял плоскогубцы и выдрал все зубы у щенка… Щенок сдох». Можно спросить: почему это произошло? Ответ прост: мальчик привык к виду смерти на охоте. Он часто видел, как отец добивал раненную птицу, или животное. Но, отец добивал… А мальчик пошёл дальше… развил идею. Сейчас этот Серёжа служит в армии и, конечно, всё это перерос… шалость и шалость. Зубы живым щенкам он больше не рвал, но на охоту ходить не перестал. Как сложится его жизнь, я не знаю, и предсказывать нет желания.
К чему это «лирическое отступление»? А к тому, что психологический портрет главного героя рассказа «Молоко» не верен. Автор, уважаемая мной сокурсница, не поняла, каким он должен быть.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 12, 2012, 02:19:21

Ну наконец-то "крупногабаритный" комментарий :). Давненько такого не было. Василий, а мне вот действительно показалось, что герой страдает слабоумием, и непосредственная причина этого - травма головы, а не психологическая травма,которая была косвенной причиной. Он не садист, ведь он животных-то не убивает, он их просто отлавливает и сдаёт куда-то, где их уже и убивают. Он их не сам убивает, мне так, по крайней мере, показалось. Систему работы живодерни не знаю. А на другую работу его по состоянию здоровья и не взяли бы наверное. Он посредник, а не палач,он - конвоир. Ему нравится их ловить, а не давить. Для него это на игру похоже. Он как бы одновременно и какую-то нежность к ним чувствует, и уверен, что их надо топить там или давить, поскольку бездомные животные должны быть удавлены - правило такое непреложное, раз бездомные - значит, жить не должны. Но, я понимаю, почему Василий в это не поверил. "Я спрятал его на чердаке сеновала. Втайне от матери. Утром пришли трое немцев и староста, мать разговаривала с ними во дворе, а я вертелся рядом. Нарочно. Чтобы показать, что никто их здесь не боится. Но тот, на верху сеновала, боялся. Вот сдуру и бросил гранату. И все разлетелось, и я разлетелся вместе со всем. А когда очнулся, подполз к матери, дотянулся рукой до ее лица – рука погрузилась в мокрое, жидкое, липкое…" - весь этот абзац представляет собой речь адекватного, образованного взрослого человека. Выведенный персонаж, если он страдает слабоумием, не смог бы так сформулировать в уме. А поскольку начинается с "Я", то выходит это именно его слова, которые он из-за заикания не может полностью воспроизвести вслух.Чтобы не было этой неувязки, данный эпизод нужно сделать от третьего лица, а не от первого, тогда всё сойдется, у нас получится действительно человек нездоровый как физически, так и душевно. Но, с другой стороны, в настоящем произведении искусства всегда есть некая доля условности... Поэтому я бы не стала категорически настаивать на необходимости такой правки.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 12, 2012, 02:33:56

Тут еще проблема в том, что рассказ слишком реалистический, если бы это был модернизм или даже постмодернизм, то сие "Я" можно было бы воспринять следующим образом: если бы Пантюк мог выразить словами (неважно вслух или про себя) то, что видел и чувствовал, он бы сказал так. Но именно в этом тексте это выглядит не очень органично.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт января 12, 2012, 02:59:32

Ого, "куда ты, тропинка, меня привела"... :)

Вась, извини за "вы" и спасибо за "ты". Об "отправной точке зла" - хорошо подмечено. А что если считать это не "точкой зла", а - точкой сдвига, вот того самого "выверта", о котором Наташа говорит, с которого всё и перекроилось, с которого изменилась реальность?
Я согласна с Ириной: перед нами человек с недостаточностью (не врожденной) - душевной и умственной,и именно этим обусловлена "профессия".
И знаете... может, эта "условность" - спасательный круг для читателя, оставляющий его в рамках "эстетического". Иначе совсем непереносимо было бы.
Что же до психологического портрета (обоснования поведению) героя... Осмелюсь предположить, что такой задачи автор себе не ставила. Может быть, именно "механическая" сцепка и даёт такой мощный по воздействию на читателя эффект. Механика - взрыв, механика - жизнь, механика - действия героя (и даже в чём-то действия мальчишек, продавщиц)... Один мощный контраст, выводящий из механического мира, - щенок, облизывающий детские пальцы...
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 01:43:16

Здравствуйте, Ирина!
Спасибо вам, что вы откликнулись на мой комментарий. Фактически, этот рассказ нас (комментаторов) - объединяет. Идёт маленькая литературная жизнь, где нет и не может быть проигравших, мы все учимся. Поэтому восторги у нас должны быть по поводу только зрелых текстов, и, желательно, проверенных временем.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 01:58:49

После такого интересного обсуждения решила перечитать рассказ и поняла вот что: будь этот текст совершенным, без, как говорится, сучка без задоринки, я бы не стала к нему возвращаться.
А так есть в нём всё-таки что-то завораживающее. Что же до восторгов, - ведь это естественная реакция, разве надо стесняться? Мы же живые люди, не механические!
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 02:42:37

Здравствуй, Катя! Какие могут быть с твоей стороны извинения, курс-то наш был большой...
Что же касается "условности", как "спасательного круга" для читателя, то с тобой я согласен; правда, добавлю, что он должен быть не столько натуралистичен (хотя, всё зависит от контекста), сколько реалистичен и сводим к сознаванию того факта, что "так может быть в жизни". А здесь я не увидел правды жизни. Герой говорит чужими словами. Ему приписаны несвойственные поступки. Контузия не может оправдать его профессию живодёра, я скорее поверю, что он был пастухом с его ласковостью. Но я не могу домысливать за автора, я нахожусь в "рамках" рассказа. А моё неприятие подачи автором портрета героя, основано на личном опыте общения с людьми увечными, а так же и теми кого можно причислить к живодёрам. В детстве, у нас в станице соседом был некто Жилин, он сдирал с живых кошек кожу... В отместку, мальчишки, били ему стёкла. Помогало. Ненадолго. Это было его хобби. Потом, он умер и об этом все забыли, как забыли и самого Жилина.
Апеллирование к механистичности событий, поступков героев в рассказе - это стереотипность, Катя. Нет здесь "механики", потому что деталь, механическая, это автономная мёртвая (не имеющая своего продолжения во времени) вещь, потеря которой останавливает "механизм". А в рассказе подобного типа такое дробление недопустимо, поскольку это "живой" мир. Потеря детали - не останавливает "механику" рассказа, если выражаться подобным образом, а предусматривает запасные варианты развития сюжета. Но, опять же, автор вольна оставить всё без изменения, если она знает что-то такое, чего не знаем все мы.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 02:51:48

Здравствуйте, Лариса! Я написал о сдержанности эмоций в отношении произведений, ибо преклоняться пред ними не надо, ибо это модели, плоды ума. Боязнь совершенства - опасная боязнь! Отдаёт местничеством. Не будь совершенными большинство произведений Пушкина, возвращались бы люди к ним год от году? Совершенное произведение - источник неиисякаемый. Но это и так понятно.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 13:12:13

У, какой интересный разговор получился. Василий, ну насчет слов персонажа ему неподходящих - тут похоже, можно спорить бесконечно. Помню когда я в ранней юности читала Толстого и Достоевского, первые мысли, которые мне пришли в голову по поводу Достоевского - люди так не говорят, а по поводу Толстого - люди так не думают. Не по смыслу сказанного, тут -то я с уважаемыми нашими классиками была полностью согласна, а по форме,меня несколько смущало, что так складно говорить и думать в реальной жизни невозможно. А потом уже в Литературном институте поняла, что такое условность, и что речь как устная, так и внутренняя в художественном произведении не обязана полностью соответствовать правде жизни. Это я уже не применимо к рассказу Ирины говорю, а просто упоминаю о том, что тут грань очень тонкая, и "попасть в десятку" действительно очень сложно. По поводу вашего личного опыта общения с увечными и утверждения, что такой человек скорее работал бы пастухом. Если "по уши" залезть в психоанализ, окажется, что вариантов развития подобного психического отклонения намного больше и исключений из общих правил полно, и чтобы утверждать что-то на сто процентов, надо еще одно образование получать:). Вообще, это я просто к слову, если какой-то даже очень добросовестный, талантливый автор, например, будет писать роман о врачах, милиционерах, физиках, прочитает кучу специальной литературы, поговорит со специалистами в этой области, всё равно, если его роман потом будет читать врач,юрист или физик, он, наверняка, найдет несколько неточностей.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 14:12:47

