СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1303
23 ноября 2011 года
«16 августа, понедельник. Утром собрали совещание по ограде с присутствием Елены Александровны Мальчевской. Как я и предполагал, протеже В.Е. – фирма, которая выиграла тендер Минкульта, – предложила на отпущенные деньги разобрать ограду и укрепить фундамент. Их логика мне понятна – это советская практика делать самое емкое по деньгам – фундамент. А что будет с оградой дальше, никого не волнует. Даст министерство деньги, не даст, нам, говорят представители фирмы, вместо ограды натянут сетку-рабицу...» – открытый наугад, на 331-й странице, «Дневник ректора» за 2004 год. В этом году вышло сразу два тома – «Дневник ректора» за 2004 год и просто «Дневник» 2009-го. Ректором ведь Есин уже перестал быть в Литературном институте, надо было что-то придумывать «новое», а называть свои записи «Дневником писателя» – вкуса у Есина хватает, чтобы этого не делать. Ведь «Дневник писателя» в России уже есть. В конце каждого тома – имена, причем даже инициалы все расшифрованы. Из первой записи В.Е. – это проректор Литинститута по хозяйственной части Матвеев. Дневник 2009 года начинается 1 января. С трудом верится, что человек может изыскать не то что свободный час, свободного времени в эти праздничные дни случается немало, а вот – желание, как заставить себя эти свободные минуты отдать делу, дневнику, делу обязательному, уже подчиняющему себе. 1 января Есин записывает про газовую трубу, которую «отрубили» Украине. «Вчерашние новости» – как вчерашние пироги. Точно-точно, и сам начинаешь припоминать эти совсем еще не позабытые события, когда праздничный день – на редкость – заполнен какими-то оперативными сводками «с полей». Можно вообразить себе журналистов-телевизионщиков, которые, матерясь, едут снимать трубы – тот редкий случай, когда записи из архива не спасут, надо стоять на фоне какой-нибудь трубы и вести репортаж. Труд писателя, взявшегося писать дневник, – примерно того же толка. Сизифов труд. Новости надо собирать каждый день, потому что – я не знаю, сколько раз они в день сегодня выходят, но вот три или четыре раза в день, как часы... И дневник пишется у Есина тоже как часы. Ведь и дневник ректора за 2004 год тоже открывается 1 января, а заканчивается 31 декабря, в пятницу. Закончена статья о Владимире Андрееве, из МХАТа пришла Маша и принесла подарки от Т.В.Дорониной, Новый год встретили, не поругались, с В.С. – Валентиной Сергеевной Ивановой, известным кинокритиком и женой Есина. «По телевидению шла какая-то чушь, похожая на шабаш. Високосный год ушел – как провалился». Дневники выходят по мере готовности, поэтому сразу два, но не подряд, 2004-й и 2009-й. Вторая книжка начинается уже без В.С., Есин долго не решался доставать какие-то старые вещи жены, и трогательные строчки и страницы посвящены вот этому странноватому и не раз в романах описанному чувству потери... Шубы наконец вытащил – одна совершенно поедена молью. Как метафора времени. Может, так и лучше: а то – человека нет, а шуба – как новая, и можно ее продать, а эту, всю превратившуюся в пыль, продать нельзя. Только выбросить. Дневник Сергея Есина – пестрая смесь, автор не раскладывает по полочкам, напротив, в одну кучу, как в жизни, мешает, через запятую у него газ на Украину, орден Гранину и два слова о нем и тут же – о Дорониной, которая и друг-товарищ, и соседка – МХАТ имени Горького стоит через бульвар от дома Герцена, где Литературный институт. Дорониной дали орден Почета, а Гранину – Андрея Первозванного... Пишется роман, собираются материалы, кухня писательская, что откуда «воруется» – все начистоту, как есть. Пропуски есть – все-таки Есин живой человек, а не машина. После 29 апреля – сразу 1 мая: «Первый раз проснулся часов около шести, подумал, что пора вставать, потому что надо заполнять дневник, но сон опять сморил... С самого начала или только в эти последние дольки снилась В.С. Опять где-то в больнице, в каком-то полуразрушенном доме. Я ее поднимал с постели, она была невесомо легкой, но живой, и я радовался и гордился, и мне казалось, что жизнь моя снова начинается...» За границей – о том, что в Москве, где вроде бы и все вещи напоминают о близком человеке, разные дела и заботы дают забыться. Телевизионные новости отвлекают от бесконечных ымслей о В.С. В человеческом, интимном своем, автор чаще доверяется дневнику, чем когда речь про политические новости. Там – пересказ решительно заменяет комментарий. Простой пересказ, правда, часто дает больше, чем пространный комментарий. Свои заметки «по поводу» у Есина обычно в придаточном предложении. ЧП сегодня, ЧП завтра. Послезавтра – тоже какое-то столпотворение разных ЧП, а потом – нет ничего. Ничего страшного не случилось. «Немножко поболтали с Анатолием Королевым о литературных разностях. В том числе и о похоронах Аксенова. Для прессы, которой, как обычно, в летний период писать особенно не о чем, эта смерть как манна небесная. Анатолий сказал, что народу было не так уж много, как представило это нам телевидение. Особенно отмечена шляпа Беллы Ахмадулиной и страсть писателей на похоронах говорить о себе в связи с покойным...» Литературные разности! Вот чем ценен дневник. И нелитературными разностями – тоже. В сцеплении и переплетении, в круговороте... Каждый, кто берет в руки дневник Есина, кто знает автора и какое-то количество из тех, кого он упоминает на своих страницах, неминуемо обратится к последним страницам, чтобы начать не по календарю читать, от 1 января к 31 декабря, а вот: Геннадий Янаев – 131. На 131-й странице – про «Морфий» Балабанова, это – на фестивале в Гатчине, дальше – фильм Галины Евтушенко по повести Льва Рошаля об истоках 91-го года с «классической документалистикой»: «лебединое озеро», «трясущиеся руки Янаева»: «Вот это-то все значительно сильнее, нежели художественная вязь». Владимир Сорокин – 189, 425. Первое упоминание – в связи с «Днем опричника»: «больше лихого узнавания, нежели подкожной правды», упрек – в «недостаточной сексуальной фантазии». Нашел три упоминания своей фамилии. Это – в связи с публикацией в «Независимой газете» статьи Ефима Лямпорта, его мемуара об отъезде из России, я тогда прочитал, позвонил Есину – я же не знал ничего о том, как Сергей Николаевич провожал Лямпорта в аэропорт (почти стихи...), и вкратце Есин пересказывает эту историю «своими глазами». Жаль, можно было бы подробней – все-таки такая страница яркая – критика, который позволил себе жестко отозваться о романе Владимова, фактически выдавили из профессии. В общем, хочешь попасть в историю – позвони Есину. Ну, не в историю – в дневник его точно. Впрочем, не слышал, чтобы кто-то искал встречи с Сергеем Николаевичем, чтобы публично влепить ему пощечину – за то, что не так написал. Или – не то, или – выболтал тайное. «Фильтрует базар»? Не знаю, литературной отделки – в смысле редакторской работы тут не чувствуется, такого, чтобы штукатурили, отмывали каждую фразу до блеска. Скорее привычная аккуратность слова, но без заботы о стилистической изысканности или – публицистическом пафосе. Тоже – нет.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва