СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1198
19 сентября 2013 года
Когда я открыл «Арбухту», меня порадовало, что представленный материал такой разнообразный. Что человек, недолюбливающий модернистскую прозу и поэзию, такой, как пишущий эти строки, например, спокойно может переместить свое внимание на творения классиков, подобных Элиоту (правда, я, было, сначала подумал, что речь идет о Джордже Элиоте), Розанову и нек. др., а также на сегодняшних авторов, соблюдающих старые литературные традиции. Читал я сильно вразнобой, такая у меня привычка, и в первую очередь впечатлил меня материал о Пушкине. В этом материале автор Владимир Вавилов ставит вопрос о том, было ли у Пушкина детство, спорит с авторитетными пушкиноведами былых времен, такими как Тынянов и Лотман. Потом мне захотелось согласиться с Василием Розановым, который писал: «Выводимый без труда из Мопассана, он выводится, далее, из Золя, Флобера, Бальзака, из ультрареализма, как антитезы ранее развившемуся ультраидеализму (романтизм и «возрожденный» классицизм). Именно этот элемент ultra, раз замешавшийся в литературу и никогда потом из нее не вытесненный, как результат ultra в самой жизни, в ее нравах, в ее идеях, ее влечениях, ее позывах, и сказался в конце концов таким уродливым явлением, как декадентство и символизм». Очень верное, на мой взгляд, наблюдение. Важная статья Владимира Соловьева о поэзии Тютчева еще раз подчеркивает мысль о том, что Россия по природе своей – христианское царство. И то, что она призвана внутренне обновить и внешним образом объединить человечество. Ведь как актуальны и сегодня строки Тютчева о том, что в Россию можно только верить, в отличие от громко звучащих еще недавно «давно пора, ядрена мать, умом Россию понимать». В литературно-критических материалах Алексея Чипиги о Платонове понравилась мне и запомнилась следующая характеристика его творчества: «Мир прозы Андрея Платонова – это мир изумленного собой и своим сиротством тела, тела, растерянного в просторной «бессмыслице» существования, которая вовсе не бессмыслица применительно к урожаю конечных целей. (…) Однако вязкая музыка платоновских произведений отнюдь не производит впечатления чего-то диковинного, наоборот, погружаешься в языковую стихию всех этих чевенгуров, епифанских шлюзов и потуданей с щемящим чувством родного, словно слышишь тот неизбывный скрип телег из «Слова о полку». Тонко прочувствованная и правильная, на мой взгляд, литературная привязка. Несмотря на нелюбовь к модернизму, показались мне интересными наблюдения Евгении Коробковой, касающиеся цветовых рифм в поэзии Ксении Некрасовой. Эти размышления увиделись важными, ведь и замечательный реалист Флобер писал свой шедевр «Мадам Бовари», оттолкнувшись именно от цветовых ассоциаций. Еще хотелось бы сказать вот что… Большие молодцы те, кто в наше нелитературное время пишет прозу и стихи, выпускает альманахи… Честь и хвала таким людям. И недаром в альманахе представлены такие авторитетнейшие писатели и деятели, как, к примеру, Сергей Николаевич Есин. Сколько приятных мгновений подарило мне чтение его дневников в разные годы. И надо сказать, нравились они совсем не потому, что единожды нашел я там лестное упоминание о своем дипломе и дипломах некоторых однокурсников, а потому, что «Дневники Есина» - уникальное по мудрости, охвату литературы и действительности явление наших дней. Из этих дневников в свое время черпал я знания по сегодняшней литературной ситуации, литературоведению в целом, отечественной истории новейшего периода и т.д., также следил за происходящим на кинофестивале на Гатчине, узнавал тайны могущества семейства Михалковых и многих других сановитых людей России и много о чем еще. В стихах преподающего в Литинституте поэта Геннадия Красникова чувствуется социальность, патриотизм и, безусловно, пронзают мыслящих о судьбах страны людей такие антилиберальные строки. От их прямоты даже становится страшно:
Пора менять кручину на дубину, Мы исчерпали срок терпеть и ждать, Ты помни: кроме жалоб на судьбину В России есть «наука побеждать»!..
Кто рвал хоругви наши и знамена, Кто в наших детях души убивал, - Мы этих бесов вспомним поименно, Как никогда никто не вспоминал!..
Стихи цикла «Шарля Штоски» поэта Виктора Цатряна почему-то наполнили меня воспоминаниями об уюте и таинственности Праги в произведениях Густава Майринка. Понимаю, странная ассоциация, неожиданная, но все же… Радуют постоянные отсылки к античным шедеврам в цикле стихов Натальи Ивановой «Яблочный Спас»:
Кажется мне: Одиссей покидает Калипсо, В сети соблазна запутался ткацкий челнок.
Почему-то находит отклик в душе и следующее четверостишие:
Я понимаю: привязанность – это не привязь, Дорого-любо, но милой насильно не быть. Благословенны истертые пальцы Элизы, Между которых крапивная тянется нить.
А каким фиолетовым сиянием отдают вот эти строчки Ивановой:
Лежала влажным полукружьем сулугуни В ленивом небе кахетинская луна, И я жалела, что не рождена колдуньей, Чтоб размножать земного счастья семена.
Заметен в альманахе «Артбухта» и грустноватый юмор рассказов Павла Косова – на тему гаданий, астрологических прогнозов и современного постмодернистского «искусства». Порадовало, что не чувствуется в Косове нарочитого желания шагать в ногу со временем, но при этом быть по-хорошему современным у него получается. Григорий Артюхов удивил «Монологом городского воробья», а Виталий Надыршин заставил умилиться своим «Двум апельсинам» и еще раз задуматься – не главный ли смысл настоящих художественных произведений простая человеческая доброта?.. Кирилл Яблочкин, может, кому-то не нравится нигилизмом, присущим некоторым его персонажам, но важно, что автор совершенно не книжен, его творчество питает сама жизнь. Таков и его «Город с музыкой и без». Главному герою рассказа никто не ходит по спине (в прямом смысле), как в каком-то из предыдущих произведений Кирилла, но испытаний на его долю и без того хватает. Не выглядят искусственно вставленными вопросы главного героя Ивана к встречающимся равнодушным людям: «У тебя живого хоть грамм остался?». Можно, конечно, долго спорить о том, что есть «душевное» и что - «духовное», но вещь «Город…», безусловно, заинтересовывает. Где-то мне даже вспоминался мой любимый американский писатель Томас Вулф. По крайней мере, он, как и герой Яблочкина, порой так же отчаянно воевал с людской нечуткостью, и его выносили из кабаков побитым. В предпоследней главе этого рассказа тоже интересные моменты. Внешне не религиозный, герой взывает к Богу: «Он глянул мельком на черную церковь и отвернулся. Согнулся пополам и сказал тихо в сжатые кулаки: «Прости меня. Я дурак. Дурак. Я пытаюсь. Я пытаюсь. Мне ничего не нужно. Дай мне сил». Глава 13 написана, на мой взгляд, по-особенному. Читателя просто-таки затягивает в страдания главного героя, картины лесной природы помогают воздействовать на него. Радует также, что у Яблочкина отсутствуют лишние абзацы, слова, краски; у него, что называется, все к месту. Читая произведения альманаха, особенно части, посвященные классикам, или их собственные труды, иногда ловил себя на мысли, что горжусь тем, что учился в одном литинститутском семинаре с некоторыми издателями «Артбухты». Ведь то, что они, будучи еще молодыми по возрасту, не пытаются «сбрасывать с корабля современности» настоящие большие литературные имена, а развиваются сами и пытаются развивать окружающих, скорее опираясь на эти имена, является как минимум похвальным. Я бы мог остановиться еще не на одном произведении «Артбухты», но, прошу прощения, труба зовет – надо идти в третий раз переписывать собственный «эпос» о нашем суровом времени… |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва