Заказать третий номер








Просмотров: 1480
26 июня 2015 года

-   Ты вот что, Паша, проверь-ка эти накладные – раз. Цифры подозрительные. В последнее время наши саратовские, похоже, начали мухлевать. Пора их на место поставить. Два – проследи отгрузку составов. Казанский, завтра, двадцать ноль-ноль. Компаньонам сообщи, что приеду не раньше чем через месяц – три.

    Николай Николаевич сделал большой глоток тёмной жидкости. В кабинете ощутимо запахло чем-то дублёно-сладким. – Четвёртое, и неприятное – уволь деликатно Лену. Надоела. Почему все секретарши считают прямо-таки своим долгом тащить меня в постель, а?

-   Ну-у-у, - Паша неуверенно пожал плечами. – Такой вот вы неотразимый мужчина… Семьи нет, то-сё…

-   Это точно. Семьи нет, а деньги есть. Если эти сучки будут постоянно их из меня тянуть, то и денег ни хрена не останется. Короче, дай ей отступного, но деликатно, и пусть катится с Богом  на все четыре… Чтобы к моему возвращению её тут не было. Найди скромную дурнушку, оно спокойнее как-то будет. -  Николай Николаевич похрустел костяшками пальцев и протянул: –Та-ак, шестое. Сьезди туда, ну, ты понимаешь, где мы этого гадёныша держим и…. – Осипов склонился к самому уху помощника и  минуту что-то ему пошептал. Паша понимающе мигнул. – Так кончим с этим раз и навсегда, - подытожил Николай Николаевич. – Нельзя бросать тень на нашу фирму.

-   Это точно, - поддакнул Паша. – Сделаем.

Осипов, кряхтя, стал выбираться из-за огромного приземистого стола, напоминавшего цветом и формой поваленный бурей кладбищенский монумент. Постучал ботинком по потемневшему ковру. Нахмурился, втянул ноздрями воздух.

-  Слушай, тут прямо заплесневело всё. Ты уж наведи порядок к моему возвращению. А мне пора переодеваться. Машина пришла?

Павел выглянул в окно: «Нет ещё».

   Дворик перед офисом выглядел унылым и пустым, словно испокон века, и в холод, и в жару, здесь отирались лишь пожилые блохастые собаки и вороватые коты. Их мирная жизнь иногда прерывалась навязчивым человеческим вмешательством – бегали курьеры, грузились и отправлялись в неведомые края фуры, полные таинственным грузом… И снова опускались на дворик тишина и забвение. Ругань ворон да редкий шум моторов – вот и вся суета.

    Как обычно, пространство между офисом и воротами казалось по-благостному умиротворённым, сонным. Над воротами, за облупившимися фасадами зданий, пыльное солнце опускалось в разморённую жарой Неву. Где-то негромко пропела машина, ей ответили радиопозывные из распахнутого в летний вечер окна. А их автомобиля всё не было.

   Осипов неслышно подошёл, хлопнул помощника по плечу.

-   Что менжуешься? Да справишься, справишься, тебе не впервой.

-    А я и не…, - дёрнулся Паша.

-   Ну и хорошо, и славно. Пойдём-ка на улицу, там подождём. Вечер-то какой тёплый…

 На улице закурили. Осипов прищурился, глядя на догоравшее солнце.

-   Ты погляди, красота-то какая. Как будто живём в мире, в тиши и благодати… И не подумаешь, - он махнул рукой в сторону чахоточных тополей, ютившихся у ограды, - что двор по периметру и камерами просматривается, и охраны человек десять по углам. Как в деревне просто…

 В ворота вплыл «Мерседес», призывно гукнул. Из него выбрался батюшка в рясе и поспешно пронёсся мимо Осипова и Паши в боковой флигель здания. За ним поспешал хлипкий охранник с дипломатом.

-   Гады, -  прошипел Николай Николаевич едва слышно. – Совсем оборзели. Сначала плати им три процента, теперь пять, а потом? Ох, погубит их эта жадность жидовская. Крысы, одно слово. Попы, мать их…

  Помолчали. Осипов затушил окурок.

-  Пора, брат. Пойдём пешком, что ждать, идти-то до Пряжки всего два шага…

  Осипов просил навестить его через неделю. Принести хоть немного человеческой еды, фруктов, а главное – курева.

***

  Паша с опаской приоткрыл калитку. Тихо. Тихий час, наверное, - решил он. Больница спала. Дверь в приёмный покой оказалась незапертой, и медсестра, разморённая жарой, дремала прямо за конторкой. Паша на цыпочках прокрался мимо неё. Номер палаты он уже знал наизусть – из года в год Осипов выбирал шестую. Мол, мы культурные аллюзии хорошо понимаем. Чехов, «вы звери, господа», и так далее.  В шестой содержались буйные, или, точнее, как их предпочитали деликатно именовать, «расторможенные».

 Паша поднялся было тихонько на второй этаж, сделал два шага по коридору, и тут затхлый воздух больницы пронзил такой страшный, почти потусторонний крик, что Павел замер. Крик висел над землёй несколько секунд, как парашютист, осознавший, что даже запасной парашют уже не откроется. И так же мгновенно прекратился. Вслед за ним раздался звук падения тяжёлого тела.

-   Ах ты, б.., Иисусик, так ты ещё и сопротивляться? – возопил озлобленный мужской  голос.

-   Держи ему ноги, Миха, - отозвался второй. – Вяжи ему руки. Щас мы тебе покажем мучеников! Щас ты у нас тут будешь как этот, как его…

-   Свя…той Се-се-себастьян, - чуть слышно ответил третий. – Бейте меня, распинайте, плюйте в меня, великого грешника ибо…

Голос стал едва слышен, перекрытый сипением санитаров. Взвизгнули пружины. Последовало несколько глухих ударов; их сопровождало азартное хэканье санитаров.

-   Вот так, Себастьянчик ты наш, получи, на тебе!

-   Да, да, плюйте в меня, рвите, пытайте, потому как нет грешника хуже, нет человека хуже, - слабый голос избиваемого перешёл в плач.

-   Эй-эй, хватит тебе, - один из истязателей, очевидно, почувствовал, что перегнул палку. – Попытали, и будя. Давай вставай, мученик ты наш… О, и синяки прошли, смотрю, на ноге. Зато ожоги теперь долго не пройдут. Интересно только, кто ж это тебе бензина сюда умудрился притащить…

-   Да за те деньги, - вступил второй палач, - что он платит, ему сюда цистерну чего угодно подгонят, ага, Себастьян?

-   Ага-ага. – Голос истязуемого, как показалось Паше, теперь был начисто лишён слезливых интонаций. – Между прочим, я и вам плачу неплохо. Кстати, сколько с меня за вчера и за сегодня – с убытками по матчасти?!

-    Кхм. – Очевидно, санитар перешёл на шёпот, потому что Паша расслышал только «петровичу», «окно разбили» и «грина». – Кхм, - убедительно повторил медбрат парой минут позже.

-   Годится, - припечатал «Себастьян». -  А теперь быстренько тут всё убрали. Ожоги смажь мне, мастер, «левомиколем», и до вечера свободны.

  Паша попятился к лестнице и скользнул в полуоткрытую дверь туалета. Он услышал, как санитары хлопнули дверью шестой палаты и, припав к щели, заметил, как с оживлёнными улыбками на лицах зашагали они в сторону ординаторской. Паша выжидал. Через пару минут из шестой показался высокий, с наметившимся брюхом и ярко выраженной небритостью на лице мужчина. Даже издалека было заметно, что его покрасневшее лицо лоснится от пота, а волосы слиплись. Полосатая фланелевая пижама делала его похожим на отъевшегося на дармовых хлебах актёра провинциального театра, по ошибке приглашённого в столицу играть узника Бухенвальда в заведомо провальной киноэпопее. Мужчина привалился спиной к стене и, мечтательно покачиваясь, вперившись в потолок, принялся яростно чесать онемевшие от верёвок запястья. Красные  полосы  ярко выделялись на коже рук, гармонируя с бардовыми пижамными полосками рукавов. Похоже, мужчина даже что-то тихонько напевал. Паша навострил уши. Это была любимая песня его шефа, Николая Николаевича Осипова,  баллада о чёрном вороне…

   ***

 -   Жаль, увезли сегодня нашего кормильца, - пожаловалась уборщица из третьего блока нянечке Анне Николаевне. – Привозють его на месяц каждое лето – и полгода я пенсию с книжки не снимаю, до самого Нового года. А потом снимаю понемножку, и как раз до следующего лета хватаить.

-   Это точно, - поддакнула Анна Николаевна, - богатый человек, сразу видно. Солидный такой, и машина чёрная, большая.

-   А тихай… Голос не подымет, всё так тихонько говорит, словно просит… Судно вынесла – десятка, помыла, бельё поменяла – полтинник. Не уберу – так не крикнет, а плакать принимается. Говорят, большой начальник, и вот смотри ж ты… А то как он Мишке руку сломал, буйствовал – так на следующий день ему сюда машину подогнал. Красная такая машина, весёлая… На, мол, прости, вылечишь руку – и катайся. Вот какой человек!

 

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Лана Минина

Moscow
Комментарий
Дата : Вт июня 30, 2015, 14:58:12

Противоречивое ощущение производит рассказ. Вроде бы есть что-то тайное, интригующее, скрытое от читателя в этом Осипове, еще и название адресует к одной из самых ярких личностей Римской Империи. Но сложить все характеристики героя во едино не получается. Т.е не то, что бы неправдоподобно, а "недорисовано".
Вот смотрите, Осипов - большой начальник, "ворочающий" солидными капиталами; Осипов при этом не "обуглился" - человечность и чувство справедливости имеет (увольнять секретаршу просит аккуратно, санитарам приплачивает за убытки и тому, кому сломал руку, дарит машину); Осипов не любит попов, хотя к религии (православие?) имеет свое личное отношение (играет роль святого Себастьяна в дурдоме и величает себя грешником). Здесь автор сравнивает его с актером - что это? Возможно, в прошлом Осипов действительно был актером и зов сцены все также звенит в его сознании? Поэтому он и приезжает в дурдом раз в год "играть"? "Кормилец" - как величает его санитарка, которой он щедро платит за ее работу. Образ однозначно "положительный" выходит. Но одной такой сценки с дурдомом оказывается мало для рассказа.

Не до конца раскрыт персонаж - либо проследите его жизнь в нескольких эпизодах, чтобы он стал объемнее и понятнее (т.е чтобы его поступки или мотивировки стали понятнее читателю. Это не обязательно подавать "в лоб", можно и широкоми мазками/намеками/полутонами/оценками персонажа). Сейчас фабула выглядит как: отдал распоряжения помошнику - пешком пришел в дурдом - побуянил там - выписался. Персонаж вышел интересный, но нужно больше материала. Либо нужно заострять, не в смысле остросюжетности, а в смысле расстановки акцентов этот сюжет. Прописать его значение для героя/оценку, дать кусок его воспоминаний о предыдущем "Себастьянничестве", либо расширить круг лиц, которые со стороны описывают его….вариантов много, это для примера.

Ну и обязательно поработайте с аллюзиями! Ваш текст связан с огромными пластами истории и культуры через эти аллюзии. Почему Нерон? Ведь название важно для понимания смысла/главной идеи всего рассказа. Как его соотнести с идеей рассказа я сейчас мало представляю. Или "Себастьян", образ римского легионера, святого, к чему он здесь, именно Себастьян? На какую черту в характере героя намекает автор? Или романс "Черный ворон" - он ведь о смерти воина. Почему его любит Осипов, да еще и напевает его после "инсценированной потасовки" с санитарами?
Если резюмировать, то: герой получился интересный, стоит с ним дальше работать. Авторский замысел теряется за большим числом "отвлекающих" внимание потробностей.
Последняя правка: июня 30, 2015, 16:35:31 пользователем manager  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт июня 30, 2015, 16:52:49

Как сейчас показала практика, биографию автора мало кто смотрит, потому что это неинтересно, за автора его тексты говорят. Оно, наверное, и верно. Лан, Лизы Новиковой уже нет в живых, к сожалению. Ну вот и так тоже у нас бывает. Согласие на публикацию дали её близкие. Но, наверное, это и хорошо, что ты не заметила, это не помешало тебе быть объективной. Советами нашими Лиза уже воспользоваться естественно не сможет, но этот рассказ результат её творческого труда, и то, что мы его обсуждаем - и дань памяти автору, и рассказ сам внимания действительно достоин, он серьезные вопросы, как ты заметила, поднимает. Своими впечатлениями я попозже поделюсь.
Лана Минина

Moscow
Комментарий
Дата : Вт июня 30, 2015, 17:00:44

Лизе царствия небесного, свечку от себя поставлю, родным спасибо за разрешение на публикацию.
Вениамин Бурмистров.

Нижний Новгород
Комментарий
Дата : Ср июля 01, 2015, 01:10:32

При имени Нерон всплыли в памяти слова из песни Аквариума (Борис Гребенщиков):
"У императора Нерона
В гостиной жили два барона,
И каждый был без языка;
Что делать, жизнь нелегка".
Знаю об этой исторической вехе (жизнь и правление Нерона) исключительно немного. Ассоциируется с тем, что сегодня называют "золотая молодёжь" или "маменькин сынок". Всё то ему дозволялось, даже инцест, настолько мать в нём "души не чаяла", а он лишь укреплялся во вседозволенности! Некоторые историки связывают его имя с так называемой "точкой невозврата", после чего Рим и пал.
Проследить замысел автора действительно непросто. Интерпретация исторических имён и «сумбур» событий у него, действительно, достаточно вольно представлены, но тем и отличается литература высокая от попсы – заставляет мозг плавиться, ИСКАТЬ! Но, возразит дотошный ум, и в детективах нас автор заставляет «искать»! Но дело именно в кавычках. В детективах мы «типа» задаёмся вопросом и с нетерпением ждём ответ, уже разжёванного автором. В данном случае нами движет «негодование» - а о чём тут нам впаривают? Повествование идёт о совершенно неадекватной личности – директоре фирмы, страдающем расслоением личности (подчеркну – расслоением, а не раздвоением!), как у Шекспира: «и швец и жнец, и на дуде игрец!».
Возникает логичный вопрос: а кто же та мать, что его так холит и лелеет, и так испортила? Лично моё мнение разделилось. Это или время такое или страна-матушка (говорят иначе, но на землю напраслину возводить не хочется). Лично я в этом произведении вижу «глас вопиющего (автора) в пустыне»: До чего же страну довели(!?): где ложь, где правда, где творчество, а где дурдом? – а кто разберёт...
В определённом смысле произведение перед нами – ГЕНИАЛЬНОЕ! И если потомки и будут искать: где в наш век была в литературе правда, то именно в таких произведениях найдут то смятение душ, что род человеческий от истины отвратило!
«А православие...», - спросит патриотически настроенный читатель. Под раздачу попало?! Религия что – опиум для народа? А это смотря как воспринимать. Для кого – наркотик, а иным - душевный покой и умиротворение. Выбор делаем - МЫ, а в противном случае – за нас!
Лана Минина

Moscow
Комментарий
Дата : Ср июля 01, 2015, 14:07:35

Отвечу Вениамину. "Сумбур" - не признак гениальности. "Сумбур" или абсурд, как творческий метод, может быть задан стилем, как например, у кубофутуристов, Бурлюка, того же Хармса или нашего современника концептуалиста Абрама Терца. Либо задан формой, как например, у Ю. Коваля в "Суер-Выер". Чтобы писать а-ля "сумбур" нужно большое мастерство и хорошее знакомство с текстами той же направленности. Это как с фантастикой/фэнтези: каждый, кто обладает мало-мальски развитым воображением, считает, что готов писать хорошую фантастику. Не зря у нас сейчас это один самых популярных чтив.

Но нужно отличать "сумбур" и "непростроенность"/запутанность. Здесь я не вижу "сумбура", как творческого метода, нашедшего себя в стиле/форме. "Сумбур" острее и неожиданнее, в его основе методичное разрушение ожиданий и речевых шаблонов, каждая строка отрицает предыдущую, задавая новое направление для мысли. Сумбур всегда остроумен, всегда разрушает привычные логические связи между предметами, отношения субъект-объект, пространственно-временые рамки. В прозе есть 2 направления: сюжетный сумбур (Суер-выер, Коваля), и сумбур как поток сознания (Хармс, Абрам Терц). Здесь представлена попытка все же организовать сумбур. Но не до конца это получилось, это сложно.

Самое простое для начинающего писателя - взять и нагенерить несвязно, так сказать, удовлетворившись первыми яркими пенками на мысли, и потом говорить, что "я так вижу и чувствую". Представляете какого сумбура мог бы нагенерить Гоголь, воображение которого поражает своими масштабами? Однако он пошел дальше и весь его нелогично-сумбурный мир Диканьки и Невского вылился в четкие структуры, за которыми мерцают жемчужины мысли, мысли о современности.

Напоследок приведу цитату Пришвина: "Творческий процесс, являющийся в моральном сознании борьбой
добра и зла, в моем сознании является как борьба хозяина линий прямых и линий кривых. Известно, например, что хозяин прямых линий местом своего постоянного пребывания избрал науку, а в искусстве он бывает только гостем. Там, в искусстве, засел хозяин линий кривых, и ему совершенно наплевать, что прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками. А, между тем, успех всякого творчества является исключительно вопросом мирных добрососедских отношений между этими двумя хозяевами".
Последняя правка: июля 06, 2015, 14:55:35 пользователем manager  
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт июля 03, 2015, 00:07:51

"нелогично-сумбурный мир Диканьки и Невского вылился в четкие структуры, за которыми мерцают жемчужины мысли, мысли о современности."

Какое интересное определение))) нелогично-сумбурный мир Диканьки - и в чем же он?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс июля 05, 2015, 19:01:30

И в ответ на этот вопрос Марты Лана должна выложить свою еще ненаписанную кандидатскую диссертацию:). Я хочу рассказать немножко о самой книге "Короткий путь в вечность". Она была подготовлена к изданию близкими Елизаветы Новиковой. Помимо рассказов и статей, в нее вошло предисловие её мужа поэта Сергея Геворкяна, послесловие её друга прозаика Владимира Гуги, и еще вступительная статья редактора Дмитрия Лисицына к разделу литературоведческих статей Лизы. Составители на самом деле потрудились на совесть, помимо очень грамотной структуры книги, они смогли наиболее полно, с трех ракурсов рассказать о Елизавете и как о человеке, и как об авторе: какой Елизавета Новикова была, какие были её любимые авторы, в чем состоял её творческий поиск. Когда я читала эту книгу, первое, что мне пришло в голову, что именно из таких как Лиза Новикова и должна состоять адекватная творческая среда, не тусовка, а именно среда, то есть из людей с хорошей образовательной базой, которые могу оценить чужой талант, чутких к самым разным проявлениям таланта и к искусству вообще. Смог ли автор найти именно свой путь? Мне кажется она его нащупывала, рассказы разные: некоторые являют собой такую очень качественную, я бы даже сказала, интеллигентную фантастику, другие скорее мистические, третьи - иронично-мистические, есть рассказы с очень динамичными сюжетами, которые могли бы послужить основой для сценария к фильму. А вот этот рассказ... Пожалуй, он наиболее реалистичен из всего сборника. И тут уже нечто от традиции Достоевского присутствует. Правда, взгляд со стороны, а не изнутри. Меня что наиболее зацепило в этом рассказе-то... Мы ведь пишущие люди, и даже когда рецензии пишем, на самом деле пишем-то о себе, а не об авторе, то есть пишем о том, что нам в творчестве данного автора наиболее близко. И что же мне наиболее близко в творчестве Лизы Новиковой... Я когда еще в институте училась написала один рассказ про секретаршу Ксюшу. Такой юношеский рассказ, несколько наивный. Пришла девушка Ксюша работать после института в одну солидную государственную контору и проявила большие способности к секретарской работе. Нет, ничего пошлого. Просто эта Ксюша могла приспособиться к любому начальнику. Один хотел, чтобы Ксюша была такая деловая современная девушка - она изобразила, другому, наоборот, хотелось, чтобы у него в приемной была нежная тургеневская девушка - Ксюша и это изобразила, третий - чтобы у него была девка бойкая, даже чуть хамоватая - Ксюше и эта роль легко удалась. И вроде бы, всё хорошо, но как-то Ксюша была на каком-то дне рождении, и там ребята стали шутить-пошлить по поводу секретарш. Ксюша расстроилась. Стоит Ксюша с сигаретой на балконе вместе со своим молодым человеком и чуть ли не рыдает, что мол, зачем они так, ведь я совсем не такая, я порядочная девочка. На что ей её молодой человек выдает следующую юношескую философскую сентенцию: "Конечно, не такая, просто все мы играем те или иные роли, вот я тут недавно задумался над тем, почему церковь актеров не очень жалует, сам в школьные годы в самодеятельном театре с успехом играл, а тут кажется понял, ведь когда играешь какую-то сволочь, где-то в глубине себя понимаешь всё равно, что это же не ты, это просто роль, но ведь так и в жизни можно, срабатывает тот же самый "механизм безответственности", это не я, это просто роль в предлагаемых обстоятельствах, просто обстоятельства таковы, я не могу быть другим в этих обстоятельствах, хотите, чтобы я стал другим, обстоятельства поменяйте, и меня другим увидите". В результате он настолько далеко в этих рассуждениях заходит, что это Ксюшу потрясает до глубины души. Вывод: если бы ты ни был в какой-то там роли, то некоторых ужасных поступков никогда не совершил бы, никогда. Ну, мои рассуждения на эту тему, пожалуй, тем далеким рассказом и закончились. А вот у Елизаветы эта мысль в том или ином виде во многих произведениях присутствует: может, это не моя жизнь, не моя роль, просто так сложилось, может, жизнью (ролью) можно с кем-то поменяться. Последняя фраза Нерона: "Какой актер погибает!". Они ж в этом разговоре с Пашей "про того гаденыша" убийство планируют, чтобы тень на фирму не бросать, если кто не заметил. Куда уж дальше-то на пути злодея. А образ святого - как противоположность, такая рефлексия демона (ведь раньше демоны были ангелами) и "зло наскучило ему", а обратной дороги уже нет, но душа-то злу всё равно сопротивляется, она не может быть абсолютно черной. И этому злодею-демону уже не вернуться на путь добра, единственное, что он в силах, в существующих обстоятельствах (обстоятельствах, что в его власти) это устроить такой балаган в дурдоме, поиграть в святость и даже на какой-то миг поверить, что он это не он. Рассказ-то очень страшный на самом деле.
Последняя правка: июля 06, 2015, 14:59:01 пользователем manager  
Валерий Былинский

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пн июля 06, 2015, 01:22:01

Ира, ты в своей рецензии на рассказ интереснее и как-то пронзительнее рассказала, чем сам рассказ. Идея сильная, если она такая ( а она, видимо, такая). Но... зачем же так зашифровывать, так недоговаривать? Я понимаю,что прямо тоже не стоит. Но ведь недоговаривание чрезмерное тоже нередко в фальшь обращаются. Литература не должна быть для ребусов или для "думания". Она должны быть литературой - образом, метафорой, действием, идеей, которая светит сквозь слова.
Лана Минина

Moscow
Комментарий
Дата : Пн июля 06, 2015, 17:25:13

Отвечу Марте. "нелогично-сумбурный мир Диканьки - и в чем же он?". За моим неологизмом нелогично-сумбурный стоит вполне конкретный термин "карнавализация в литературе", введен Бахтиным, использует во многих гуманитарных науках, в том числе - в филологии. Признаки карнавализации: жизнь наизнанку, мир наоборот (отсюда в моем определении слово сумбур), профанации, карнавальные снижения и возвышения, увенчание и развенчание идола/авторитета и тд. Подробнее у самого автора, тема очень интересная. Вот здесь можно скачать http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/jcrees/2013Osaka/55ChoiJinSeok.pdf

Карнавализация упоминается в отечественном литературоведении применительно к творчеству Достоевского и Гоголя. В частности, Юрий Манн издал книгу "Поэтика Гоголя", там, почти в самом начале и говорится об этом. Здесь можно скачать эту книгу - http://www.zipsites.ru/books/mann_poetika_gogolya/
Лана Минина

Moscow
Комментарий
Дата : Пн июля 06, 2015, 19:08:59

Соглашусь в Валерием, ребус - это к детективному жанру. А у Иры получилось интереснее, так как часто мы не читаем текст, а "вчитываем" в него несуществующее, нам близкое. Для того, чтобы этого не происходило, нужно всегда оставаться в рамках написанного автором. Зачем он актерствует, мы не знаем, и объяснить это можно а так, как Ира, и еще несколькими способами: действительно бывший актер, который никак не расстанется со своими чаяниями и привычкой проживать "другие жизни", и необходимостью "откосить" от закона, по бумагам то лежит каждый год в дурке, значит с невменяемого взятки гладки и так далее. Сочинять можно бесконечно, в зависимости от образования/опыта и тд. Какой-нибудь философ увидит в таких поступках героя вообще "трансцендентную тягу к самоубийству", психологу увидится иное…..Автор не уточняет его мотивы. А за фразой "чтобы было покончено раз и навсегда" убийство может и не стоять…мало ли гле они "Его" держат, да и мало ли зачем, автор снова не уточняет. Ведь вариантов снова несколько. И когда в тексте каждый поворот/изгиб сюжета, действие персонажа представляет собо такой вот "сад расходящихся тропок", на каждом шагу плодя по несколько вариантов смысла и мотивации, в итоге общей картинки не складывается….каждый начинает выбирать более близкий для себя вариант обоснования/интерпертации и "вчитывать" глубины и подробности.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн июля 06, 2015, 19:29:21

Ребят, если взять любое классическое произведение и спросить у трех людей о чем оно, будут три разных либо взаимодополняющих, либо чуть ли не противоположных варианта. Я составила следующую ассоциативную цепочку: Нерон-актер-грешник-праведник-поменяться ролями. Да даже не составляла я ничего специально, у меня она составилась автоматом, сходу, так информацию мозг обработал и выдал результат. Эта идея в тексте есть, она в рамках текста). Цепочка Вениамина: Нерон-неадекват-раздвоение(расслоение личности)-человек в неадеквате - страна в неадеквате-род человеческий от истины отвратило. Это в тексте тоже есть. Сие не нафантазировано, а понято именно из текста. Вот когда я это поняла, тогда и вспомнила свой рассказ про Ксюшу, чем и развлекла уважаемую аудиторию. Что сам текст больше обращен к интеллекту, я согласна. Да, он в первую очередь заставляет думать (разгадывать ребус), а не чувствовать. Для того, чтобы сопереживать-сострадать действительно нужно больше информации о герое, тут я тоже согласна. Но думать тоже иногда полезно).
А то, что убийство, а что еще-то может быть? Почему шепотом-то? Про накладные в полный голос, про секретаршу тоже, а про это шепотом. О чем говорят шепотом - о преступлении. Раз "держим" - значит, насильно. Иначе: съезди к этому, объясни, что он неправ доходчиво - если только попугать. "Туда, ну ты сам понимаешь" - значит, место какое-то тайное, а не их официальный склад или какая-то торговая точка. "Кончим" - значит, с проблемой какой-то кончим и человека "кончим" от которого исходит эта проблема, раз он "гаденыш" и его где-то держат. Тут как раз элементарно всё.
Последняя правка: июля 06, 2015, 21:33:45 пользователем manager  
Вениамин Бурмистров.

Нижний Новгород
Комментарий
Дата : Вт июля 07, 2015, 12:19:51

Здравствуйте (ещё раз) уважаемая публика.
Обнаружил, что меня тут всуе упомянули. Отрадно, что остался мой скромный вклад в дискуссию замечен. Однако... Даже не знаю с чего начать. Хотел было сперва расстроиться, что слова мои попередёргивали, но потом осёкся. Что поделать, может выразился неправильно, мысль не смог донести. Но по порядку.
Лана Минина: Судя по всему вы профессиональный филолог, литератор, лингвист или критик. Вы всё переводите в термины. Вероятно, так у вас принято, но я не говорил о «сумбуре» в произведении как методе – я далёк от этого. Я говорил о своих ощущениях текста. Мне кажется, автор его даже не создавал, как не создавал и «неадекват». Он просто передал свои ощущения от происходящего в доступном для него виде. Тем и замечателен его труд. Это не конструктор, не плод труда профессионального литератора, а прямая передача ощущения от происходящего в умах и делах русского человека. Простите, если путаюсь в терминах. Автор, судя по всему начитанный человек, может любит историю (оттуда и Нерон) или библиотекарь - они всегда начитаны и всего подряд (в хорошем смысле:)) Не это важно.
Ирина Митрофанова: Ваша цепочка (не моя) имеет право быть – ну, вот так вы меня воспринимаете (мой отзыв, в котором нашли цепочку). Это ваш способ структурировать, осмысливать и передавать информацию. Я не делал акцент на «неадекват». Если он там и есть (страны, человека и т.п.), то только как последствие «разброда и шатания», в умах, в душах. В действиях современного человека нет вектора, всё происходит «вдруг»: какие-то мысли, действия, поступки в большинстве своём не подчинены общей идее. Человек в произведении автора крутится-вертится среди разных идей и способов выживания, пытаясь среди них выжить (наш герой стремится ещё и красиво выжить, раз он директор, у него есть амбиции) в условиях «дикого капитализма». Это состояние человека без национальной идеи... Знаете, недавно встретил интересное высказывание: «Есть американская мечта, и мы все об этом много раз слышали. А что есть русская мечта? Это выгнать всех нерусских из России и уехать жить заграницу».
Тогда при чём же здесь Нерон. Зачем автор всё так хитро переплёл. Во-первых, рассказ писался судя по всему лет пять назад, ну или как минимум за пару лет до кризиса (может даже первого кризиса). Хорошие зарплаты, возможность брать кучами кредиты, отдых на море и прочее (не у всех, но большинство жило хорошо), много работы и прочее. Казалось ещё немного и всё станет ну очень хорошо. Мешали какие-то мелочи, от которых хотелось избавиться. В планетарных масштабах это потепления, озоновые дыры, перенаселение планеты и прочая дурь. На уровне бытовом, автор показал «лишнего человека», которого надо кончить и решится проблема. Нет человека-нет проблемы – это, кстати, девиз «лихих 90-ых», поэтому я и думаю, что писался рассказ давно и в нём воплощен и этот период, обыгран этот девиз.
Всё, заканчиваю. Герой тут состояние душ и сердец русского человека. Может и не герой, если строго научно подходить, но тема исследования автора – точно!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср июля 08, 2015, 00:17:26

Уважаемый Вениамин! Я Вам исправила латинский ник на имя-фамилию (таковы правила сайта). Но поскольку под таким именем Вы уже регистрировались, система требует его чуть-чуть изменить. В следующий раз заходите, пожалуйста, под логином, который Вы видите над своей аватаркой. Вениамин Бурмистров и точка. Спасибо!
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вс июля 12, 2015, 10:31:34

Трудно спорить с профи-литературоведами)) но, как сказал не особо любимый мной Д. Быков "маяковеды уже убили Маяковского, а булгаковеды - добивают Булгакова"))) Карнавализация - звучит хорошо. Загадочные сверкающие маски вместо реальных лиц.Волшебный мир вместо приземленно-реального. Но так ли это? Маска - это подмена. В реале ты Вася Пупкин - с маской граф Монте-Кристо. Думаю, вряд ли писатель ( любой писатель) ставит это самоцелью. Гоголь - тоже. Нет цели подменить сути своего персонажа - зачем? Есть мастерство писателя в силу его творческой особенности ВЫСВЕТИТЬ черты характера. Если писатель - реалист и пессимист - до трагедии. Если писатель оптимист - до комедии или трагикомедии.
"Нелогичный сумбур" - не очень удачный термин. Сумбур - уже не может быть логичным по сути. А сумбур произведения , тем более такого, как Диканька - это несколько притянуто. Более мягко-лиричного, построенного на логике произведения даже у Гоголя сложно найти. Все подогнано как звенья цепи. Одно вытекает из другого с прицелом на третье.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 28, 2015, 14:19:42

Кстати, замечательно рассуждение одного умного человека ( не моё):

"Литературоведение и литературная критика- это всё-таки исследовательская Работа и, как Работа, в первую очередь начинается с точности - точности Слова, точности тезиса, точности анализа и вывода. И заканчивается там, где заканчивается эта самая точность и начинается пурга.
Пурга - это такая мелкая-мелкая нарезка из слов-символов-аллюзий-метафор-смыслов, как бы имеющих смысл каждое в отдельности, но не имеющие никакого смысла-связи все вместе. Точность для пурги начисто противопоказана, как и смысл - задача пурги не донести мысль, а произвести то или иное впечатление на слушателя-зрителя."

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте