СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1560
13 июля 2015 года
К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОЕГО ПРАДЕДА И ГРАФА ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО Я – человек простой, из провинции… На этих словах мой друг и соавтор П., как правило, машет руками и начинает ерничать: - Ну да, простой. Это Литинститут и полторы тысячи книг в шкафу так теперь называются? А провинция – это 50 километров от Москвы. Ну-ну. Согласен, кокетливо сгущаю краски. Но продолжим. Итак, я, простой человек из провинции, недавно зашел в банк. Много раз был там до этого, но тут… Раньше это было обычное отделение «для всех». Теперь это отделение преобразилось и стало отделением «для избранных». Я заметил. Всегда, когда оказываюсь в местах «для избранных», я впадаю в ступор. В банке дорогая мебель и радушные улыбки сотрудниц тоже вогнали меня в анабиоз. Я сел в малиновое кресло, от спинки которого так и веяло величием («Цени, что ты пристроил свою заднюю часть на меня!») и стал слушать монолог менеджера, предлагавший мне все возможные райские блага в обмен на сущий пустяк, приобретение платиновой карты. В такие минуты в моей голове что-то щелкает. Мозг переключается в режим «классовая ненависть». Организм в спешном порядке начинает вырабатывать элементы, отвечающие за агрессию, желание навредить, испортить, что-нибудь разрушить. Хорошо, что у меня все эти элементы слабые. Максимум, что я могу сделать, так это вступить на скользкую дорожку юродства. Не в силах ничего с собой поделать, я начинаю всячески демонстрировать, что я простой, бедный человек, только что из деревни. В духе «Куда уж нам до вас?». Где-то на заднем плане крутится мысль: «Дурак, сиди спокойно, вежливо улыбайся и будь самим собой», но инерция режима «классовая ненависть» гнет свое. Я – разумеется, случайно – выставляю вперед ногу. Пусть все видят – у меня стоптанные ботинки, на них следы дорожной пыли. У меня нет машины, я много хожу. Здесь-то, конечно, не бывает простых смертных в такой обуви. Вы привыкли видеть дорогие костюмы, а вот я развернусь в кресле, и вы сможете полюбоваться моей толстовкой, купленной на распродаже в секонд-хенде. И телефончик, телефончик посмотрите: видите, какой весь поцарапанный, с отбитыми углами старичок, каких уже много лет не производят? Смотрите, смотрите – когда еще такое увидите?! Будет что и внукам рассказать. Из банка в тот раз я вышел с упоительным чувством победы. Никакой платиновой карты не приобрел, зато свой след оставил – пыльными ботинками на красном ковре. Я, простой человек из рабоче-крестьянской семьи… Здесь снова обычно вмешивается друг и соавтор П.: - И что же в тебе, позволь спросить, крестьянского? - Как что? – возмущаюсь я. – А мой прадед? Он же из крестьянской семьи. Из Тульской губернии. Кстати, с П. у нас была история. Занесло в дорогой ресторан. В качестве бедных родственников отправились туда вместе с успешным режиссером – обсуждать, так сказать, сценарий. Подвохи начались сразу. А я ведь чувствовал, что в таких местах публика опасная. И пожалуйста, едва вошли, в гардеробе на нас тут же набросились двое мужчин в форме. Жестко, профессионально стали отбирать вещи, вырывать одежду. Мы еле отбились, спрятались от них в зале – там-то, у всех на виду, они не посмели нас преследовать. Но дальше – более трудные испытания. Принесли заказанную нашим режиссером рыбу – стерлядь. К ней столовые приборы. Все хорошо, наверное, даже вкусно, но… как эту рыбу есть? Откуда же нам знать? Мы стерлядь только на дореволюционных картинках видели – из жизни, знаете, русских царей. Начнешь орудовать вилкой – засмеют. Возьмёшься за нож – выставят вон. А ведь нам с режиссером еще работать. Алгоритм поведения у меня в таких случаях один: подсмотреть, скопировать. Но, как назло, и режиссер одну минералку пил, отходил от напряженного творчества, и другие столики далеко. И здесь мой мозг вновь переключился в режим «классовая ненависть». Врешь, не возьмешь! Руками есть буду! Ем и официанту улыбаюсь: вкусно, давай еще неси, я съем. Будешь потом всем рассказывать: видел, дескать, такого клиента, и откуда он взялся?.. На обратном пути в гардеробе мужчина в форме, которого мы опасливо обходили стороной, шепнул мне, открывая дверь: - На будущее. Одежду при входе сдавать надо. Он оказался обычным швейцаром. В глазах у него я прочитал: не юродствуй. Не юродствуй... Но я по-другому не могу. Это гены, простые крестьянские гены. - Слушай, а ты точно уверен, что твой дед был крестьянин? – спрашивает меня П. - Конечно, - отвечаю. – Он ребенком траву косил, вместе с Толстым. Львом Николаевичем. Тетя рассказывала. Вообще, режим «классовая ненависть» у меня практически не выключался, когда я работал курьером и разносил авиабилеты. Это сейчас они как материальная вещь уже не существуют, а тогда все было красиво – бланки, конверты, квитанции. Так вот, я разносил их клиентам, и среди них были «избранные». Гостиницы, казино, загородные коттеджи, квартиры в центре, шикарные офисы – везде я побывал. Историй хватит на роман, а то и трилогию. Вспомнить хотя бы немецкого бизнесмена, который по части русского мата даст фору любому нашему слесарю… Впрочем, я отвлекся. Режим «классовая ненависть» толкал меня на разные дела, хотя фантазия обычно ограничивалась подчеркиванием своей бедности, серости, настойчивым вызыванием жалости, смешанным со стремлением продемонстрировать: глядите, какой я независимый и прекрасно обхожусь без ваших дорогой одежды, блестящих машин и портативных секретарш! Хм… Речь идет явно о каких-то социальных комплексах, а это поле для самопознания. Я обратился к своей тете, неиссякаемому источнику сведений о наших многочисленных родственниках, хранительнице семейных фотоальбомов, архивов и разных историй о предках. Она все помнит: кто, где, когда, в какую погоду и при каких социально-политических обстоятельствах что сказал, что сделал, куда поехал… - А это точно, что мой прадед косил траву с Толстым? – спросил я. - Он сам не один раз рассказывал, - ответила тетя и после паузы задумчиво добавила: - Правда… В общем, прадед мой занимался сельхоз работами с Львом Николаевичем, кажется, тоже из «классовой ненависти». Дескать, поглядите, ваше сиятельство, на крестьян, ребят от сохи, простых парней, соль земли! Мы сами с усами, не писатели, конечно, но не лыком шиты! - И что же, - спросил я, - Лев Николаевич его не порол за такую наглость? - Нет, - ответила тетя и после второй паузы еще более задумчиво добавила: - Но чему удивляться, ведь… Да… Так я узнал то, о чем стыдливо молчат литературоведы и не хотят признавать биографы. Если верить прадеду, у него с классиком было много общего. Возможно, у Льва Николаевича тоже включался похожий "режим работы". Как говорил прадед, граф любил пахать землю плугом на виду тех поездов, в которых ездили «избранные».
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Нижний Новгород