Да, Ирина, в каждой профессии тот кто в ней "варится" находит и положительное и отрицательное, но если кто-либо со стороны говорит о том же самом, он становится дилетантом в глазах профи. Правда, есть исключения такие как Высоцкий, которого признавали все о ком он писал.
Претензии к автору рассказа "Молоко", у меня сводятся именно к поверхностному изображению духовного мира героя. Для подробностей вовсе не требуется авторского листа, достаточно навести фокус и тогда картинка прояснится. Говорить о том, что подобное поведение контуженного - исключение, значит не понимать законов духовного мира по которым живёт подобный человек. Поскольку, контуженный, значит, практически блаженный. Есть ещё один пример, когда контуженный человек (жертва войны), так же практически мычащий и не умеющий общаться с людьми, находил общий язык не только с животными, но и с насекомыми. У него кузнечики не выпрыгивали из рук и бабочки не торопились улететь, видимо чувствуя себя в безопасности на его открытой ладони. Увечность только усилила в нём человечность. Лишенный людского общества он нашёл себя в любви к животным. И это не исключение. А герой рассказа - ласково зазывает животное на смерть, и говорить о том, что это замечательная авторская находка - по меньшей мере - странно. Не надо покупаться на красивое повествование. Всё в этом рассказе фальшиво, как и детский палец протянутый щенку (вспомним мучения Орлика).
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 14:37:31

"Палач не знает роздыха, но все же, черт возьми, работа-то на воздухе, работа-то с людьми" - это в порядке юмора. Вообще, в любом человеке столько всего намешано, даже если он, вроде как нормальный совсем. Помню в детстве в деревне у моей соседке был жуткий петух, вся деревня его боялась, как пойду к подруге, а он как выскачет, как выпрыгнет... Просто ужас и кошмар, и не знаешь куда прятаться. Так вот, сидим мы с подружкой в песочнице, замок строим. Вдруг видим идет её бабушка с петухом под мышкой и топориком, доходит до пня и кричит нам: "Смотрите, девочки, счас будет казнь!" И ловко так на пенек его, голову долой и тут же берет его за лапы, руку вытягивает, а он крыльями машет, хоть и безголовый. А она нам весело так: "До свиданья девочки!" - вроде как этот петух с нами таким манером прощается. Вот такой у нее юмор был, а человек она была хороший и в своем уме. В мире вообще столько всего необъяснимого :).
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 14:54:51

Кстати, если убрать "ласково подзывал" и чуть подправить речь персонажа - сделать это можно достаточно легко, придать персонажу явную озлобленность, а дети пусть швыряют камнями не в несчастную лошадку, а в самого Пантюка - логика рассказа будет идеальной. Но это будет рассказ уже другого автора. Так что решать, конечно же, самой Ирине.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 15:20:56

Я надеюсь, все профессионалы и комментаторы в полной мере осознают свою "вину, меру, степень, глубину", а главный герой художественного произведения извинится перед читателями за свой неправильный духовный мир и станет пастухом... :)

Хочется поздравить Ирину Батакову с таким резонансом. Спасибо за предоставленную возможность "резонировать". :)
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 16:10:52

Казнь петуха-забияки, не совсем верный пример, так как в деревне - это нормальный процесс. Скот, птицу держат на убой. Есть даже люди с крепкими нервами, которые забивают скотину, для них это рутинный выверенный в каждом движении акт. Они получают за это плату, часть туши; денег, как правило, за убой не платят. Это не живодёрство, это часть крестьянского уклада жизни.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 16:32:33

Ну это ж было сделано не рутинно и привычно, а весело, с удовольствием и остроумием. Я и не говорю, что это живодерство, просто бабушка от этого действия своего как-то взбодрилась даже , сама себе понравилась, что казнь у неё вышла эффектной. Понятно, что всё это в пределах нормы и часть крестьянского уклада, но можно просто молчаливо головы курам рубить, а можно с прибаутками. Но если углубиться-то в проблему-то совсем уж, не должно же какое-либо умерщвление и предшествующие ему действия вызывать радостные эмоции, вроде как нехорошо это... А получается, что удовольствие вызывает не факт, что мол голову отрубила, а как сноровисто - удовольствие от хорошо и красиво сделанной работы. И такое удовольствие нормально. Всё, "молчу, молчу, молчу". :)
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 16:57:27

Когда меня принесли из роддома и положили в коляску, сибирский кот о 10 килограммах, любимец, лентяй и бабушкин баловень - прыгнул ко мне в отсутствии взрослых. Это было последнее, что он сделал в своей счастливой жизни. Бабушка, найдя его ощеренного надо мной, взяла верёвку, смастерила петлю и повесила кота в саду. Объяснение было одно: в станице, не задолго до этого, погиб младенец, кот лёг на его личико во время сна.
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 19:43:17

Здравствуйте. По-моему автор рассказа именно и ломает стереотипы. Ждать жалостливую историю про контуженого инвалида, умиляющегося насекомым и подозрительного к людям, вот это и есть толстый штамп и мелодрама.
Насколько я понял, у вас Василий такую реакцию именно профессия вызывает.
Обсуждаем как будто вообще другой рассказ.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 13, 2012, 21:21:46

Здравствуйте, Андрей! Когда читаешь произведение, где автор "не ставит себе психологических задач", а "ломает стереотипы", т. е. "открывает людям глаза" на то, что и среди инвалидов войны были такие мерзавцы. Ну, был такой исключительный случай, я это приемлю, мотива, данного автором, НЕ приемлю. Слабенько и шатко сделано. Я не против службы санитарного контроля, работа эта "волчья", случайных там людей нет. Так же, я не жду истории о человеке, который бы умилялся козявочке (извините, за самоцитату), написать об этом произведение надо так, чтобы читателя "тряхнуло". А эта задача не так проста, поскольку необходимо создать "фон" и т. д. Заслуга автора рассказа в том, что она нашла тему, "копнула" глубоко, а вытащила только полштыка. Спасибо.
Алексей Сергеев

Питер
Комментарий
Дата : Сб января 14, 2012, 17:48:12

Рассказ, мне кажется, в целом, удался. И все-таки произвел двоякое впечатление. По форме, если брать стилистику, почти все сработано очень хорошо. Действительно - рука состоявшегося писателя. Метко, колоритно, местами вспомнился Платонов, местами - Леонов - хорошие образцы. Пожалуй, только дети немного факультативно вышли, как-то я их "не увидел". Нет излишнего рассусоливания - все лаконично. Хорошо использованы детали - одежда героя, сбитые копыта коняги, травяные ветры. В художественном плане, на мой взгляд, выпадает сцена в магазине - кроме воспоминаний о войне (здесь особенно хорошо переключение он - я) она смотрится не убедительно - новая и старая продавщица, все это распыляет внимание...

Идея автора тоже понятна - показать как война, смерть матери способна озлобить - лишить не только слуха, но и нравственного зрения. Герою не важно - детей ли топить, щенков ли, он как бы не понимает своей жестокости. Очевиден и контраст - доживающий старик с доживающим конем и новая жизнь (щенок, дети, новостройки). И вот здесь скажу о том, почему начал свой отзыв с "двоякого впечатления". Все-таки рассказ не показался мне цельным. Не по стилю (здесь все здорово), а именно по реализации. Хорошо, что автор избежала натурализма, и щенок еще не знает, что ждет его. Но остается ощущение недосказанности, будто пружина изначально испорчена. Из-за этого рассказ не влияет, как должен, вроде и схема ясна - не не совсем работает. Возможно, в этом и прелесть рассказа - это срез жизни без какой-то ни было морали, просто как есть. Но в этом случае, можно ли считать этот срез подлинно художественным произведением с точки зрения целостности средств выражения, формы и содержания? С точки зрения исполнения - конечно, это художественно. И все-таки, далеко не всякий хорошо переданный "кусок жизни" - отличный рассказ...
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб января 14, 2012, 18:01:43

Artclinic, день добрый!
Спасибо большое за толковую рецензию и обоснованые выводы.

У нас к вам личная просьба: пожалуйста, измените свой логин на имя/фамилию (хотя бы имя, хотя бы фамилию) кириллицей - такие на этом сайте правила комментирования... (над окном для комментариев будет ссылка "Изменить профиль")
Если возникнут трудности - обращайтесь на artredaktor@mail.ru
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб января 14, 2012, 18:29:17

в своей прошлой практике мне встречались люди с "органикой"(инвалиды Афгана и Чечни).
да, контузия может вызвать некоторые органические повреждения головного мозга, которые могут изменить личность человека буквально полностью.
но - воспоминания от первого лица "Я спрятал его на чердаке сеновала. Втайне от матери..." - не увязываются с "органикой".
Ирина Батакова

Минск
Комментарий
Дата : Вт января 17, 2012, 17:55:15

Такое горячее обсуждение... Не ожидала. Благодарю всех участников, и критиков и защитников - без первых не было бы дискуссии, вторые мне как автору просто дороги :)
Катя, тебе отдельное спасибо - вот за это: "Я надеюсь, все профессионалы и комментаторы в полной мере осознают свою "вину, меру, степень, глубину", а главный герой художественного произведения извинится перед читателями за свой неправильный духовный мир и станет пастухом... :)"
Ирина Батакова

Минск
Комментарий
Дата : Вт января 17, 2012, 17:57:55

Да, еще хочу сказать спасибо Леше Сергееву за деликатную критику
и Андрею Самарину за комментарий про штампы и мелодраму.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте