СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
07 ноября 2018 года
Посвящается режиссёру Нине Григорьевой
– А Ялту помнишь? – Какую Ялту? – Валентин Иванович дёрнулся, как будто его слегка ударил током собственный холодильник. Гость, стушевавшись, похлопал себя по карманам, потом достал небольшой листок, сложенный пополам и показавшийся Валентину Ивановичу знакомым, развернул и прочитал: «Ялта, 1981, необыкновенный успех». – Да, нас там очень хорошо принимали, – сказал Валентин Иванович. И на его лице появилась улыбка счастья, но тут же и спряталась, как осторожный суслик. – Так и нам пора принять! – сказал повеселевший гость.
Валентин Иванович всю жизнь отдал Театру Юного Зрителя. И так сошлись звёзды, что играл он одних злодеев, отчего получил прозвище Самого Главного Злодея, или коротко СГЗ (для близких – Сигизмунд). И вот сегодня ему исполнилось семьдесят, к чему «новорожденный» оказался совсем не готов. Никогда его не пугал собственный возраст, а тут что-то стало не по себе. Но и театр оказался не готов. Или попросту не заметил юбилея. Правда, утром директор выдал Валентину Ивановичу премию – легко поместившуюся в маленьком конверте маленькую купюру. Но это и всё. Никто не поздравил, не похлопал по плечу. «Забыли, как Фирса…» – вертелось у него в голове, пока он выгуливал свою беспородную Репу – собаку по имени Репетиция. А он и не стал напоминать. Обида вдавила его красивую седую голову в плечи, как будто это не голова, а канцелярская кнопка.
Погода полностью соответствовала концу ноября, настроение тоже, поэтому прогулка была недолгой. Подойдя к собственной двери, Валентин Иванович обнаружил, что опять забыл её закрыть. И что делать с этим склерозом? Когда-нибудь обнесут как липку. В подтверждение этим мыслям в коридоре обнаружились чужие ботинки. Репа бросилась обнюхивать их, а Валентин Иванович, не разуваясь, прошёл на кухню, где и обнаружил незваного гостя. Это был мужчина лет сорока, небрежно одетый и небритый. Он сидел за столом и, видимо, ждал самого Валентина Ивановича, о чём свидетельствовала непочатая бутылка «Столичной». – Вы, собственно, кто? – Я? – Гость выдержал паузу и выдохнул: – Я Фей. – А я Дед Мороз, – ответил Валентин Иванович, саркастически улыбаясь. – Не верите? А зря, Валентин Иванович, зря. Что вас смущает? Вы так неодобрительно посмотрели на мою трёхдневную щетину. Так модно сейчас у фей. А вы что хотели? Дешёвые куриные крылья за спиной? Так это голливудщина, честное слово. – Мне давно не пять лет. Да и в пять я бы не поверил. Не убедительны вы. – Скажите, какой Станиславский… А мы можем и обидеться. Мы народ языческий, горячий. Можем и собаку из-за недоверия съесть, – гость выразительно посмотрел на Репу, стоявшую теперь рядом с хозяином. Репа сделала два шага назад. – Вы серьёзно? Серьёзно хотите меня убедить в этой глупости? – Знаете, Валентин Иванович, к пятилетним пухлым детям мы отправляем голубые вертолёты с бесплатным эскимо. А вам вот я, – гость изобразил подобие улыбки. – Да ладно вам, не старайтесь, бездарная игра и банальная пьеса. Именно голливудщина, терпеть этого не могу. И вот тут гость напомнил про Ялту, вынув листок с подсказкой, как козырной туз. – «Столичная» стояла на столе… – произнёс гость с заунывной интонацией, как это принято у поэтов, но его вдохновение тут же и забуксовало. Тогда он деловито спросил: – Иваныч, а закусь у тебя есть? Валентин Иванович достал из закромов банку солёных огурцов. Как только крышка была поднята, по кухне пошёл тот самый аромат, который вызывает приступ неприличного слюновыделения у каждого нормального человека, даже женщины. Огурчики, один к одному, пупырчатые и зелёные, как лягушата, были выложены на тарелку с гордой надписью «Общепит». – Иваныч, ну это же совсем другое дело! Сам солил? – Сам, – коротко буркнул Валентин Иванович, отмечая про себя, что он совсем не прочь выпить с этим «феем» рюмку водки. Они выпили за знакомство. – Вот с чем я к тебе, собственно, пришёл, – не унимался гость, – наши тут делали ревизию и выяснили, что ты проскочил без подарка. А каждому положен один подарок, понимаешь? А тебе вон уже семьдесят годков… Кстати, за это надо выпить! Выпили за юбилей. И гость продолжил: – Понимаешь, семьдесят – это… – гость явно пытался найти деликатное слово, но у него не получалось, – это дофига просто! Это просто ужас какой-то, Иваныч! – Нормальный возраст. Ты тоже на семнадцать не выглядишь, – возражал Валентин Иванович. – Нееее, не скажи! Вот и в театре о тебе все забыли. Ну, забыли же? – Просто жизнь сейчас такая. Всем тяжело. И театру тяжело, денег нет. А директор всё равно меня поздравил и премию выдал. И я, если б деньги были, устроил бы банкет, все бы пришли! Гуляли бы до утра! – в голосе Валентина Ивановича зазвучала предательская слеза обиды. – Да ладно, не переживай, – сказал гость, – что ж я, не знаю? Пришли бы, конечно, паразиты такие… И вот потому-то наш коллектив фей делает тебе наш фейский подарок – любое желание на выбор. Казалось, гость сам не ожидал, что скажет именно это. – Любое? – Валентин Иванович засмеялся. – Ну, вот ты и попался! – Любое! – строго сказал гость. – Хочешь трёхкомнатную квартиру, к примеру? – Хочу, – спокойно сказал Валентин Иванович, – давай квартиру! В центре! – В центре? – гость захихикал. – Ты за кого меня держишь? В Кремле ещё попроси, ага… Значит, так: трёшка в спальном районе, 30 минут от метро, новостройка, без планировки. Это всё, что мы можем вам предложить на сегодня. – Да что вы? И как я буду оттуда в театр добираться? И на что ремонт делать? Ответьте, товарищ Фей! – Это не наши проблемы, кстати. Берёшь или нет? – Нет. – Хорошо. Так и запишем: клиент от квартиры отказался. А что тогда? Жену хочешь? – Так ты сейчас опять скажешь, что остались только ровесницы. – Смотри-ка, какой ты ушлый! – опять засмеялся гость. – Ладно, есть и молодые. Какую тебе? Длинноногую блондинку? По-прежнему пользуются спросом у некоторых слоёв населения. – Что я с ней буду делать, – размышлял Валентин Иванович, – маникюр и педикюр? У нас таких в театре перебывало миллион. А, может, лучше детей, а? Вроде, как я не знал, что где-то у меня сын растёт, а он приедет: «Здравствуй, папа!» – А что… нормальное желание… сколько ему лет-то может быть? Где-то полтинник, лысина, зрение минус восемь, зубной протез… Приедет к тебе из уездного города N, где вы гастролировали когда-то с «Золотым ключиком», рюкзачок за спиной, скажет: «Жизнь не сложилась, из дому выгнали, поживу у тебя, пока не устроюсь». А потом уже его дети, внуки… тоже сильно скучали по деду, мол, все пятьдесят лет. – Нет, не надо, давай выпьем за искусство! Гость понимающе согласился, выпили. Повисла тишина. – Ладно, убедил, буду называть тебя Феем. – Спасибо. – А как ты вошёл в квартиру? – Вот! – гость поднял кверху большой палец. – Мог бы сказать тебе, что дверь мне не помеха, а не буду. Потому что мы только правду! Мы Договор Правды подписываем. И если нарушаем, то прозрачными делаемся. Баланс, понимаешь ли. Как только поступки становятся непрозрачными, тут же тело начинает просвечивать, да ещё неравномерно, дырками такими… Как пуховый платок, молью траченный. А мне моя внешность (которая тебе не понравилась, я это заметил, не думай!) дорога. Открыта была дверь, ты больше так не делай! Не каждый к тебе, как я, со «Столичной» придёт. К беде неопытность ведёт. Не могу скрыть от тебя, что осталось только одно желание. Всего три было на выбор. Два ты уже отверг. Так что будь аккуратнее! – А что же загадать-то? – Хочешь, чтобы я за тебя? – Нет, спасибо, ты загадаешь… Только я размышлять буду, ладно? Я тебе скажу, когда точно придумаю. – Давай! Размышляй! – Вот, скажем, попросил бы тебя устроить меня в хороший театр… – Точно! В Большой! – А что бы я там делал? – Да, в балет, пожалуй, уже поздно. А с песней как, дружишь? – В оперу, то есть, меня, да? – Да. Хочешь? – Не хочу. А вот, знаешь, у себя бы сыграл что-то другое, не злодейское. – Так… а что? – Ну, у нас репертуар-то небогатый. Может, Деда Мороза, а? Ходил бы с мешком, детям подарки раздавал… Они, пока маленькие, в Деда Мороза верят. Даже те, которые говорят, что не верят, верят. – Да ладно, что это за желание? Думай ещё, я не спешу. – Хорошее желание! Понимал бы что, Фей-корифей! – Ну не знаю… Я бы лучше Гамлета взял. Берёшь Деда Мороза? – Беру. Гость медленно достал из кармана уже другой сложенный листок, развернул и подал Валентину Ивановичу. Это была ксерокопия приказа, где за Валентином Ивановичем именем директора и печатью театра закреплялась роль Деда Мороза. Руки Валентина Ивановича немного дрожали. Губы тоже. Он понимал, что это какой-то фокус, но почему-то фокус так его растрогал, что сказать он ничего уже не мог, кроме слова «наливай». – Ну, и вот тебе ещё, по заказу труппы, средство мобильной связи, – сказал гость, подавая коробку с телефоном. – Бонус!
Поздним вечером малоизвестный, никогда не видимый зрителю актёр Кукольного театра, дружественного ТЮЗу, покинул скромную квартиру Валентина Ивановича. К радости от хорошо исполненной роли примешалась чайная ложка дёгтя. Актёр достал из кармана листок с «Ялтой-81» и отругал сам себя: «Говорили тебе, чтоб запомнил и съел! Учить слова надо, обормот!» Но он зря волновался, Валентин Иванович так и не узнал в этом листочке репертуарку того самого ТЮЗа, которому отдал всю свою жизнь. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |