Заказать третий номер

Просмотров: 0
11 Октябрь 2017 года

В этом году мы отмечаем 75-летие создания подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», которая была частью огромного партизанского движения в тылу немецко-фашистских оккупантов. Прискорбно для всех, что тема борьбы с фашизмом становится всё более актуальной. Но тем ярче подвиг «молодогвардейцев» освещает дорогу землякам и всем, кто готов сражаться с фашистской гидрой, нагло поднимающей голову в 21-м веке…

Памятные мероприятия проходили практически в течение всего года, как в республиках Донбасса, так и в России. Главой ЛНР установлен день памяти «Молодой гвардии» - 23 сентября. Об одном из завершающих юбилейный год событии «Артбухте» предложил свою статью Владимир Карбань

«Дороже жизни – Родина» - выставка под таким названием открылась 19 сентября в залах Галереи искусств Луганского художественного музея. Она посвящена 75-летию создания подпольной молодежной организации «Молодая гвардия» в г. Краснодоне.

Краткая и чрезвычайно яркая история «Молодой гвардии» является одним из краеугольных основ, на которых формируется общественное мировоззрение народа, его отношение к Родине, миру, самому себе. Не случайно поэтому тема эта так популярна в изобразительном искусстве нашего края. События последних лет, война в Донбассе снова сделали эту тему горячей, актуальной, снова открылись ее глубинные смыслы…

Лучшие произведения молодогвардейской иконографии хранятся в коллекции Луганского художественного музея. В экспозиции представлены работы, хронологически охватывающие огромный период времени, от конца войны до самого последнего периода. Она получилась чрезвычайно разнообразной в жанровом и техническим отношении, разные интонационные струны задевают ее авторы, но объединяет их одно, наиважнейшее – вся в целом она представляют дань памяти, приношение благодарности героям от лица нынешних поколений.

Важное место занимают на выставке два больших графических цикла – цикл плакатов «Молодая гвардия» (1985) Василия Кирилловича Барабаша и цикл рисунков под тем же названием Сергея Георгиевича Хаджинова (1984). Плакат – это искусство больших идей, обобщений, призывов, лозунгов, и Василию Барабашу удалось совместить чисто плакатные средства (совмещение разных планов, масштабные искажения, надписи) с приемами повествовательного искусства. В восьми плакатах автор последовательно раскрывает всю короткую, но чрезвычайно насыщенную историю организации.

Судьба Сергея Хаджинова сложилась трагически. Уже его ранние работы показали, что растет художник талантливый, самобытный, яркий. Ему был присущ гротесковый, притчевый язык, интеллектуализм, апелляция к зрителю думающему. Художественная общественность города с интересом и надеждой следила за формированием молодого мастера… И вот, в 32 года, нелепая смерть в автокатастрофе оборвала его взлет.

На выставке представлен цикл рисунков Сергея Хаджинова. Как всегда, язык его самобытен, остёр и оригинален. В каждом образе, каждом штрихе автор показывает свое личное отношение к изображенному – ненависть и презрение к фашистским захватчикам, сочувствие мирным жителям...

А вот в картине Я. С. Николаева «Зверства фашистов в Донбассе» (1945) автор попытался, насколько это возможно, сохранить беспристрастность, объективность. Такие произведения ценны прежде всего как исторический документ.

Сразу после освобождения Донбасса творческий коллектив луганских художников в составе Моисея Вольштейна, Александра Фильберта, Федора Костенко создали большое полотно «Непокоренные» (1947) о последних минутах героев-краснодонцев. По содержанию это произведение целиком вписывается в жанровое определение «оптимистическая трагедия», когда герой гибнет, но его идеи, его дело торжествуют победу. Созданию такого сложного по композиции и по содержанию произведения предшествовал длительный период написания этюдов, эскизов, набросков иконографического характера. Небольшая часть этого художественного материала представлена на нашей выставке. Она передана для экспонирования дочерью одного из авторов – Аллой Моисеевной Вольштейн.

Скульптурный раздел выставки богат и разнообразен. Прекрасны образы героев-краснодонцев, выполненные Георгием Слепцовым, Виктором Мухиным, Александром Редькиным. Особенно им удалось то, что своим персонажам они придали черты героизма, сохранив в то же время их типичность, реалистичность.

Старейший луганский живописец Александр Васильевич Махуков представлен большим эпическим полотном «Клятва верности» (1990). И сам сюжет, и его исполнение приближают эту работу к чему-то религиозному, сакральному. Герои картины представлены в статичном, почти иконном состоянии предстояния; налет иератичности придает им особую значительность. Они приобщились, причастились к вечным, непреходящим ценностям подвига, самопожертвования, верности долгу, бессмертия. Такие же чувства испытали и первые посетители выставки, а ими стали учащиеся средних школ Луганска, представители общественности города...

Директор музея, кандидат искусствоведения Лидия Михайловна Борщенко открывает выставку

М. Л. Вольштейн, А. А. Фильберт, Ф. Т. Костенко «Непокоренные»

 

В. К. Барабаш. Плакат из цикла «Молодая гвардия»

 

С. Г. Хаджинов. Работы цикла «Молодая гвардия»

 

 Я. С. Николаев. «Зверства немцев в Донбассе»

 

А. Ф. Самусь. «Пьета». 1990 г.

 

А. В. Махуков. «Клятва верности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
НАТАЛЬЯ СИМИСИНОВА. ПОЧЕМУ ВСЁ НЕ ТАК?.. (записки одессита)
Симисинова Наталья
Поздравляем Сергея Николаевича Есина с юбилеем!
Подвижничество: "Литературной газете+" в Севастополе исполнилось 10 лет
Николай Тарасенко: "Я защищен безвестностью своей..."
СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "К ДЕВЯТОМУ ДНЮ" (памяти писателя Олега Стрижака)
Все публикации

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте