Просмотров: 572
Буду многословной, наверно, но говорить о «новом
реализме», не определяя «старого» и
не коснувшись того, что же вообще можно считать реалистичным, как-то не представляется
возможным. Согласитесь, в мире, где сама реальность имеет не одно и не два
определения (и всё, что нам философы, или «естествознанцы»,
или кто бы то ни было может предложить – это перетянуть на свою сторону, если
получится), определение реализма, реалистичности, – мягко говоря, затруднено. С
другой стороны: все мы как будто понимаем, о чём речь, самым большим реалистом
у нас Л.Н.Толстой значится. Крамолой занимался уже Леонид Андреев, у которого «всё
слишком преувеличено»
(Павел Басинский, статья «Возвращение»).
На это я вспомнила честертоновское «Преувеличение – синоним
искусства. По самой сути своей искусство причудливо» и
подумала, что вопрос только в том, ЧТО преувеличивает автор. Толстой
преувеличивал свои домыслы. Это целая лавина домыслов, которые он упорно (с
гениальным упорством) возводил в данность. А главным домыслом было то, что
существуют некие «ВСЕ». Все влюблённые, все
военные. Все дети, все женщины. Все итальянцы, все раненые... Те, кто на этом
домысле работает – и есть «старые реалисты».
Их реализм идёт как раз через этих «ВСЕХ».
Единичное (человека, явление) они рассматривают как частное проявление чего-то
по сути однородного, какой-то единой «кучи». И
эту частность они тщательно, подробно изучают и описывают. Зачем? Затем, что
она даёт представление обо ВСЕХ, обо всей «куче»...
В такой литературе мне просто некуда себя деть. Когда она говорит «как
это всегда бывает», я вижу, что со мною этого не бывает никогда и, понятно,
любить я её не могу. И невлюблённых в неё всегда было предостаточно, всегда
хватало. Потому и «новому реализму» уже лет сто в субботу...
Новый реализм – это то, что глубже социобиологии
(даже и с психологией вкупе), человек – не «генерал» и не «самец», его
не опишешь историей о карьере и/или женитьбе. Новый реализм ближе к реальности,
какою бы её ни понимать, хотя бы потому что взгляд его подвижнее, он готов «смещаться», он
не так цепляется за факты, не так упорствует в чём бы то ни было, не держится
за «ВСЕХ»,
вполне понимая, что таковых никогда и не бывало. Он вообще МЕНЕЕ ДЕРЕВЯННЫЙ, и
это понятно: он же всё-таки некий синтез, материала-то, как минимум, уже два...
Читать статью полностью
|