СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
10 сентября 2017 года
Без малого век: Николай Тарасенко — поэт и прозаик, продолжатель традиций серебряного века русской культуры и соратник знаменитых шестидесятников, старейший писатель России и один из последних защитников Севастополя в годы его второй героической обороны — ушёл от нас в июле, за три месяца до девяносто восьмого дня рождения.
Никто не властен над своей судьбой: кто где родился — это не награда и не проклятье. Быть самим собой в чужой стране? Ну что вы. Нет, не надо. Пусть будет всё, как есть. Домишко мой, бугристый двор с беседкой винограда… Есть родина, мой полуостров Крым, и я смеюсь и плачу вместе с ним.
Цвет выцветшей крови, живая по склонам трава, букет поминальный на камне, где славы слова. Матросу геройскому памятник. Было. Всё так: Швыряет он связку гранат в наползающий танк…
Лист пятипалый прощальный наряден, ржав, и багров, и латунно огнист. Тайных, забытых ищу виноградин, как ты медвяна, случайная кисть. Здесь урожай собирался не нами, Сладкий миндаль в почерневшем чехле, нежный инжир, пощаженный дождями, всё, что осталось на щедрой земле…
После демобилизации Николай, награждённый Орденами Славы третьей и второй степени, устраивается в Черкассах на скромную работу в депо — рисует звёзды на паровозах и тендерах. Еще подростком он, имевший склонность ко всему художественному, подрабатывает в художественной мастерской Деткомиссии рисованием плакатов, помогая копейкой семье: «Родители мои — из украинских крестьян, уже не крепостных, еще не колхозных. В то беспросветное для них время, отец, Федор Степанович, и мать, Ирина Федоровна, в поисках лучшей доли оказались на юге, где и подарили мне мою малую родину — Крым, Симферополь». Не перестаёт писать стихи, а в 1956 году переезжает во Владимир. Девять лет он провел здесь, и этот период отмечен творческим подъемом. Тарасенко отсылает свой стихотворный цикл «Багдадские небеса» Николаю Асееву и в 1960-м становится членом Союза писателей СССР. Начинает активно печататься, его дороги пересекаются со многими известными поэтами-шестидесятниками. В разных издательствах выходят пять его поэтических сборников, а также роман «А в чем оно, счастье?», написанный в соавторстве с Е.М.Аксеновой и изданный под псевдонимом «Н.Тараксен». Он создаёт поэзию и прозу, публикуется в крымских и украинских издательствах. Его перу принадлежат полтора десятка поэтических сборников, популярно-исторические книги «Дом Грина» (1976) и «Феодосия» (1978), несколько романов, в том числе автобиографический «Капризы Фатума» (1999) и исторический «Гикия, дочь Архонта» (1996), а также «Месть эллинки» (1997) - за него Николай Тарасенко был удостоен премии Л. Н. Толстого в 1988 году.
«Как-то, после первых своих сборников, обратил внимание, что их заголовки начинаются с буквы «С». «Сердцем и памятью», «Синее солнце», «Скорость»… Подумал: не Фатум ли вмешивается? Подсказывает? И ни с кем не делясь, стал и дальше, уже намеренно, называть книжки по мере выхода: «Синь-море», «Свечение», «Светотень», «Скифское эхо», «Солнцеворот», «Сердцебиенье», «Силуэты»… Правда, иногда нарушал, для разрядки. «След Одиссея» должен был закрыть мою игру в заголовки. Но закрыл-то ее не «След», а уже сам Фатум, и не книгой, а страницей жизни: перед первым обвалом цен успел я купить старый дом на горке в любимом городе, за все свои малые рублики. Чуть промедли, и остался бы на улице, без независимой крыши над головой, на квартирном людском милосердии».
В 2014 году, юбилейном для писателя, когда ему исполнилось 95 лет, вышел последний сборник прозы Тарасенко с военной повестью «Невынутый осколок».
Ночь, долгая, как жизнь, конца не видно сроку. Как жизнь, но только вспять: от запада к востоку. Досадная хандрой, пророческими снами, и славная мечтой, что тоже правит нами…
Как одиночный злак в цветах прогалин, Я защищен безвестностью своей. Всё это значит — быт мой минимален, Врагов не множит, не манит гостей…
Дмитрий Тарасенко: Почти тридцать сборников поэзии, лирической и фантастической прозы, эссеистики Николая Тарасенко выходили в Киеве и в Москве, они оценены читателями, поэтами и критиками, среди которых Алексей Фатьянов, Игорь Золотусский, Андрей Вознесенский, Николай Асеев, Борис Слуцкий… Николай Федорович часто по литературным делам приезжал в столицу. Но не прельстился ею: как сказал полушутя другой поэт, «в Москве никуда не спешат, в Москве на бегу умирают». Нет, лучше в Крыму, на малой родине. В Симферополе пролетело детство с учёбой в художественной мастерской, несытая, но счастливая пора студенчества, сошла с небес первая любовь, и здесь же в альманахе “Литературный Крым” опубликовано первое стихотворение. В Севастополе для Николая, курсанта военно-морского училища, началась война. Рядовым прошёл он фронтовой путь и закончил его, расписавшись на рейхстаге…
Чтобы лучше узнать поэта, перечитайте его стихотворения, среди которых нет и не было ни единого в угоду власти. Когда нажимали, когда становилось невмоготу, он уповал на спасательный круг: древность. Один из его сборников так и назывался «След Одиссея».
Рапсоды, схимники, витающие в сферах, вы честно вымрете, одни в своих пещерах. Не унимается духовная тревога, когда все молятся, а ты не веришь в бога.
Вдруг обнаружится, чем боги были заняты, и торсы рушатся, трамбуются в фундаменты, и ветры буйствуют, и вдаль плывёт Улисс… Все богохульствуют, а ты один молись.
Прожил несколько лет в Старом Крыму — и вот она, книга «Последний лучник», о нашем любимом Грине. Тогда же появилось стихотворное обращение не то к некой любительнице роскоши, не то к государству, которое, по идее, всегда за всё отвечает:
Не переманивай поэта, Не обещай ему добра, Хрустальной щедрости буфета, Махровой вязкости ковра,
Не отлучай его от слова, Он только словом чародей, Не превращай в очередного Обходчика очередей!
В коробке импортного быта Он пропадёт не за пятак. Иная у него планида — И жить, и чувствовать не так!
Наверно, нет ещё вакцины От миражей со всех сторон. Не стать бы частью той картины: Твой полотёр, твой диктофон.
А вот это — о жизни в Бахчисарае, куда надолго забросил капризный Фатум:
В краю миндаля и акаций, И речки малой Чурук-Су, С которой просто перебраться На тропку тайную в лесу,
Острей провидческое зренье В непроницаемой глуши. Страданье, а не наслажденье, Есть вечный двигатель души!
А потом появился дом и сад в Севастополе:
Вот уж не думал, не гадал, само собой все вышло: сад на горе, орех, миндаль, и алыча, и вишня. Лесок синеет за холмом, вдруг туча набежала, блеск молнии, весенний гром, — как будто все сначала…
В 2008 году поэт подарил любимому городу, с которого Грин рисовал неведомый географам Зурбаган, юбилейное издание избранных произведений «Когда в душе светает». Стихами из «Венка сонетов» он обращался к однокласснице, дальней, почти нереальной, чей образ, однако, не стёрся из его памяти:
Сквозь волны беспощадных поколений ещё мы различаем свой рассвет. Мы выходцы из прошлого… Как тени, мы беженцы с тобой из прошлых лет.
Как беженцев, теснят нас и торопят свои потомки, жёсткий наш народ. И не подскажет им житейский опыт, что может статься с ними, в свой черёд.
Болеем, плохо спим, не так одеты, нам неуютно в мире новом… Где ты, ровесница? На юге ли твой дом? В центральной полосе, где много снега? Или в надзвёздной местности ОМЕГА… Ты где-то есть, кто знал меня юнцом.
Валерий Митрохин: — Татьяна Ковалевская, поэтесса и журналистка, супруга, заботливая подруга и единомышленница великого мастера, провела рядом с Николаем Фёдоровичем почти сорок лет, вторую половину своей жизни. Талантливый литератор, она добровольно ушла в тень великой кроны, которая, как мне кажется, стала для неё целой вселенной. По возвращении в Крым Тарасенко сначала поселился в Ялте. Там вырос его сын. Туда к нему наезжали его знаменитые друзья, бывал у него и Андрей Вознесенский: ведь его первую книгу “Мозаика” мэтр, одарённый природой и как художник, иллюстрировал еще во Владимире. Однако суета и шум всесоюзной здравницы теснили его ранимый дух. По причинам сугубо семейного характера поэт перебирается в Старый Крым. И там, на этом древнейшем перекрестке культур, общаясь с духом любимого романтика Александра Грина, Николай встретил и открыл себя нового, написал краеведческие книги. Чувство это, как и писательство, было унаследовано сыном и, похоже, младшим внуком. Мятущаяся душа поэта, напитавшись энергиями крымско-татарского Солхата, не могла долго витать над Агармышем, ее потянуло в город воинского прошлого, который молодой поэт когда-то защищал и освобождал... В конце жаркого июля мы его предали земле. Той самой, где 76 лет назад сложил головы курсантский батальон, брошенный оборонять подступы к Севастополю. Тогда на Мекензиевых горах чудом уцелел только он — Николай Тарасенко. Там поэт и похоронен вдогонку своим боевым товарищам. И военный оркестр, и семикратный автоматный залп над этой политой кровью рыжей землей звучали и в честь последнего защитника города-героя, и в память его однокурсников. Вечная память, Николай Федорович!
Николаю Тарасенко
Витая по периметру страны, Я вижу мир с обратной стороны.
Мне сквозь туман забвения видны: Ландшафт войны и тишины пейзаж, Иное море, допотопный пляж…
Душе моей на что-нибудь годны Господень гнев, Господне снисхожденье; Что Богом создано, порушено людьми…
Взаимосотворения любви И саморасчленение рожденья;
В терновнике — предательства гнездо; В розарии — кровавые бутоны И плач, и стон, и птичьи камертоны…
Стране за тысячу, а мне уже под сто. Я спрашиваю сам себя: за что Мне эта миссия тяжелая досталась?
В груди моей безмерная усталость И некая догадка, что на смену Душа другая явится вот-вот.
А эта сквозь невидимую стену В другое измерение уйдет.
И сердце поболит и перестанет. И кто-то колбы мира переставит. И горловиною — не толще волоска — Просыплет время зернышки песка,
Размолотого жерновами звезд, Что падали Галактике на хвост.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Россия