СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2181
12 ноября 2011 года
Кажется, что в периодической таблице русской поэзии, где на многие годы вперед заложена таинственная и неисповедимая иерархия ценностей (со строго индивидуальной эстетической и личностной валентностью), долгое время вакантным оставалось место, предназначенное для Григория Артюхова. Поэт с таким голосом, с такой судьбой и темой, непременно должен был появиться в свой час, в свой век и на своем месте. Оно, конечно, в бытовом (житейском) плане, - «времена не выбирают», в поэтическом же (бытийном) измерении – отношения с временами не так безнадежно пассивны и страдательны. Их, все-таки, выбирают. В том смысле, что поэт всегда приходит вовремя и именно в свое, одному ему предопределенное время, на которое «его призвали всеблагие, как собеседника на пир». В явлении Пушкина, как известно, отозвалась эпоха Петра, завершением и гениальным апофеозом которой стал поэт. Есенин ворвался из русского крестьянского мира, чтобы выразить трагический финал этого мира, став реально «последним поэтом деревни», воспевшим «отчалившую Русь». Хлебников и Маяковский словно по какому-то грозному приговору революционного трибунала вызваны временем на сломе эпох, чтобы с сейсмографической точностью передать в стихотворной форме движении тектонических разломов истории… Разумеется, меня здесь интересует прецедентность явлений, а не сравнение их равно или разно-великости. Григорий Артюхов и не притязает на сравнение с классиками (что было бы, по меньшей мере, глупо и никак не вязалось бы со своеобразной иронической, а главное, - самоироничной природой его таланта). Абсолютно традиционный поэт, он, однако, не навязывается в панибратское родство к своим предшественникам, осознавая такт и человеческую скромность как редкое при нынешней всеобщей бесцеремонности достоинство. В духе его самоиронии можно даже сказать, что он вполне ценит свой шесток… Пусть другие с гранитного пьедестала рассуждают в гранитных строках о мировых проблемах, а для Григория Артюхова достаточно его высоты, чтобы – то озорно и весело, то игриво, то грустно и сентиментально – наблюдать за самым простым, самым обычным течением жизни в самом необыкновенном городе мира – Петербурге… Вот и выявляется таким образом его задание и предназначение в русской поэзии. Пожалуй, давно у великого града Петра не было столь оригинального летописца и бытописца. Как бы дерзко это ни прозвучало, но беру на себя смелость утверждать, что к Петербургу Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Заболоцкого, Шефнера, Горбовского, Кушнера, - в нашей литературе добавился и неповторимый, забавный и милый, непарадный Петербург Артюхова. Скажем, такой, как в этой остроумной иронической миниатюре: В климатическом смысле, в Петербурге – не в Нальчике… Даже читающим по Брайлю город интересен! И напрасно его присаливают коммунальщики: Вспомнить бы о Пушкине, Гоголе им – уж те на «язык» его пробовали, и не говорили: «Пресен». Или такой прелестно-классический вид, как в стихотворении «На Демидовом мосту»: Луна скучнела от картин привычных видов ансамблей, куполов, куртин… А мост Демидов, истерзанный пучками стрел юнца Амура, молчал и на неё смотрел весьма понуро. Никто не трогал тишины осенней ночи, и были трепетны, нежны их чувства – очень!.. Из ниоткуда в никуда, кружа в природе, бежала под мостом вода неспешно – вроде тягучей, муторной тоски, а тлен и бренность раскалывались на куски о современность…
Всё тут соразмерно – и ситуация, и словарь, и вкус, и поэзия. В стихах есть легкость, изящество, гармония… Вообще цикл «Мосты над каналами» - один из лучших и сильных в книге. Петербургская школа сказывается у Артюхова в классической форме, в точности и свежести рифм, которые звучат современно и ярко. У него совершенное чувство иронии, природного русского языка, тяготеющего к народному игровому обновлению привычных слов. Ему не откажешь в лирической дерзости, когда поэт в порыве любви может позволить себе роскошь по-рыцарски щедрой гиперболы: …Хочешь, лучшую из колоколен для тебя в своем сердце срублю!!..
При этом Григорий Артюхов очень искренний и совестливый поэт, даже иногда как бы во вред себе. Он не приукрашивает себя, свои неудачи и поражения, свои человеческие слабости, а нынче ведь любят победителей, людей успешных, цепких, не отягощенных проблемами совести и самоанализа. Но в том, быть может, и особенность его поэтической судьбы, в которой отражены судьбы миллионов русских людей, оказавшихся в собственной стране и на родной земле в положении изгнанников, подобно послереволюционной волне эмигрантов, оказавшихся за пределами исторической Родины… Талантливый поэт, автор единственной книжечки «Простите, что перебиваю…» и публикации в «Дне поэзии-2007», он слишком поздно приходит в поэзию (приближаясь к 60-летнему рубежу) и почти никому не известен… В поэзии Артюхова замечательно редкое ныне качество – сострадание к ближнему, к бедному, к отверженному человеку. Без пафоса и голой публицистичности он умеет говорить горькие и важные вещи о том, что переживает сегодня Россия и те, кого по гоголевской традиции называют «маленьким человеком». Потому так органичны в его творчестве стихи, даже названия которых говорят сами за себя – «Святочный монолог питерского бомжа», «монолог городского воробья», «Разговоры, подслушанные на помойке», «Черные яблоки», «Из жизни женщины», «Ночь на зимнего Николу…», «Поезд №55» и, конечно же, нечаянно оказавшееся программным, прекрасное стихотворение «Разговор с часовщиком» (…). В этом стихотворении – суть поэтического характера Артюхова, где ироничный склад поэта так естественно сочетается с грустью и мудростью, с народной и книжной культурой. Неслучайно на профессиональный философский вопрос часовщика о причинах неисправности часов: Что – контрамоцией грешат?.. Стоят?.. Или в беспечности неосмотрительно спешат к руинам бесконечности?.. поэт отвечает как поэт и немножко клоун или городской сумасшедший, который и может быть сегодня последним истинным философом: - Нет, - я сказал часовщику, - не то чтобы неточные, а… утром не кричат «ку-ку» часы мои песочные…
В этом странном, в чем-то похожем на юродство Николая Глазкова, разговоре посреди городской суеты ХХ I века, открываются глубокие философские смыслы. В них исторический и современный Петербург, и лирика, и усталость от урбанизации, и вечность в сиюминутности, поскольку в часах Поэзии песок – отнюдь не сахарный, а перемешанный с солью и памятью времен песок с берегов многих рек – и Невы, и Москва-реки, и Днепра, и Каялы, и Волги, и Стикса… Иногда, правда, поэт (и это тоже в его характере!) для разнообразия сыпанет в эти песочные часики перца и тогда получается замечательное стихотворение, как например, «Кокушкин мост»: У Садовой мост – Кокушкин. Здесь бродил когда-то… Фет. Думали, скажу, что – Пушкин? Нет… Дом Мицкевича Адама: тут гуляет иногда обаятельная… дама, да. Обожмёт свои перчатки, кинет взгляд на горизонт и раскроет над брусчаткой зонт… Здесь и я вбиваю точку в диабезову скрижаль, как обычно – в одиночку. Жаль… Думаю, что с выходом этой книги одиночество Григорию Артюхову больше не грозит, отныне у него будет свой верный читатель, с которым его поэзия отправляется в долгое и увлекательное странствие. И не только по петербургским проспектам и площадям…
От редакции "Артбухты". Эту статью Геннадий Красников написал в 2008 году для книги Григория Артюхова «Разговор с часовщиком». Через 2 года поэта не стало. Но хочется думать, что слова о том, что его поэзия «найдет своего верного читателя» и «отправится в долгое и увлекательное странствие», оказались пророческими. Санкт-Петербург, Севастополь, Москва – стихи Григория Артюхова повсюду найдут отклик в сердцах, ведь они и написаны от сердца…
Рис. Сергея Феденко
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва