Заказать третий номер








Просмотров: 2485
01 июня 2014 года

Книга Владимира Гуги «Плюш и бархат» читается так же, как слушается хороший рок-альбом: запоем, с дрожащим предвкушением следующего трека (здесь – рассказа), с повторным прослушиванием понравившейся песни (здесь – прочтением). Еще по ходу чтения возникает непреодолимое желание поделиться наиболее удачными пассажами или даже целыми рассказами с домашними. И если такое желание действительно появляется, то лучше ему не сопротивляться, а устроить чтение вслух, благо рассказы небольшие и читаются за считанные минуты.

Лично для меня все это говорит о том, что книга удалась. А вот на чем эта удача держится, ответить сразу вряд ли получится. Можно назвать немало «сильных сторон» книги, пытаясь определить некую формулу, удачно выведенную автором.

К примеру, объем: сто страниц, которые несложно прочитать всего за час. «Плюш и бархат» состоит даже не из рассказов, а скорее из миниатюр. В наше сверхскоростное время такая вот классическая «книга на один вечер», возможно, оптимальная форма для диалога писателя и читателя. У читателя на руках все карты: и с современной прозой познакомится, и много драгоценного времени при этом не потратит. Если говорить по московскому счету, а «Плюш и бархат», к слову, очень московская книга (чего стоит рассказ «Московские игры» - обязателен к прочтению каждым москвичом), то чтение одного рассказа Владимира Гуги – это меньше, чем один перегон между станциями метро, а метро, как известно, самая большая «публичная библиотека» в стране.

Впрочем, справедливости ради нужно признать, что небольшие книги рассказов уже довольно давно находятся в тени больших и малых романов, откуда их никто вызволять не спешит – ни издатели, ни, что еще более удивительно, сами читатели. Но будем надеяться на «революцию сверху»: может, настойчивым авторам рано или поздно удастся изменить столь парадоксальную ситуацию.

Миниатюры «Плюша и бархата» – каждая разного жанра и, я бы сказал, разного настроения. Юмор, гротеск, фантазия, сатира и даже сугубо индивидуальная лирика – короче говоря, рассказы на любой вкус. В таком разнообразии тоже есть что-то от хорошего рок-альбома, где разнохарактерные песни чередуются, не позволяя слушателю скучать. У Владимира Гуги миниатюры подобраны точно и грамотно, объединены единой авторской интонацией, так что никаких «сбоев» в композиции.

Вообще, Гуга – прирожденный рассказчик. Он наблюдательный, с цепким и несколько колючим писательским взглядом, остроумный (в смысле – острого ума, а не просто, скажем, насмешливый или с юмором, хотя и с юмором у автора все в порядке).

Словом, я перечислил несколько тех самых «сильных сторон». Но, пожалуй, не хватает главных, которые, на мой взгляд, и определили удачу.

Гуга принадлежит к той, в общем-то, не самой многочисленной категории писателей, которые обладают, как сказал поэт, «талантом двойного зренья». Гуга, если взглянуть на его творчество ретроспективно, всегда умел видеть в обыденных явлениях нечто необычное, нечто из «другого измерения», условно фантастическое. «Условно» именно потому, что оно и не совсем фантастическое, то есть невероятное, и в то же время не строго реалистическое.

Своим читателям Владимир предлагает на некоторое время отказаться от привычного взгляда на мир, и такой подход, безусловно, роднит его с Кафкой. И у того, и у другого внешне абсурдные ситуации вырастают из зерна бытового, в первую очередь, мне кажется, из наблюдений за окружающими.

Например, в миниатюре «Отцы и дети» персонажи не могут, по словам автора, смириться с тем, что доля людская «печальная и скучная», в отличие от мира природы. Поэтому персонажи, поколение за поколением, стараются «стать животными», используя подручные средства (допустим, стрелы с присосками превращают маленького мальчика в улитку). В рассказе «Счастье» герой случайно бьется головой о чугунный уголок автобусной остановки, истекает кровью, попадает в больницу, но для него это счастье, потому как у него есть легальный повод не ходить на нелюбимую работу.

По поводу людей, их страстей и недостатков, у Гуги, наверное, нет особенных иллюзий, но, вместе с тем, краски, которыми он рисует своих персонажей, достаточно мягкие, что часто создает своеобразный контрапункт.

Вообще, «Плюш и бархат» - книга во всех отношениях авторская, ее не перепутаешь с книгами других авторов. Свой взгляд на мир, своя интонация, свои темы, свои герои… Что называется, штучный товар. Кстати, это видно и по изданию, практически «самиздатовскому» (ощущение, что определенная часть книжного рынка отступает назад). Не сшитые и не склеенные, а немного небрежно соединенными металлическими скрепами листы, простая, но выразительная обложка. Сам автор в шутку назвал собственное издание «бутлегом» (раз уж мы начали параллелями с рок-альбомом, то ими же стоит и закончить).

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт июня 05, 2014, 09:52:23

Остроумная рецензия на остроумную книжку.
"Гуга принадлежит к той, в общем-то, не самой многочисленной категории писателей, которые обладают, как сказал поэт, «талантом двойного зренья». Гуга, если взглянуть на его творчество ретроспективно, всегда умел видеть в обыденных явлениях нечто необычное, нечто из «другого измерения», условно фантастическое. «Условно» именно потому, что оно и не совсем фантастическое, то есть невероятное, и в то же время не строго реалистическое". - точнее и не скажешь.
Всем советую посмотреть на мир глазами лирического героя Владимира Гуги и, возможно, этот мир вас очень удивит, несмотря на все его недостатки
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт августа 21, 2014, 14:09:57

А мне вчера повезло: наконец-то у меня в руках оказалась эта книжица, изданная "для друзей" крохотным тиражом чуть ли не "в ручном режиме"... Лирико-юмористическая интонация, непричесанность, доброта - и получился совершенно самобытный мир! каждая миниатюра сдвигает привычное мироощущение так чувствительно, и каждая - в свою, особую сторону, что - нет, эта книжка не "на час"))) Если впихнуть ее в час, разорвет на части! В книжке много житейского, но это не простое житейское, не обывательское. Это как раз то, из чего произрастает мудрость большого ребенка. Почему-то вспоминается евангельское: "Будьте как дети, ибо их есть царство небесное". Вот как-то так. Ну, а то, что написано в анонсе - "тексты Владимира Гуги не имеют никакого отношения к литературе"... а может, и Бог бы с ней, с литературой:) Читать надо именно такие тексты - тогда мир станет добрее.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 15, 2014, 22:43:20

По-моему, идеальная рецензия.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте