СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 4430
30 июля 2011 года
Выдающийся русский художник нашего времени Сергей Петрович Бочаров родился 27 сентября 1953 года в селе Баган Новосибирской области. Закончил Краснодарское художественное училище. Известная французская художница Надя Леже, случайно увидев 15-летнего студента училища Сергея Бочарова во время рисования на практике в Ленинграде, пригласила его совершенствовать искусство живописи при своей студии в Париже. С.П.Бочаров закончил также Российскую академию художеств и институт кинематографии (ВГИК) в Москве. В качестве художника кино участвовал в создании 18 фильмов, в т.ч. «Сталкер», «Поездка в Висбаден», «Забавы молодых» и другие. В настоящее время — профессор живописи Итальянской и Австрийской академий художеств. Постоянно живёт и работает в Москве. Художник работает в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, в станковой живописи. Его картины находятся в собраниях русских и зарубежных музеев, в частных галереях и коллекциях Германии, Норвегии, Японии, Кореи, Франции, США, Италии. С.П.Бочаров обладатель престижных заграничных премий Гран-При во Франции и в Италии. Французская премия присуждена в 1990 году за картину «Битва» на конкурсе батальной живописи с мотивами Востока. Картина куплена и осталась во Франции. В 1992 году ему присуждается премия Гран-При по результатам знаменитого конкурса по виду Венеции, который устраивается один раз в 5 лет вот уже в течение 300 лет для художников всего мира. Последним победителем из России в этом конкурсе до С.П.Бочарова был 140 лет назад Айвазовский. Как победитель конкурса, Сергей Бочаров имел право продать музею Италии эту картину, но он привёз её в Россию в надежде, что когда-нибудь она будет в русском музее. Отношение к современности бескомпромиссно выражено в ряде его картин, объединенных в серию под названием «Они»...Как истинный последователь русских передвижников XIX века, художник реализует каждую возможность показать свои картины соотечественникам. Его выставки прошли в переполненных залах в Москве, во Владимире, Рязани, Липецке, Ростове-на-Дону, Зернограде, Нижнем Новгороде, Арзамасе, в городах Сибири...
1993 год — переломный в истории современной России, а может быть, и мира. Значение октябрьских событий — «путча власти» — старательно и упрямо этой властью принижалось и принижается, но, рано или поздно, историки скажут: это был поворот. Всё могло быть иначе… Казалось, в конце XX века в одной из столиц мира — Москве — не могло случиться того, что произошло. Но… Не 91-й, а именно октябрь девяносто третьего года стал концом Советской власти и Советского Союза. Конфликт между президентом «новой России» и Съездом Советов по вопросу о собственности на землю затянулся. Молодой — агрессивной и наглой — российской буржуазии нужны были люди, готовые и способные расстрелять и сжечь собственный парламент, — и такие люди нашлись. Но нашлись и те, кто пришёл защищать Дом Советов — герои, сродни солдатам Великой Отечественной. В их числе был художник, профессор живописи Сергей Бочаров.
...Он, поддразнивая нас — его современников, сам себя называет «великим», но, шагая по апрельской ялтинской набережной — великий и единственный, — вдруг просто и ласково говорит встретившейся маленькой девочке: «Ах вы, глазки Чингисхана!». На днях народный художник России дал мастер-класс ялтинским школьникам; сейчас — спешит на ялтинское радио, а к обеду мы — в компании с журналистом Сергеем Сардыко — идём на квартиру мастера, — и никакого интервью не получается, потому что он ведёт яростный — несмотря на внешнее равновесие — монолог.
ПРЕДАТЕЛИ — Севастополь?! Я скажу: Севастополь — город предателей! Он, совсем юным оказавшийся на учёбе в Европе, зарабатывал на жизнь — в профессиональном боксе. А мы — не знали! Нас ударили в лицо, — утрём кровь. — Я был у вас 9 мая года три назад. Пробился к трибуне: на ней — градоначальник и ещё какие-то люди, — все воры. То есть — по лицам видно: жулики и воры. Идут ветераны — машут трибуне, улыбаются, — что же это такое!! Вы же Родину защищали, вы кровь проливали за эту землю! Что вы улыбаетесь ворью?! Подойдите сюда и — плюньте! Швырните в них — камнем... огурцом!.. — Нет... идут — улыбаются, машут... Я говорю: предатели. И если мы утёрлись, если мы готовы слушать дальше, Сергей Петрович Бочаров расскажет, какой толк в том, чтобы кидать камнями в собственного мэра! — Есть смысл! Приехал в Ялту [президент Украины] Кучма. Идёт по набережной: полно охраны, народ — у стен. Всё — как везде: «Здра-а-авствуйте, Леонид Данилович! Ну, как вы?!». А он же — свой, он тоже — народу: «А вы как?». Я не выдержал! Залез на дерево, кричу: «Воры! Предатели! Грабители!». Народ — как опомнился, все завопили: грабители! предатели!.. И Кучма... побежал! Понимаешь?!
ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД — Начало октября. Я — в «Белом доме», на телефоне. Звонок из моторизированной части: «Мы готовы привести нашу технику на защиту парламента, но у нас нет бензина…». Я — к Руцкому. «Ты что?! Это — провокация! Они хотят примазаться к нашей победе». Возвращаюсь: «Спасибо вам! Но у нас бензина нет…». Вскоре новый звонок: «Мы все — посоветовались и решили купить топливо на свои деньги. Дайте команду!». Я — дурак!! — к Руцкому… «Что?!! Я тебя расстреляю!..». Вернулся… Что говорить?! «Ребята, команды пока нет»… В ночь на четвёртое октября я спал на баррикадах перед «Белым домом». Рядом — Вика Цыганова. Рассвет. Первый удар — танки генерала Романова начали обстрел. Ещё «сквозь сон» вижу, как Вика, убегая — одним махом! — оказывается за высоченной бетонной стеной. Я попробовал — попрыгал — не перемахнуть! Подставил что-то, как-то перелез. Спрятались в здании. Кто не успел убежать – были убиты. Все! Я видел из окна: остался один священник, поднявший крест перед наезжающим танком. И танк — проехал по нему… А потом, развернувшись, переехал ещё раз!.. Я потом написал картину: священник с поднятым крестом — перед танком. Снаряды бьют по зданию. Страшной силы ударная волна: вижу человека, пытающегося вставить вывалившиеся глаза! Предатели! Дом был построен так, что можно было очень долго обороняться, оружие было – и для борьбы с танками тоже, — никому не дали! Только баркашовцы были с автоматами; человек тридцать из них остались до самого конца: их — выжгли… Утром, когда начался обстрел, над Белым домом появились вертолёты, запросили Руцкого, стрелять ли по танкам, — «Нет!». Это потом, когда всё было кончено, он звал авиацию, а сейчас — «нет»! Они все — и Руцкой, и Хасбулатов, и Ачалов, — всё одно… Предатели! Банда предателей! Продержаться ещё десять дней, две недели, — и положение изменилось бы… Во второй половине дня какие-то комсомольцы уводили из «Белого дома» стариков… Что делать?! Погибать — по-дурному?.. Я ушёл — со стариками.
В этот момент Бочаров — неожиданно! — словно смутился… Хотя стыдиться совсем нечего: гибель действительно была бы совершенно бессмысленной. «Но всё же…».
— ...Бабурин? Один из немногих, кто вёл себя достойно. Его страшно избили: не успел уйти. Но всё равно — это всё не то… Не нашлось руководителей – настоящих и решительных патриотов. Не нашлось в 91-м, не оказалось в 93-м… Расстреляли надежду. Что вышло? Капитализм. Страшная система! Убивающая всё.
— …Я рисовал Ким Ир Сена, он пригласил меня в загородную резиденцию. Там гора — украшение Кореи: рощи, озёра, водопады, а внутри сплошь — золотая! Что Южная Африка! — я был там, — тонкие-тонкие нити золота по стенкам рудников; а здесь?! Мы ехали через небольшой тоннель в горе: на стенах — широкие золотые жилы. Придёт капиталист, возьмёт золото, и — не будет горы: ни водопадов, ни рощ, ни озёр, — ничего не будет!
ЖИЗНЬ – …Страшнее танкового обстрела только — видеть рождение человека! Мне было восемь лет, когда я принял роды. На выпасе, с тётей Аней. Слышу — кричит. Я прибежал — она хрипит: уходи. И снова – страшный крик. Я решил, что — умирает, — не могу шевельнуться. Смотрю, а уже показалась головка ребёнка… Я принял его, перекусил пуповину, перевязал, — тётка говорила мне — я всё делал. Потом — бегом в деревню. Там подумали, что я сошёл с ума — такие глаза!.. Уже взрослому, мне ещё два-три раза приходилось помогать при родах. Однажды — когда я месяца три был в море, на «рыбоконсервном» судне. На разделке рыбы работает много женщин, и они живут с моряками, — иногда появляются дети. Так вот, новорождённых — выбрасывают за борт; порядок такой… Я помогал принимать роды у одной женщины и, когда ребёнок родился, сказал: «Он будет жить!». А мужики ломятся в дверь! — «Не отдам!!». Через три дня мать уже сама не отдала ребёнка…
СПАСТИ РОССИЮ Как и его крёстный отец —митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, Бочаров не перестаёт повторять, что в России только две партии — патриотов и воров… — …Александр Шилов — исключительно трудолюбивый художник, реалист и, что важнее всего, – настоящий патриот. Никогда, ни разу не плевал он ни на Советский Союз, ни на Россию; никогда не называл народ «совками»… …«Монархист Глазунов»?! Какая монархия?! Ему нужно — хорошо одеваться, быть на виду… У него — «гонимого властью» — были выставки по всем городам Союза, а мне определили лимит продажи картин: одна — в год! За год — одна картина!! И я работал на киностудии… У Глазунова 70 (!) работ — о Брежневе, он их нигде не печатает! Наши «программные картины» нельзя сравнивать: у меня они — сюжетные, у Глазунова — коллаж. У него — умершие, я рисую только — живущих! Есть, конечно, исключения: в «Явлении народа», мне нужны были Жуков, Хрущёв… Но Глазунов сделал большое дело: создав свою академию, он спас русское реалистическое искусство.
— Спасётся ли Россия? Не знаю… Сейчас Россия — богата. Невообразимо богата. Ежедневно (!) на Запад перекачивают нефти на полмиллиарда долларов и больше, — не считая газа! Что? Нефти у нас лет на сорок? Я думал — на семь–десять... Ну, тогда поживём. А что они?! — Бочаров смотрит на детей. — О них никто не думает! Зачем?! Украсть, отхватить — сейчас, скорее! Пока у власти — грабители, ничего хорошего не будет. Сегодня патриотического движения — почти нет: оно всё забюрократизировано. Всё — только с разрешения властей. Нет никого, кто бы вывел людей на главные улицы, на Красную площадь, — даже если демонстрацию запретят! ведь это — наш город! наша земля! Должен появиться патриотический лидер. Решительные, смелые люди — есть, но в современном обществе невозможно выдвинуться без участия СМИ, а они — полностью захвачены властью… Глупо обвинять Ленина в использовании «немецких денег»! Он умело — и правильно! — воспользовался возможностью… Надо суметь обмануть власть! Может быть, жертвуя «чистотой» своего имени, но — перехитрить, обмануть, — ради своей страны!
СЕВАСТОПОЛЬ — Крым — кроме России никому не нужен, он даже Турции сейчас не нужен… Вот если татар станет здесь не меньше половины, тогда Турция подумает, а сейчас — нет. Европе — тем более не нужен! Пройдись по магазинам, рынкам: каждый пытается обмануть — на каждом шагу, — и кому мы нужны — такие?!.. Крым будет российским, если Россия и Украина объединятся (а это обязательно будет!) и — если у власти в России окажутся настоящие патриоты. Всё очень просто! Есть Керченский пролив, понимаешь? Через него строится мост: сейчас строят быстро — за год можно построить, — и всё! Но за это надо — бороться. Севастополю. Судьба Крыма всегда решалась — в Севастополе!
P.S. Эта работа (не могу назвать её словом «интервью») была сделана пять лет назад. В. О. Вавилов
Работы С.П. Бочарова можно увидеть здесь
Картина "Золотой век" (1989), о которой идёт речь в комментариях ниже:
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва