СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1005
11 августа 2014 года
Интересно же, почему не нравятся хорошие стихи. Настоящие. Может, самые хорошие и настоящие из всего, что теперь делается. Не нравятся, потому что:
Это восторг ипохондрика. А ипохондрик... почему он восторжен? Потому что умён. И знает: мгновения ускользают. «Эта жизнь так нелепо и быстро течёт!». Но если схватиться за скатерть, за «край её с машинной строчкой» – миг зафиксируешь и раскрасишь. Сделаешь картинку, картинкой защитишься. Картинка – уже не миг, уже пойманное. 1:0, ты и Вечность... «Боже мой! Ещё живу!». «Даже если это слабость...».
Но останавливать миги – мало, узко. Что можно сделать? Можно разворачивать. И тогда – широко. И такая картинка – уже не щит, уже изгородь, круговая защита. Всё, что Кушнер делает – развёртка, раскладка. Всего – мгновений, предметов. Иногда это будто бы вглубь – так тщательно, так внимательно. Но там, где, скажем, Бродский уходит, ввинчивается, выбираясь всегда в другом месте, в другой яме, в другом небе, с другими мышами – Кушнер растягивает в гармошку, получает не измерения, а отражения. Хоровод. Не портрет, а портреты. Не другой вывод, а пояснения этого. Это такая плоскость с пояснениями.
Но и в самом лёгком дне, Самом тихом, незаметном, Смерть, как зёрнышко на дне, Светит блеском разноцветным. В рощу, в поле, в свежий сад, Злей хвоща и молочая, Проникает острый яд, Сердце тайно обжигая.
Словно кто-то за кустом, За сараем, за буфетом Держит перстень над вином С монограммой и секретом. Как черна его спина! Как блестит на перстне солнце! Но без этого зерна Вкус не тот, вино не пьётся.
Что вкус не тот – есть уже в зёрнышке, уже в блеске разноцветном. То, что выглядит как вывод – только уточнение. Не вывели. Доразвернули. До изгороди.
Отсюда – стремление назвать. Определить. Развернуть же можно только чётко названное. Персидскую сирень. Алебастровую вазочку. Стук сиденьев твёрдых, деревянных. Побывших в вертикальном положенье. Это «внимание к вещи» – только её раскатка. Раскатка – неизбежно уплощает. И побочное это уплощение – конечно, с потерями...
Линии зла – нет. И это упущение кажется мне куда более трагическим, чем отсутствие «внеположных ценностей» у Бродского*. Идёт такая всепоглощающая защита, что... забыли впустить противника. Кому-то живот вспороли, и есть Бродский. Да, есть. Кому-то... и есть Кушнер?.. Линии зла – нет, и это трусость, конечно. А противник, которого не впустили, мстит по-своему. Вдруг начинает казаться, что восторги сладковаты. Что восклицательных – много. Что сожаления – маленькие и слишком детальные, а умиления – большие, затопляющие... Что этой «жёсткой прядкой на лбу», «паузой летней, чудной» хотят законопатить какой-то пробельчик... Нервность такая, говорливая. «О, нацеловаться! А главное, наговориться!». Да. Надо успеть. Но мы в кафе. Не слишком ли быстро Вы съели мороженое?
Мне не нравится слабость. Но она сама себя называет, растёт, дрожит («Как я боюсь, как люблю эту жизнь, до дрожи!..»), она работает, наблюдает, вслушивается – и она становится текстом. Это хорошие стихи.
Мне не нравятся «называния», и ЧЕМ МЕНЬШЕ НАЗЫВАЕШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ НАЗОВЁШЬ. Но «называния», названия эти цеплялись друг за друга, хвостиками, переливами, «Кронверка» к «Фонтанке», «фанатизм» к «эгоизму», и они сцепились в текст, они стали текстом. Это хорошие стихи.
Мне не нравятся «очищенные» картинки.
По безлюдной Кирочной, вдоль сада, Нам навстречу, под руку, втроём Шли и пели – молодость, отрада! – И снежок блестел под фонарём, В поздний час, скульптурная Эллада, Петербургским чёрным декабрём.
Плохо мы во тьме их рассмотрели. Девушки ли, юноши ли мне Показались девушками? Пели. Блоку бы понравились вполне! Дружно, вроде маленькой метели. Я ещё подумал: как во сне.
Им вдогон смотрели мы, как чуду Неземному, высшему – вослед: К Демиургу ближе, Абсолюту, Чем к сцепленью правил и примет. Шли втроём и пели. На минуту Показалось: горя в мире нет.
– ложь взгляда, не текста. Когда минута так раскатана, разложена, – до Блока, до Эллады, до Абсолюта, – из-за неё не выглянешь, она – стена... Это, конечно, ложь взгляда. Но она стала текстом, хорошим текстом. Это – хорошие стихи.
Это хорошие стихи, но они мне – не нравятся.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Лидия Гинзбург (по статье А. Машевского «Прерванный диалог», Нева, 1991, №8) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фото: Кирилл Борцов (http://www.photosight.ru/users/134269/?pager=2) |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва