Заказать третий номер








Просмотров: 1295
19 августа 2011 года

Разговор главного редактора журналов «Камертон» и «Великоросс» Светланы Замлеловой и  писателя Ивана Зорина.


И.З.
- Сравнивать времена - что килограммы с метрами. И все же, что ты думаешь о русской литературе ХXI века в сравнение с XIX и XX?

 С.З. - Банально, но русскую литературу XIX и XX вв. называли «великой», чего уж никак не скажешь о так называемой русской литературе XXI в. Русская литература стала местечковой. Во всех смыслах. В ней задают тон не те, кому есть, что сказать, а те, кому дают возможность высказаться. Именно поэтому она похожа на архив психбольницы. А те, кто создают её сегодня, эти русские писатели с нерусскими именами, все, кого тиражируют и кто на слуху напоминают вандалов, делящих порфиру убитого императора. Едва только в XIX в. о русской литературе узнали европейцы, как тотчас полюбили её и в скором времени стали у неё учиться. Мировая литература XX в. вообще состоялась под именем Достоевского. Наверное, ни одна из национальных литератур не избежала его влияния.

 И.З. - Но почему это происходило? Почему весь мир так полюбил русское слово?

 С.З. - Потому что, повторюсь, за русским словом стояло величие, то есть неотмирность. Великим мы называем то, что не от мира сего. Неважно, идёт ли речь о добре или зле. Помните, как Эфлятун Гюней писал о русских писателях – они не согласны, чтобы люди на первый план ставили свой эгоизм. Великая литература всечеловечна, не побоимся этого слова. Она понятна всем. А под вывеской «русская литература» развелось сегодня уж очень много народных плакальщиков, которые, кстати, плачут не о русском народе. Любовь к своему племени – дело, конечно, весьма почтенное. Но если литература понятна и близка одному народу, она становится местечковой, для остального мира она интересна лишь с точки зрения этнографии. Как бы при этом ни раскручивали авторов.

 И.З. - Есть ли литература альтернативная массовой? И если есть, какие имена ты могла бы назвать?

 С.З. - Что только не противопоставляют сегодня массовой литературе! Однако эта мощная альтернатива не обнадёживает. Появился, например, какой-то «неореализм». Тот, кто это придумал, хотел, очевидно, всех насмешить. Что ж, ему это удалось. Что это значит – «неореализм»? Во-первых, это смешно, потому что так называлось направление западной философии XX в., а также направление итальянского кино и литературы. Во-вторых, русский реализм никуда не исчезал. Что, долгое время на его месте был «неоромантизм» с нео-Гоголями? И вот наконец новый виток – возвращение реализма?! В-третьих, никакой своей программы, кроме деградации по отношению к традиционному реализму, наши «неореалисты» предложить не могут. Терминами можно заморочить голову человеку необразованному. Но если человек хоть что-то читал, он поймёт, что из него пытаются сделать дурака… Угроза исходит не от массовой литературы, не претендующей на большее, чем она есть, а от разного рода «нео», пытающихся надуть почтеннейшую публику. Нельзя сказать, что сегодня нет настоящей литературы, нет талантливых прозаиков и поэтов. Их немало, но они, как правило, не на слуху и все они одиночки. В то время как «нео» под разными лозунгами группируются по интересам. Русская литература загнана в подполье, а на её место уселась уродливая злая баба. Но мы верим, что «не умерла девица, но спит»! Ещё одной бедой я бы назвала кризис критики. Раньше говорили, что в критики идёт тот, кто сам не умеет писать. Сегодня впечатление такое, что критик не просто не умеет писать, но и в литературе-то ничего не смыслит. Такие критики оказывают русской литературе медвежью услугу. И сложно сказать, от кого больше зла – от лжеписателей или лжекритиков.

 И.З. - Каковы на твой взгляд тенденции и, главное, перспективы русской литературы?

 С.З. - Мир стоит сейчас на распутье: Армагеддон и конец света или некий катарсис и перерождение. Это, естественно, имеет отношение и к русской литературе. Что будет с ней в первом случае – не сложно представить: окончательная деградация, служение мамоне, манипуляция читательским сознанием, производство иллюзий. Во втором случае можно рассчитывать на ренессанс. Но это будет медленный и мучительный процесс. Слишком много утеряно, и слишком много связей распалось.

 И.З. - Можно ли говорить о влиянии сегодня русской литературы на мировую?

 С.З. - Абсолютно уверена: то, что выдаётся сегодня за русскую литературу, не может оказывать влияния. Единственное, на что это может повлиять – на падение престижа и авторитета России как литературной державы.

 И.З. - С развитием компьютерных технологий умерли шахматы. Ожидает ли та же участь и художественную литературу с развитием аудиовизуальной культуры? Или ее раньше доканает массовая?

 С.З. - По-моему, всё-таки не стоит демонизировать массовую литературу. Она была всегда. Она может быть хорошей или плохой. Беда не в том, что её стало много, а в том, что противопоставляемая ей литература ужасна. В либеральном литературном стане принято неупотребительными в приличном обществе словами описывать половые акты, испражнения и ругать Россию. C`est tous… Патриоты обожают писать очерки о своих дальних родственниках, о каких-то Иванах Ивановичах и Иванах Никифоровичах. Да только без гоголевского владения языком, без его же юмора, без глубины и обобщений. Всё это было бы неплохо для какой-нибудь африканской страны. Но, простите, мы в России и у нас есть то, что называется «русская литература»… Что касается исчезновения – скорее, исчезнет книга, а художественная литература просто перекочует на аудионосители. Впрочем, думаю, что и книга останется. Хотя бы как явление культуры. Многие, знаете ли, любят пить чай из самовара. Даже при наличии электрических чайников и газовых плит. Да и шахматы, наверное, у многих остались.

Источник: "Живая литература"

 

 

 
 
No template variable for tags was declared.
Вениамин Бурмистров

Сыктывкар
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 01:41:32

А как она может быть или не быть, если в XIX веке её поддерживало дворянство и цари, в XX веке советское государство, а сегодня она отдана на откуп прозападной (античеловечной по-русским понятиям) системе авторского права. Античеловечно потому, что автор отдан на откуп рейтингу и финансовым интересам издательств.
Русская литература не сможет существовать в таких условиях, поскольку исторически она сложилась, по духу - человечной (о и для человека, в интересах его развития).
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн августа 29, 2011, 14:56:34

Да, печально все это... Хочется что-нибудь добавить, но - увы! - нечего.
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 00:27:51

Я уже высказывал своё мнение по этому вопросу в другом журнале.
Я предложил рассмотреть развитие литературы в контексте современной теории Синергетики. То есть представить литературу как отдельную открытую нелинейную систему. (Теория Синергетики создавалась как математический аппарат, но в наши дни она включает в себя многие аспекты, в том числе - общественные). В таком случае, следуя из положений теории Хаоса и Самоорганизации систем (если считать, что литература находится в нормальном - неустойчивом состоянии), рано или поздно наступит точка бифуркации (метаморфозы), и развитие литературы (как открытой нелинейной системы, то есть неустойчивой) претерпит процесс самоорганизации (за счёт своих внутренних факторов).
Если бы литература (если рассматривать её, как отдельную систему) была закрытой линейной (устойчивой) системой, то мы бы не наблюдали неоднозначных изменений в её структуре, не было бы ни спадов, ни подъёмов, а присутствовала бы только прямолинейная эволюция к совершенству. Поэтому, литература (как и искусство вообще), рассматриваемая не как элемент структуры искусства, а как самодовлеющая система - система неустойчивая и способная к самоорганизации.

Но вот в какую сторону качнётся маятник? - неизвестно.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 00:45:41

Вениамин, мне кажется Вы несколько не правы, в 19 веке литература развивалась отнюдь не при поддержке дворянства))) скорее, вопреки. Тургенева не особенно жаловали в аристократических салонах.. И издательства были самоокупаемые.. И капитализм был в самом расцвете)) Но дело в том, что любая послереволюционная ситуация - это приход непрофессионалов. А за последние годы - это еще и дилетанты-авантюристы, зачастую просто откровенно неграмотные, но умеющие делать деньги.. И плюс откровенное разваливание нравственности западными структурами. Да еще и стремление встроить русскую литературу в систему западных ценностей..
Вениамин Бурмистров

Сыктывкар
Комментарий
Дата : Сб сентября 10, 2011, 17:17:37

Согласен, Марта, послереволюционная смута рано или поздно уляжется, непрофессионалы поднаберутся опыта, нравственность развалиться, а вот что на её месте вырастет, увы, не знаю. Загадка природы. Точно одно, что-то да вырастет, так уж в природе устроено.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте