СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1352
10 октября 2011 года
Савва Ямщиков – бренд. Красная тряпка для одних, икона – для других. Его ненавидели, его сделали легендой. Поколение оттепели отождествляет с ним возрождённый в 70-х интерес к иконам. Его, 25-летнего искусствоведа, Андрей Тарковский выбрал консультантом фильма «Андрей Рублёв». Ямщиков – это открытие огромного пласта русского искусства, провинциального портрета XVII века. Его флагман, крепостной художник Григорий Островский, с лёгкой руки Ямщикова известен в России не менее Рубенса. Наконец, именно Савве Васильевичу мы обязаны знакомством с наследием гениального русского художника и мыслителя Ефима Честнякова. С именем Ямщикова связаны самые громкие выставки в СССР и в России – на них не просто ломились в Москве и Петербурге – люди специально, целыми поездами, приезжали к нему со всей страны. Поздний Ямщиков – это защита Пушкинского заповедника, годы борьбы за достойное проведение гоголевских торжеств, за то, чтобы памятник работы Андреева остался на прежнем месте, возле дома, где Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» и где умер, за первый в России музей писателя. Савва Васильевич не шёл на компромиссы, когда дело касалось его любимого Пскова, был настойчив, доказателен и твёрд в вопросах реституции. Дружил с легендарным настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, с патриархом Алексием II, со многими видными деятелями культуры, науки, спорта. Со многими громко раздружился, писал о них едкие статьи. Он не был политиком, ничего не делал исподтишка. Его называли неистовым, страстным, непримиримым, его боялись, ненавидели, им восхищались. Ямщикова нет с нами, но его место на культурном поле никто не занял, и, увы, ещё долго никто не займёт. «Саввина любовь к знаниям имеет старообрядческое происхождение. Вот его слова: “Старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой, они от века научились спасать и сохранять своё духовное наследие, это было заложено в семейных генах”. И не поспоришь: ведь Щукин, Морозов, Рябушинский, Третьяков были старообрядцами. Был ли Савва верующим? Вообще-то он редко открывался, целомудренно храня в себе заветное религиозное чувство. Даже с самыми близкими друзьями никогда не говорил о “божественном”. Думаю, верил он глубоко и чисто, без тени ханжества, без показных стояний со свечкой на Рождество или Пасху. Все полвека, что я знал его, Савва жил с крестом на груди. Это сейчас дело обычное, а в советские времена за такие украшения не жаловали, но Савва креста не стеснялся, как не стеснялся работать в монастырях и церквах, как не стеснялся устраивать первые выставки икон – почти полвека тому. А ведь были времена, когда само слово “икона” беспощадно вымарывалось редакторами». Сергей Разгонов «Он, изнемогавший под тяжестью непослушного громадного тела, не задумываясь, бросался в любое сражение с любым противником. Мы же стояли у Непрядвы в засадном полку для окончательного торжества. Но ведь хорошо известно, что в отсутствии Саввы придёт Тохтамыш и снова сожжёт Москву...» Виктор Правдюк
Игорь Золотусский
Он ощущал несправедливость в том, что юбилей Жванецкого у нас празднуется три часа кряду на главном телеканале, а о Гоголе и минуту не говорили. С уходом Ямщикова стало на одного человека меньше, кто мог смело сказать по многим поводам нашей перекошенной жизни: “Это несправедливо”. Да и голос его стоил наших десятков. Мы просто помогали, чем могли. Соскребал несправедливость он». Владимир Мамонтов, Русский Мир |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва