СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1844
17 августа 2011 года
Из записной книжки Михаила Ботвинника: "Деньги потеряны - ничего не потеряно. Здоровье потеряно - много потеряно. Мужество потеряно - все потеряно». В своей жизни Ботвинник терял и деньги, и здоровье. Но мужество - никогда.
Михаил БОТВИННИК родился 17 августа 1911 года в Петербурге. Умер 5 мая 1995 года в Москве.
Основатель советской шахматной школы. Стратег, для которого шахматы были войной. Шестой чемпион мира, флаг СССР. Человек системы. У каждой эпохи свои герои: Ботвинник, как никто другой, стал олицетворением советского времени – суровый, аскетичный, волевой боец, который четко знал свою цель и не останавливался ни перед чем для ее достижения. Признаться, мне никогда не нравилось изучать партии Ботвинника, хотя в силу исторических причин именно его творчество мне известно лучше прочих. Добрая треть книг в моем шкафу была посвящена первому советскому чемпиону, их можно было легко достать во время дефицита и продаж из-под прилавка. Это был главный персонаж отечественной шахматной литературы. Знамя! И поэтому для души я изучал партии других игроков. Точно так же, как в литературе предпочитал книги Джека Лондона и Александра Беляева трудам Шолохова и Брежнева. Интересно: Ботвиннику не довелось стать чемпионом мира, когда он был этого достоин, а стал им, когда этого больше заслуживали другие! С конца 30-х и все 40-е Михаил Моисеевич объективно был сильнейшим игроком мира, а в 50-х годах он в лучшем случае был третьим. Керес играл чаще и стабильнее, а Смыслов – просто сильнее! Главные плюсы Ботвинника-шахматиста заключались в фундаментальной дебютной подготовке и хорошем позиционном понимании. По молодости лет он неплохо считал, поэтому был очень силен как практик, а после обретения титула в его партиях начали встречаться зевки и просчеты. Искусство подготовки к соревнованиям усилиями шестого чемпиона мира было поднято на небывалую высоту. В умении работать по плану, подчинять высшей цели все обстоятельства он не имел себе равных. Колоссальная целеустремленность, жесткая, почти военная дисциплина, конечно же, режим, занятия спортом плюс разумное сочетание нагрузок и отдыха! Выработав свою систему подготовки, Ботвинник затем неукоснительно ее исполнял. На партию он настраивался, как на последний бой. В сопернике видел врага, победа над которым – вопрос жизни и смерти. Такой экстремальный, военный подход к шахматам стал весьма популярен после него. Ибо приносил успех. Михаил Моисеевич пользовался большой поддержкой советских властей. Ему были созданы все условия для успешной карьеры. При этом Ботвинник удивительным образом сумел сохранить независимость своих взглядов и поступков. Он не подписывал коллективных писем, избегал общественной нагрузки, держался весьма обособленно. Вжившись в образ патриарха советских шахмат, он стал очень категоричным человеком. Это был гуру, изрекающий истину в последней инстанции. Возражения не принимались! Например, он до конца жизни считал, что блиц вреден для развития шахматиста также как и частые выступления. Кто знает, возможно, он был и прав, но шахматная жизнь развивается в строго противоположном направлении! Особо я хотел бы отметить феноменальное умение Ботвинника играть матчи. В противостоянии характеров, борьбе психологий, в условиях нацеленной дебютной подготовки шестой чемпион чувствовал себя как рыба в воде. Победы в матчах-реваншах над более молодыми и сильными Смысловым и Талем, на мой взгляд, – его главный подвиг. Он умел побеждать даже время! В плане работы над дебютной теорией Ботвинник выгодно отличался от своих современников. Этот человек копал очень глубоко: не просто находил новые ходы в известных позициях, а разрабатывал целые схемы развития. Не ограничиваясь вариантами и оценками, старался продолжить дебютные исследования в миттельшпиле, анализировал типовые позиции и изучал возможные планы сторон. Вслед за Михаилом Моисеевичем многие советские гроссмейстеры стали работать столь же фундаментально. Это одна из причин, почему представители советской шахматной школы вот уже полвека доминируют на международной арене. Взгляните, кто сейчас, на рубеже веков, на вершине шахматной пирамиды? Его ученики… Последние 30 лет жизни Михаил Моисеевич посвятил себя шахматному программированию. Увы, его проект моделирования процесса мышления шахматного мастера так и не был доведен до успешного завершения. Ставка на быстродействие компьютерного «железа» в сочетании с корректировкой оценочной функции оказалась более продуктивной. Развалилось и великое государство, которое Ботвинник олицетворял. Можно представить, как ему – убежденному коммунисту, человеку государственного масштаба – было тяжело и горько в начале 90-х… Именно тогда я видел его в ЦШК. Хотя ему перевалило за 80, это был человек с цепким, ясным взглядом. Говорил экс-чемпион мало, но уверенно, а на вопрос, кто победит Каспарова, ответил коротко: «Крамник!» До матча в Лондоне оставалось еще семь лет. Сергей Шипов
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Севастополь