СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1926
22 августа 2011 года
Действующие лица: Афонсу IV – король Португалии Педру I – сын Афонсу IV Себастьян I – инфант Энрике – кардинал Португалии, дядя Себастьяна Диниш – придворный Констанца Кастильская – жена Педру I Инеш де Каштру – фрейлина принцессы Констанцы Тереза – любовница Педру I кривой три убийцы свита португальская знать воины павшие воины тени
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Первое действие
Явление первое
Лето 1569 года. Лиссабон. В городе свирепствует чума. Кардинал Энрике и придворный Диниш прогуливаются во внутреннем дворе королевского замка.
Энрике
Вы слышали, он точно в Алкобасе?
Диниш
Я видел сам, как он в седло вскочил, И свита догоняла через город, задержанная мрачной чередою повозок, что стекаются к собору, и нет свободных улиц для проезда. Он ускакал один, не оглянувшись.
Энрике
И вы уверены, что вскрыть гробницы посмеет Себастьян? Не убоится ни колокола скорбного чумы, ни Господа, ни смерти, что крестами разметила и кладбище, и двери, которым и открыться не придется.
Диниш
Что вам сказать… Чуть встал – он объявил, что птицей он над городом кружился. Парил всю ночь, как будто был крестом. И колокол катился по дороге, сминая на пути живых и мертвых. Ужаснее всего – он вверх катился и, разогнавшись, прыгнул на часовню, разбрасывая грязные останки, и, вывесив язык, остановился. Но ветер раскачал его, и снова он покатился до воды в заливе, которая синела, каменея, и посылала колокол обратно.
Он понял это так, что призван Богом на подвиги бессмертного героя. На рыцарское поприще вступая, решил взглянуть: а много ли осталось от прежнего могущества великих предшественников – стоит ли стараться.
Энрике
В пятнадцать лет – такое любопытство! И вы отговорить не попытались? А думалось, он набожный ребенок… И самому озлобленному мавру такое сделать вряд ли приходилось.
Диниш
Отговорить? Да вы бы посмотрели ему в глаза: он мнит, что равен Богу! «И если там, в гробу, души не встретишь, то, – говорит он, – что я потревожу? А вот увижу многое, пожалуй», – и приказал седлать. Я – сразу к вам.
Энрике
Ну, так теперь скачите в Алкобасу.
(Диниш откланивается и уходит)
Узнать я должен всё из первых рук.
Энрике (один)
Ребенок вздорный в рыцарских доспехах со снами дикими: упрямый и прямой. Ни хитрости лукавой в разговоре, ни должного спокойствия в делах, а вот, поди ж ты – смерти не боится! Турниры, игры в новые походы крестовые... но искренний вполне порыв и чист, и трогателен, право. И нрав его возможно обуздать, когда бы он инфантом не родился, перебесился б к двадцати годам. И стал бы и магистром, и героем... Ах, кабы Бог не дал взойти на трон. Явление второе
Алкобаса. Собор древнего монастыря. В глубь сцены уходит центральный неф. В нишах правого нефа шесть королевских гробниц. В конце центрального нефа — распятие, по правую и левую сторону от него на мраморных львах высятся гробницы Педру I и Инеш. Каменные изваяния покойных на крышках гробниц окружены группой скорбящих ангелов. На головном торце гробницы Педру — барельеф колеса Фортуны. В ногах Инеш — барельеф Страшного суда, в головах — распятие.
Себастьян (входит в собор монастыря, один)
Ну что ж, мне говорил когда-то дядя, направо, кажется, от входа в квадратной комнате — гробы,
(входит в королевскую усыпальницу)
как лодки каменные встали. Печали, скорби, слез людских давно не видно – так спокойно желтеют белые бока, пока на крышках благородно на спинах под охраной львов лежат хозяева гробов. Появится не скоро свита, и осмотреться я один могу. Кого побеспокою? Кто умер, вряд ли потревожен быть может временно живым. Итак, кто тут в высокой нише? Второй Афонсу – что за бред, у власти быть двенадцать лет и не расширить Португалии, и не добавить ей побед.
(появляется кривой, видит стоящего у гробницы Себастьяна)
кривой
Что ищет принц высокородный среди заброшенных гробниц? Неужто Лиссабона воздух так густо смертью напоён, что эти старые каменья – хранители истлевших тел и дел минувших и забытых – смогли напомнить о себе?
Себастьян (вздрагивает и оборачивается)
Ты знаешь кто я?
кривой
Ты – ребенок, еще – инфант, еще – король ты будешь. И еще – умрешь.
Себастьян (в смущении)
Умру! Но как?
(бормочет)
Умру героем…
кривой
Героям все равно в гробницах: меж двух тяжелых жерновов зерно побед давно истерлось, а близких у героев нет, чтоб стать свидетелями будней и каждый миг запечатлеть, ведь подвиг гонит их, как плеть.
(входит свита во главе с Динишем)
Диниш
Дон Себастьян, Вас кардинал Энрике велел позвать, и с этим порученьем склоняюсь и ответа жду.
Себастьян (оживляясь)
А, Диниш, всюду поспеваешь, одна чума тебя проворней. Ты предан мне?
(Диниш почтительно склоняется перед Себастьяном)
Тогда за дело: вскрывай гробы, к примеру, этот.
Диниш (подходит к гробнице)
Угодно Вам, откроем этот, но вы играете со смертью.
Себастьян
Уж лучше мне в неё всмотреться пока я жив и меч способен держать в руке непринужденно! Иль трусы вы, и камни больше и тяжелей смердящих трупов, рекой текущих в Лиссабоне.
(Себастьян хватается за меч, несколько человек подходят к гробнице и с усилием сдвигают крышку наполовину)
Себастьян (нетерпеливо)
Достаточно, уйдите прочь.
(подходит и заглядывает внутрь)
Вот как?! Откройте три другие.
(открывают гораздо быстрее и отходят, Себастьян заглядывает в каждую)
Немного же от вас осталось — все одинаковы с лица. Сильнее смерти (что за жалость) не отыскать мне мудреца.
кривой
Ты видишь всё в превратном свете! Пойдем со мной к другим гробам.
Себастьян
Так ты имеешь на примете останки лучшие, чем эти?
(идет за кривым, поворачивается к свите)
Закройте с гнилью короба.
кривой (ведет Себастьяна к алтарю и показывает гробницы Педру I и Инеш де Каштру)
Вот, не хотите ли взглянуть?! Им минуло уже лет двести,
они образчик дел и чести, любви и праведности путь.
Себастьян (обходит вокруг гробницы Инеш)
Как? Женщина героем стала? Её удел — рожать детей! Иль рыцарей на свете мало? Откиньте камня покрывало! Что героического в ней?
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва