Заказать третий номер








Просмотров: 2060
12 ноября 2013 года

Морской трамвай, взревев дизелем, причалил в небольшой бухте. Мальчик лет шести, прислонив лоб к холодным поручням, наблюдал, как люди, совершенно не похожие на моряков, ловко наматывают канаты на толстенные железные штуки.

- Пошли, Артёмка, – взяла сына за руку молодая женщина, – насмотришься ты еще и на корабли, и на матросов.

- Не насмотрюсь! – серьезным тоном ответил Артём и засеменил вслед за мамой.

Целую детскую вечность назад мальчик и его мама, поехали к морю. Они каждое лето ездили к морю. Но в этот раз они бывали не только на пляжах и экскурсиях. В этот раз мама мальчика искала себе работу, а мальчик узнавал, что курорт – это не только песок и галька берега, но и асфальт улиц. Почти такой же, как в городе, который он помнил еще очень хорошо. Такой же, как в городе, где застыли удивленными мухами в янтаре детской памяти его друзья.

Курорт, как продолжал называть про себя мальчик этот большой город, сильно преобразился с приходом осени. Небо потемнело и опустилось, все звуки тонули в нем, от чего стало тише. Всё стало медленней и красивей. Мальчику очень нравилось смотреть на то, чего он не замечал летом: трещины на старинных домах, потеки ржавчины на бетонных причалах.

- Мама, смотри, лебедь! – восторженно закричал Артём и потянул свою маму в сторону.

В захламленной пластиком воде действительно плавал белый лебедь. Он бесцельно красовался перед вереницей спешащих по пирсу людей.

Молодая женщина какое-то время удивленно смотрела на лебедя. Потом, снова утонув в своих мыслях, заторопилась и потащила сына домой. Артём и не упирался, переставлял с нужной скоростью ножки и оглядывался, думая, как придет сюда скоро и покормит лебедя белым хлебом.

 

Сумерки только начали сгущаться над городом, стало еще тише. К набережной спешил мальчик, карман его курточки топорщился от половины булки.

Мальчик почти удивился, увидев лебедя на том же месте. Странно, что прошло полдня, а он еще не улетел. Птица, секундой ранее безучастная, преобразилась и снова стала красоваться, ближе подплывая к берегу. На ходу доставая кусок булки, Артём спустился к маленькому, захламленному пляжику. Лебедь активно поплыл навстречу.

«Совсем не боится», – подумал мальчик, протягивая кусок булки. Лебедь, немного вытянув шею, вдруг резко кинулся на лакомство. От неожиданности мальчик отпрянул и выронил булку. Он отчетливо слышал, как лебедь громко клацнул своими острыми зубами.

Теперь птица даже и не пыталась изображать из себя добрую и красивую. Она нервно плавала вдоль берега, даже не замечая размокшую булку, и бросала на мальчика голодные взгляды. Слюна текла по ее огромным клыкам.

 

Когда дома мальчик рассказал своей маме об ужасном лебеде, та конечно совсем ему не поверила и сказала, чтобы не обидеть, что, наверное, он заколдован.

Мальчику стало очень жалко заколдованного лебедя. Следующим вечером он кормил заколдованного лебедя сырым мясом с костями и думал о том, как бы расколдовать несчастное существо.

 

Зимой лебедь охотился на портовых дворняг, а мальчик с волонтерами-экологами собирал мусор на пляжах. Он, кажется, понял, как можно помочь лебедю. Сегодня волонтеры в грязной, на вид заброшенной бухточке, нашли невиданную птицу. Она была черна, как смоль, худа, как палка, жирно блестела и едва ползала, тихо покрякивая. В руки она далась почти с радостью. Тут же затихла и зажмурилась.

Артёмка был очень удивлен, когда узнал, что это – обыкновенная чайка. Она сильно испачкалась в мазуте и едва не погибла от голода, потому что грязные перья не давали ей взлететь.

«Надо научить лебедя летать!» – думал мальчик, глядя, как отмытая и накормленная чайка побежала по пляжу, хлопнула пару раз крыльями и взлетела. «Эх, раньше не догадался!» – несправедливо досадовал на себя Артём.

И совершенно зря: ведь в мультфильмах и детских сказках летали гуси, а лебеди плавали, максимум – били крыльями по воде. Поэтому тот факт, что злой лебедь никогда не летал, а лишь плавал проворной лодочкой, воспринимался без дополнительных вопросов. Артёмка попытался представить себе злого лебедя летящим.

Ничего не выходило: сказочный образ красивой белой птицы на фоне голубого неба совершенно не стыковался с жёлтыми клыками и кровожадными повадками.

Свободная красота и злоба – несовместимы, интуитивно догадывался мальчик. Лебедь сказочно красив, но он заперт в этой огромной бухте и вынужден в поисках пропитания скитаться вдоль грязного берега, а от того очень зол.

«Как научить лебедя летать?» – Артём совершенно ничего не мог придумать.

 

Новогодние праздники были похожи на странный сон: не было снега, а был туман. Утром однородный, словно молоко, а днём клочковатый, как сахарная вата. Лебедь белым призраком показался из тумана.

- Фу-у… – Мальчик скривился от отвращения, но секунду спустя, присмотревшись, засмеялся. У заколдованного лебедя с клюва, до самой воды, свисало волнистое красное конфетти.

- И тебя с Новым годом, – Артем достал из кармана пакетик с остатками праздничной утки.

- Держи, ко-ней-бал, – мальчик с удовольствием выговорил новое слово и протянул левой рукой лебедю слегка засохший окорочок со следами салата. Когда лебедь, склонив голову набок, аккуратно брал угощение, Артемка правой рукой схватился за конфетти и потянул. Было неприятно, но мальчик не хотел, чтобы монстр из детской сказки наелся блестящей бумаги.

Лебедю тоже не понравилось подобное вероломство, он пытался удержать конфетти в клюве. Несколько секунд мальчик со смехом бежал по пляжу, а заколдованный лебедь детским корабликом на ниточке скользил по воде, совсем как в сказке.

По дороге домой мальчик подпрыгивал от радости: он знал, как научить лебедя летать!

 

Ночью Артемка прокрался к холодильнику, чтобы утащить кусочек сырого мяса. Крепкие нитки продеты в узкое ушко, длинная игла бесчисленное количество раз проткнула холодный и влажный кусок.

 

Полдень, немногие сонные серые люди прошли по причалу, чтобы исчезнуть за потными стеклами морского трамвая.

«Берегись винта», – прочитал Артём надпись на борту. Это, а ещё то, что трамвайчики сначала отплывают задом, а потом разворачиваются, сразу вычеркнуло их из возможных помощников. А так бы было замечательно стоять на открытой корме и смотреть, как сказочный лебедь взлетает…

Придётся искать союзников среди взрослых. И главная проблема в том, что они не помогут, не потому что не поверят, а потому что просто не услышат. Все спят! Но еще ночью Артёмка понял, кого можно попросить, кто дослушает до конца.

В этом заколдованном царстве сонных взрослых попадались люди с ясными и внимательными глазами. На курорте их было много, и они носили красивую форму.

Высмотрев такого человека на пирсе, мальчик нахрабрился и прямиком пошел к нему. С офицером были двое матросов, они не спали, но были недоверчивыми и в сказки для детей не верили.

Офицер слушал очень внимательно, матросы стояли поодаль, втягивая головы в воротники черных шинелей. Мальчик очень боялся, что офицер не поверит, но тот сказал: «Я помню этого лебедя – очень странный, как-то ошивался у катеров и был весь в крови, при этом слишком бодрый для раненого». Потом офицер странным жестом посмотрел на запястье своей руки и сообщил: «Жди на том пляже, скоро».

 

У мальчика часов не было, но «скоро» пролетело незаметно, потому что лебедь издалека почуял мальчика и приплыл выпрашивать мясо. Артёму было грустно и радостно одновременно, он очень волновался.

Вот из-за тумана показался немой сине-серый катер, на корме недвижно стояли три знакомые фигуры. Когда катер приблизился, Артем кинул камушек с привязанным концом ниточки, один из матросов ловко поймал его и передал офицеру. Катер снова скрылся в тумане, а мальчик разматывал клубок, пока нить не перестала тянуться. Обнажилась мясная сердцевина клубка.

Из-за острых обломков коричневой скалы выплыл прятавшийся там лебедь и снова принялся клянчить. Мальчик дал ему прошитое мясо и сильно подергал за уходящую в туман нить.

Голодный лебедь с размаха вцепился в ловушку и тут же увяз всеми зубами в нитках.

Мальчик смотрел, как тонкая линия выпрямляется под водой, потом над водой. Лебедь яростно мотал головой, пытаясь выплюнуть мясной комок, но тут его потянуло. Он пытался тормозить своими красными ластами, но они словно лыжи заскользили по поверхности воды. Лебедя стремительно утаскивало в туман.

Мальчик быстро поднялся на пирс и побежал, лавируя между людьми, параллельно бьющемуся лебедю. Вот лебедь в тщетной попытке затормозить расправил крылья – его тут же подкинуло вверх и шлепнуло о воду. Он несколько раз перекрутился веретеном, прежде чем нова стать на лыжи.

- Куда, пострелец?! – Рыбак поймал мальчика на самом краю пирса. Но Артём неотрывно смотрел вслед неясному белесому силуэту, раскрывающему крылья.

 

Офицер вручил Артемке спутанную ниточку, «на память». Помолчал немного, а потом сказал:

- Сразу на север полетел твой лебедь… как веревку перегрыз… Да не расстраивайся ты так, прилетит он осенью.

- Я за лебедя рад, – тихим голосом сказал мальчик, – мне из-за них грустно, – он неясным жестом кивнул в сторону людей заполняющих набережную неуютными тенями. – Такое чудо прямо перед ними произошло, – заговорил мальчик громче, – а все видели только, как я чуть в воду не спрыгнул. Он шмыгнул носом и заговорил снова очень тихо, – на секунду проснулись, не больше.

Неожиданно офицер рассмеялся, густым и тёплым смехом:

- Ничего, вырастешь, Артемка, дашь каждому в зубы по ниточке и как-нибудь расколдуешь!

Артём тоже засмеялся, он представлял, как люди скачут по воде удивленными колбасками и просыпаются в холодных солёных волнах, а над ними парит добрый зубатый лебедь.

 

фото: Анка

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт ноября 15, 2013, 16:31:21

Моей первой реакцией на этот раз было: "Классный глюк, ночью приснится - не отмахаешься":). Какой-то глубокой идеи в этой остроумной страшилке, на мой взгляд, нет. Но весьма оригинально.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт ноября 15, 2013, 19:59:09

ох, мне так много хотелось сказать автору, когда я читала... особенно про возраст мальчика. То мама не выпускает его ручку и он семенит - годика на три), то он вдруг в сумерках и ночью с куском мяса бегает один на пристань. То говорит детским языком, то знает слово "волонтеры" и произносит мудрую речь:
- Я за лебедя рад, – тихим голосом сказал мальчик, – мне из-за них грустно, – он неясным жестом кивнул в сторону людей заполняющих набережную неуютными тенями. – Такое чудо прямо перед ними произошло...
Но все это было бы ничего, если бы ни странный, какой-то садистский способ насильно научить свободе! после рассказа сидишь, обалдевшая, и думаешь - а нитка осталась у лебедя в зубах? и мясо на нитке в желудке?
Идея, наверное, Ирин, как раз был добрая и нравоучительная, но воплощение - действительно похоже на кошмар.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 16, 2013, 15:19:58

)) Галь, а где ты увидела, что мальчик на пристань бегает ночью? И что он знает слово "волонтеры"?)
У меня как раз первая реакция была другая: какая необычная идея и как здорово воплощена! Если опустить возрастную несуразицу (что, кстати, легко было бы исправить - просто расширив временные рамки рассказа), это одна из немногих сегодня попыток показать активного героя (тем более, такого маленького), который может сам принимать решения и воплотить их в жизнь. Дело ведь не в том, чтобы "насильно научить свободе". Это не о свободе. Это о способности к выживанию, к которой иногда надо подтолкнуть и насильно. Вместо того, чтобы бесконечно кормить привыкшего клянчить лебедя, мальчик сделал для него по-настоящему доброе дело: научил летать и, значит, добывать еду самостоятельно. Злой-то лебедь не просто так, а как любой зависимый от других и не реализовавшийся в жизни человек. Это злоба инвалида, в данном случае, морального. Так что рассказ А. Губкина - это замечательная притча, уникальная в своем роде. А то, что кусок мяса кого-то напугал... ну, вы, девочки, не зоологи:) Те бы вам объяснили, как иногда надо обращаться с животными для их же спасения. Заболевшему коту поставить клизму не менее жестокое действо...
В общем, ничего, нас тоже кто-нибудь расколдует:)
Последняя правка: ноября 16, 2013, 15:23:13 пользователем Наталья Баева  
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 16, 2013, 15:33:46

"Сумерки только начали сгущаться над городом, стало еще тише. К набережной спешил мальчик, карман его курточки топорщился от половины булки". Да и вообще сложно представить 4-х летнего (скажу от себя, как мама - и 10-летнего) мальчика, который один ходит в любое время на пристань.
Но это неважно, Наташ, ты правильно говоришь - возраст можно подправить. Дело в том, что автор, на мой взгляд, свою идею не сумел реализовать так, чтобы это не выглядело фальшиво - здесь нет ничего настоящего. И возраст - не просто ошибка, это отсутствие чутья авторского, когда он не видит, что может, а что не может делать или говорить герой. Слово "волонтеры" дано авторским текстом - но от лица мальчика (тот узнал о их существовании). Мораль в чистом виде выведена его же устами. Нет, я не зоолог, конечно, но лебедь с застрявшей в животе веревкой - навел на мысль о садизме. Клизму коту, конечно, делают, но так, чтобы он потом в живых остался. Спасти так, чтобы лебедь летал с веревкой, навечно свисавшей из его клюва и гниющей в животе - по-моему, лучше сразу застрелить.
Тут прикольное сочинение читала. Там чудовищу сделали "клизму добра". Так вот - здесь лебедя не научили добру и свободе, а сделали именно клизму. Вся идея, ее воплощение - все притянуто за уши, все нежизненное какое-то, фальшивое донельзя.
Это мое личное восприятие, конечно.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 16, 2013, 17:25:54

Да мне кажется, что с возрастом это не так уж важно, бегает он, все-таки, скорее вечером, а не ночью.
В первой сцене он выглядит менее уверенным, потому что первый раз по этому маршруту идет. Может, они с мамой где-то поблизости от этого места поселились у каких-то знакомых, и идти от дома до лебедя совсем немного. И потом: непонятно, что это за время, помню, в моем детстве мы во дворе могли играть допоздна, и никто за нас особо не волновался.
Тому Сойеру было семь, и куда они только не лазили и не ходили. Хорошо, пусть ему будет девять.
Сейчас прочитала еще раз внимательно, да нет тут никакой морали вообще. И взрослые хорошие: боялись, как бы ребенок в воду не упал, а на эксперимент не обратили внимания, это же естественно. А моряки вообще помогли в эксперименте. Тут мораль скорее детская какая-то, по-детски парадоксальная.
Героя необычное привлекло, он такого еще не видел и даже не представлял,что такое может быть, не говоря о том, что быть-то такого и не может - авторская фантазия. А фантазия похожа на ужастик, типичный жест - дети нашли или какой-то сундук, или предмет странный, или животное и решили поиграть... Дальше начинается кошмар. Зубастый лебедь-монстр - это как раз из этой же серии, ждешь что-то страшное, чтобы он этому маленькому любопытному палец откусил, например. А потом таких лебедей в городе развелось много, и они стали охотиться сначала на дворняг, а потом на людей :).
Сюжет избитый до невозможности, а тут автор, на мой взгляд, хотел вопреки ожидаемому закончить хорошо, по-доброму и обрадовать читателя какой-то новизной.
Но не получилось, не получилось доброго, светлого конца: и лебедь у нас с застрявшей в животе веревкой, хотя может она выйдет, пардон, через задний проход, не знаю, не специалист :), да и вся эта сцена спасения почему-то больше похожа на издевательство над злобной зверюшкой, мне даже подумалось, что лебедь погибнет: задушится как-нибудь, об воду убьется или еще как-то.
А вот образ злого лебедя-хищника запоминается - в этом и вся суть идеи - придумать такого монстра, а потом уже придумалась сама история, и действительно получилось как-то неубедительно. А вот образ лебедя убедителен, прям вижу его :).
Последняя правка: ноября 16, 2013, 17:49:09 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 16, 2013, 17:39:27

Кстати, что касается парадоксов детского восприятия, тут как раз автором всё хорошо показано. Только ребенку бы в голову пришло подружиться с лебедем-монстром, да еще кормить его мясом и не ужасаться при этом. Да взрослый бы человек, увидев такое чудище с клыками, подумал бы о радиации:).
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 16, 2013, 23:33:47

"Не научили добру и свободе"... Да причем тут "добро и свобода"?:) Потому и не научили, что речь вообще-то о другом... Но - не буду повторяться.
Веревка - это на самом деле нитка. У гусей-лебедей желудки кондовые, всё переваривают. Можно не переживать за него.)) Если воспринимать этот рассказ как притчу, то надо признать, что для этого жанра тут не так уж много условностей. Где-то, может, что-то и не доработано, но перед нами совсем молодой автор, он еще многому может научиться. Что значит, "нет морали", когда мораль предельно ясно выражена: учитесь добывать пищу сами вместо того, чтобы ее клянчить? Зачем такая категоричность: "нет ничего настоящего", "всё фальшиво"? Ну, так уж и всё?
А про "клизму добра", Галь, мне очень понравилось:) Тоже вещь. Иногда незаменимая;)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 00:16:49

Да не хочется тут думать о смысле, потому что смысл притянут действительно за уши, поскольку оригинальность или креативность (да по отношению именно к этому рассказу хочется сказать "креативность") весь смысл перевешивает :). На фантазию он сподвигает, а не на философию. И найдет лебедь на Севере себе такую же зубастую жену и народятся у них зубасто-клыкастые "лебеденыши", поскольку как выяснилось, дрессуре эта новая порода лебедей поддается их будут использовать как плавающих собак :), ну или перестреляют всё это семейство с испуга, или само семейство всех сожрет :). А то, что автор перспективный, я и не спорю, далеко не каждый такое придумает...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 12:41:27

а почему возникло вообще это слово здесь - "притча"? Не вижу в рассказе признаков этого жанра...
Кстати, хочу еще добавить - про образ мамы, оставшейся за кадром. Автор не ставил себе задач достоверности, это ясно, образ мальчика не нашел, маму использовал между делом. А у меня, например, вопросы: с мамой у мальчика явно контакта нет - иначе почему он откровенничает с кем угодно про проблемы лебедя, но ни слова не говорит маме?
И еще. Есть мамы, которые "не выпускают ручку ребенка", а есть - которые понятия не имеют, где бегает их дите в сумерках, и от эпохи - до или после-перестроечной это не зависит. Так вот - тут какие-то две разные мамы... а точнее, ни одной достоверной и зримой.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 12:44:39

нет, я видела, что в тексте мальчик попытался маме донести "про лебедя", а та в своих заботах... но - после этого мама из поля зрения пропадает вовсе, словно и нужна была только чтобы показать, что ей не до сына... Зато он "сам с усам" - мудрый, самостоятельный, саморазвивающийся... Да, да, замечательно, конечно. Только не верю, и всё тут.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 14:01:58

Девчонки))) Пройдёмте в процедурную))))

Есть такая штука, которая помогает мне, как редактору, физически выжить. :) Называется - презумпция доверия автору.
Ведь он написал "Спасти злого лебедя", находясь в здравом уме, отдавая себе отчет в том, что его история совершенно не реальна, правда? Отсюда и пляшем...
Как говорил человек, имя которого слишком известно, чтобы его называть, судить автора надо по законам, им самим над собой поставленным. :)
Поэтому - я бы вообще не рассматривала историю в ракурсе реалистических традиций, а исключительно как условную, символическую, приняв правила игры. Вот что-что, а играет здесь автор - всерьез.
Мне тоже увиделось здесь если не притчевое (хотя формальных признаков, конечно, нет), то сказочное начало. Причём, с довольно оригинальным поворотом сюжета))) У меня не возникло вопросов, - что с возрастом, почему без мамы, почему в темноте - наверное, потому, что это здесь неважно.

Да, Артём налажал (извините за термин, работает "клизма добра") в деталях, пренебрег героями второго плана, набросав их схематично, много чего в работе "шито белыми нитками". Но какая яркая эта парочка - лебедь и мальчик!!! Психологическая мотивировка злобности одного и желания расколдовать - у другого - очень достоверна, на этом всё и держится.
Самое повествование цельное, хорошая композиция, хороший слог, хорошее чувство реплики - редко встречается у молодых авторов.
И еще... это бесшабашный рассказ. Несмотря на все свои "недолики".
Есть у него обаяние своё. Молодое.
Мне он очень понравился.
Артём, мне очень хочется увидеть, что ещё ты пишешь. Любопытство разбирает - страшное. Присылай, пожалуйста.
Надеюсь, совет внимательно относиться к деталям и взаимосвязям всех геров повествования, даже если ты работаешь в совершенно условной плоскости, - не будет проигнорирован. Это нужно, чтобы на плоскости появился объём. :))
Последняя правка: ноября 17, 2013, 14:04:31 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 14:03:12

:)))) Ириш, у тебя, как всегда, великолепная фантазия! Я думаю, если ты напишешь продолжение этого сюжета, будет действительно уморительно.

Галя, "Притча - дидактико-аллегорический жанр литературы". Сейчас многие пишут в этом жанре, не понимая этого и не до конца выдерживая этот жанр. Кто-то чересчур схематизирует повествование, кто-то, наоборот, слишком прописывает детали, от этого могут возникнуть всякие комичные эффекты и недопонимание. Я предлагаю взглянуть на рассказ А.Губкина через призму именно этого жанра. С точки зрения реализма, Галь, рассматривать его бесполезно: где тут признаки реализма, по которым можно предъявлять претензии к "разным мамам"?:)
А вообще, я думаю, Артему стоит разобраться в теории литературы, изучить жанровые особенности разных классических произведений, чтобы не возникало таких споров вокруг его собственных.

---
Галя, а мне, кстати, кажется, любое произведение, пусть даже самое реалистическое, если нет в нем аллегории (не в смысле тропа, а в более широком смысле, конечно), останется плоской картинкой и уж точно произведением искусства не станет.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 15:47:26

Катя, Наташа, я всегда получаю настоящий кайф, когда с вами общаюсь и спорю (спорю - это условно, потому что силы не те, но хотя бы пытаюсь). Потому что, разговаривая с вами, невольно учусь, вы для меня вместо лит.института - я совершенно серьезно, без всякой иронии! Стараюсь смотреть на вещи так, как вы предлагаете - и знаете, порой действительно получается... С лебедем, правда, никак... ну, наверное, это уже сила моего первого впечатления, а также личного восприятия через призму собственного опыта. Я-то как раз читала как реалистический рассказ и возмущалась главной для себя линией мама-сын) Совершенно очевидно, что автор - еще не папа) но забыть ему отпущенного на набережную ребенка (оставление без присмотра) ну никак не могу)))))) Это мне и помешало увидеть в рассказе что-то главное, на взгляд остальных.
Но ведь вам тоже понравилась, я смотрю, "клизма добра")))) там еще продолжение было... не знаю, можно ли здесь процитировать... в общем, чудовище после "клизмы добра" - "с тех пор бегал по лесу и с... правдой". Мне дико понравилось - какая глубина мысли, нет, я опять серьезно!
Борис Егоров

Hof
Комментарий
Дата : Вс ноября 17, 2013, 18:06:22

Мне почему-то по прочтении вспомнился свободный художник с гвоздиком на Красной площади...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн ноября 18, 2013, 03:42:12

"в общем, чудовище после "клизмы добра" - "с тех пор бегал по лесу и с... правдой". Мне дико понравилось - какая глубина мысли, нет, я опять серьезно!"
:) Да, действительно, очень тонко. Вот и мы теперь по лесу бегаем...
Артём Губкин

Севастополь
Комментарий
Дата : Пт ноября 29, 2013, 20:50:49

Специально прочитал о гвоздике и художнике на красной Площади. Борис Егоров, а что вы имели ввиду?
"Ух ты!" - воскликнул начинающий автор, заметив наличие мнений о его рассказе. Спасибо всем, кто прочитал.
По поводу верёвки: конечно переварится вместе с мясом. А что я забыл указать сорт нитки и фабрику? Отечественная, хлопчатобумажная - не навредит. Кстати, сам способ запутать зубы хищнику мне рассказал давно как-то пожилой узбек. Они мальчишками так в садах воровали, подкидывая собакам "шитое белыми нитками" мясо.
Время суток: зимой темнеет рано, так что мальчик не ночью бегает. Действие происходит в Севастополе на вполне конкретной пристани, где пятиэтажки стоят от воды всего в сотне метров. Здесь таких бухт много. Значит моё упущение: не донёс в атмосферу светящихся где-то сзади, в тумане, неясных пятнышек света из окон.
Удивительно полезно мне узнать все ваши мнения.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт ноября 29, 2013, 20:55:12

Артем, это снова я, злая тетя) Ну понимаете, маленькие мальчики, которых водят за ручку, и в дневное время одни с мясом по пристани не бегают, это называется "оставить без присмотра" - тем более рядом с водой. Ну, или это очень-очень несчастная занятая мама, которой не до сына, но это тогда отдельная тема для обсуждения. А насчет сорта веревки и того, что она переварится - вот я не знала, к примеру, что переварится. А мальчик откуда знал?
Артём Губкин

Севастополь
Комментарий
Дата : Пт ноября 29, 2013, 21:12:03

Я в возрасте от 5-лет бегал со сверстниками один много где (вот и добегался) по тихому 300-тысячному городку, не столица, зато спокойно.
Мальчик о верёвке вообще ничего не знал, перегрыз молочными зубами и понял, что пойдёт.
Ирина Митрофанова, это ужастик, вы правы, точно не реализм. Извините, кого обманул жанром.
Притча? Сказка? Вскормленный на Рэе Брэдбери, привык к незримому присутствию этих жанров, даже и не подумалось, что есть необходимость в строгом соблюдении рамок.
Оправдываться могу до бесконечности, но, конечно, это ученический рассказ автора без особого опыта.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт ноября 29, 2013, 21:16:32

не, оправдываться не надо) если это не реализм - то пусть бегает))) наверное, это столичные страхи)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 30, 2013, 18:02:49

Грустно как-то стало от нашей рафинированности. И страшно этих наших "столичных страхов". Сначала человек сам себе создает "страшную" среду, потом сам же ее начинает бояться, а потом... не верить тем, кто ее не боится, и даже заставлять бояться других. Порочный круг "цивилизации"... У нас на Тверской деревья появились - в горшках. Большие такие тумбы с деревьями. За ними ухаживают там как-то "по науке". И вот мне представилось, что скоро мы будем только такие деревья и видеть. А при виде нормального дерева, растущего в обычной земле, начнем бить тревогу об "оставлении растения в опасности". И закон специальный издадим, определим степень ответственности за такое дело. Т.к. земля вокруг станет такая к тому недалекому времени, что ничего опасней для деревьев и представить себе будет невозможно... А с другой стороны, вспоминаю, что когда-то казаки на Дон своих детей купаться отпускали, строго наказывая: "Утонешь - домой не приходи!". И дети действительно боялись утонуть, аккуратно себя вели, а то ведь прогневается родитель, на порог не пустит!
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Вт декабря 03, 2013, 22:16:57

Обсуждение живое, интересное, захватывающее и уж, конечно, намного интереснее оригинала.

Артем, мне кажется,я поняла Вашу аллегорию. Хотя почувствовала суть ее явно не я одна.

"...какая яркая эта парочка - лебедь и мальчик!!! ... почему без мамы, почему в темноте... пренебрег героями второго плана..." (Е. Злобина)

Это не "парочка", а просто "пара": "хороший" (добрый, смелый, открытый по-детски) мужчина и "плохая" (злая хищница, гораздо старше героя - "с желтыми клыками"!!! - наверное, вставными?.. разучившаяся летать - чего уж страшнее?!) женщина.
Артем, простите! я утрирую. Но Ваша схема ужасна именно потому, что она плоская.

Такое бывает. Бывают молодые мужчины, прямо ищущие "плохих" женщин, чтобы их "спасать". Чего стоят одни швейные машинки гуманистов-студентов из 19го века! Всегда бесполезные и, в итоге, героиню-проститутку бесящие.

Ну, побегал мальчик ночью, покормил этого монстра мясом из родительского (супружеского) "холодильника"... Но "кровь" из клюва... о гадость... Вы далеко зашли в своей аллегории, Артем, но вещь все равно не удалась... Почему? П.ч. воплощение идеи АНТИЭСТЕТИЧНО. Ни у кого, кроме героя, "злой лебедь" не вызывает чувства прекрасного. Вы описали свою "героиню" так, что она внушает один только непроходимый зоологический, медицинский, кромешный ужас.

А ведь лебедь - это традиционный символ прекрасного! Да еще и белый! Но единственное слово по отношению к Вашему лебедю "из прекрасного" - КРАСОВАЛСЯ... Ничего другого красивого (кроме самолюбования) Вы нам в этом лебеде не показали. Не хватило у Вас добрых и красивых слов... Что же дешевле и что дороже для любимой женщины, чем слова? Или "полет" в вашей аллегории не равен любви??? А как же идея привязанности (нитки)? Да нет, дамы, это про любовь! Только какая-то она у автора... мясная.

В чем реальная проблема сюжета? По-моему, проблемы нет!

Ну, приехал мальчик на курорт, ну попался ночью без мамы "в зубы" Ужасной Женщине... Это бывает и у всех - проходит. И далеко не всегда становится предметом литературы. В Вашем рассказе "работает" - только название. Все остальное - мимо.

Тоже бывает. И тоже проходит. Мне кажется, Вам стоит задуматься, что есть искусство, для чего оно. Тогда станет понятно, что есть любовь. Для чего она. И что делать с "гадкими лебедями". Да ничего не делать. Они есть и будут. Но пусть будут - ВНЕ.

Такое вот мое личное мнение "о студентах и швейных машинках". (Кстати, оно со школы не изменилось).

С пожеланием творческих удач! Красивых Вам образов!
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 14:37:07

"воплощение идеи АНТИЭСТЕТИЧНО... внушает один только непроходимый зоологический, медицинский, кромешный ужас".
А знаете... По-моему, Лидия Юрьевна нашла нужное слово. Действительно, мы ушли в отзывах не туда, мальчик вечером один и т.д. А ведь главное впечатление от прочитанного - действительно "антиэстетично".
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 15:45:07

Галь, а "Кладбище домашних животных" эстетично? :). Да и любой другой фильм ужасов...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 21:43:53

А выклевывание печени в "Прометее" Михеенкова? Эстетично?)) Вообще это всё вопрос восприятия. Чем сильнее человек боится физической боли, тем страшнее и ужасней "медицински" ему покажется любое описание болячки, "вавки", мяса и пр., и тем сложнее будет обратить взоры к главному, что стоит за этой "вавкой".

"Бывают молодые мужчины, прямо ищущие "плохих" женщин, чтобы их "спасать". Чего стоят одни швейные машинки гуманистов-студентов из 19го века! Всегда бесполезные и, в итоге, героиню-проститутку бесящие.".
Лидия Юрьевна)))) Окститесь! Артем, наверно, уже в глубоком обмороке от наших, а особенно, Ваших интерпретаций. Какие-то проститутки, швейные машинки, студенты... Вы о чем, если не секрет?:)
Последняя правка: декабря 04, 2013, 22:18:01 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 21:52:22

Во-во, и я говорю, всей честной компании, пойдемте, посочувствуем Прометею :), а лебедь тут мужчина, а не женщина (лично по моему восприятию), но восприятие может быть разным, конечно :).
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 22:17:21

... а мальчик маленький
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 22:37:01

про лебедя-женщину, конечно, плохо верится)))
а про эстетичность Прометея и Лебедя... Наверное, неэстетичность Лебедя в том, что изначально рассказ был задуман умильно и о высоком и мудром. Вот и не бьется что-то. Стиль же рассказа о Прометее - совсем в другой эстетике, поэтому там все выглядит на месте, даже печень...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 22:38:06

судить могу только по собственной реакции. Прометея - прочитала и не поморщилась. От лебедя перевернуло, честно... Это только мои личные ощущения.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 23:01:12

ну, вот))) прилипли мы к неэстетичному Лебедю, хоть умри! И все лавры Прометея всё равно ему достаются)) Это, наверно, любовь. Эстетично или антиэстетично, а не можем с этим лебедем расстаться - и всё тут! Вот и думай после этого, кем быть - известным писателем с неэстетичными произведениями или непопулярным с эстетичными:)
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср декабря 04, 2013, 23:46:19

Лидия Юрьевна о Чернышевском))) Но к лебедю это, и правда, как-то... далёко, хотя непрямая связь есть: в "что делать" тоже была попытка изменить природу)))

Перечла ленту комментов и вспомнила афоризм профессора, читавшего курс эстетики моей сестре. "Прекрасное и безобразное - где грань?!" - подняв глаза горе, театрально разведя руками, восклицал седой ученый муж, начиная каждую свою лекцию :))

И своего "эстета" вспомнила. Демонстрацию шедевра постмодерна в живописи: лежит мёртвый, как живой. Жутко и аж живот сводит от подступающей тошноты. И глаз оторвать невозможно. Секрет искусства, чё))
А вот прекрасный Жан Жаныч Карабутенко демонстрировал аудитории портрет изобретателя гильотины через папиросную бумагу - "дабы дамы не упали в обморок от сей богомерзкой рожи"))))

Мне кажется, стоит сказать огромное спасибо Артёму за всё, что мы здесь вспомнили благодаря его рассказу. Слово так непредуганно отзывается редко)))
Последняя правка: декабря 05, 2013, 00:57:52 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт декабря 05, 2013, 11:02:23

))) Ну, чесслово, не узнаю я Чернышевского в этом рассказе! Хотя... "аллегория" же. Сама ведь заикнулась о "притче"... И зато какое остроумное предположение, Лидия Юрьевна! Рассказ в рассказе прямо. Вот только тут с Вами не соглашусь:
"Тогда станет понятно, что есть любовь. Для чего она. И что делать с "гадкими лебедями". Да ничего не делать. Они есть и будут. Но пусть будут - ВНЕ."
Ну, как это ВНЕ? Это противоречит принципу Любви... Евангельскому, между прочим.
Геннадий Русских

иркутск
Комментарий
Дата : Чт декабря 05, 2013, 12:02:04

Но эстетика как бы вытекает из этики.А этика есть даже у ОПГ. Но здесь есть риск увязнуть в споре надолго. Всё-таки я склонен прибиться к мнению Лидии Юрьевны: мальчик (очень возможно через автора) кого-то спасает. Ведь вовсе не факт (во всяком случае в рассказе этого нет), что лебедь не умел(а) летать. Мальчик пытается заставить сделать это птицу хитростью. Для чего? И нужно ли было это делать?
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт декабря 05, 2013, 15:09:56

Да, Наташа права, почему-то прилипли) хотя разговоры под рассказом - признаюсь честно, гораздо интереснее рассказа...
Миньковская Роза

Севастополь
Комментарий
Дата : Пт декабря 06, 2013, 00:19:37

Мальчик не знал или забыл, что "рождённый ползать летать не может". И хотя в природе лебедя полёт функционален, у многих "лебедей" эту функцию отключили, осталась одна функция - поедание. Наивный мальчик-романтик верит, что эта птица рождена и для полёта. Поэтому он пытается вернуть её к естественному состоянию варварскими методами.

Эксперимент, очевидно, провалился, но мальчику хочется верить взрослым... ведь он так старался совершить чудо.

Может и расколдует он людей.
Вот вырастет настоящим мастером пера и напишет такое, что серые тени оживут и, даже без приманки на ниточке, вдруг взмахнут своими крыльями и воспарят свободно и красиво.

Дай-то, Бог! ))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт декабря 06, 2013, 13:30:25

Мальчики - они не наивные, они романтики, как и положено быть молодым людям))) И они просто обязаны верить в то, что могут спасти - и злого лебедя, и человечество, иначе из них ничего путного не вырастет. Каждому возрасту - своё. К сожалению, сейчас и правда таких романтичных мальчиков днем с огнем не сыскать, все стали старичками еще с пеленок, а потом до старости их мама за ручку водит. Так что... присоединяюсь к пожеланиям Розы - есть надежда оживить серые тени у автора рассказа.
Геннадий Русских

иркутск
Комментарий
Дата : Пт декабря 06, 2013, 13:44:09

Ещё один немаловажный штрих в пользу версии Лидии Юрьевны - у мальчика нет отца. Вернее он где-то есть и может быть где-то рядом. Но из текста понятно: мальчик живёт с мамой. Может где-то здесь присутствует скрытый мотив поведения мальчика, может через лебедя он пытается научить летать близкого ему человека?

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте