Заказать третий номер








Просмотров: 1198
19 сентября 2013 года

Когда я открыл «Арбухту», меня порадовало, что представленный материал такой разнообразный. Что человек, недолюбливающий модернистскую прозу и поэзию, такой, как пишущий эти строки, например, спокойно может переместить свое внимание на творения классиков, подобных Элиоту (правда, я, было, сначала подумал, что речь идет о Джордже Элиоте), Розанову и нек. др., а также на сегодняшних авторов, соблюдающих старые литературные традиции.

Читал я сильно вразнобой, такая у меня привычка, и в первую очередь впечатлил меня материал о Пушкине. В этом материале автор Владимир Вавилов ставит вопрос о том, было ли у Пушкина детство, спорит с авторитетными пушкиноведами былых времен, такими как Тынянов и Лотман.    

Потом мне захотелось согласиться с Василием Розановым, который писал: «Выводимый без труда из Мопассана, он выводится, далее, из Золя, Флобера, Бальзака, из ультрареализма, как  антитезы ранее развившемуся ультраидеализму (романтизм и «возрожденный» классицизм). Именно этот элемент ultra, раз замешавшийся в литературу и никогда потом из нее не вытесненный, как результат ultra в самой жизни, в ее нравах, в ее идеях, ее влечениях, ее позывах, и сказался в конце концов таким уродливым явлением, как декадентство и символизм». Очень верное, на мой взгляд, наблюдение.  

Важная статья Владимира Соловьева о поэзии Тютчева еще раз подчеркивает мысль о том, что Россия по природе своей – христианское царство. И то, что она призвана внутренне обновить и внешним образом объединить человечество. Ведь как актуальны и сегодня строки Тютчева о том, что в Россию можно только верить, в отличие от громко звучащих еще недавно «давно пора, ядрена мать, умом Россию понимать».  

В литературно-критических материалах Алексея Чипиги о Платонове  понравилась мне и запомнилась следующая характеристика его творчества: «Мир прозы Андрея Платонова – это мир изумленного собой и своим сиротством тела, тела, растерянного в просторной «бессмыслице» существования, которая вовсе не бессмыслица применительно к урожаю конечных целей. (…) Однако вязкая музыка платоновских произведений отнюдь не производит впечатления чего-то диковинного, наоборот, погружаешься в языковую стихию всех этих чевенгуров, епифанских шлюзов и потуданей с щемящим чувством родного, словно слышишь тот неизбывный скрип телег из «Слова о полку». Тонко прочувствованная и правильная, на мой взгляд, литературная привязка.

Несмотря на нелюбовь к модернизму, показались мне интересными наблюдения Евгении Коробковой, касающиеся цветовых рифм в поэзии Ксении Некрасовой. Эти размышления увиделись важными, ведь и замечательный реалист Флобер писал свой шедевр «Мадам Бовари», оттолкнувшись именно от цветовых ассоциаций.   

Еще хотелось бы сказать вот что… Большие молодцы те, кто в наше нелитературное время пишет прозу и стихи, выпускает альманахи… Честь и хвала таким людям.

И недаром в альманахе представлены такие авторитетнейшие писатели и деятели, как, к примеру, Сергей Николаевич Есин. Сколько приятных мгновений подарило мне чтение его дневников в разные годы. И надо сказать, нравились они совсем не потому, что единожды нашел я там лестное упоминание о своем дипломе и дипломах некоторых однокурсников, а потому, что «Дневники Есина» - уникальное по мудрости, охвату литературы и действительности явление наших дней. Из этих дневников в свое время черпал я знания по сегодняшней литературной ситуации, литературоведению в целом, отечественной истории новейшего периода и т.д., также следил за происходящим на кинофестивале на Гатчине, узнавал тайны могущества семейства Михалковых и многих других сановитых людей России и много о чем еще.

В стихах преподающего в Литинституте поэта Геннадия Красникова чувствуется социальность, патриотизм и, безусловно, пронзают мыслящих о судьбах страны людей такие антилиберальные строки. От их прямоты даже становится страшно:

 

Пора менять кручину на дубину,

Мы исчерпали срок терпеть и ждать,

Ты помни: кроме жалоб на судьбину

В России есть «наука побеждать»!..

 

Кто рвал хоругви наши и знамена,

Кто в наших детях души убивал, -

Мы этих бесов вспомним поименно,

Как никогда никто не вспоминал!..

 

Стихи цикла «Шарля Штоски» поэта Виктора Цатряна почему-то наполнили меня воспоминаниями об уюте и таинственности Праги в произведениях Густава Майринка. Понимаю, странная ассоциация, неожиданная, но все же… 

Радуют постоянные отсылки к античным шедеврам в цикле стихов Натальи Ивановой «Яблочный Спас»:

 

Кажется мне: Одиссей покидает Калипсо,

В сети соблазна запутался ткацкий челнок.

 

Почему-то находит отклик в душе и следующее четверостишие:

 

Я понимаю: привязанность – это не привязь,

Дорого-любо, но милой насильно не быть.

Благословенны истертые пальцы Элизы,

Между которых крапивная тянется нить. 

 

А каким фиолетовым сиянием отдают вот эти строчки Ивановой:

 

Лежала влажным полукружьем сулугуни

В ленивом небе кахетинская луна,

И я жалела, что не рождена колдуньей,

Чтоб размножать земного счастья семена.

 

Заметен в альманахе «Артбухта» и грустноватый юмор рассказов Павла Косова – на тему гаданий, астрологических прогнозов и современного постмодернистского «искусства». Порадовало, что не чувствуется в Косове нарочитого желания шагать в ногу со временем, но при этом быть по-хорошему современным у него получается.     

Григорий Артюхов удивил «Монологом городского воробья», а Виталий Надыршин заставил умилиться своим «Двум апельсинам» и еще раз задуматься – не главный ли смысл настоящих художественных произведений простая человеческая доброта?..

Кирилл Яблочкин, может, кому-то не нравится нигилизмом, присущим некоторым его персонажам, но важно, что автор совершенно не книжен, его творчество питает сама жизнь. Таков и его «Город с музыкой и без». Главному герою рассказа никто не ходит по спине (в прямом смысле), как в каком-то из предыдущих произведений Кирилла, но испытаний на его долю и без того хватает. Не выглядят искусственно вставленными вопросы главного героя Ивана к встречающимся равнодушным людям: «У тебя живого хоть грамм остался?». Можно, конечно, долго спорить о том, что есть «душевное» и что - «духовное», но вещь «Город…», безусловно, заинтересовывает. Где-то мне даже вспоминался мой любимый американский писатель Томас Вулф. По крайней мере, он, как и герой Яблочкина, порой так же отчаянно воевал с людской нечуткостью, и его выносили из кабаков побитым.    

В предпоследней главе этого рассказа тоже интересные моменты. Внешне не религиозный, герой взывает к Богу: «Он глянул мельком на черную церковь и отвернулся. Согнулся пополам и сказал тихо в сжатые кулаки: «Прости меня. Я дурак. Дурак. Я пытаюсь. Я пытаюсь. Мне ничего не нужно. Дай мне сил».

Глава 13 написана, на мой взгляд, по-особенному. Читателя просто-таки затягивает в страдания главного героя, картины лесной природы помогают воздействовать на него. Радует также, что у Яблочкина отсутствуют лишние абзацы, слова, краски; у него, что называется, все к месту.          

Читая произведения альманаха, особенно части, посвященные классикам, или их собственные труды, иногда ловил себя на мысли, что горжусь тем, что учился в одном литинститутском семинаре с некоторыми издателями «Артбухты». Ведь то, что они, будучи еще молодыми по возрасту, не пытаются «сбрасывать с корабля современности» настоящие большие литературные имена, а развиваются сами и пытаются развивать окружающих, скорее опираясь на эти имена, является как минимум похвальным.

Я бы мог остановиться еще не на одном произведении «Артбухты», но, прошу прощения, труба зовет – надо идти в третий раз переписывать собственный «эпос» о нашем суровом времени…

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 13, 2013, 12:58:23

Очень приятно, когда рецензенты действительно тщательно и добросовестно работают с рецензируемым материалом. Иногда когда мне попадаются некоторые рецензии на сборники, создается впечатление, что рецензент просто пролистал, понял так сказать, общее направление, но в подробности не вникал. А Дмитрий действительно потрудился на совесть,обоснованно высказался по всем разделам, что особенно приятно - уделил внимание литературно-критическим материалам, на которые большинство не обращает внимания, так как существует читательское предубеждение, что если критика, то ясно дело нуднота.А ведь на самом деле порой и критика бывает совсем нескучной. Спасибо большое, Дима. Будем надеяться, что и на второй номер альманаха "Артбухты" найдется такой же добросовестный рецензент.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте