СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2313
11 ноября 2011 года
Мелодия становится цветком, Он распускается и осыпается, Он делается ветром и песком, Летящим на огонь весенним мотыльком, Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет И перевоплощается мелодия В тяжелый взгляд, в сиянье эполет, В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие" В корнета гвардии - о, почему бы нет?..
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу. - Как далеко до завтрашнего дня!.. И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня.
Многие рассказы в нарушение хронологии нередко начинают с финала. И наша история – не исключение… Это было в 1955 году. Юг Франции, городок Йер. Рай для горожан и туристов. Море, бульвары, широкие тротуары, новые дома. А среди них – международный дом престарелых. В самом начале года, мягкой средиземноморской зимой, здесь появились новые постояльцы – муж и жена. Русские эмигранты, а если проще – нищие старики, впрочем, не утратившие аристократического лоска и державшиеся с достоинством. Звали их Ирина Одоевцева и Георгий Иванов. Жизнь в доме престарелых была размеренной: болезни, поиски лекарств, прогулки по городу… И так из месяца в месяц.
«Мне очень не хочется, несмотря на усталость и скуку моего существования, играть в ящик… Я, когда здоровье и время позволяют, пишу уже больше года некую книгу. Свожу счеты. Я пишу, вернее записываю «по памяти», свое подлинное отношение к людям и событиям…» Книга так и не была написана, хотя время действительно заставляло подводить итоги – Георгию Владимировичу было 60 лет. Для обитателей дома престарелых он был лишь одним из бесчисленных беженцев, лишенных революцией Родины. А вот в среде Русского Зарубежья Иванова многие называли коротко и ясно: первый поэт эмиграции. «Я – последний из петербургских поэтов, еще продолжающий гулять по этой становящейся все более и более неуютной и негостеприимной земле».
«Петербургский поэт…» Далеко не пустые слова и не банальное определение. Это биография или даже печать судьбы, счастливая или роковая – кому как повезет… Петербург – город великих поэтов, город Георгия Иванова, которому даже улочки Йера напоминали пригороды имперской столицы. В Петербург он возвращался в своих воспоминаниях. И возвращаясь, будто становился юным, только начинающим свой путь поэтом…
Ликование вечной, блаженной весны. Упоительные соловьиные трели И магический блеск средиземной луны Головокружительно мне надоели.
Даже больше того. И совсем я не здесь, Не на юге, а в северной царской столице. Там остался я жить. Настоящий. Я - весь. Эмигрантская быль мне всего только снится - И Берлин, и Париж, и постылая Ницца.
...Зимний день. Петербург. С Гумилёвым вдвоём, Вдоль замёрзшей Невы, как по берегу Леты, Мы спокойно, классически просто идём, Как попарно когда-то ходили поэты.
Начало 20-го века, 900-е годы. «Блистательный Санкт-Петербург…» в пору своего высшего рассвета…
Георгий Иванов: «Петербург был на всю Россию единственным городом имперски-великодержавного стиля. Петербург как бы являлся доказательством, что Россия, возглавляемая такой столицей, перестала быть Скифией или Московией, что она раз и навсегда свернула с ухабов своей былой проселочной дороги на широкий имперский тракт».
Империя! Стройные гвардейские полки в Петербурге, чеканный шаг по вымощенным площадям, пропитавшие воздух звуки маршей, колыхающиеся на ветру знамена… а на улицах – кадеты. Среди них был и Георгий Иванов. В 1907 году, 12-ти лет отроду, он был зачислен во Второй кадетский корпус – дворянская семья Ивановых издавна придерживалась военных традиций. Первое время в корпусе юноша учился прилежно, но на 15-м году в его жизнь вошла поэзия: он впервые прочитал Лермонтова и осознал, что тоже хочет писать стихи… Ирина Одоевцева вспоминала: «У него – и это бесконечно радовало его – неожиданно открылся «чудесный песенный дар». Сочинение стихов глубоко потрясло его и стало для него «делом всей жизни». Он, ни с кем об этом не советуясь, решил стать поэтом. Решил твердо, бесповоротно». Первые стихи Иванова писались прямо за школьной партой роты Его Величества в кадетском корпусе. Но в 1911 году Георгий окончательно отказался от военной карьеры: хрупкий и стройный кадет в мундире с красным воротником превратился в молодого человека в штатском костюме. «Мне было семнадцать лет. Я напечатал в двух-трех журналах несколько стихотворений, завел уже литературные знакомства с Кузминым, Городецким, был полон литературой и стихами».
Благодаря писателю и критику Георгию Чулкову Иванов переступил порог квартиры поэта, стихи и личность которого будут присутствовать в его творчестве до конца жизни. «Больше всего меня поразило то, как Блок заговорил со мной. Как с давно знакомым, как со взрослым и точно продолжая прерванный разговор. Заговорил так, что мое волнение не то что прошло – я просто о нем забыл».
Георгий Чулков свидетельствует: «Днем пришел Георгий Иванов. Бросил корпус, готовится к экзамену на аттестат зрелости, чтобы поступить в университет. Я уже мог сказать ему о Платоне, о стихотворении Тютчева, о надежде так, что он ушел другой, чем пришел».
День превратился в свое отраженье, В изнеможенье, головокруженье. В звезды и музыку день превратился. Может быть, мир навсегда прекратился? Что-то похожее было со мною, Тоже у озера, тоже весною, В синих и розовых сумерках тоже... ...Странно, что был я когда-то моложе.
Юношески восторженный новичок прошел долгий путь увлечений. Сначала футуризм, за ним последовал эгофутуризм, во главе которого стоял Игорь Северянин. Затем Георгий оказался в среде акмеистов. Первую его книгу «Отплытье на о. Цитеру» заметил Николай Гумилев – глава, или синдик, акмеистического Цеха поэтов: «Первое, что обращает на себя внимание в книге Георгия Иванова – это стих. Редко у начинающих поэтов он бывает таким утонченным. Поэтому каждое стихотворение при чтении дает почти физическое чувство довольства». Как вспоминала Ирина Одоевцева, « О том, чтобы стать членом Цеха поэтов, Георгий Иванов и мечтать не смел. И когда он нежданно-негаданно получил письмо от «самого синдика» Цеха поэтов, извещающее его, что он зачислен в члены без баллотировки, он просто ошалел от восторга».
Иванов превратился в профессионального литератора. Много печатался, выпускал сборники, был желанным автором бесчисленных журналов, дружил с теми, кого позже назовут классиками русской литературы – Гумилевым, Ахматовой, Мандельштамом. С последним у Георгия Иванова была одна визитная карточка на двоих.
В тринадцатом году, ещё не понимая, Что будет с нами, что нас ждёт,- Шампанского бокалы подымая, Мы весело встречали - Новый Год. Как мы состарились! Проходят годы, Проходят годы - их не замечаем мы... Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы Никто не позабыл, о, я уверен... Должно быть, сквозь свинцовый мрак, На мир, что навсегда потерян, Глаза умерших смотрят так.
Жизнь светского общества в последние годы существования Российской империи многим напоминала нескончаемый карнавал. В моде были костюмированные вечера и многочисленные представления. А символом эпохи стало артистическое кабаре «Бродячая собака», где постоянно проходили ночные бдения.
«В седьмом часу утра лица тех, кто еще оставался сидеть в «Бродячей собаке», делались похожи на лица мертвецов. Яркий электрический свет, пестро раскрашенные стены, объедки и пустые бутылки. Пьяный поэт читает стихи, которых никто не слушает. Пьяный музыкант неверными шагами подходит к засыпанному окурками роялю и ударяет по клавишам… Сонный вешальщик спит, забыв доверенные ему шубы. Кто спит, кто притворяется оживленным. Но какое уж там оживление…», - писал сам Георгий Иванов.
Жизнь Георгия Иванова того времени – образцовая жизнь денди: поэтические вечера, артистические кафе, чтение стихов. Верным спутником Иванова стал критик и поэт Георгий Адамович. Неразлучные Жоржики, как называли их знакомые, счастливо и беспечно прожигали жизнь.
Ирина Одоевцева: «Они целыми днями куда-то спешили, чем-то были заняты, чему-то смеялись. И ничего не делали. Мне, ученице Гумилева, казалось, что поэты должны работать, что день без нового стихотворения – потерянный день. Но такие взгляды смешили их».
В награду за мои грехи, Позор и торжество, Вдруг появляются стихи - Вот так... Из ничего.
Все кое-как и как-нибудь, Волшебно на авось: Как розы падают на грудь... - И ты мне розу брось!
Нет, лучше брось за облака - Там рифма заблестит, Коснется тленного цветка И в вечный превратит.
Возникавшие «из ничего» стихи Георгия Иванова поражали всех зрелым мастерством, точностью формы, отточенностью рифмы и живописной выразительностью образов. Но при этом… «Можно вдруг заплакать – не о стихах, не об авторе их, а о нашем бессилии, о том, что есть такие страшные стихи ни о чем, не обделенные ничем – ни талантом, ни умом, ни вкусом, и вместе с тем – как будто нет этих стихов, они обделены всем…», - отзывался о них Г. Адамович. А другие слова, произнесенные известным критиком, прозвучали приговором: «Поэтом он станет вряд ли. Разве только если случится с ним какая-нибудь большая житейская катастрофа, добрая встряска, вроде большого и настоящего горя, несчастья. Собственно только этого и надо ему пожелать». Это сказал Александр Блок.
Этой жизни нелепость и нежность Проходя, как под теплым дождем, Знаем мы - впереди неизбежность, Но ее появленья не ждем. И, проснувшись от резкого света, Видим вдруг - неизбежность пришла, Как в безоблачном небе комета, Лучезарная вестница зла.
«Добрая встряска» сопровождалась набатным колоколом истории. Она настигла не только Георгия Иванова, но всю русскую культуру: сначала большая европейская война, а затем опустошительный внутренний бунт… Целая эпоха канула в Лету…
«Говорят, тонущий в последнюю минуту забывает страх, перестает задыхаться. Ему вдруг становится легко, свободно, блаженно. И, теряя сознание, он идет на дно, улыбаясь. К 1920-му году Петербург тонул уже почти блаженно», - писал об этом поэт.
В бывшей столице бывшей империи аристократические дворцы превратились в коммуналки, ужины в ресторанах уступили место жалким пайкам из воблы и крупы, в некогда роскошных домах на проспектах зияли пустые глазницы окон, звуки гвардейских маршей сменились революционными песнями… Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно... Какие печальные лица И как это было давно. Какие прекрасные лица И как безнадежно бледны - Наследник, императрица, Четыре великих княжны...
Сотни тысяч людей покинули свою Родину. Такой же путь избрал Георгий Иванов. Умер Блок, был расстрелян Гумилев, всякая деятельность в России для Иванова потеряла смысл. Он просто не мог жить в новом времени – времени, когда поэты переставали «слышать музыку». В октябре 1922-го Иванов уехал за границу. Белая лошадь бредет без упряжки. Белая лошадь, куда ты бредешь? Солнце сияет. Платки и рубашки Треплет в саду предвесенняя дрожь. Я, что когда-то с Россией простился (Ночью навстречу полярной заре), Не оглянулся, не перекрестился И не заметил, как вдруг очутился В этой глухой европейской дыре.
Дороги большинства русских беженцев сходились во Франции. Здесь большую часть жизни прожил и Георгий Иванов. Гражданином Франции он, впрочем, не стал – не захотел обменять свой Нансеновский паспорт эмигранта. В Париже поэт поселился вместе с Ириной Одоевцевой, поэтессой, ученицей Гумилева, ставшей ему не просто женой, но помощницей и другом.
Поговори со мной о пустяках, О вечности поговори со мной. Пусть, как ребенок, на твоих руках Лежат цветы, рожденные весной.
Так беззаботна ты и так грустна. Как музыка, ты можешь все простить. Ты так же беззаботна, как весна, И, как весна, не можешь не грустить.
В среде литературных изгнанников репутация Иванова была высока. Он участвовал во всех заседаниях кружка «Зеленая лампа», проходивших в квартире Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, протежировал молодых талантливых поэтов вроде Бориса Поплавского, вел литературную войну с Владиславом Ходасевичем и Владимиром Набоковым. Книга «Петербургские зимы», в которой под пером Иванова была поэтизирована жизнь литературного Петербурга перед революцией, и поэма в прозе «Распад атома» вызвали сенсацию. Первая – вольным взглядом Иванова на знакомые многим события, вторая – неприглядной картиной современности. А сборник стихов «Розы» стал настоящим «бестселлером» - разошелся невероятным для эмиграции тиражом – 500 экземпляров. Превращение Иванова в беженца словно заново родило его как поэта. У советских литературоведов он десятилетиями считался «лощеным снобом и ничтожным эпигоном», что последовательно закреплялось во всех литературных энциклопедиях. А в поэтической эмиграции, старавшейся сохранить традиций русской литературы, Иванов стал «королевичем» среди поэтов. Собственную жизнь он превращал в стихи.
Ничего не вернуть. И зачем возвращать? Разучились любить, разучились прощать, Забывать никогда не научимся... Спит спокойно и сладко чужая страна. Море ровно шумит. Наступает весна В этом мире, в котором мы мучимся.
В отличие от большинства соотечественников, в эмиграции Георгий Иванов не бедствовал. «Жили мы вполне комфортабельно на ежемесячную пенсию моего отца, сохранившего в Риге доходный дом. А когда отец в сентябре 1932 года умер, мы получили большое наследство и зажили почти богато – в роскошном районе Парижа, рядом с Булонским лесом. И замечательно обставились стильной мебелью. Даже завели лакея…», - вспоминала Ирина Одоевцева. Однако и на этот раз беспечная жизнь продлилась недолго. В пожаре грянувшей новой мировой войны сгорели и доходный дом в Риге, и накопленные драгоценности, и домик на юге Франции. Друг друга отражают зеркала, Взаимно искажая отраженья. Я верю не в непобедимость зла, А только в неизбежность пораженья. Не в музыку, что жизнь мою сожгла, А в пепел, что остался от сожженья.
«Иванов, который в эти годы писал свои лучшие стихи, сделав из личной судьбы (нищеты, болезней, алкоголя) нечто вроде мифа саморазрушения и перешагнув через наши обычные границы добра и зла, далеко оставил за собой всех действительно живших «проклятых поэтов»», - писал Г. Адамович.
Игра судьбы. Игра добра и зла. Игра ума. Игра воображенья. "Друг друга отражают зеркала, Взаимно искажая отраженья...
Мне говорят - ты выиграл игру! Но все равно. Я больше не играю. Допустим, как поэт я не умру, Зато как человек я умираю.
«В нашей литературе не было еще стихов, где о крушении всех возможных человеческих надежд было бы рассказано с таким своеобразием и очевидностью, даже с такой настойчивостью. И не только о крушении, а и о чем-то вроде гоголевского «над кем смеетесь? над собой смеетесь!», что придает ивановской поэзии ее особый оттенок», - так оценивала поэзию Иванова Нина Берберова. Но творческие успехи не могли помочь ни материальному положению, ни здоровью. После долгих хлопот Иванов и Одоевцева оказались в международном доме престарелых в Йере – в том самом городке, оттуда мы начали наш рассказ. Ирина Одоевцева: «Это был очаровательный городок. Наш дом был окружен пышным садом с розами и соловьями. Мы могли наконец вздохнуть свободно». Георгий Иванов: «Здесь так хорошо, что и помирать неохота, хотя, пожалуй, придется…»
В доме престарелых Георгий Иванов прожил три с половиной года. Время старческого разрушения организма стало для поэта временем самого упорного литературного труда. Каждый день из-под его пера выходили стихи – по-прежнему будто «вот так… из ничего». А точнее – стихи из собственной гибели. «Посмертный дневник» - хроника умирания, которой ни до, ни после в русской поэзии не было.
Отчаянье я превратил в игру – О чем вздыхать и плакать, в самом деле? Ну, не забавно ли, что я умру Не позже, чем на будущей неделе?
Умру – хотя еще прожить я мог Лет десять иль, пожалуй, даже двадцать. Никто не пожалел. И не помог. И вот приходится смываться.
Георгий Владимирович Иванов умер 27 августа 1958-го года в больнице Йера. Похоронили его в общей могиле на местном кладбище. Через пять лет прах поэта перенесли на Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем – место последнего приюта самых известных и уважаемых русских эмигрантов. Ирина Одоевцева надолго пережила супруга. Она вернулась на Родину и скончалась в 1990-м году в том городе, который так любил Георгий Иванов…
Распыленный мильоном мельчайших частиц В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире, Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц, Я вернусь – отраженьем – в потерянном мире. И опять, в романтическом Летнем Саду, В голубой белизне петербургского мая, По пустынным аллеям неслышно пройду, Драгоценные плечи твои обнимая.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва