Заказать третий номер








Просмотров: 1926
22 августа 2011 года

 

 

Действующие лица:

 Афонсу IV –  король Португалии

 Педру I  – сын Афонсу IV

 Себастьян I –  инфант

 Энрике – кардинал  Португалии, дядя Себастьяна

 Диниш – придворный

 Констанца  Кастильская – жена Педру I

 Инеш де Каштру –  фрейлина принцессы Констанцы

 Тереза – любовница Педру I

 кривой

 три убийцы

 свита

 португальская знать

 воины

 павшие воины

 тени

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

Первое действие

 

 

Явление первое

 

Лето 1569 года. Лиссабон. В городе свирепствует чума.  Кардинал Энрике и придворный Диниш прогуливаются во внутреннем дворе королевского замка.

 

Энрике

 

Вы слышали, он точно в Алкобасе?

 

Диниш

 

Я видел сам, как он в седло вскочил,

И свита догоняла через город,

задержанная мрачной чередою

повозок, что стекаются к собору,

и нет свободных улиц для проезда.

Он ускакал один, не оглянувшись.

 

Энрике

 

И вы уверены, что вскрыть гробницы

посмеет Себастьян? Не убоится

ни колокола скорбного чумы,

ни Господа, ни смерти, что крестами

разметила и кладбище, и двери,

которым и открыться не придется.

 

Диниш

 

Что вам сказать… Чуть встал – он объявил,

что птицей он над городом кружился.

Парил всю ночь, как будто был крестом.

И колокол катился по дороге,

сминая на пути живых и мертвых.

Ужаснее всего – он вверх катился

и, разогнавшись, прыгнул на часовню,

разбрасывая  грязные останки,

и, вывесив язык, остановился.

Но ветер раскачал его, и снова

он покатился до воды в заливе,

которая синела, каменея,

и посылала колокол обратно.

 

Он понял это так, что призван Богом

на подвиги бессмертного героя.

На рыцарское поприще вступая,

решил взглянуть: а много ли осталось

от прежнего могущества великих

предшественников – стоит ли стараться.

 

Энрике

 

В пятнадцать лет – такое любопытство!

И вы отговорить не попытались?

А думалось, он набожный ребенок…

И самому озлобленному мавру

такое сделать вряд ли приходилось.

 

Диниш

 

Отговорить? Да вы бы посмотрели

ему в глаза: он мнит, что равен Богу!

«И если там, в гробу, души не встретишь,

то, – говорит он, – что я потревожу?

А вот увижу многое, пожалуй», –

и приказал седлать.  Я – сразу к вам.

 

Энрике

 

Ну, так теперь скачите в Алкобасу.

 

(Диниш откланивается и уходит)

 

Узнать я должен всё из первых рук.

 

Энрике

 (один)

 

Ребенок вздорный в рыцарских доспехах

со снами дикими: упрямый и прямой.

Ни хитрости лукавой в разговоре,

ни должного спокойствия в делах,

а вот, поди ж ты – смерти не боится!

Турниры, игры в новые походы

крестовые... но искренний вполне

порыв и чист, и трогателен, право.

И нрав его возможно обуздать,

когда бы он инфантом не родился,

перебесился б к двадцати годам.

И стал бы и магистром, и героем...

Ах, кабы Бог не дал взойти  на трон.

 Явление второе

 

Алкобаса. Собор древнего монастыря. В глубь сцены уходит центральный неф. В нишах правого нефа шесть королевских гробниц. В конце центрального нефа — распятие, по правую и левую сторону от него на мраморных львах высятся гробницы Педру I и Инеш. Каменные изваяния покойных на крышках гробниц окружены группой скорбящих ангелов. На головном торце гробницы Педру — барельеф колеса Фортуны. В ногах Инеш — барельеф Страшного суда, в головах — распятие.

 

 

 

 

 

 

Себастьян

(входит в собор монастыря, один)

 

Ну что ж, мне говорил когда-то дядя,

направо, кажется, от входа

в квадратной комнате — гробы,

 

(входит в королевскую усыпальницу)

 

как лодки каменные встали.

Печали, скорби, слез людских

давно не видно – так спокойно

желтеют белые бока,

пока на крышках благородно

на спинах под охраной львов

лежат хозяева гробов.

Появится не скоро свита,

и осмотреться я один

могу.

Кого побеспокою?

Кто умер, вряд ли потревожен

быть может временно живым.

Итак,  кто тут в высокой нише?

Второй Афонсу –  что за бред,

у власти быть двенадцать лет

и не расширить Португалии,

и не добавить ей побед.

 

(появляется кривой, видит стоящего у гробницы Себастьяна)

 

кривой

 

Что ищет принц высокородный

среди заброшенных гробниц?

Неужто Лиссабона воздух

так густо смертью напоён,

что эти старые каменья –

хранители истлевших тел

и дел минувших и забытых –

смогли напомнить о себе?

 

Себастьян

(вздрагивает и оборачивается)

 

Ты знаешь кто я?

 

кривой

 

Ты – ребенок,

еще – инфант,

еще – король ты будешь.

И еще – 

умрешь.

 

Себастьян

(в смущении)

 

Умру!

Но как?

 

(бормочет)

 

Умру героем…

 

кривой

 

Героям все равно в гробницах:

меж двух тяжелых жерновов

зерно побед давно истерлось,

а близких у героев нет,

чтоб стать свидетелями будней

и каждый миг запечатлеть,

ведь подвиг гонит их, как плеть.

 

(входит свита во главе с Динишем)

 

Диниш

 

Дон Себастьян, Вас кардинал Энрике

велел позвать,

и с этим  порученьем

склоняюсь и ответа жду.

 

Себастьян

(оживляясь)

 

А, Диниш,  всюду поспеваешь,

одна чума тебя проворней.

Ты предан мне?

 

(Диниш почтительно склоняется перед Себастьяном)

 

Тогда за дело:

вскрывай гробы,

к примеру, этот.

 

Диниш

(подходит к гробнице)

 

Угодно Вам, откроем этот,

но вы играете со смертью.

 

Себастьян

 

Уж лучше мне в неё всмотреться

пока я жив и меч способен

держать в руке непринужденно!

Иль трусы вы,

и камни больше

и тяжелей смердящих трупов,

рекой текущих в Лиссабоне.

 

 (Себастьян хватается за меч, несколько человек подходят к гробнице и с усилием сдвигают крышку наполовину)

 

Себастьян

(нетерпеливо)

 

Достаточно, уйдите прочь.

 

(подходит и заглядывает внутрь)

 

Вот как?!

Откройте три другие.

 

(открывают гораздо быстрее и отходят, Себастьян заглядывает в каждую)

 

Немного же от вас осталось —

все одинаковы с лица.

Сильнее смерти

(что за жалость)

не отыскать мне мудреца.

 

кривой

 

Ты видишь всё в превратном свете!

Пойдем со мной к другим гробам.

 

 

Себастьян

 

Так ты имеешь на примете

останки лучшие, чем эти?

 

(идет за кривым, поворачивается к свите)

 

Закройте с гнилью короба.

 

кривой

(ведет Себастьяна к алтарю и показывает

гробницы Педру I и Инеш де Каштру)

 

Вот, не хотите ли взглянуть?!

Им минуло уже лет двести,

 

они образчик дел и чести,

любви и праведности путь.

 

Себастьян

(обходит вокруг гробницы Инеш)

 

Как? Женщина героем стала?

Её удел — рожать детей!

Иль рыцарей на свете мало?

Откиньте камня покрывало!

Что героического в ней?

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 24, 2011, 16:26:55

На мой слух - задан и выдерживается "шекспировский" стиль, так и хочется назвать его "классическим" в смысле следования традициям слога, мне очень понравилось.
Всё ясно, экспозиция никаких претензий не вызывает. Чувствуется хороший размах, широкое письмо, как говорится иногда о большой форме, и,
учитывая, что этого вполне хватит более чем на 5 минут постановки на сцене, несколько недоумеваю всё-таки - что же здесь можно было не понять?

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте