СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
25 июля 2017 года
Сколько помню, её звали Надькой. Надька была старой, маленькой, ссохшейся старушкой лет за семьдесят. Ножки худенькие, ручки худенькие, сама тощая, личико хитрое, ходила вечно в старенькой выцветшей юбке, какой-то передник, на ногах опорки. В центр Топорова она не выходила, хлеб себе и своим чумазым курам покупала в магазинчиках при кирпичном заводе или возле конторы пиломатериалов. Жила Надька по соседству с бабушкой, в пристройке к дому полицаев Гавриловских, доводилась им какой-то роднёй, вроде, двоюродной сестрой полицаю деду Сергею, но точно не знаю, старые люди помнили. Сам Сергей с ней не очень общался, он и сам был немного "не в себе", а уж старая Надька и подавно заговаривалась. Я иногда подсматривал за Надькой через щель между досками забора. Интересно же — то ли сумасшедшая, то ли нет — сумасшествие всегда притягивает, а такое и подавно. Вроде и не дурная, а "не в себе". Выскочит из своей хатки и давай крошить хлеб облезлым курам. И всё время что-то бормочет неразборчивое, будто язык заплетается. Накрошит хлеб и замрёт. Стоит, смотрит перед собой, хлеб в руке держит. У ног куры соберутся, на кусок хлеба в руке косятся, потом не выдерживают и начинают подпрыгивать, выщипывать крошки. Надька стоит, не видит, пока уж какая-нибудь заполошная за палец не ущипнёт. Тогда очнётся, бросит хлеб и бежит в клуню, схватит старую сапку и давай бить ссохшуюся землю под чахлыми помидорами. Побьёт корку минут десять, бросит сапку и побежит за вёдрами, схватит — и через дорогу, как кошка, что по обочине, по обочине, а потом под колёса, бежит к колонке — к колодцу она не ходила. Все местные водилы научились притормаживать на повороте с Калинина на Будённого, знали, что может Надька выбежать под колёса. Бросит Надька одно ведро у колонки и бежит к себе, тащит полведёрка. А из колонки вода шумит, бьёт струя в переполненное ведро. Тогда выходила какая-нибудь соседка, молча вынимала колышек из-под рычага колонки, но к ведру не прикасалась. Разве что, если себе надо ведро наполнить, тогда рычаг полой халата протирала, ногой Надькино ведро отпихивала и своё, со вздохом, ставила. Так и стояло Надькино ведро до вечерней зари, аж пока Сергей не забирал. Никак Надька умереть не могла. Хотела, но не могла. Я слышал, что бабушкины подружки что-то такое говорили, что звала она смерть, но Смерть к ней не шла. Я иногда пытался себе представить, как Смерть приходит к Надьке, но эта мысль была такая неприятная, что я её не додумывал, просто бежал к бабушке со всех ног — носом в тёплый живот ткнуться. Однажды я подсматривал за Надькой, а она повернулась к забору и сказала: "Иди, Гриша, иди сюда, заходи, я тебя угощу". Мне нравилось, когда меня угощали бабушкины подружки, да и ужасно хотелось узнать, хоть чуточку узнать тайну старой Надьки, я огляделся — в вишнёвом саду никого не было — тогда я открыл горячую клямку калитки, выбежал на улицу и быстро зашёл в Надькин дворик. Было немножко жутковато, когда я с яркого солнца зашёл в её хатку, помню, что всё озирался, осматривался. Старенькая мебель. Горшок с алоэ, горшок с каланхоэ — если выдавить из листа сок и смешать с сахаром, тогда можно горло лечить — я любил кисленький вкус каланхоэ, такие горшки во всех хатах Топорова стояли на окнах. Телевизора у старой Надьки не было. Шкаф, железная кровать с квадратными шишечками, возле кровати тумбочка, а на тумбочке — две шкатулки какие-то странные, на черепашек похожие. Но плохо было видно, будто свету было темно у Надьки. И пованивало старушечьим духом, меня чуть не вырвало. Она вышла из кухоньки и мне в руку положила две ириски в выцветших обёртках. Я не стал конфетки при Надьке разворачивать: "Спасибо". Помолчали. Она стояла, на меня смотрела, потом вроде даже хотела меня по голове погладить, а я, дурак шестилетний, чуть шарахнулся, я же помнил про Смерть. Надька так и стояла с протянутой рукой, сквозь меня смотрела. Я сделал шаг в сторону, а она ни с места. Стоит, и рука в воздухе… Я испугался и побежал, а она так и осталась стоять посреди своей комнатки. Прибежал я к бабушке: "Бабушка! Бабушка, а Надька меня конфетами угостила!" Я очень хвастался. Бабушка выронила ножик, которым чистила картошку, прыгнула, хорошо помню, прыгнула ко мне: "Где?!" Я испугался, полез в карманчик шортов, достал две ириски, показал. А бабушка меня по руке ударила, конфетки на пол упали. Я рот открыл, а бабушка конфеты на совок веником и быстро на улицу выбежала. Я в окошко кухни видел, как бабушка прямо через соседей Тимощуков двор побежала и через забор так совком и бросила те несчастные две конфетки на брусчатку. Я даже не заплакал, только глазами захлопал. Потом меня бабушка усадила за стол, молока налила, варенья клубничного дала и булки свежей. А я потихоньку отошёл, начал рассказывать, что и как у старой Надьки увидел. Но о конфетках не спрашивал, понимал, что лучше не надо. Когда сказал, что увидел у Надьки шкатулки, бабушка прищурила глаза: "Какие шкатулки? Такие, вроде как ракушками обложенные?" Я изумился, даже варенье по руке потекло: "Да". Ничего мне бабушка не сказала, просто встала из-за стола, подошла к окну и долго стояла. И тоже молчала, на улицу смотрела... Вот... Когда мне было уже двенадцать лет, вспомнил я ту странную историю, спросил у бабушки, что же тогда случилось. А бабушка мне и рассказала, что мало того, что старая Надька была всем известная ведьма и людям "на смерть" делала, так, оказывается, она ещё и молодая была, а когда молодой была Надька, люди говорили, что так обзавидовалась она на шкатулки, перламутром обложенные, которые лесник из Торжевки своим дочкам подарил, что донесла немцам на лесника, и немцы лесника со всей семьёй повесили, и что Надьке даже что-то из вещей лесника дали, и Надьку люди прокляли, и даже Смерть к ней не шла. Но никто тех шкатулок никогда не видел. Думали, что старики сочинили.
(16 сентября 2012 года)
фотохудожник Карас Ионут (Румыния) |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Севастополь